Картотека музыкальных инструментов народов Поволжья

 Картотека музыкальных инструментов народов Поволжья с фотографиями и кратким описанием музыкального инструмента и его аналогов в других народов, населяющих берега великой русской реки Волги.  Что натолкнуло человека на изобретение музыкальных инструментов? Об это мы можем лишь только догадываться. Возможно, причиной этого было то, что первобытный человек в какой-то момент стал по-новому прислушиваться к звукам окружающей действительности и то, что раньше казалось шумом, стало для него музыкой...      
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Картотека музыкальных инструментов народов Поволжья

Зырянова Л.А.,

музыкальный руководитель

МБУ детского сада №53 «Чайка»,

высшая квалификационная категория

Что натолкнуло человека на изобретение музыкальных инструментов? Об это мы можем лишь только догадываться. Возможно, причиной этого было то, что первобытный человек в какой-то момент стал по-новому прислушиваться к звукам окружающей действительности и то, что раньше казалось шумом, стало для него музыкой. Он научился извлекать музыкальные звуки из различных предметов. Они зазвучали, заговорили, стали музыкальными инструментами.

Чтобы в такт песне хлопать в ладоши или притопывать ногами, люди стали постукивать двумя раковинами, деревяшками, плоскими камешками. Так возникли первые ударные инструменты, занимавшие главное место в оркестре первобытных людей. Они были разнообразны: колотушки, трещетки, погремушки из выдолбленных и высушенных плодов с камешками и косточками внутри и целое семейство барабанов.

Из пустого стебля тростника человек научился делать духовые инструменты. Стебель тростника стал «предком» и пастушеской свирели и духовых инструментов современного оркестра: флейты, гобоя и др.

Делая лук для охоты на диких зверей, человек пробовал, туго ли натянута тетива. Колеблясь, она издавала певучий музыкальный звук. Так тетива стала струной, а охотничий лук - музыкальным инструментом.

У многих народов происхождение музыкальных инструментов связано с богами и владыками гроз, вьюг и ветров. Древние греки приписывали Гермесу изобретение лиры: он изготовил инструмент, натянув струны на черепаховый панцирь. Его сына, лесного демона и покровителя пастухов, Пана изображали непременно с флейтой, состоящей из нескольких стеблей тростника (флейта Пана). В немецких сказках часто упоминаются звуки рожка, в финских - пятиструнной арфы кантеле. В русских сказках на звуки рога и дудки являются ратники, против которых не устоит никакая сила; чудодейственные гусли-самогуды сами играют, сами песни поют, заставляют плясать без отдыха. В украинских и белорусских сказках под звуки волынки (дуды) пускались в пляс даже животные.

Анализируя музыкальные инструменты народов, населяющих берега Волги - русские, татарские, башкирские, мордовские, чувашские, прослеживается закономерность - основные музыкальные инструменты перекликаются как во внешнем виде, так и по тембру и способу изготовления. То ли во время передвижения и путешествий, люди обменивались и заимствовали, понравившиеся им «изюминки» каждого поселения, то ли все люди мыслят одинаково и в процессе наблюдения за окружающей действительностью им в голову приходят одни и те же мысли. Вокруг нас большое количество привычных материалов растительного и животного происхождения, на которые мы порой не обращаем внимания. Любой материал зазвучит, если его коснутся умелые руки:

- из невзрачного кусочка глины можно изготовить свистульку или окарину;

- береста, снятая со ствола березы, превратится в большой рог с пищиком;

- пластмассовая или методическая трубочка обретет звучание, если сделать в ней свистковое устройство и отверстия;

- из деревянных брусочков и пластин можно сделать много разных ударных инструментов.

Русские народные музыкальные инструменты представляют собой самобытное явление в мировой музыкальной культуре. Неразрывно связанные в своём развитии с духовной жизнью, практической деятельностью, бытовым укладом, эстетическими и нравственными устоями широких слоёв русского народа, они выражают богатство его внутреннего мира, неиссякаемый оптимизм, ум, глубину чувств, особые специфические черты нации.

