- Преподавателю
- Музыка
- Урок по теории музыки «Модальная система»
Урок по теории музыки «Модальная система»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алханова О.А. |
Дата | 24.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Модальная гармония
В профессиональной музыке возможно выделить три эпохи развития ладовых систем: эпоха модальности; мажоро-минорные ладовые явления и новые индивидуализированные системы, появляющиеся с конца XIX-начала XX века (двенадцатитоновая, додекафония, серийность). Все старинные лады в народной музыке сохраняются до сих пор, и поэтому есть предположение считать, что они существовали всегда, отмечает И.Способин (13, с. 88).
Европейская профессиональная музыка примерно с VII по XVI век опиралась на созданную средневековыми теоретиками систему церковных ладов. Это так называемая модальная система. Она сохранила своё значение в многоголосной полифонической музыке позднего Средневековья (Ars nova) и Возрождения, достигла зрелости в XVI веке в творчестве Дж.Палестрины и О.Лассо. Влияние её ощущалось до XVIII века, когда происходило постепенное вытеснение модального начала классическим.
Возрождение и новый расцвет особых натуральных ладов происходит у зарубежных романтиков, в русской классической музыке преимущественно у композиторов Могучей кучки. Это связано с углублением, обогащением национальной характерности музыки, дальнейшим развитием творческого интереса к народной песне, стремлением к её претворению в профессиональном искусстве, поисками новых выразительных ладово-гармонических приёмов, тяготением к красочности музыкального языка. Не угасал интерес к натуральным ладам и в XX веке. Он проявился в творчестве французских импрессионистов (К.Дебюсси, М.Равель), в произведениях советских композиторов (Н.Мясковский, Д.Шостакович), интенсивно используется в казахской музыке (К.Кужамьяров, Е.Рахмадиев, С.Мухамеджанов, С.Абдинуров).
Старинные лады или лады народной музыки входят в понятие модальности. Модальность - это способ звуковысотной организации, в основе которой лежит звуковысотный принцип, резко отличающийся от тонального принципа. Некоторые закономерности народно-песенного искусства канонизировало теоретическое учение церковной музыки, сформировавшееся в VIII веке на Западе. За каждым ладом было закреплено определённое название с высотным положением: дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский лады (автентические) и гиполады (плагальные). Центральным элементом модальной системы был григорианский хорал (cantus firmus).
Григорианский хорал - одна из величайших монодийных культур прошлого, сыгравшая огромную роль в развитии музыкального искусства Западной и Центральной Европы. Этот вид литургического пения, возникший в VIII-X веках на территории Франции и получивший распространение в других странах, находится у истоков европейской профессиональной музыки. По отношению к григорианской монодии термины «модус» и «модальность» характеризуют его звуковысотную организацию и соответствуют русскому понятию «лад». Однако термин «модус» включает в себя и аспекты, не свойственные понятию «лад»: «Музыкальный модус - это способ как начинать, как в определённых границах правильно продолжать и как должным образом заканчивать песнопение» (11, с. 162). Под модусом понимают особую историческую форму лада, присущую западноевропейской средневековой монодии, обладающую своими принципами организации и специфическими категориями (риперкусса, финалис, амбитус)1.
По определению Т.Барановой, - «Григорианский модус - совокупность главных ступеней и вспомогательных, или иначе: сильных и украшающих. Каждый модус имеет свою историю» (3, с.124)
Современная наука о григорианском хорале характеризует модус через совокупность четырёх критериев, которые выделяет французский музыковед Д.Сольнье. Каждый модус имеет:
-
определённый звукоряд со своей структурой,
-
определённую иерархию ступеней звукоряда,
-
характерные мелодические формулы,
-
модальный этос.
Каждый модус базируется на определённом звукоряде индивидуальной структуры. Звукорядной основой всех модусов является диатоническая семиступенная система. Диатоническому звукоряду предшествовала пентатоника, которая сохранилась в некоторых образцах григорианского хорала. Она строилась на звукоряде сол -ля-до-ре-ми или до-ре-фа-соль-ля. Впоследствии малая терция была заполнена полутоном ми-фа, затем появились полутоны ля-си-бемоль и си-до. Эти полутоны выполняли функцию украшений. В звукоряде важна не абсолютная высота звуков, а интервальные отношения между ступенями.
В григорианской монодии каждая ступень имеет определённую весомость, а потому очень важно, где преимущественно расположены звуки напева по отношению к финалису и в каком звуковом объёме напев разворачивается. В связи с этим важной категорией григорианской модальности становится амбитус произведения.
