Рабочая программа 8 класс

Раздел Музыка
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного

муниципального образования «Оёкская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено

На заседании МО

Протокол № 1

От «__»_______2014г.

Руководитель МО

Е.Г. Маркова________

Согласовано

«__»_______2014г

Зам директора по УВР

С.В.Дунаева

_____________________

Утверждаю

Приказ № _______

от « » 2014г.

Директор МОУ ИРМО

«Оёкская СОШ»

__________О.П. Тыртышная








Рабочая программа

по ИСКУССТВУ

для 8 класса

(уровень: общеобразовательный)

Учитель Маркова Елена Геннадьевна,

высшая квалификационная категория











Рабочая программа составлена на основе

Программы «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Москва. «Просвещение», 2010 год.







2014/2015 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа «Искусство» для учащихся 8 класса разработана на основе:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

  3. Распоряжение министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года №920-мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» (с изменениями, внесенными распоряжениями от 07.08.2012 г№962, от 10 мая 2012 г №561-мр на 4,5-11 классов).

  4. Учебный план МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» на 2014/2015 учебный год

  5. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11

  6. Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Москва, Просвещение, 2010 год.

Рабочей программе соответствует электронный учебник «Искусство 8-9 классы» М., Просвещение. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год - 34 часа. Программа « Искусство 8-9 классы» Г. П. Серге­евой, Е. Д. Критской используется в данной рабочей программе без изменений.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

1. Программа «Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.

2. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)

3. Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 - 7 классы», М., Просвещение, 2010г.

4. «Хрестоматия музыкального материала»

5. Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5-11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной - М., 2010;

6. Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2009,

7. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2010.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Содержание программы дает возможность реализовать ос­новные цели художественного образования и эстетическо­го воспитания в основной школе:

-развитие эмоционально-эстетического восприятия дейст­вительности, художественно-творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель­но-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

-воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

-формирование устойчивого интереса к искусству, спо­собности воспринимать его исторические и национальные особенности;

-приобретение знаний об искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек­туры, кино, театра;

-овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

ЗАДАЧИ:

-актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

-культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

-формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

-углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

-воспитание художественного вкуса;

-приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного са­мообразования.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Подача учебного материала предоставляется учителю музыки и изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану.

Программа состоит из девяти разделов, последова­тельно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.). Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использова­ние в учебно-воспитательном процессе, дает возможность ак­туализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих эта­пах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них. Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве.

Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания - выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).;

Программа является частью учебно-методического комплекта для VIII-IX классов образовательных учреждений разного типа и включает в себя учебник, компакт-диск с творческими заданиями, фонохрестоматию музыкального материала (на CD) и пособие для учителя.

Учебник, кроме краткого по форме, но емкого по содержанию текста, содержит творческие вопросы и задания, иллюстративный материал (нотная графика, репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников, сцены из музыкальных спектаклей, кадры из кинофильмов). Изобразительный ряд учебника отражает особенности художественного образа в современных видах искусства (реклама, видеоклипы, кино, телевидение, компьютерная графика).

Учебник придаст процессу обучения системность, повысит престиж предмета, художественной деятельности, упрочит авторитет искусства благодаря раскрытию его многоплановости и всеобщности для современной культуры.

Творческие задания (CD-ROM) нацелены на восприятие различных произведений искусства, , их анализ, индивидуальную интерпретацию и оценку, обобщение и систематизацию знаний в области «Искусство». Поиск творческих решений проблемных задач связан с выполнением заданий на сопоставление явлений культуры и искусства, выработку исследовательских умений и навыков.

Фонохрестоматия музыкального материала адресована как учащимся, так и учителю, преподающему интегративный курс «Искусство». Она содержит музыкальные сочинения, включенные в программу, в исполнении лучших солистов и музыкальных коллективов. Различные интерпретации музыкальных произведений помогут школьникам осознать стилистические, жанровые особенности музыки, глубже проникнуть в их эмоционально-образный строй.