Русские музыкальные инструменты располагают большими техническими и художественными возможностями. Им под силу исполнение самых различных произведений - от простых, бесхитростных попевок, наигрышей и танцев до сложных оригинальных музыкальных сочинений.

К сожалению, об истории возникновения и создания русских народных музыкальных инструментов, точных сведений нет. Существует предположение, что далёким предком русской домры явился восточный инструмент танбур, бытующий и поныне у народов Ближнего Востока, Азии и Закавказья, и что на Русь он был завезён в IX-X веках купцами, которые вели торговлю с этими народами. Инструменты подобного типа появились в те далёкие времена не только на Руси, но и в других сопредельных государствах, занимавших промежуточное географическое положение между славянскими народами и народами Востока. Претерпевшие с течением времени существенные изменения, инструменты эти у разных народов стали называться по-разному: у грузин - пандури и чонгури, таджиков и узбеков - думбрак, туркмен и узбеков - дутар, киргизов - комуз, азербайджанцев и армян - тар, саз, казахов и калмыков - домбра, монголов - домбур, украинцев - бандура и т. д., однако все они сохранили много общего в контурах формы, способах звукоизвлечения, устройстве.

Такие же закономерности можно проследить и рассматривая музыкальные инструменты народов, населяющих берега великой русской реки Волга. Варган (русский), Кубыз (татарский, башкирский), Палнай (чувашский народный музыкальный инструмент) так похожи друг на друга как три брата, да и звучат одинаково, а Курай (татарский, башкирский)- родной брат русской свирели, знакомая всем народам мира благодаря мифу о Пане, пан-флейта у русских называлась Кугиклы, а у башкиров Камыш-Курай. Что уж говорить о Шотландской Волынке, которую в Чувашии называли Шапар или Сарнай.

Возможно распространению различных музыкальных инструментов по миру служили скоморохи? Они путешествовали по территории нашей страны, разыгрывая сценки из жизни. Наверняка сопровождая свое выступление игрой на музыкальных инструментах. Искусство скоморохов - одно из интереснейших, но недостаточно изученных явлений в истории русской музыкальной культуры. В своеобразном по своей природе творчестве скоморохов тесно переплетались элементы разных жанров искусства: драматического театра, цирка, танца, пения, инструментального исполнительства. Играли скоморохи на гуслях, гудках, сурнах, волынках, трубах, сопелях, бубнах. Особой любовью у скоморохов пользовались гусли и домры, которые были их постоянными спутниками. Лёгкость и небольшие размеры инструментов, простота изготовления и звонкий неповторимый тембр делали их незаменимыми участниками всех выступлений.

Что послужило причиной или отправной точкой подобия многих музыкальных инструментов по всему миру, наверное, так и останется тайной. Но не это главное …

Главное, что объединив музыкальные инструменты разных народов, мы сможем объединить и людей, сделать их более терпимыми друг к другу. Ведь музыке не нужны слова, она не нуждается в знании языка того или иного народа, музыка объединяет людей на уровне души, соединяя их общими переживаниями и совместным музицированием на таких разных, но таких одинаковых музыкальных инструментах.


Картотека музыкальных инструментов народов Поволжья



ГАРМОНЬ-ТАЛЬЯНКА

Татаро-башкирский народный инструмент

Гармонь-тальянка относится к типу однорядных гармоней.

Сегодня чуть ли не каждый пятый татарин старшего и среднего поколения умеет играть на гармони-тальянке. Она стала по-настоящему народным инструментом.

Сочетание, по крайней мере, четырех типов культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского, болгарского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) очень наглядно отразилось в разнообразном наборе народных музыкальных инструментов Татарстана.

Появление гармоник среди традиционных башкирских инструментов произвело настоящую революцию как в этноинструментарии, так и в этнорепертуаре.

