Методическая разработка по книге Г. П. Стуловой. Часть 3

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

по книге Г.П.Стуловой «Развитие детского голоса в процессе обучения пению».


Автор: Аверкина Светлана Алексеевна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДДТ,

г.Саров


4. Пение без сопровождения ( a cappella).

Пение без сопровождения является одним из ведущих средств развития и воспитания вокального слуха и голоса, т.к заставляет подмечать малейшие оттенки исполнения. Оно способствует достижению частоты интонирования, формированию музыкальных слуховых представлений

Последовательность воспитания навыка пения a cappella.

- выстроить первый звук без помощи педагога и поддержки инструмента разучиваемой песни;

- исполнение хором несложных попевок, песенок, имеющих ясную ладовую основу и ритмическое развитие, удобную тесситуру и динамику;

- пение без сопровождения специальных упражнений и фрагментов разучиваемых песен;

- пение каноном одноголосных песен, песен с самостоятельным развитием голосов.

Некоторые приемы дифференцированного обучения пению.

Принцип индивидуального подхода проявляется в следующих формах:

-периодическое прослушивание учащихся для проверки состояния певческих голосов, динамики их развития (проводится на хорошо выученном материале);

-индивидуальные занятия с фальшиво поющими детьми (певческие задания составляются с учетом промерной зоны; приемы атаки звуков верхнего регистра - "спеть, как колокольчик, как маленький воробышек" - для того, чтобы исключить перенос низкого разговорного голоса в пение; пропевание про себя, с закрытым ртом, тихо и отрывисто, и, наконец, вслух со словами; фальшиво поющие дети слушают чисто пение товарищей, затем поют про себя с активной артикуляцией и вслух, подражая пению хорошо интонирующих ребят).

Успеху в работе с фальшиво поющими детьми способствует также то, что их сажают рядом с чисто интонирующими, используют графическое изображение мелодии песни, элементы движений.

Последовательность разучивания песни на занятии.

Разучивание песни предшествует вступительное слово или беседа с учащимися, имеющие целью - создать соответствующий эмоциональный настрой, активизировать воображение ребят.

Затем следует показ произведения(исполнение учителем, одним или несколькими хорошо поющими учащимися, прослушивание записи).

Если дается два варианта исполнения, дети могут их сравнить. При восприятии двух-, трехголосных песен используется нотная запись, которая способствует более быстрому запоминанию материала.

После прослушивания идет обсуждение песни (определяется характер песни, наиболее яркие выразительные средства, которые использовал композитор для создания музыкального образа). Все это подготавливает ребят к разучиванию и выявляет, насколько глубоко они поняли произведение.

Главное требование к разучиванию - соблюдение принципа единства художественного и технического. При этом задача художественного раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения.

Хоровое произведение разучивается отдельными фрагментами, имеющими относительную законченность.

Общие правила разучивания песни:

-показ учителем отдельных фраз и пояснения к их исполнению;

-выстраивание первого звука, с которого начинается фраза;

-разучивание мелодии в рабочем темпе, активным звуком при плавном звуковедении (идет работа над чистотой интонации, правильным воспроизведением ее ритмического рисунка). Перед каждым повторением фразы дается конкретное задание и активизируется слух детей на его результат, что способствует развитию слухового самоконтроля. Затем куплет исполняется полностью.

- выявляются логические вершины в тексте, производится работа над его ясным и четким произношением;

-продумывается и обсуждается с ребятами исполнительский план песни, чтобы передать развитие музыкального образа (ребята определяют изменение характера каждого куплета и общую кульминацию всей песни).

Поскольку учащиеся не могут долго удерживать свое внимание на чем-либо одном, обычно используется в работе одновременно несколько различных по характеру и трудности песен.

Песни разучиваются по нотам. Нотная запись помогает им в освоении своей партии и формировании представлений о соотношении голосов.