Ступени звукоряда выстраиваются в определённую иерархию. Различаются ступени модально сильные, представляющие собой конструктивную опору, и слабые, примыкающие к сильным ступеням. Доминанта и финалис являются главными полюсами притяжения слабых ступеней. Модальные притяжения слабых (лёгких, неопорных) ступеней к сильным (тяжёлым, опорным) несопоставимы с тяготениями в тональной музыке, однако вполне ощутимы в григорианских напевах. Функция слабых ступеней - орнаментальная, эти ступени служат украшением сильных, выполняя роль вспомогательных и проходящих между ними. При этом само присутствие слабых, орнаментальных, ступеней является обязательным: именно по контрасту выявляется сила одних и слабость других.
Модусы характеризуются своим набором мелодических оборотов, называемых формулами. Совокупность формул образует интонационный комплекс данного модуса. Отношение формул к модусам может быть различным. В процессе становления модусов формулы относились только к какому-либо одному модусу, впоследствии мелодические формулы уже не указывали только на один из них, а относились сразу к нескольким. Мелодические формулы более позднего происхождения скорее всего характеризуют некий один модус. Формулы являются важным формообразующим средством, поскольку различаются в зависимости от местоположения в музыкальном целом. Так, выделяются формулы начальные, завершающие и развивающие. Для образования лада мелодические формулы не менее важны, чем звукоряд и иерархия ступеней звукоряда.
Под модальным этосом понимается способность модуса к выражению определённых состояний души. Учение об этосе было унаследовано Средневековьем от античности, но христианское миропонимание вдохнуло в это понятие совершенно иное содержание. Музыка, вдохновлённая Словом Божьим, призвана отражать и создавать особые свойства души. Этос - первопричина образования модусов, он формирует и их материальную структуру. Каждый модус располагает своими средствами выражения.
Модальность григорианского хорала обычно связывают с системой западного октоиха, то есть восьми модусов. Наиболее ранним было составление модусов в пары в соответствии с общим финалисом. Финалисов было четыре: ре, ми, фа, соль, столько же насчитывалось и пар модусов, обозначаемых греческими порядковыми числительными: Protus (первый - дорийский), Deuterus (второй - фригийский), Tritus (третий - лидийский) и Tetrardus (четвёртый - миксолидийский). Каждая пара складывалась из автентического (основного) и плагального (побочного) модусов. Такая классификация была принята в тонариях и наиболее древних трактатах. Поздние модусы получили латинские обозначения порядковых числительных от первого до восьмого. Иногда применялись названия, заимствованные из античной теории музыки: дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский для автентических модусов; для обозначения плагальных модусов с тем же финалисом к этим названиям добавлялась приставка гипо- , выражавшая более низкий, чем в автентических модусах диапазон.
Модальность первых веков христианства, модальность зрелого периода григорианского хорала (VIII-IX века) и модальность позднего Средневековья (XIII-XIV века) - это не одна и та же модальность. Модальность существенно различается в зависимости от жанра, в котором она находит своё выражение. Каждый жанр предполагает своё место и функцию в богослужении, особый способ исполнения (хоровой, сольный, сольно-хоровой), форму целого, мелодический склад (силлабический, невматический, мелизматический и их сочетания), источник текста (прозаический или поэтический), преимущественную технику сочинения, особые типы мелодического движения (внутри каждого модуса по жанрам). Разные жанры складывались в разное время, что также отражается в специфике их модальной организации.
В репертуаре григорианского хорала представлены песнопения разного времени, модусы которых находятся на разных стадиях своего развития. Поэтому модусы с одними и теми же названиями в конкретных песнопениях проявляются по-разному: они обладают различной звукорядной структурой и фундаментальной системой.
Ю.Москва выделяет две традиционные характеристики модусов - по диапазону и по функциональному составу ступеней (11). Так, по диапазону различают модусы простые и расширенные, по функциональному составу - полные и неполные.
Расширенные модусы охватывают и автентическую, и плагальную область звукоряда с одним финалисом. Таким образом, в расширенных модусах объединены звукоряды первого и второго ладов, третьего и четвёртого, пятого и шестого, седьмого и восьмого. Расширенным признают модус, который вбирает в себя амбитус либо автентического модуса и плагальной кварты (автентический модус, расширенный плагальным), либо, наоборот, плагального модуса и автентической кварты (плагальный, расширенный автентическим). Однако бывает трудно или невозможно установить какой модус лежит в основе данного модального образования - автентический или плагальный. Происходит это тогда, когда обе доминанты - и автентическая, и плагальная - оказываются достаточно сильно выраженными. Такие модусы называют обобщённо: модус D, модус Е, модус F, модус G.
Полнота или не полнота модуса определяется составом модально сильных ступеней. Если в модусе использованы все сильные ступени, модус считается полным. Если не все - модус неполный. Неполнота модуса свидетельствует о ранней стадии его развития. В зрелом модусе задействованы все структурные опоры.
Мелодии, будучи совершенно узнаваемыми, предстают в разных источниках в разных модусах, это явление называется трансмодализацией, то есть представляет собой модальное переоформление одного и того же напева. Перенесение модуса на другую высоту при сохранении внутренних интервальных соотношений называется модальной транспозицией.