Наигрыши, исполняемые на диатонических гармонях, своеобразны. На гармонях в основном исполнимы простые квадратные построения типа халмак-кюй и кыска-кюй., часто в движении шагом и пением характерных такмаков-частушек.

Картотека музыкальных инструментов народов Поволжья

БАЛАЛАЙКА

Русский народный инструмент


Балалайка! Эх! Как много для русского человека в этом слове... Между тем, не многие знают, что данный музыкальный инструмент, по одной из версий, заимствован у татар. Есть также мнения, что балалайка - видоизменённая киргизская домбра. Как бы там ни было - известно, что благодаря игре на этом инструменте в конце 17 - начале 18 вв. русские крестьяне скрашивали свой невесёлый быт. Балалайка стала популярной благодаря скоморохам, которые разъезжали по ярмаркам, веселили народ, тем самым зарабатывая себе на кусок хлеба.

Балалайка принадлежит к струнной группе музыкальных инструментов. Состоит из грифа и кузова с декой треугольной формы. Балалайка имеет три струны, первые две из которых настраиваются в унисон, а третья - выше на одну кварту. Техника извлечения звуков разная: бряцанье, щипки, перебор струн.

В настоящее время этот инструмент по-прежнему остаётся символом русского народа.

Картотека музыкальных инструментов народов Поволжья





КУРАЙ

Татаро-башкирский музыкальный инструмент


Духовой музыкальный инструмент типа продольной флейты. «Свирели в два локтя» достигали метра в длину.

Классический курай изготавливается из стебля зонтичного растения с одноименным названием, имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и одно на тыльной. Диапазон курая около трех октав.

Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент.

Картотека музыкальных инструментов народов Поволжья


ВАРГАН (русский),

КУБЫЗ (татарский, башкирский)

ПАЛНАЙ (чувашский народный музыкальный инструмент)

древнейший духовой язычковый музыкальный инструмент.


При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта даёт возможность менять тон и тембр инструмента. Кроме того, положение диафрагмы вносит новые оттенки в звучание.

Обычно делается из металла или дерева. В России варганы наиболее широко распространены в Якутии, Туве и на Алтае.

В летописях упоминается также о варгане как о военном музыкальном инструменте, но встречающееся в них слово «варганы» обозначает, возможно, другой музыкальный инструмент, более пригодный для военной музыки, а не тот варган, о котором говорится выше.




Картотека музыкальных инструментов народов Поволжья



ШАПАР
САРНАЙ

Чувашский музыкальный инструмент


В переводе - музыкальная труба, рожок, флейта, волынка-пузырь.

Широко использовался в культовой и обрядовой практике. Представляет собой резервуар из бычьего или свиного мочевого пузыря, имеющий трубку для вдувания воздуха и 2 мелодические трубки с 2-3 (левая трубка), 3-4 (правая) игровыми отверстиями.

Инструмент двухголосный. На этих инструментах играли мужчины.

Музыкант, игравший на свадьбах, считался колдуном. Этому инструменту и музыканту приписывали волшебные свойства. Звук можно было извлекать, надавливая локтями на пузырь. Если вдруг пузырь рвался, то его убирали и получался шапар вулли.


Картотека музыкальных инструментов народов Поволжья


ГУСЛИ

(русский народный инструмент)

КЕСЛЕ

(чувашский народный инструмент)


Многострунный щипковый музыкальный инструмент.

Щипковые инструменты гусельного типа имеют более чем тысячелетнюю историю.

В Древней Руси гусли - наиболее распространенный музыкальный инструмент.

В произведениях устного эпического творчества (былинах, сказаниях) его бытование связано с образами гусляров-«гудцов» Садко, Добрыни Никитича, певца-сказителя Бояна.

Скоморохи наряду с другими инструментами (сопелями, дудками, гудками) играли в старину и на гуслях. В русских народных песнях их называли еще «звонкими» или «звончатыми», потому что установленные на них металлические струны при игре звонко звучали.

