Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе

Доклад на заседании районного методического объединения учителей эстетического цикла. Мы часто встречаемся  с эгоизмом,  бездуховностью,  индивидуализмом, карьеризмом и всевозможными нравственными пороками, с которыми ребята выходят из школы. Объяснить это можно только поняв, что воспитание и образование, и научение как деятельность – это формы деятельности принципиально разные, хотя они переплетаются и взаимодействуют в реальной жизни, педагогической практике. Об этом и идёт речь в докладе.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе

( Доклад руководителя РМО учителей эстетического цикла Каплина А.А.)





Прежде чем вести разговор о роли и взаимодействии искусств в педагогическом процессе, я хочу сказать несколько слов о двух главных задачах школы во все времена - это образование и воспитание. И наверное надо признать что самой трудной из них является воспитательная задача. Это видно из того, что большая часть трудностей, с которыми сталкивается сегодня школа и семья связаны именно с воспитанием, тогда как с точки зрения интересов образования интересов наших молодых людей, серьёзных драматических проблем у нас гораздо меньше.

Мы часто встречаемся с эгоизмом, бездуховностью, индивидуализмом,

карьеризмом и всевозможными нравственными пороками, с которыми ребята выходят из школы.

Объяснить это можно только поняв, что воспитание и образование, и научение как деятельность - это формы деятельности принципиально разные, хотя они переплетаются и взаимодействуют в реальной жизни, педагогической практике.

Между тем в книгах посвященных проблемам воспитания характеристика педагогического процесса в большинстве случаев сводится к методике передачи знаний, а подчас прямо говорится, что воспитание должно осуществляется с помощью передачи детям знаний законов общественной жизни, правил поведения. Но получается странная картина: трудно встретить молодого человека, который не знал бы, что такое хорошо, и что такое плохо, но зная это, поступать часто вопреки своему знанию он может. Видимо, дело тут не в знаниях, а в формировании мотивационной сферы, которая определяет реальное поведение человека, его поступки, действия. А как её формировать остаётся неясным, ибо дидактика ответить на этот вопрос не может.

Человека человеком делает процесс его формирования. Социологи называют это социализацией, культурологи - приобщением к культуре.

И происходит это несколько разными, но пересекающими путями.

Первый путь - передача человеком человеку накопленных культурой знаний.

Второй - передача человеком человеку обретённых людьми знаний.

Третий, самый сложный путь - передача человеком человеку выработанных в обществе ценностей. Почему же три дороги существует.

Потому, что предметная деятельность человека реализуется по трем направлениям. Деятельность преобразовательная, познавательная, и деятельность целостно- ориентационная.

Поэтому человек в процессе своего развития должен овладеть всеми тремя видами деятельности: научится работать, преобразовывать мир; получать необходимые знания; овладевать ценностями - убеждениями, идеалами, позициями и принципами, которые направляли бы его и практическую и теоретическую и художественную деятельность потому или иному пути.

Остановлюсь подробнее только на третьем пути социализация индивида - передача ценностей. Понятие «ценности» охватывает все то, что мы называем десятком различных понятий; это идеалы, нормы, цели, это все то, к чему человек стремится, что он любит. Для формирования ценностей, есть только один путь - духовное общение людей. Но что же такое - общение?

Когда учитель говорит ученику, что сумма двух сторон треугольника равна двум Д., это не общение, а коммуникация. Общение - это связь человека с человеком как субъекта с субъектом. Общение это такое взаимодействие людей, которое по своей структуре симметрично, в нем нет учителя и ученика, а есть партнеры, равные друг другу участники единой деятельности.

Идеальная модель человеческого общения - дружба, которая может существовать только как связь разных, но равных людей.

И цель дружбы не передавать какую-то информацию, не научить чему -то , хотя друг может научить друга или рассказать ему о том, чего он не знает.

Суть дружбы заключается в том, чтобы добиться общности друзей, чтобы обучающиеся в результате некого духовного взаимодействия выработали общие ценности, единые жизненные позиции, при том, что каждый остаётся неповторимой индивидуальностью и ценит её в другом. Друзья всегда в

чем - то отличаются один от другого, а вместе с тем их связь - это диалектика различного и общего, образующая их духовное единство. Если только начинается насилие одного человека над другим, если один из них начинает выступать как наставник или тем более командир, дружба сразу же кончается. Совсем не трудно учить ребенка правилам математики, физики, передавать ему любые знания, но как трудно установить с ребенком дружеские отношения. Каждый знает по себе, что воспитывать ребенка можно только тогда, когда он видит в тебе хоть старшего, но друга. И в том случае если ты относишься к нему с уважением и любовью. Только тогда вырабатываются единые ценности. Когда же этого нет, то мы можем читать нотации нравоучения, которые вызывают зевоту у ребенка и которые никакого воспитательного значения не имеют. Вот почему для школы серьёзнейшая проблема - именно проблема воспитания.

