- Преподавателю
- Музыка
- Урок по музыке на тему Вторая жизнь песни
Урок по музыке на тему Вторая жизнь песни
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мустафаева Р.Н. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
5класс
Тема: «Вторая жизнь песни»
Название урока: Живительный источник творчества
Цель урока: углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни композиторами в профессиональной музыке.
Образовательные задачи: научить различать и анализировать различные направления музыкального искусства, познакомить с современными интерпретациями народных песен.
Воспитательные задачи: прививать любовь к фольклору своего народа, к культурному наследию России и других народов.
Развивающиеся задачи: развивать образное восприятие, мышление, вокально-хоровые, творческие и сценические навыки.
Задачи:
Личностные: знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, развитие эмоционально-смыслового восприятия произведений П.Чайковского.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах. Ознакомиться с особенностями русской (славянской) народной музыкальной культурой.
Коммуникативные: формирование умения аргументировать свою позицию при ответе на поставленные педагогом вопросы.
Предметные: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний
Форма урока: урок-беседа, игра
Ход урока
Музыку сочиняет народ, а мы,
Композиторы, только аранжируем её
М.И.Глинка
1.Организационный момент (приветствие на украинском языке)
- Как вы думаете, ребята, почему сегодня мы поздоровались с вами на украинском языке?
- Да, сегодня в гостях у нас музыка украинского народа, но какая?
(смотрим видеоролик с песней «Веснянка») -Верно, народная, а как называется народное творчество в музыке? (Фольклор) - О чём рассказывается в этой песне? (О заклички, о зозывании весны).
-А к какому именно виду народних песен она относится мы узнаем с вами в ходе образовательной игры:
2. Актуализация опорних знаний:
1) С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке, в котором рассказывалось о чувствах любви?( Романс из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»)
2) Какой композитор написал это произведение? (Г.Свиридова, рус. ком. 20 века)
3) Как называет в музыке песня без слов? (Вокализ)
4) Для какой знаменитой певицы оно было написано и кем? (для оперной певице
А.Неждановой, С.Рахманинов.)
5) Как называется песня лодочника?(Баркарола)
6) Какой австрийский композитор написал её? (Ф.Шуберт)
7) Родина жанра баркаролы?(Италия)
8) Какой русский композитор в своём произведении передовал красоту ночи в Италии и как оно называлось? (романс «Венецианская ночь» М.Глинка)
3. Основная часть:
Какая картина у нас получилась? (картина обряда «Маслинеца», заклички весны)
Один из великих русских композиторов, который вам уже хорошо знаком, говорил, что музыку сочиняет народ, а мы, композиторы, только аранжируем её.
- Какому композитору принадлежат эти слова? (показ портрета)
(М. И. Глинке рус.ком.19в.),
- Как вы понимаете его слова? (рассуждаем)
- Каких ещё русских композиторов вы знаете, которые использовали в своём произведении народные мелодии?
(Слушание фрагмента из симфонии №4 П.Чайковского-
«Во поле берёза стояла»)
- А что связывало П. Чайковского с Украиной, кто помнит?
Дедушка композитора был потомком известного на Украине казачьего рода Чаек, а родная сестра композитора жила на Украине со своей семьёй в селе «Каменка», где очень любил подолгу гостить Чайковский. Ему нравилось слушать народные песни украинцев и одна из этих песен «Веснянка», которую он использовал в финале своего Концерта №1 для ф-но с оркестром. Слушая произведения, обратите внимания на изменения, которые внёс композитор в песне «Веснянка»
(Слушаем «Веснянка»П.Чайковского)
Анализируем:
1.Вид (вокальный, инструментальный)
2.Характер (песенный,танцевальный,маршевый) 3.Настроение(словарь) 4.Темп (медленный, умеренный, быстрый)
- Как вы думаете, ребята, первую жизнь песне дал народ, а вторую?
(П. Чайковский)
- И как бы вы назвали тему нашего урока? Верно, «Вторая жизнь песни», то есть композитор дал новое звучание песне, интерпретировал, записываем в словарь: Интерпретация (латинское слово - разъяснение, истолкование) - индивидуальная трактовка исполнителя исполняемого произведения.
Следующее слово записываем концерт (с латинского - состязаться), а кто состязался в этом концерте? (фортепиано с оркестром) Пишем определение: Концерт - это музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента, а какое ещё определение можно дать этому слову, если вы пришли смотреть выступление своих одноклассников? (представление)
В эпиграфе нашего урока говорится, что композиторы аранжируют народную музыку или делают обработку, и вы сейчас познакомитесь с двумя обработками, знакомой вам уже народной песни «Веснянка».
Ваша задача определить, в какой обработке и для кого она была сделана?
( слушание «Веснянки» в хоровой обработке, а капелла)
(Ответ: звучало в хоровом исполнении, без музыкального сопровождения)
Второе для ВИА, верно, записываем третье определение в словарь: аранжировка, обработка в музыке, всякое видоизменение оригинального нотного текста музыкального произведения, преследующее определённые цели.
4.Физминутка для глаз (видеоролик)
- А какую мы знаем с вами песню, которая тоже связана с временем года?
(«Осенняя песенка»)
5. Вокально-хоровая работа - «Осенняя песенка» сл. и муз. Г. Азаматова -
Бас, разучивание третьего куплета.
6. Рефлексия:
1) С какой народной песней мы познакомились с вами на уроке?
(«Веснянка» укр. н. п)
2) Какому виду народных песен она относится? (обрядовым)
3) В каком произведения песня «Веснянка» приобрела вторую жизнь?
(В финале Концерта №1 для фортепиано с оркестром)
4) А как вы понимаете слово концерт?
5) Какой композитор использовал её в своём концерте? (П. Чайковский)
6) Как вы понимаете слово интерпретация?
7) Что означает в музыке, всякое видоизменение оригинального нотного текста
музыкального произведения, преследующее определённые цели?
( аранжировка, обработка)
8) В какой ещё обработке и аранжировке мы её слушали? (хоровой, ВИА)
Вывод: что же является ребята, живительным родником творчества
композиторов? (народные произведения - песни, танцы)
Урок мне б хотелось закончить словами русского музыкального критика,
В.Стасова: «Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием»
7. Итог урока: оценивание
Д/З: найти народные произведения, которые получили вторую жизнь, узнать, о чём рассказывается в них. Свои впечатления можно передать в рисунках, в подборке стихов к инструментальной музыке.