Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии.

Здоровьесбережение воспитанников одна из главных задач в современном саду. На своих занятиях применяю метод постепенности и системности, строго учитывая возраст и возможности детей на музыкальном занятии.

Музыка - это искусство, которое благотворно действует на здоровье человека. Она влияет на организм физиологически и психологически. Поэтому вопрос об использовании музыки как средства укрепления здоровья детей на уроках актуален и своевременен.

Большое внимание я уделяю развитию детских голосов. Звук, которым поют дети, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным.

В своей работе использую методику А.И. Попова, основателя системы оздоровительного физвокализа.

Разработанные им упражнения благоприятно воздействуют и на весь организм в целом. Одно из них: потянитесь, поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову (столб достоинства), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если ребенок будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу и мозг даст команду всем системам организма ее поддерживать.

Я считаю, что на музыкальных занятиях постановкой голоса специально заниматься не следует. Когда ребенок поет свободно и легко, голос естественно развивается и укрепляется. Вот почему пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей.

После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а от этого, по утверждению ученых, напрямую зависит работоспособность человека.

Кроме вокалотерапии я провожу логоритмическую гимнастику - это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Применение логоритмических упражнений зависит от последовательности занятий в расписании.

«Двигательные» песенки направлены на то, чтобы дети не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего еще неокрепшего тела. Например, упражнение «Аист» тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений. Упражнение «Страус» увеличивает подвижность плечевого пояса. Упражнение «Елочка» увеличивает подвижность в грудном и поясничном отделах позвоночника. Упражнение «Бабочка» развивает силу грудных мышц, тренирует навык правильной осанки.

Выполняя упражнения с пением, дети учатся распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается чувство ритма и музыкальный слух. На занятиях я активно использую ритмотерапию. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.

Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка.

Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

При слушании музыки, дети выполняют различные музыкально-ритмические движения. Для пластических импровизаций подбираются музыкальные сочинения, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ.

Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, и на его физическое здоровье. Выполнение творческих заданий на музыкальных занятиях является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния учащихся. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. Я предлагаю детям сочинить собственную мелодию, которая соответствовала бы заданному образу:

  • собственному имени;

  • эмоционально окрашенным состояниям («Какая удача, какая радость!», «Мне так спокойно и хорошо»);

  • образам животных («Танец медведя», «Ленивый ежик», «Хоровод белок»);

  • природным явлениям («Летний дождь», «Осенний дождь», «Восход солнца», «Песенка весеннего ручья»).

На занятиях я часто использую инструментальное музицирование. При игре на простых музыкальных инструментах (ложках, трещотках, ксилофоне, свистульках, пищалках и других) у дошкольников развивается координация простейших движений.

Логоритмическая гимнастика - наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие улучшается.

Так же в своей работе я использую фольклорную арт - терапию. Русский песенный фольклор - это естествен ная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой , движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструк ции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат.

К таким условиям можно отнести использование в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий; соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том числе при использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями санитарных правил; соблюдение двигательного режима (утренняя гимнастика, динамические паузы, «динамические уроки», часы здоровья); оформление помещений, кабинетов; вариативные формы использования мебели и др.

Данное направление включает проведение мероприятий, направленных на формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков, в том числе тематических досугов с целью воспитания у обучающихся культуры здоровья, их эффективность; совместные детско-родительские физкультурно-оздоровительные мероприятия; работу по формированию культуры досуга и отдыха, культуры питания, физической культуры; санитарно-просветительскую работу с родителями и другие мероприятия.


© 2010-2022