Сравнительно просто передать мальчикам и девчонкам, сидящим в классе некую сумму знаний, и для этого не нужно чтобы они были твоими друзьями для этого необязательно их любить, видеть в каждом из них личность неповторимую, уникальную. А вот для того, чтобы воспитывать их, нужно к каждому обращаться как к субъекту, с каждым наладить прямую душевную связь. Только тогда начинается воспитание. Отсюда выход к пониманию глубочайшей специфики искусства. До тех пор пока мы понимаем искусство, как простое средство передачи информации, передачи знаний, каких угодно - о природе, обществе, человеке, мы не можем понять действительного могущества искусства и не можем использовать это могущество. То же происходит, когда искусство ставят в один ряд со средствами научения, ибо само искусство научить ни чему не может. В нашей эстетике существует довольно широкий спектр представлений о сущности и основных функциях искусства, среди которых выделяют то познавательную, то идеологическую, то игровую, но во всех случаях искусство оказывается всего лишь неполноценным дублером какой-то другой деятельности, то науки, то языка, то игры.

Что происходит в преподавании литературы. Зачастую она преподается в школе не как искусство, а как литературоведение. Поэтому молодые люди, окончив школу знают, какие сочинения и когда писал Пушкин, когда он женился, как был связан с декабристами…. Но при этом часто не любят поэзию не испытывают потребности в ней, не понимают её художественного языка. И нас нисколько не удивляет парадоксальность такого положения. Литературу в школе «проходят» так же как физику, химию - всё тут можно выучить, все узнать, но вот литература как искусство при этом к сожалению исчезает. Так происходит в преподавании изобразительного искусства, когда целью считают научить ребенка правильно изображать предметы, а все остальное учителя не интересует Отношения к искусству здесь нет, как и на уроках музыки , если для учителя основная цель - научить правильно петь или рассказать кто, когда, где и что сочинил…

Сегодня нам надо понять, что цель искусства - не просто познание, так как полноценное знание дает наука, и не просто развлечение в игре. Сила искусства в том, что оно входит в сферу общения людей, дополняя в ней реальное общение реальных людей.

С этой точки зрения можно понять и взаимодействия искусств в педагогическом процессе.

Исторически сложилось школьная программа так, что мир искусства представлен в ней тремя видами - литературой, изобразительным искусством, музыкой. Центральное положение этих трех искусств в художественной культуре объясняется их отношением к духовной жизни человека. Которая имеет три главные сферы - сферы мыслей, чувств и представлений: мышление призвано обеспечивать познавательную деятельность, переживание - целостно - ориентационную деятельность, воображение - преобразовательную практику, поскольку она создает образы того, чего ещё нет, то что человек хочет сделать. Искусство и стремится воплотить все эти три стороны духовной жизни, вырабатывая для этого оптимальные средства. Словесные искусства воплощают жизнь человеческой мысли. Музыка стоит в таком же отношении к жизни чувств, к человеческим переживаниям потому структура музыкального образа интонационна. Наконец живопись адекватно передает человеческие представления в той форме, какую дает им реальное чувственное восприятие действительности. Тем самым литература, музыка, живопись охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно, а их различные сочетания и взаимодействия позволяют передавать взаимосвязи протекающих в ней процессов.

Так песня, сливая воедино слово и мелодию, воплощает единство и взаимодействие мысли и чувства; так актерское творчество соединяет словесное высказывание и изобразительный текст (мимическую живопись),

Воплощает связь и взаимодействие мысли и представления; так танец, сопрягая жест с музыкой, передает единство представления и переживания.

Вот почему с тех пор как исторически изначальная форма художественного творчества распалась, все три «базовые» виды искусства обрели самостоятельность, приобщение к ним оказалось необходимым для развития художественной культуры. Этим и объясняется то, что преподавание именно этих трех дисциплин вошло в школьную программу и прочно утвердилось в ней. А в тех школах, где администрация видит неоценимую роль искусства в воспитании личности, введен предмет под название МХК., предмет в котором объединяются история, литература, живопись, музыка нового и новейшего времени.

Разностороннее воплощение духовной жизни человека позволяет этим трем видам искусства столь же разносторонне представить духовную жизнь общества на каждом этапе его развития. Следует отметить, что в ходе становления художественной культур, её трехгранное ядро обрастало все новыми и новыми образованиями и на сцене, и на экране, а также входило в различные взаимосвязи с нехудожественными формами деятельности людей. С техникой, спортом, в особенности это относится к современному состоянию художественной культуры, которое не только значительно отличается от культуры 19 начала 20 века, но входит в жизнь современного человека в новых своих проявлениях. Телевизионная передача, кинофильм, художественная фотография, спортивно-художественные зрелища, художественное конструирование - все это теперь тоже определяет характер формирующего вкуса современного ребенка не в меньшей степени, чем книга, картина, или музыкальное звучание. Если не в большей. И теперь в художественной жизни школьника главное место занимают новые, современные виды и жанры искусства. Отсюда нужно сделать вывод, что школа не вправе закрывать глаза на это, оставляя художественное образование и воспитание молодежи только в рамках классической художественной культуры. Школа должна следить за всеми её изменениями и помогать молодым людям, ориентироваться в этом сложном и противоречивым процессе, уметь отделить в нем зерна от плевел, истинные новации от псевдохудожественного, от вульгарности и пошлости.








© 2010-2022