Дикция в хоре, ансамбле:

-работа над согласными;

-работа над гласными;

-работа над осмысленностью произношения текста (определение границ музыкальных фраз; расставить по тексту смысловые цезуры; определение кульминации - главную и побочные; проанализировать соотношения логических вершин текста с музыкальными кульминациями);

-работа над выразительностью слов в пении.

Распевание и принципы подбора вокальных упражнений:

-развитие звуковысотного диапазона;

-развитие динамического диапазона;

-работа над тембром;

-работа над подвижностью голосов.

Распевание имеет двойную функцию:

1) разыгрывание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;

2) Развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.

Подготовка к работе предполагает:

- эмоциональный настрой;

- введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании.

Максимальные нагрузки на занятиях вводятся постепенно с учетом уровня развития певческих навыков хористов, их вокальной тренированности и выносливости.

Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса, которая характеризуется отсутствием напряженности во всех его частях.

результат такой правильной координации - ненапряженное, в меру активное звучание голоса. Такое качество звучания должно сохраняться при выполнении различных вокальных заданий на всем диапазоне с различной динамикой, на всех гласных и в любом темпе.

Развитие звуковысотного диапазона начинается с нахождения примарных тонов голоса; построение последующих упражнений основывается на постепенных звукорядах нисходящего и восходящего порядков в зависимости от задачи настроить голоса певцов на соответствующее звучание (фальцетное или грудное); далее поступенные звукоряды сменяются упражнениями, построенными на основе трезвучий.

Развитие динамического диапазона начинается с использованием средней силы звучности меццо-пиано и меццо - форте, которое сохраняется постоянной при пении всего упражнения в любом участке диапазона; затем ставится задача овладения нюансами пиано и форте; затем вводятся подвижные нюансы - крещендо и диминуэндо (подвижные нюансы вырабатываются сначала на долго тянущемся звуке, одинаковом по высоте, а затем - на нескольких звуках).

Работа над тембром идет по принципу постепенного обогащения тембрового звучания, начинается с настройки голосов на облегченное звучание в диапазоне их примарных тонов; затем, по мере распевания и разогревания голосов тембр хора (ансамбля) постепенно обогащается, т.е. сначала поступенные восходящие и нисходящие звукоряды; а затем нисходящие и восходящие скачки при постепенном их расширении, арпеджио. Постепенное расширение динамического и звуковысотного диапазонов при пении упражнений будет естественно сопровождаться и постепенным обогащением тембрового звучания голосов.

Работа над подвижностью голосов отражается в темпе исполнения упражнений и песен. Сначала используются умеренные темпы, затем те же упражнения исполняются более медленно, а затем - более подвижно.

Добиваясь плавности в пении, необходимо следить за определенностью переходов с одной ступени на другую мягко, без толчков. В этом заключается искусство кантилены в пении. Сначала используются упражнения, где при переходе на другой тон слог повторяется или заменяется на другой; затем - упражнения, сочетающие в себе смену слогов с последующим их распеванием, и, наконец, используется чистая вокализация. Дальнейшие подобные упражнения составляются по принципу постепенного усложнения музыкальных фраз, что способствует продолжительности фонационного выдоха.

Постепенное же ускорение темпов при этом активизирует работу всех голосообразующих органов, что является основой для развития подвижности голосов. При ускорении темпов надо знать правило: чем быстрее темп, тем легче должно быть регистровое звучание голоса, т.е. используется фальцетное звучание.

Важно не количество упражнений, а их определенная последовательность при их постепенном усложнении. Постепенность, движение от простого к сложному - основные принципы в работе над качеством звука хора. Любое даже самое простое упражнение может решить одновременно целый комплекс задач, т.к. его можно варьировать, разнообразя его исполнение различной динамикой, темпом, звуковысотным расположением, характером звуковедения, использованием различных слогосочетаний.

Методы диагностики уровня развития общих и специфических способностей детей в процессе обучения пению.

Разработка способов диагностики развития учащихся является необходимым условием оптимизации обучения.