Пособие поможет учителю организовать процесс изучения тематических линий программы, познакомиться с комплексом технологий обучения, методических приемов и способов творческой деятельности. В пособии включены фрагменты сценариев уроков, варианты разработки исследовательских проектов и художественных событий в школе. Предлагаются разноуровневые процедуры диагностики художественно-эстетического развития школьников.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год - 34 часа. Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Данная программа разработана на основе федеральных государ­ственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения - в 8 и 9 классах.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Создание этой программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации. При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве. Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра - оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информацион­ные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.



ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8 - 9 классов:

  • эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познаниям, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

  • осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);

  • воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

  • личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

  • перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и сознании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.







ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом все науки» (Л. В.Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.

Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов.

На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п. - становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио - и видеоматериалы.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ИСКУССТВО» 8 КЛАСС

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ - стиль - язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предме­ты материальной культуры в контексте разных стилей (по вы­бору учителя на знакомом материале).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообра­зии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 6 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, об­рядами, бытом, религиозными традициями на примерах пер­вобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного ис­кусства, музыкального фольклора, храмового синтеза ис­кусств, классических и современных образцов профессио­нального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и за­рубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древне­го Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Мла­денцем в русской и западноевропейской живописи. Изобра­жения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайков­ский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жи­тия святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарков­ского, С. Урусевского и др.

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и созда­ние художественной реальности в любом виде творческой де­ятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода - искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного ис­кусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоцио­нально-образный язык символов, метафор, аллегорий в рос­писи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые кар­тины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитекту­ра (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесе­ния в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Му­хина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипрен­ский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и жи­вопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Сви­ридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзен­штейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообще­ния друзьям, согражданам, современникам, потомкам с по­мощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о со­временном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наибо­лее полно отражающего сущность человека. Обоснование сво­его выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал:

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с сим­волами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музы­ке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Не­фертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимир­ской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульп­турные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Вес­на» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. По­ленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жиз­ни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штра­ус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современ­ной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Алек­сандрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами лю­бого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), ри­сунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в ри­сунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений сред­ствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.Исследовательский проект.

  • Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая приро­да». Создание художественного замысла и воплощение эмо­ционально-образного содержания весенней сказки «Снегуроч­ка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).

Требования к результатам обучения учащихся 8 класса:

Изучение искусства и организация учебной, художествен­но-творческой деятельности в процессе обучения обеспечива­ет личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоциональ­но-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображе­ние, образное и ассоциативное мышление, стремление прини­мать участие в социально значимой деятельности, в художест­венных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гар­монизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представле­ние о мире, развивается образное восприятие и через эстети­ческое переживание и освоение способов творческого само­выражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Ис­кусство» являются:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, осо­бенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на ос­нове характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об ос­новной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполни­телях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классиче­ских произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составле­нии домашней фонотеки, видеотеки и пр.

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости ис­кусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль­туры другого народа;

  • знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств ху­дожественной выразительности, языка разных видов искусства;

  • устойчивый интерес к различным видам учебно-твор­ческой деятельности, художественным традициям своего на­рода и достижениям мировой культуры.

  • воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искус­ства;

  • понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, пред­ставленных в произведениях искусства, делать выводы и умо­заключения;

  • описывать явления музыкальной, художественной куль­туры, используя для этого соответствующую терминологию;

  • структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и на­выки в каком-либо виде художественной деятельности; ре­шать творческие проблемы.

Выпускники основной школы научатся:

• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искус­ства;

• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, пред­ставленных в произведениях искусства, делать выводы и умо­заключения;

• описывать явления музыкальной, художественной куль­туры, используя для этого соответствующую терминологию;

• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и на­выки в каком-либо виде художественной деятельности; ре­шать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства яв­ляются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

  • работа с разными источниками информации, стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художест­венному самообразованию;

  • культурно-познавательная, коммуникативная и соци­ально-эстетическая компетентности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллек­тивной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных об­разов;

  • оценка и самооценка художественно-творческих воз­можностей; умение вести диалог, аргументировать свою по­зицию.

аккумулировать, создавать и транслировать ценности ис­кусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою со­причастность окружающему миру;

использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих це­лей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

участвовать в художественной жизни класса, школы, го­рода и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной за­дачей.

