Урок по музыкеЗимнее утро, зимний вечер

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Зимнее утро. Зимний вечер»

Художественно-педагогическая идея урока:

Во взаимосвязи смежных видов искусств - музыки, литературы и живописи раскрыть новые грани поэзии А.С.Пушкина.

Цель урока:

- прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;

сформировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства.

Задачи урока:

1. обучающие

- увидеть значение творчества великого русского поэта А.С.Пушкина для русской музыки;

- ввести и усвоить новые термины «музыкальная живопись», «живописная музыка», «музыкальное прочтение стихотворения», «выразительность и изобразительность».

- формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

- обосновать, что стихи Пушкина необыкновенно музыкальны;

2. развивающие

- для развития познавательного интереса создать на уроке проблемную ситуацию;

- использовать межпредметные связи;

- развивать эмоциональное восприятие произведений:

- показать многомерность и гармоничность всех жанров музыки, поэзии и живописи;

3. воспитательные

- установить психологический и эмоциональный контакт с учащимися;

- воспитывать такое нравственное качество как товарищество;

- организовать работу класса в парах, в группах, как основной фактор взаимовыручки на уроке.

Тип урока: углубление в тему

Музыкальный материал: П. Чайковский «Зимнее утро», М. Яковлев «Зимний вечер»

Дидактические средства: карточки, таблица.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, подравнялись, спинки выпрямили, все готовы к уроку, у всех хорошее настроение и рабочий настрой.

Приветствие: Пропевание вокальной распевки - приветствия.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Кому принадлежат эти строки?

Дети: А.С. Пушкину

Учитель: О каком времени года идёт речь?

Дети: Об осени, это самое любимое время года А. С. Пушкина.

Учитель: А с каким музыкальным произведением познакомились на том уроке?

Дети: «Осенняя песнь» П.И.Чайковского

Учитель: С чего начинается зимний день? День каждого человека? В чём особенности этого времени суток?

Дети: С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека.

Учитель: А как заканчивается день?

Дети: Вечером. Все возвращаются домой.

Учитель: Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока?

Дети: Утро. Вечер.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро, зимний вечер. Запишите эту тему в тетрадь.

Учитель: Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня?

Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.

Учитель: Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?

Дети: Нет

Учитель: А почему?

Дети: Потому что мы не рассматривали произведения, где описывается, рисуется зима.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов - П.И.Чайковского, М. Яковлева, Г.Свиридова.

У вас на столах лежит таблица, и в течение урока мы с вами будем заполнять её.

Учитель: Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда?

Представьте себе, вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло, вы смотрите в эту маленькую проталинку, интересно, что каждый из вас увидел.

Дети: За окошком красивое морозное утро?

Учитель: Какие краски использовал художник, изображая зиму.

Дети: Светлые, жизнерадостные.

Учитель: Художник изобразил белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать. Давайте и мы возьмем таблицу и запишем, какая зима на картине.

(учащиеся заполняют 1 столбик)

Картины

(краски)

Поэзия

(слово)

Музыка

(ноты)

мягкая

пушистая

красивая

спокойная

тихая

нежная

Учитель:А сейчас определим какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина и сравним с картиной природы.

ЗИМНЕЕ УТРО

Учитель: Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Учитель: Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха,- писал П.Чайковский,- уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».

Какое же зимнее утро?

Дети: Утро чудесное, морозное, солнечное, прекрасное.

Учитель: Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Какая же зима в стихотворении?

(учащиеся заполняют 2 столбик)

Картины

(краски)

Поэзия

(слово)

Музыка

(ноты)

мягкая

морозная

пушистая

чудесная

красивая

солнечная

спокойная

бодрая

тихая

искрящая

нежная

сверкающая

Учитель: Как наступление нового дня нарисовал музыкальными красками русский композитор? А сейчас послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, который написал для своего племянника. Какие чувства передаёт музыка?

Слушание и анализ музыкального произведения «Зимнее утро» П.Чайковского

Учитель: Какие у вас возникли ощущения?

Дети: Музыка хмурая, вьюжная, тревожная.

Учитель: Когда вы слушали «Зимнее утро» П.И.Чайковского, какая возникла картина?

Дети: Возникает картина ненастного зимнего утра - темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено.

Учитель: А в каком темпе исполняется это произведение и почему?

Дети: Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.

Давайте запишем образ зимнего утра в таблицу

Картины

(краски)

Поэзия

(слово)

Музыка

(ноты)

мягкая

морозная

вьюжная

пушистая

чудесная

тревожная

красивая

солнечная

метельная

спокойная

бодрая

холодная

тихая

искрящая

хмурая

нежная

сверкающая

встревоженная

Учитель: Какая же зима у нас получилось?

Дети: Разная. Морозная и вьюжная, красивая и пушистая.

Не только Чайковский, но и многие другие композиторы писали музыку на стихи Пушкина, и все они отмечали необыкновенную музыкальность стихов. «Читаешь Пушкина, и мелодии просто рвутся к тебе, только не ленись, да записывай»

А как вы думаете, на каком транспорте путешествовал поэт? (на лошадях)

Нужно одеться потеплее, ведь на дворе зима, выбрать лучших лошадей и опытного ямщика и отправиться в путь. Звучит одна из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель».

Слышите? Это мчится тройка, она будто летит по заснеженным равнинам....

Учитель: Вслед за утром наступает бурный день! Зима нас радует и дарит нам множество забав и развлечений.

Как зимой нам поиграть?

Будем мы снежки кидать.

Физминутка

(Игра в снежки) кидая снежок, учитываем темп музыки.

Учитель: Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном…..

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

Эти стихи - одни из самых известных в творчестве поэта. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер.

Учитель: Какой вечер предстал перед нами?
Дети: Холодный, метельный.
Учитель: Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.
Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт?
Дети: Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно».
Учитель: Ударения в словах падают, на какие звуки?
Дети: о, а, у, е, и.
Учитель: Что они изображают?
Дети: Завывание вьюги.

Учитель: Давайте изобразим, завывание вьюги.

(учащиеся на гласные изображают завывание вьюги)
Музыкально ли это стихотворение? Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?
Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное.
Карточка ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный)
ДИНАМИКА (громко, не очень громко, тихо)
ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)
ЛАД (мажор, минор)

РЕГИСТР (низкий, средний, высокий)

Учитель: Что выбрали - прочитайте.
Дети зачитывают различные варианты ответов.
Учитель: Попробуйте тихо напеть эти строки. Кто это может сделать для всех?
Дети по желанию напевают четверостишие вслух.


Учитель: Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке,

Учитель: Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока?
Дети: Тема зимы.

Учитель: Так с помощью чего же мы описали красоту зимней природы

Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.

4. Итог урока: Что больше всего вам запомнилось на уроке?






© 2010-2022