Развитие творческих способностей дошкольников

.                         Актуальность и необходимость развития творческих способностей у старших дошкольников.    Развитие творческих способностей современного дошкольника – это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.   Одним из благоприятных периодов для развития творческих способностей является старший дошкольный во...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей старших дошкольников на музыкальных занятиях.

Быковских Надежда Львовна

МАДОУ «Детский сад «Радуга»

Слайд 2. Актуальность и необходимость

развития творческих способностей у старших дошкольников.

Развитие творческих способностей современного дошкольника - это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.

Одним из благоприятных периодов для развития творческих способностей является старший дошкольный возраст. В этот период у детей уже достаточно развиты познавательная активность, впечатлительность, интуиция, а также яркость, конкретность представленных образов и лёгкость манипулирования ими.

В музыкальном воспитании проблема развития творческих способностей исследовалась С. В. Акишевым, Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой и другими учёными и музыкантами.

По мнению российского психолога, специалиста в области творчества и одаренности, Дианы Борисовны Богоявленской, развитие творческих способностей будет эффективным, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс.

Развитие творческих способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умении ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.

Традиционно в детском саду принято выделять такие формы организации музыкальной деятельности:

- музыкальные занятия,

- самостоятельная музыкальная деятельность детей,

- музыка в повседневной жизни,

- музыка на праздниках.

Слайд 3. Роль музыкального руководителя в развитии творческих способностей старших дошкольников.

В своей работе я стараюсь придерживаться следующих принципов.

  1. Музыкальный руководитель является в творческой практике сценаристом, режиссером и актером-исполнителем.

  2. Создание благоприятной, творческой атмосферы для развития ребёнка и его самоактуализации.

  3. Диалоговый принцип общения: музыкальный руководитель - ребёнок.

  4. Музыкальный руководитель должен в совершенстве владеть не только знаниями и умениями своей профессии, но и психологическими знаниями, и педагогическим мастерством.

  5. Умение найти верный тон музыкального занятия, соблюдение эмоционального центра творческого процесса.

  6. Речь в общении с детьми должна быть вдохновенна и выразительна.

Слайд 4. Для меня важны и некоторые методические принципы:

- Средство эмоционального и рационального начал;

- Сюжетно - тематическое построение всей системы занятий;

- Игровой метод обучения;

- Эстетическая организация развивающей среды;

- Единое психологическое пространство.

Слайд 5. Для развития творческих способностей старших дошкольников я использую в работе современные технологии, методы и приёмы из разных парциальных программ музыкального развития дошкольников, таких как:

- «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой,

- «Элементарное музицирование дошкольников» под редакцией Т.Тютюнниковой,

- «Гармония» авторского коллектива под руководством К.В. Тарасовой,

- «Ритмическая мозаика» под редакцией А.И. Бурениной.

Использую в своей работе некоторые приёмы и методы из комплексной программы «Развитие» под руководством Л.А. Венгера, О. М. Дьяченко.

Слайд 6. Из разных программ, я бы выделила «Программу по музыкальному воспитанию» О. П. Радыновой. Основные направления и методы этой программы я часто использую в своей работе, так как они способны развивать творчество детей.

Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

Согласно программе О. П. Радыновой, когда ребёнок проделывает несколько разных операций с одним произведением (слушает, танцует под него, исполняет на инструменте), оно воспринимается им во всех гранях, оставляя след в духовном развитии ребёнка.

Слайд 7. В нашем музыкальном зале для дошкольников старшего возраста имеется современное информационно - техническое обеспечение:

Слайд 8. Также в нашем детском саду имеется достаточное оснащение музыкального зала (детские музыкальные инструменты, наглядные пособия, кукольный театр и многое другое).

Наглядный и дидактический материал постоянно обновляется и добавляется. Закупается новое оборудование, костюмы, атрибуты и так далее. Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала способствует развитию музыкальных и творческих способностей наших воспитанников.

Слайд 9. Развитие творческих способностей старших дошкольников на музыкальных занятиях.

Развитие творческих способностей старших дошкольников на музыкальных занятиях (в музыкальной деятельности, если нет музыкального руководителя в детском саду) происходит через:

- песенное творчество,

- танцевальное творчество,

- музыкально - игровое творчество,

- музицирование.

Слайд 10. Для развития песенного творчества старших дошкольников мною применяются фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова. Применяю в работе и логоритмические задания, песни и музыкальные игры.

Для наилучшего восприятия музыкальных произведений применяю некоторые приёмы из программы «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.

В своей работе применяю приёмы развития чувства ритма, описанные С. и Т. Беляевыми, М. А. Михайловой. Также использую некоторые методы и приёмы из программы «Ритмическая мозаика» под редакцией А.И. Бурениной.

Для развития музыкально - игрового творчества я использую в работе авторскую методику Е. И. Юдиной с серией игр и творческих заданий, приёмы и методы из «Программы по музыкальному воспитанию» под редакцией О. П. Радыновой.

При музицровании и импровизации я применяю приёмы из программы «Элементарное музицирование дошкольников» под редакцией Т.Тютюнниковой.

