- Преподавателю
- Музыка
- Разработка урока: Программные произведения в искусстве
Разработка урока: Программные произведения в искусстве
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дочкина А.П. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
4 четверть, 2 урок (7 класс), модуль.
ТЕМА УРОКА: Программные произведения в искусстве.
Цели урока:
Обучающая: сформировать представление о программных произведениях
Развивающая: на основе эмоционально восприятия и ассоциативного мышления научить отличать программные произведения в искусстве
Воспитательная: возбудить интерес к анализу программных произведений
Задачи:
Знать признаки, раскрывающие смысл понятия «программность»;
Уметь различать «программность» в музыке, изобразительном искусстве, литературе и применять знания на практике;
Развивать эстетическую культуру, мировоззрение.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.
2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты
1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
Предметные результаты
- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность
- расширение музыкального и общего культурного кругозора;
Тип урока: комбинированный.
Методы: по назначению - применения знаний, творческой деятельности;
по типу познавательной деятельности - частично-поисковый, ИКТ.
Оборудование: ПК, мультимедиа, параграф 14 (стр78).
Музыкальный материал: В.А.Моцарт Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», Ф.Шуберт «Шарманщик» из цикла «Зимний путь»
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- слушание (сопоставление и анализ) музыкальных произведений.
- исполнение (попевка, разучивание песни)
- просмотр наглядного материала.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Планируемые результаты
1.Организаци-онный момент
Дети заходят под музыку
Организационный момент: музыкальное приветствие.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, учитель!
Личностные результаты
1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности,
2.Актуализа-ция опорных знаний.
художественном и самобытном разнообразии.
2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
3. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока
сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «объявленная» программа произведениях искусства, будем определять музыкальный образ произведения по элементам музыкальной речи и находить связи между изучаемыми произведениями.
Итак, ребята, о чем же мы сегодня будем с вами говорить?
Метапредметные результаты
1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
4. Изучение нового материала
«Объявленная» - это значит, что данное произведение имеет название. И название произведений в таком случае, дает ключ к пониманию его содержания.
Нет
Слушание и разбор музыкальных фрагментов
В.А.Моцарт Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», Ф.Шуберт «Шарманщик» из цикла «Зимний путь»
Дети пытаются дать название произведению, анализ характера произведения
Физ. минутка: - «Качели».
Все лето качели качались и пели,
А мы на качелях к небу летели.
Настали осенние дни,
Качели остались одни.
Лежат на качелях два желтых листа
И ветер качели качает слегка.
(Все движения выполняются под музыку, в соответствии с текстом).
«Что же это значит - «объявленная» программа музыкальных пьес?
Вот, например, пьеса П.И.Чайковского «Болезнь куклы» уже несет содержание в самом названии, а если я вам скажу, что произведение называется «Прелюдия»- это вам о чем-то расскажет?»
«Давайте, мы сейчас на примере музыкальных произведений попробуем разобраться, что же такое произведения с «объявленной» и «необъявленной» программой.
Музыка требует от слушателя немалого: сосредоточенности, внимания и непременно сопереживания, желания и умения погрузиться в мир музыкальных образов. Ведь слушатель вместе с композитором и исполнителем становится участником «явления» музыки.
Сочинить музыку - дело не простое, это процесс творческий и поэтому очень индивидуальный. Многое зависит от личности композитора, его душевного настроя, от условий жизни.
Одни сочиняют за роялем, другие - сидя за столом, третьи - во время прогулки. Вот во время одной из таких прогулок, наш современник, композитор К.Молчанов сочинил произведение, которое я сейчас для вас исполню, а вы во время слушания попытайтесь определить название произведения».
Исполняется произведение «Песня туристов»;
Предметные результаты
- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; - развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность
- расширение музыкального и общего культурного кругозора
6. Распевание и разучивание
Работа над песней «Песня туристов»
7. Рефлексия деятельности Подведение итогов урока.
Оценки за урок.
песенные композиции почти всегда являются «объявленными» произведениями.
Мы видим, что в произведениях искусства непременно запечатлевается все, что связано с выразительностью музыкального звучания. Одинокий голос или мощный хор, щемящий всплеск пережитого чувства или рисунок весеннего цветка, стремительное движение или крайнее оцепенение - все это, как и многое другое, чем вдохновляется и живет искусство, рождает свою собственную программу.
Ответы детей
- С «объявленной» программой;
- Произведения, содержание которых не точно соответствует «объявленной» программе;
- Произведения, которые не имеют «объявленной» программы
Итак, что же мы видим, какие бываю пьесы в искусстве?
8. Домашнее задание
Выполнить задания в дневнике муз. размышлений стр.7-9.
5