Межпредметные связи.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра - оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.


Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

  • формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

  • овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

  • обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

  • расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

  • совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

  • формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

  • приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

  • овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

  • определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

  • совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.


СПИСОК НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:


  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  9. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  10. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  11. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  12. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  13. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  14. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  15. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  16. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  17. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009г.

Для учащихся:

  1. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  2. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  3. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  4. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  5. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  6. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  7. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  8. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  9. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  10. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.






MULTIMEDIA - поддержка предмета:

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Примерная программа основного общего обра­зования по музыке

Программы по музыке

Хрестоматии с нотным материалом

Сборники песен и хоров

Методические пособия (рекомендации к про­ведению уроков музыки)

Методические журналы по искусству

Учебно-методические комплекты к программе по музыке.

Учебники по музыке

Рабочие блокноты (творческие тетради)

Книги о музыке и музыкантах. Научно-попу­лярная литература по искусству

Справочные пособия, энциклопедии

2. Печатные пособия

Таблицы: нотные примеры, признаки характе­ра звучания, средства музыкальной вырази­тельности

Схемы: расположение инструментов и оркест­ровых групп в различных видах оркестров, рас­положение партий в хоре, графические парти­туры

Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России

Портреты композиторов

Портреты исполнителей

Атласы музыкальных инструментов

Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы

Дидактический раздаточный материал

Карточки с признаками характера звучания

Карточки с обозначением выразительных воз­можностей различных музыкальных средств

Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности

Театральный реквизит (костюмы, декорации и пр.)

3. Цифровые образовательные ресурсы

Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке.

Цифровая база данных для создания темати­ческих и итоговых разноуровневых трениро­вочных и проверочных материалов для органи­зации фронтальной и индивидуальной работы

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

4. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Видеофильмы, посвященные творчеству выда­ющихся отечественных и зарубежных компози­торов

Видеофильмы с записью фрагментов из опер­ных спектаклей

Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей

Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов

Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов

Видеофильмы с записью известных оркестро­вых коллективов

Видеофильмы с записью фрагментов из мю­зиклов

Слайды и презентации: произведения пласти­ческих искусств различных исторических сти­лей и направлений, эскизы декораций к музы­кально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкаль­ных произведений), нотный и поэтический текст песен, изображения музыкантов, играю­щих на различных инструментах, фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры

5. Учебно-практическое оборудование

Музыкальные инструменты: фортепиано; гитара; клавишный синтезатор

Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе)

Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры; цветные мелки

Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)

Персональный компьютер

Медиапроектор







ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п./п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические (тема)

Контрольные и диагностические материалы (тема)

Экскурсии

Примечание

I.

Искусство в жизни современного человека.

3


II.

Искусство открывает новые грани мира.

6


III.

Искусство как универсальный способ общения.

7

1

по теме: «Музыкально-поэтическая символика огня».

IV

Красота в искусстве и жизни.

10

1

по теме: «Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве».

V

Прекрасное пробуждает доброе.

8

2

по теме: «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

Итого

34

4













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения урока


Элементы содержания


Характеристика деятельности учащихся

Формы организации учебных занятий

Виды контроля

Корректировка

I-я четверть(9 учебных недель, 9 уроков)


Раздел I «Искусство в жизни современного человека»-3ч.

1.

Искусство вокруг нас.

1


Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.

Представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества.

Наблюдать (воспринимать) произведение искусства, смысл художественного образа.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения.

Знать/понимать смысл употребляемых терминов.

Творческие задания.

Устный.


2.

Художественный образ - стиль - язык.

1


Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале)

Записывать (рассказывать) свои впечатления от посещения театра, музея, выставки, концерта, просмотра телевизионных передач и кинофильмов, полюбившихся художественных произведений.

Соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников (костюмов) разных эпох и народов.

Воспринимать художественные произведения разных видов искусства.

Анализ произведений музыкального и изобразительного искусства

Устный.


3.

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

1


Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Выражать свое отношение к ним. Понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино. Разбираться в соотношении научного и художественного творчества.

