• Преподавателю
  • Музыка
  • Развитие познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных УУД на уроках музыки

Развитие познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных УУД на уроках музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гончарова Лариса Васильевна,

учитель музыки, МБОУ Исаевская ООШ, Тацинский район, Ростовская область

[email protected]

Развитие познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных УУД на уроках музыки


Аннотация. Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках федеральных государственных стандартов второго поколения для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.

Ключевые слова: музыка, «умение учиться», универсальные учебные действия (УУД), метапредметные результаты.

В основной школе изучение предмета «Музыка» направлено на достижение следующих целей:

- формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

- развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения.

Основным нововведением стандартов второго поколения является рассмотрение универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуется такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

В широком смысле термин УУД обозначает «умение учиться», т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия.

Личностные УУД

  • понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;

  • осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;

  • понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах;

  • использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоение мира во внеурочной (внеклассной и внешкольной), досуговой деятельности, в процессе самообразования.

Задание 1. Сосредоточьтесь, включите ваше слуховое воображение, закройте глаза и постарайтесь услышать внутренним слухом, как…

  • хлопают крыльями вспугнутые птицы

  • как трещит сухая обламываемая ветка

  • как чавкает грязь под ногами

  • как скрипит дверь, рассохшаяся старая половица и снег под тяжестью чьих-то шагов.

Какие они разные, эти скрипы, правда? Какой вывод мы можем с вами сделать? (Окружающие нас звуки не похожи друг на друга, все они очень разные - высокие и низкие, тихие и громкие, звонкие и глухие, каждый звук имеет свой источник, свой образ.)

Задание 2. Работа с учебником.

  • Откройте страницу 7, всмотритесь внимательно в репродукцию картины Александра Александровича Осмёркина «Вётлы у пруда» и попробуйте «услышать» то, что здесь изображено. (Здесь можно услышать шум ветра, который кроется в верхушках деревьев, тихое журчание речушки, некоторую таинственность. Общее звучание картины несколько мрачноватое.)

Познавательные УУД

  • устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства;

  • усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;

  • применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Задание 1. После прослушивания музыкального произведения «Вечерний звон» Александра Алексеевича Алябьева, всмотритесь, вслушайтесь в репродукцию картины замечательного художника Левитана, которая так и называется - «Вечерний звон». Перекликается ли это произведение искусства с тем, что мы с вами только что прослушали? (Да. На картине изображены храм, церковь на берегу небольшой речушки, в водах которой они отражаются. Сумерки, лодка на противоположном берегу и осенний лес. Всё это - облик Родины.)

Задание 2. Посмотрите внимательно на картину Эдуарда Николаевича Дробицкого «Жизнь и смерть» и прочитайте текст на стр. 150-151. Здесь вы видите противопоставление двух вечных философских категорий. В чём здесь контраст? (Светлая фигура - олицетворение жизни, мы видим её лицо, цвет одежды, цвет кожи. Тёмная фигура -олицетворение смерти, представляющая только очертания, силуэт без лица, без деталей, но он точно соответствует силуэту светлой фигуры).

Регулятивные УУД

  • владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира;

  • планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;

  • прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино;

  • осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, музицирования, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности;

  • оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).

Задание 1. В начале урока детям раздаются тестовые задания по пройденному материалу (два варианта).

Вариант 1

1. Кому принадлежит следующее высказывание: «слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём»:

  1. А. де Сент-Экзюпери

  2. Э. Григу

  3. И. Гердеру

2. Музыка - это искусство…

  1. звуков

  2. красок

  3. слов

3. Кто написал сказку «Соловей»:

  1. а) Г. Х. Андерсен

  2. Братья Гримм

  3. К. Чуковский

4.К миру искусства принадлежат:

  1. живопись, литература, математика

  2. музыка, литература, живопись

  3. литература, музыка, природа

5.Учебное заведение, предназначенное для получения музыкального образования, - …

  1. галерея

  2. консерватория

  3. оперный театр

6.Кто написал картину «Опавшие листья»?

  1. И. Левитан

  2. И. Бродский

  3. И. Айвазовский

7.Кто написал стихотворение «Я помню чудное мгновение»:

  1. М. И. Глинка

  2. Н. Рубцов

  3. А. С. Пушкин

8. Кто написал фортепианный цикл «Времена года»:

  1. П. И. Чайковский

  2. Р. Шуман

  3. М. И. Глинка

9. Кто считал, что все люди делятся на музыкантов и не музыкантов:

  1. Э. Гофман

  2. Э. Григ

  3. М. П. Мусоргский

10. Каким певческим голосом обладал Фёдор Иванович Шаляпин:

  1. баритон

  2. тенор

  3. бас

Вариант 2

  1. Кому принадлежат следующие слова: «Всё, что звучит в природе и есть музыка»?