Также я использую новые современные технологии, описанные в музыкальных журналах, методической и дополнительной литературе. Активно использую в работе интернет (просмотр видео, новые приёмы и методы и т.д.)

На музыкальных занятиях я часто применяю методы креативной педагогики, при которой недопустимы педагогический нажим, повышение голоса, явные и скрытые угрозы.

Например, я говорю «Катя, у тебя очень хорошо получилось исполнить мелодию на металлофоне. И нам с ребятами понравилось. Ты заметила, как мы внимательно тебя слушали?!»

Слайд 11. На музыкальных занятиях, в процессе обучения дети непринужденно учатся чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцами, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством.

Слайд 12. Творческие способности детей развиваются и на основе театрализованной деятельности. Это путь эмоционального раскрепощения, снятия сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению. При этом развивается память, мышление и речь.

Одним из приоритетных направлений в области музыкального воспитания является размышления и анализ, которые способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию навыков самостоятельной работы.

Слайд 13. Приведу пример из проведённого мною недавно цикла музыкальных занятий, посвящённых творчеству Н. А. Римского-Корсакова и русскому народному творчеству (знакомство с РНП «Во саду ли в огороде», изучение русских народных инструментов и т.д.).

На первом занятии я знакомлю детей старшей группы со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» (применяя ИКТ), затем мы слушаем музыкальное произведение «Белка» (из цикла «Три чуда).

На этом же занятии я читаю стихотворение А.С. Пушкин «Ель растёт перед дворцом», знакомлю с РНП «Во саду ли в огороде» в разных вариантах (вокальное, инструментальное исполнение, в том числе - балалайку). Затем мы знакомимся с русским музыкальным инструментом - балалайкой. После этого дети импровизируют под эту музыку на металлофонах, колокольчиках и дудочках. Затем я раздаю детям раскраски с изображением белочки и предлагаю им дома или в детском саду раскрасить их по своему усмотрению. Также я нацеливаю детей на дальнейшее изучение музыкального произведения «Белка», Во саду ли в огороде» и сказки Пушкина «Сказка о Царе Салтане». В конце занятия я отдаю воспитателю книгу с этой сказкой и предлагаю почитать её в группе.

Слайд 14. Следующее занятие начинается с таких слов детей: «Нам читали сказку перед сном в садике», «Мы смотрели с мамой дома эту сказку-мультфильм в Интернете», «А я слушала эту песню дома и играла на металлофоне эту музыку» и так далее. А это - уже творчество!

На втором музыкальном занятии я использовала приём озвучивания стихотворения «Ель растёт перед дворцом», где использовались разные музыкальные инструменты. При повторном прослушивании музыкального произведения «Белка», я предлагаю творческое задание: «Внимательно прослушайте музыку и расскажите, что вы себе представили? О чём рассказала музыка?» (при этом дети закрывают глаза).

Я зачитаю для вас 2 высказывания о прослушанной музыке:

Шистеров Андрей: «Я увидел себя под эту музыку на золотом поле. Там стоял дворец. Я зашёл во Дворец, а там царь. У него на коленях сидит белка, которая грызёт золотые орешки».

Порядина Лиза: «Я иду по изумрудному полю, смотрю, а впереди забор. За забором танцуют люди под красивую музыку. А дальше за забором было море, а потом остров с золотом. Мне захотелось танцевать под эту музыку.

Я считаю, что музыкальное воспитание детей, не должно ограничиться развитием слуха, ритма, слушанием музыки, обучению пению или игре на инструментах. Моя задача - стимулировать и направлять творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования.

Творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у детей положительные эмоции и стимулируя увлеченность дошкольника.

Слайд 15. Результат развития творческих способностей старших дошкольников можно увидеть на различных праздниках, а также в повседневной жизни ребёнка (на занятиях, в играх, на прогулках, в семейной обстановке дома). Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям и оригинальному выражению. Поэтому, мы будем ждать от детей новых достижений и открытий!

Слайд 16.

Интернет-ресурсы:

  1. сайт i-gnom.ru

  2. ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-mihailovna-bondareva/statja-priobschenie-detei-k-yetnokulturnomu-naslediyu-kak-odna-iz-form-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-doshkolnika.html

  3. nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/04/04/rol-muzyki-v-povsednevnoy-zhizni-doshkolnika

  4. dates.gnpbu.ru/2-7/Bogoyavlenskaya/bogoyavlenskaya.html

Источники:

  1. Беляев С. Е., Беляева Т. А. «Музыкальная тропинка»: игры и песни для начинающих музыкантов» (Методическое пособие). Екатеринбург, 1999.

  2. Богоявленская Д.Б. «Психология творческих способностей» М.: «Академия», 2002.

  3. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988

  4. Журналы «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель», «Справочник музыкального руководителя».

  5. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов». Ярославль: Академия развития, 1997.

  6. Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия/ сост. Н. Г. Барсукова [и др.]. - Волгоград: Учитель,2011.

  7. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»: Настроения, чувства в музыке. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

  8. Юдина Е. И. «Мой первый учебник по музыке и творчеству/Азбука музыкально-творческого саморазвития/ Серия: У тебя получится:/- М.: Аквариум, 1997.



© 2010-2022