Различать виды, стили и жанры искусства.

Характеризовать многообразие форм художественного воплощения мира в различных видах и жанрах искусства. Различать основные жанры народной и профессиональной музыки.

Творческие задания,

Устный опрос

Раздел II «Искусство открывает новые грани мира»-6ч.

4.

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.

1


Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире.

Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Наблюдать жизненные явления.

Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи, музыки.

Творческие задания.

Устный опрос


5.

Зримая музыка.

1


Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя.

Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства.

Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна, созвучные литературным образам, и др.; художественные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира.

Творческие задания.

наблюдение


6.

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1


Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве.

Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи».

Составлять музыкально-литературные композиции.

Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.

Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального и изобразительного искусства.

Музыкальная викторина.

Устный опрос

7.

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников

Как начиналась галерея.

1


Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.


Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Подготавливать беседу с младшими школьниками о красоте и гармонии окружающей природы.

Выражать разные эмоциональные состояния при создании этюдов (литературных, живописных).

Находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.

Знакомиться с современными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений.

Урок-КВН

Устный опрос


8.

Музыкальный портрет. Александр Невский.

1


Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка.

Оценивать их художественную значимость.

Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи. Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции.

Собирать художественную информацию для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации на тему «Жанр портрета в культуре разных времен».

Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства (живописным портретом, литературным текстом, музыкальным произведением).

Творческие задания.

Устный опрос


9.

Портрет композитора в литературе и кино.

1


Образы природы и быта. Видение мира в произведениях современных художественных направлений (натюрморты и жанровые картины). Создание средствами искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху.

Устанавливать ассоциативные связи между слуховыми и зрительными образами - представлениями. Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературный (поэтический), язык жестов, графики и др.

Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов и жанров искусства в историко-культурной ретроспективе.


Урок-презентация

Итоговое тестирование


Итого за I четверть: 9 уроков


II-я четверть (7 учебных недель, 7 уроков)


Раздел III «Искусство как универсальный способ общения»-7ч.

10.

Мир в зеркале искусства.

1


Произведения отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей.

Понимать роль искусства в жизни человека и общества. Использовать коммуникативные свойства искусства.

Воспринимать произведения разных видов искусства. Анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой.

Прочитывать информацию, заключенную в памятниках культуры.

Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения.

Урок-беседа

Устный опрос


11.

Роль искусства в сближении народов.

1


Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Интерпретировать содержание (смысл, художественную информацию) шедевров мирового музыкального искусства с позиций их эстетической и нравственной ценности.

Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения.

Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники своего края.

Творческие задания.

Устный опрос


12.

Искусство художественного перевода - искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

1


Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации.

Готовить рассказ о значимых культурно-исторических объектах своего края.

Владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности.

Знакомиться с творческими достижениями их лауреатов.

Проявлять творческую активность при создании своего варианта афиш конкурса или фестиваля, при разработке вопросов интервью с победителями.

Урок-презентация

Устный опрос


13.

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

1


Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе.

Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации.

Способы художественной коммуникации.

Участвовать в разных видах художественно-исполнительской деятельности. Понимать ее коммуникативное значение.

Понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в восприятии толерантности.

Сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов (поэтический перевод, музыкальные версии одного и того же поэтического текста и др.).

Творческие задания.

Устный опрос


14.

Художественные послания предков. Разговор с современником.

1


Диалог искусств. Искусство художественного перевода - искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Выявлять стилистические особенности художественного перевода.

Понимать специфику художественно-образной информации в отличие от научной, повседневной и др.

Раскрывать смысл художественного образа различных видов искусства как выразителя эпохального, национального, индивидуального стиля.

Различать знаки и символы искусства и интерпретировать их.

Урок-путешествие

Устный опрос


15.

Символы в жизни и искусстве.

1


Передача информации современникам и последующим поколениям: росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура. Передача информации современникам и последующим поколениям в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы.Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи.

Образы и символы в русской поэзии и прозе.

Разрабатывать сценарий народного праздника. Использовать его знаки и символы.

Участвовать в разработке совместного художественно-исследовательского проекта.

Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).

Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня и др.).

