Влияние музыки на духовно-нравственное воспитание детей

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние музыки на духовно-нравственное воспитание детей

«Человек должен родиться дважды,

- писал Гегель,

- один раз естественно,

а затем духовно…»

Музыка занимает особое место в духовно-нравственном воспитании детей. Она влияет и на психику, и на физиологию человека, на развитие

общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти,

воли), оказывает успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывает

положительные и отрицательные эмоции. Воспитание музыкой необходимо для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости,

нравственно- эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования

всесторонне развитой, гуманной личности. Велика важность музыкального

воспитания всех детей без исключения. В наше время место музыки в

нравственном воспитании детей неустойчиво, оно испытывало постоянную

тенденцию к все большему его сужению, к утере самостоятельной ценности. Действия музыки на нравственность человека связана прежде всего с развитием эмоционально-нравственной отзывчивости.

Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, а также состраданием, радостью за другого.

Музыка развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Она воспитывает дисциплину, стремление к совершенству, совершенству,

которое приносит большое эмоциональное удовлетворение. Стимулирование умственного развития с помощью науки. Развитие навыков импровизации служит основой формирования художественно- ценностного отношения к окружающему миру.

Образное мышление развивается во многом именно на основе импровизационного творчества. Образное переживание реальности, накопление нравственно-эстетических впечатлений от общения с искусством, глубинное переживание художественных образов; умение многогранно постигать мироощущения человека в произведениях различных видов искусств- все это способствует гармоническому развитию каждой личности учащихся.

Музыка, литература, живопись охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека. Особенно трудно объяснить словами музыку духовную. Духовная музыка - это музыка религиозного содержания. Но существует и другое понимание духовности. Любое истинное произведение искусства несёт в себе проявление высокого духа. Духовность - как высшая гармония, лад, высшая правда и любовь. Если музыка помогает ребёнку раскрыться, приобщиться к высокому - она и будет для него духовной. Духовная музыка ценна не только как часть культового обряда, но и как общечеловеческая культура, несущая нам через века свой свет.Мы должны воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу.
Музыка обращена ко всем и к каждому. Ее взаимосвязь с личностью чрезвычайно глубока и дифференцирована.
Сегодня даже у младших школьников есть свои поп- и рок-кумиры, что уж говорить о подростках и старшеклассниках. Но многие из них вяло (скажем, так) реагируют на классику. И чем старше ученики, тем неподатливее они к содержанию обязательных программ. Практики хорошо это знают. Сегодня люди тянутся к духовной музыке. Потому, что это не просто очень красивая музыка, в ней - наша национальная основа, наша духовность и нравственность.Наиболее ярко выражено духовное воспитание во время занятий музыкой по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Ученики начинает своё знакомство с произведениями современных композиторов, великих композиторов прошлого, с народной и духовной музыкой. Слушание музыки непременно имеет место на всех уроках во всех классах школы, как основа духовно-нравственного воспитания.

В 1 классе после прослушивания фрагмента из 1 - ой части концертной симфонии для арфы с оркестром В. Кикты при кажущемся спокойствии детей идет огромная внутренняя работа, которая проявляется в стремлении пожалеть стареньких, помочь больным и немощным. Это драгоценное свойство души сострадания, сопереживания очень важно сохранить, не растерять.

Слушая во 2 классе "Утреннюю молитву" и "В церкви" П. Чайковского из "Детского альбома", дети воспринимают интонационно - образный строй русской духовной музыки, размышляют о чувствах, которые навевает музыка.

В программе по музыке на средней ступени тоже звучит духовная музыка: учащиеся знакомятся с музыкой Иоганна Себастьяна Баха, который, в большинстве своем, писал музыку для церкви. Это «Ария» из «Высокой мессы», «Токката и фуга» ре минор, «Лакримоза» из «Реквиема» Моцарта. Но это западноевропейская духовная музыка. Слушая «Богатырскую симфонию» Бородина, хор «Славься» Глинки, симфонию №4 Чайковского, можно воспитать в детях духовно - нравственные ценности: высокую гражданскую позицию, патриотизм, любовь и уважение к малой родине, к России, ибо Россию, святую и непобедимую, хотели видеть русские святые. Такой Россией: могучей и непознанной, гордились великие русские умы, такую Россию: многострадальную и долготерпеливую, простую и величавую, любим мы, обычные люди.

В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Вспомним песню "Вечерний звон", которую слушаем в 5 классе, "Вечерний звон" И.Левитана... Дети сами приходят к мысли, что колокольный звон на Руси был чем - то большим, чем простое явление колокольного звона: в нем словно отразилась русская душа, русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти.

Воспитательная функция музыки определяется как процесс и результат взаимодействия музыкального искусства с общественным и личностным сознанием.
Музыка превращается в сознании слушателя в предмет духовной деятельности, происходит переход духовного содержания музыкального произведения в объект воспитания. Необходимо постоянно заботиться об интересах всех детей, стремиться к тому, чтобы каждый получал полноценные музыкальные знания в процессе занятий в школе и после ее окончания. Развитие музыкальной культуры заключается в формировании способности слышать окружающий мир и человека во всей интонационной многозначности. Крайне важно для эмоционального и интеллектуального развития человека проникнуть к источникам музыки.

Ведущими признаками, определяющими нравственное развитие личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке. Нравственное воспитание является средством активизации духовного потенциала личности, компенсирующим недостаток его проявления в других областях социально - духовной жизни; это универсальное средство духовного развития человеческой личности, в определенной мере способствующее гармонизации ее общественного бытия.





© 2010-2022