Гармоническое движение в модальной системе зависело от интервалики темы, поэтому нормой было секундово-терцовое соотношение созвучий. Опора в основном на консонирующие трезвучия, выражающие «покой и стабильность». Последования созвучий отличались ладовой многозначностью, вне кадансов аккорды сопрягаются свободно на основании мелодических связей. Постепенно в модальности устанавливается гармоническая концепция каденции и классификация каденции в зависимости от движения баса. Вальтер в «Наставлениях по музыкальной композиции» называет следующие «Clausulae finalis» (заключительные каденции):
-
Perfectissimam ( с ходом баса на квинту вниз или кварту вверх);
-
Perfectam (на кварту вниз или квинту вверх)
-
Minus perfectam (каденция perfectissimam, но с ходом баса на секунду вверх, то есть прерванная);
-
Cantizantem (в басу: I - VII - I);
-
Tenorizantem (в басу: II - I) (3, с.24)
Итак, при изучении модальности, постигаются особенности средневекового мышления и мировоззрения западноевропейской культуры.
В современной музыке возрождаются принципы модальности, которые называются неомодальностью. Неомодальность определяет очень разные художественные стили, качественно несходные творческие явления и обогащается в XX веке новыми чертами. Дьячкова характеризует модальность целым рядом признаков:
1. Опора на использование и чередование ладов.
2. Многоладовость, включающая диатонические, симметричные и хроматические ладовые формы.
3. Особая конструктивная и выразительная роль ладового звукоряда.
4. Слабо выраженная централизация. Неопределенность тональных тяготений связана:
- с потенциальной равнозначностью нескольких центров и «обратимостью тяготений» (Л. Мазель) в условиях отсутствия вводнотоновых отношений в натуральных ладах, что обусловливает варьирование ладовых центров и ладовых структур на основе единого ладового звукоряда;
- с потенциальной равнозначностью нескольких центров в симметричных ладах (показательны в этом плане малотерцовые цепи трезвучий в уменьшенном ладу).
5. Наличие двух видов тоники: по типу «финалиса», конечного тона.
6. Принцип переменности, специфика проявления которого связана с колористическим эффектом мерцания, переливов, игры красок и бликов. Виды переменности обусловлены варьированием:
а) позиции ладового центра,
б) его структуры,
в) структуры лада,
г) звукоряда.
7. Преобладание линеарных принципов организации, выраженных в полимелодической фактуре, в ладовой автономии голосов, в мелодических связях аккордов.
Таким образом, Модальная система лежит в основе развития ладов. В модальной системе были зафиксированы некоторые закономерности народно-песенного искусства, центральный элемент модальной гармонии - григорианский хорал - находится у истоков европейской профессиональной музыки. Проявления модальности в современной художественной практике крайне многообразны и связаны непосредственно с использованием симметричных ладов и различных форм диатоники. Модальность может выступать в качестве универсального принципа в стиле композитора, охватывая все структурные уровни композиции, как у Мессиана, что вызвано опорой на специфическую систему симметричных ладов. Модальность может доминировать в рамках другого типа звуковысотной организации, обогащая последнюю.
Таким образом, работа может вызвать интерес у музыкантов профессионалов и использоваться в широких кругах музыковедов.
Литература
-
Адам Л. О некоторых ладообразованиях в современной музыке / Теоретические проблемы музыки XX века. - М.,
-
Баранова Т. Переход от средневековой ладовой системы к мажору и минору в музыкальной теории XVI - XVII веков / Из истории зарубежной музыки. - М.,
-
Баранова Т. Старинная музыка в контексте современной культуры. - М.,1989.
-
Берков В. Система особых диатонических ладов / Гармония. - М., 1962.
-
Бершадская Т. Лекции по курсу гармонии. - Л., 1978.
-
Бершадская Т. Недоразумение, становящееся традицией / Музыкальная Академия №1, 2008.
-
Горковенко А. Об одной системе ладов с увеличенной секундой / Проблемы лада. - М.,1972.
-
Дьячкова Т. Гармония в музыке XX века. - М., 2000.
-
Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки / Статьи и исследования. - Л.,1982.
-
Коптев С. О явлениях полиладовости и политоникальности в народном творчестве / Проблемы лада. - М.,1972.
-
Москва Ю. Основные категории модальности григорианского хорала / Музыкальная Академия №2, 2007.
-
Музыкальная энциклопедия. Т.3. - М.,1991.
-
Способин И. Лекции по курсу гармонии. - М., 1969.
-
Тюлин Ю. Общая проблема лада / Учение о гармонии. Т.4. - М., 1966.
-
Холопов Ю. Гармония / Теоретический курс. - М., 2003.
1 амбитус - диапазон звукоряда, риперкусса - главный тон речитации и основная конструктивная ступень, к которой устремлено мелодическое движение, финалис - ступень, на которой строится заключительная каденция.