Урок-беседа

Устный опрос


16.

Музыкально-поэтическая символика огня.

1


Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.

Образная символика кинофильмов. Экранизации опер, балетов, мюзиклов.

Участвовать в компьютерной презентации на тему образов-символов в искусстве.

Анализировать синтетический характер кинообразов, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма.

Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.

Творческие задания.

Текущий - письменный


Итого за II четверть:7 уроков


III-я четверть (10 учебных недель, 10 уроков)


Раздел IV «Красота в искусстве и жизни»-10ч.

17.

Что есть красота.

1


Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталонами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания.

Законы красоты.

Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства. Объяснять их отличие друг от друга.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии; в произведениях литературы и музыкального искусства.

Творческие задания.

Устный опрос


18.

Откровенье вечной красоты.

1


Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Урок-беседа

Устный опрос


19.

Застывшая музыка.

1


Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника.

Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусства и литературы.

Урок-презентация

Устный опрос


20.

Есть ли у красоты свои законы.

1


Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия.

Создавать композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Создавать музыкальную композицию на заданную тему с использованием ИКТ (клавишный синтезатор, компьютер и др.).

Урок-игра

Устный опрос


21.

Законы красоты.

1


Красота в понимании разных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Наблюдать за развитием музыки (драматургией музыкального произведения). Понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты.

Творческие задания.

викторина


22.

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

1


Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Женские образы в произведениях художников.

Выявлять особенности представлений человека о красоте в разные эпохи, в разных слоях общества. Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени.

Сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений.

урок

Устный опрос


23.

Понимание красоты.

1


Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей.

Раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения.

Творческие задания.

Устный опрос


24.

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1


Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки.

Различать жанры искусства и их роль в жизни человека.

Понимать значения символов культуры.

Урок-игра

Устный опрос


25.

Как соотноситься красота и польза.

1


Передача красоты современного человека средствами разных видов искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Анализировать образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведений.

Различать истинные и ложные ценности. Понимать самоценность различных явлений.

Урок-викторина

викторина

26.

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

1


Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении).

Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства.

Знать специфические особенности языка.

Урок-путешествие

Текущий - письменный


Итого за III четверть:10 уроков

IV-я четверть(8 учебных недель, 8 уроков)

Раздел V «Прекрасное пробуждает доброе»-8ч.

27

Преобразующая сила искусства.

1


Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства.

Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты.

Героический пафос в монументальной скульптуре.

Размышлять о произведениях искусства, выявляя важные, значимые жизненные проблемы.

Творческие задания.

Устный опрос


28

Героический пафос в монументальной скульптуре.

1


Героические образы в музыкальных произведениях. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке.

Поэтика и народная мораль в сказочных образах (по выбору учителя).

Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы.

Составлять программы концертов (классической музыки, авторской песни, современных композиций и др.).

Урок-беседа

Устный опрос


29

Поэтизация образа матери.

1


Поэтизация образа матери. Красота творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантов - исполнителей, художников, артистов и др.Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация, героизация и др.

Участвовать в их презентации перед младшими школьниками, раскрывая нравственно-эстетические, гражданственно-патриотические идеалы и ценности общества.

Урок-презентация

Устный опрос


30

Красота природы родной земли в живописи

1


Красота природы родной земли в живописи.

Синтез искусств в создании художественных образов.

Разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта.

Определять свою роль (участие) в проекте.

Урок-презентация

Устный опрос


31

Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке.

1


Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения.

Намечать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности.

Творческие задания.

викторина


32

Поэтика и народная мораль в сказочных образах.



Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке. Мир современника в песенном творчестве.

Общаться и взаимодействовать в процессе подготовки и осуществления проекта.

Урок-беседа

Устный опрос


33

Сказка в театре и кино.

1


Народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии (по выбору учителя).

Использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

Урок-презентация

Устный опрос


34.

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

1


Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

Исследовательский проект.

Осуществлять презентацию проекта в рамках класса, школы, района, города.

«Круглый стол».

Итоговый.


Итого за IV четверть: 8 уроков

Итого за год: 34 урока





© 2010-2022