Урок по музыке на тему Вторая жизнь песни

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5класс

Тема: «Вторая жизнь песни»

Название урока: Живительный источник творчества

Цель урока: углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни композиторами в профессиональной музыке.

Образовательные задачи: научить различать и анализировать различные направления музыкального искусства, познакомить с современными интерпретациями народных песен.

Воспитательные задачи: прививать любовь к фольклору своего народа, к культурному наследию России и других народов.

Развивающиеся задачи: развивать образное восприятие, мышление, вокально-хоровые, творческие и сценические навыки.

Задачи:

Личностные: знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, развитие эмоционально-смыслового восприятия произведений П.Чайковского.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах. Ознакомиться с особенностями русской (славянской) народной музыкальной культурой.

Коммуникативные: формирование умения аргументировать свою позицию при ответе на поставленные педагогом вопросы.

Предметные: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний

Форма урока: урок-беседа, игра

Ход урока

Музыку сочиняет народ, а мы,

Композиторы, только аранжируем её

М.И.Глинка

1.Организационный момент (приветствие на украинском языке)

- Как вы думаете, ребята, почему сегодня мы поздоровались с вами на украинском языке?

- Да, сегодня в гостях у нас музыка украинского народа, но какая?

(смотрим видеоролик с песней «Веснянка») -Верно, народная, а как называется народное творчество в музыке? (Фольклор) - О чём рассказывается в этой песне? (О заклички, о зозывании весны).

-А к какому именно виду народних песен она относится мы узнаем с вами в ходе образовательной игры:

2. Актуализация опорних знаний:

1) С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке, в котором рассказывалось о чувствах любви?( Романс из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»)

2) Какой композитор написал это произведение? (Г.Свиридова, рус. ком. 20 века)

3) Как называет в музыке песня без слов? (Вокализ)

4) Для какой знаменитой певицы оно было написано и кем? (для оперной певице

А.Неждановой, С.Рахманинов.)

5) Как называется песня лодочника?(Баркарола)

6) Какой австрийский композитор написал её? (Ф.Шуберт)

7) Родина жанра баркаролы?(Италия)

8) Какой русский композитор в своём произведении передовал красоту ночи в Италии и как оно называлось? (романс «Венецианская ночь» М.Глинка)

3. Основная часть:

Какая картина у нас получилась? (картина обряда «Маслинеца», заклички весны)

Один из великих русских композиторов, который вам уже хорошо знаком, говорил, что музыку сочиняет народ, а мы, композиторы, только аранжируем её.

- Какому композитору принадлежат эти слова? (показ портрета)

(М. И. Глинке рус.ком.19в.),

- Как вы понимаете его слова? (рассуждаем)

- Каких ещё русских композиторов вы знаете, которые использовали в своём произведении народные мелодии?

(Слушание фрагмента из симфонии №4 П.Чайковского-

«Во поле берёза стояла»)

- А что связывало П. Чайковского с Украиной, кто помнит?

Дедушка композитора был потомком известного на Украине казачьего рода Чаек, а родная сестра композитора жила на Украине со своей семьёй в селе «Каменка», где очень любил подолгу гостить Чайковский. Ему нравилось слушать народные песни украинцев и одна из этих песен «Веснянка», которую он использовал в финале своего Концерта №1 для ф-но с оркестром. Слушая произведения, обратите внимания на изменения, которые внёс композитор в песне «Веснянка»

(Слушаем «Веснянка»П.Чайковского)

Анализируем:

1.Вид (вокальный, инструментальный)

2.Характер (песенный,танцевальный,маршевый) 3.Настроение(словарь) 4.Темп (медленный, умеренный, быстрый)

- Как вы думаете, ребята, первую жизнь песне дал народ, а вторую?

(П. Чайковский)

- И как бы вы назвали тему нашего урока? Верно, «Вторая жизнь песни», то есть композитор дал новое звучание песне, интерпретировал, записываем в словарь: Интерпретация (латинское слово - разъяснение, истолкование) - индивидуальная трактовка исполнителя исполняемого произведения.

Следующее слово записываем концерт (с латинского - состязаться), а кто состязался в этом концерте? (фортепиано с оркестром) Пишем определение: Концерт - это музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента, а какое ещё определение можно дать этому слову, если вы пришли смотреть выступление своих одноклассников? (представление)

В эпиграфе нашего урока говорится, что композиторы аранжируют народную музыку или делают обработку, и вы сейчас познакомитесь с двумя обработками, знакомой вам уже народной песни «Веснянка».

Ваша задача определить, в какой обработке и для кого она была сделана?

( слушание «Веснянки» в хоровой обработке, а капелла)

(Ответ: звучало в хоровом исполнении, без музыкального сопровождения)

Второе для ВИА, верно, записываем третье определение в словарь: аранжировка, обработка в музыке, всякое видоизменение оригинального нотного текста музыкального произведения, преследующее определённые цели.

4.Физминутка для глаз (видеоролик)

- А какую мы знаем с вами песню, которая тоже связана с временем года?

(«Осенняя песенка»)

5. Вокально-хоровая работа - «Осенняя песенка» сл. и муз. Г. Азаматова -

Бас, разучивание третьего куплета.

6. Рефлексия:

1) С какой народной песней мы познакомились с вами на уроке?

(«Веснянка» укр. н. п)

2) Какому виду народных песен она относится? (обрядовым)

3) В каком произведения песня «Веснянка» приобрела вторую жизнь?

(В финале Концерта №1 для фортепиано с оркестром)

4) А как вы понимаете слово концерт?

5) Какой композитор использовал её в своём концерте? (П. Чайковский)

6) Как вы понимаете слово интерпретация?

7) Что означает в музыке, всякое видоизменение оригинального нотного текста

музыкального произведения, преследующее определённые цели?

( аранжировка, обработка)

8) В какой ещё обработке и аранжировке мы её слушали? (хоровой, ВИА)

Вывод: что же является ребята, живительным родником творчества

композиторов? (народные произведения - песни, танцы)

Урок мне б хотелось закончить словами русского музыкального критика,

В.Стасова: «Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием»

7. Итог урока: оценивание

Д/З: найти народные произведения, которые получили вторую жизнь, узнать, о чём рассказывается в них. Свои впечатления можно передать в рисунках, в подборке стихов к инструментальной музыке.

© 2010-2022