  1. И. Гердеру

  2. А. де Сент-Экзюпери

  3. Э. Григу

2. Что в стихотворении С. Я. Маршака «Гвоздь и подкова» явилось первопричиной, вызывающей цепь всех последующих бед:

  1. подкова

  2. лошадь

  3. гвоздь

3. Кто написал сказку «Маленький принц»?:

  1. Братья Гримм

  2. А. де Сент-Экзюпери

  3. Г. Х. Андерсену

  1. Кому принадлежат следующие слова: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля»:

  1. М. Таривердиев

  2. А. Н. Толстой

  3. А. де Сент-Экзюпери


  1. Что является эпиграфом к произведениям фортепианного цикла «Времена года» П. И. Чайковского:

  1. картины русских живописцев

  2. строки из стихотворений русских поэтов

  3. комментарии об исполнении данного произведения

  1. Цикл «Детская» М. П. Мусоргского состоит из … пьес

  1. 5 б) 7 в) 9

7. Кому принадлежат следующие строки:

«В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть…»

  1. М. Ю. Лермонтову

  2. А. С. Пушкину

  3. Ф. И. Тютчеву

8. Кто написал музыку к песне «Маленький принц»:

  1. М. И. Глинка

  2. М. Таривердиев

  3. Е. Крылатов

9. К первым литературным источникам, которые дали жизнь значительной части музыкального наследия, относятся…

  1. мифы и легенды

  2. тексты священных писаний: Библия и Евангелие

  3. сказки, предания

10. Как звали греческого бога-покровителя искусств:

  1. Зевс

  2. Аполлон

  3. Гермес

После того как дети сделают работу, проводится коллективная проверка.

Задание 2. Сейчас я раздам вам некоторую информацию, кое-что вы почерпнете из учебников, кое-что из собственного опыта.

Учащимся раздаются печатные тексты. На ознакомление даётся семь минут..

- Начнём работу. Чем же занимается «Отдел оперного либретто»? Вам слово. (Либретто в переводе с итальянского языка означает книжечка. Либреттист - тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе, можно сказать - оперный поэт, оперный писатель.)

Далее учащиеся показывают небольшую инсценировку.

- Разрешите почитать!

- Не для чтения я пишу.

- Тогда сами почитайте вслух.

- И декламировать не буду. Если хотите знать, я специально пересочиняю пьесы, романы, сказки и собственные истории придумываю, чтобы их не читали ни вслух, ни про себя.

- Для чего же это делается?

- Для пения. Композитор сочиняет музыку на текст оперного либретто, а певцы её распевают.

- Идём к певцам. Что же делает этот Отдел? И что такое ария? Пожалуйста, вам слово!

Коммуникативные УУД

  • передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;

  • совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

  • знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;

  • самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.

Задание 1. Музыкальный эксперимент

  • Представьте себе, что вы оказались на далёком-далёком острове, где живёт племя дикарей, которое оторвано от всего культурного человечества, и не пользуется знаниями и достижениями остальных людей, а вам хочется рассказать о музыкальном чуде, при помощи, к примеру, магнитофона. Но у магнитофона, к сожалению, села батарейка, а подключиться, сами понимаете, не к чему.

Я предлагаю вам разделиться на две команды: команда «дикарей» (большая по численности) и команда «музыковедов» (5 человек). Команда «музыковедов» должна любым способом объяснить команде «дикарей», что такое музыка.

Выслушиваются различные версии, рассматриваются различные действия учащихся до тех пор, пока не получен нужный результат.

Задание 2. В качестве музыкального материала может быть использована музыка к балету П.И.Чайковского «Спящая красавица».

В процессе прослушивания на уроке учащиеся выступают в роли:

1-я группа - художников: Нарисуй свои зрительные впечатления о художественном образе.

2-я группа - драматургов: Составление мини - сценария к музыкальному произведению.

3-я группа - композиторов: Придумай ритмический аккомпанемент к произведению, прохлопай или сыграй его на любом музыкальном инструменте.

4-я группа актеров - исполнителей: Исполни (сыграй или пропой) услышанное.

После групповой работы учащиеся делятся впечатлениями.

Ссылки на источники

  1. Поурочные планы по программе "Музыка 5 класс " В.В. Алеева, Т.И. Науменко - М., «Дрофа» 2011.

  2. Модуль 2. Универсальные учебные действия курса «Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ»

  3. Модуль 5. Личностные универсальные учебные действия курса «Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ»

  4. Модуль 6. Коммуникативные универсальные учебные действия курса «Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ»

  5. Модуль 7. Познавательные универсальные учебные действия курса «Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ»

  6. Модуль 8. Регулятивные универсальные учебные действия курса «Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ»


© 2010-2022