Природные вокальные способности как исходный уровень обнаруживаются, прежде всего:

1) по некоторым признакам речи - высоте, тембру, гибкости интонаций, диапазону;

2) по спонтанному пению, которое оценивается по следующим параметрам: силы звукового напряжения, чистоте и богатству интервалов, гибкости и упругости голоса и его тембра, мелодической выразительности слов, напевности.

Материалом для целостной характеристики учащихся их общего развития служат наблюдения за ними во время уроков.

Учитываются различные стороны поведения ребенка, насколько активен на уроке, потребность в общении с музыкой во внеурочное время, спонтанное пение, музыкальные вкусы, умение наблюдать, замечать, сравнивать, т.е. оценивать вокальное исполнение, самому петь и образно мыслить.

Умение наблюдать характеризует уровень восприятия, анализа и синтеза, абстракции и обобщения, вид мышления.

Важные показатели общего развития учеников - активность и самостоятельность.

Самостоятельность в пении проявляется: в умении чисто и правильно исполнять песню без помощи педагога или инструмента, на основе музыкально-слуховых представлений; в спонтанном пении, т.е. по собственному желанию.

При исследовании уровня музыкального развития оцениваются:

-Музыкально-познавательная сторона (представления о музыке);

-личностное отношение (интересы и предпочтения);

-способности восприятия (различение ладово-высотных и ритмических соотношений);

-способности воспроизведения(качества певческого голоса, ритмичность, выразительность движения);

-способность творчества (импровизация музыкальных "ответов").

Способность восприятия музыки и вокального исполнения отражается в умении учащихся самостоятельно анализировать, оценивать и описывать реальное исполнение по следующим параметрам:

-эмоциональное содержание произведения и его соответствие выразительности исполнения;

-структура формы произведения и основные средства художественной выразительности;

-качественные характеристики вокального звучания (интонация, динамика, тембр, дикция).

По данным параметрам разработана серия письменных заданий на выявление способности слухового восприятия характера и способа исполнения вокального произведения. Результаты ответов учащихся характеризуют их умение слышать, наблюдать, анализировать и рассуждать.

Анализ этих умений и наблюдения за детьми на занятиях позволяют выделить четыре основные линии оценки общего и специфического развития.

1. Умение воспринимать, т.е. анализировать и описывать характер звучания певческого голоса и качество вокального исполнения, которое оценивали:

-по общему анализу эмоционального содержания и выразительности исполнения;

-путем анализа форм и средств художественной выразительности;

-нахождение сходства и различий в качестве звучания и содержания произведения.

2. Образное мышление, которое проявляется в обосновании учащимися своих суждений, умении оценивать по качеству и количеству образных сравнений при характеристике художественного образа.

3. Качество воспроизведения, характеризующее уровень развития певческого голоса ребенка по следующим параметрам:

1) умение правильно интонировать мелодию и первый ее звук в момент атаки;

2) звуковысотный диапазон;

3) динамический диапазон на различной высоте;

4) тембр, который складывается из следующих факторов:

-регистр (грудной, фальцетный, микстовый) или обертоновая насыщенность тембра (богатый, бедный, разнообразный);

-вибрато (нормальное, аномальное, совсем отсутствует);

-вокальная позиция (близкая, далекая, высокая, низкая);

-звонкость и полетность;

-ровность звука по тембру;

-степень напряженности;

5)дикция - оценивается по степени:

-разборчивости;

-осмысленности;

6) эмоциональная выразительность исполнения.

4. Отношение к певческой деятельности оценивается по наличию:

-интереса и внимания на занятии;

-готовности выполнить любое задание педагога;

-инициативы;

-музыкального вкуса;

-творчества.

Основу отношения к пению составляет интерес. Все остальное возникает уже как следствие. Наличие интереса выступает как условие успешного протекания всех умственных операций и формирования певческих навыков.

Оценка результатов по данным параметрам составляет развернутую картину разностороннего общего и специфического развития детей в процессе обучения пению.






© 2010-2022