Картотека музыкальных инструментов народов Поволжья





ДУМБРА

Татарский народный инструмент

Характерный инструмент большинства тюркских народов, искусство игры на котором зародилось еще в средние века.

Думбра упоминается в «Татарской летописи»), исторической произведении конца XVII века, где описываются события времен Золотой Орды. В татарском любовно-романтическом дастане «Тулэк белэн Сусылу» («Туляк и Сусылу»), который, по мнению учёных, был написан не позднее XIV века, главный герой - Туляк изготавливает домбру для исполнения любовных песен.

Картотека музыкальных инструментов народов Поволжья

БАЯН

Русский, Башкирский музыкальный инструмент

Самая совершенная гармоника с хроматическим звукорядом в правой клавиатуре и хроматическим басо-аккордовым сопровождением в левой.

Это название произошло от имени легендарного древнерусского певца - дружинника, первое упоминание о котором было обнаружено в "Слове о полку Игореве". В 1907г. рязанский мастер П.Е.Стерлигов, усовершенствовав существующую конструкцию, изготовил хроматическую гармонику уникальной конструкции, аналога которой не было во всем мире.

Баян органично вошел в практику музыкального образования. Решающую роль в этом сыграли факультет и кафедра народных инструментов, открытые в 1948г. в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных.

По сравнению с другими регионами России освоение баяна в Башкортостане началось со значительным опозданием.

Кроме традиционного исполнительства на баяне в Республике ведется академическое обучение от музыкальной школы до академии искусств.

В Уфе сложилась школа башкирских баянистов, известная во всем мире своими лауреатами Международных конкурсов и фестивалей.


Картотека музыкальных инструментов народов Поволжья

КУГИКЛЫ

Русский народный инструмент

КАМЫШ-КУРАЙ

Башкирский народный инструмент

Многоствольная флейта Пана - так называют во многих странах мира инструмент, состоящий из нескольких трубочек разной длины, скрепленных между собой.

Из них извлекают звуки разной высоты. Инструмент такого типа известен многим народам под названиями: молдавский «най», украинский «свыриль», грузинский «соинари», литовский «ску-дучай», башкирский «камыш-курай» и т. д.

У каждого народа флейты Пана различаются материалом, длиной и диаметром трубок.

В России разновидность флейты Пана бытует в основном в южных областях и Поволжье и в разных селениях имеет свои названия - «кувички», «кувиклы», «дудки», «цевки», но наиболее устойчивое - «кугиклы». Стебель тростника («кути», «цевницы», «тростянки»), состоящего из нескольких звеньев (трубочек) различной длины и толщины, возможно, обусловливает и само название этого духового инструмента



Картотека музыкальных инструментов народов Поволжья

МАНДОЛИНА

СКРИПКА

Башкирский музыкальный инструмент

Предшественник мандолины «думбыры», разновидность вертикальной скрипки смычкового «кыл-кубыза» (башкирские народные инструменты).

Из струнных музыкальных инструментов наибольшее распространение в Республике имеют мандолина и скрипка. Они используются башкирскими музыкантами в их классической форме.

Мандолина и скрипка являются неотъемлемой частью башкирского этномузицирования. На них играют повсеместно: на праздниках, в быту, на самодеятельной сцене и даже на уроках музыки в национальных средних школах.

Профессионального обучения на мандолине нет, данный инструмент - яркий представитель устного инструментального творчества. Мандолина и скрипка в Башкирии - инструменты сольной традиции, но на них не редкость игра в ансамбле с кураем, кубызом, баяном, ударными.






Картотека музыкальных инструментов народов Поволжья






БУБЕН

Русский музыкальный инструмент

Ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод.

К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Наиболее известный и популярный в народе русский ударный инструмент с мягкой тембровой окраской. В сочетании с прикрепленными к инструменту бубенцами и колокольчиками звучание приобретает звенящий оттенок.







Картотека музыкальных инструментов народов Поволжья


ЛОЖКИ

Русский народный ударный инструмент


Благодаря внешней простоте ложки стали одним из наиболее самобытных и популярных у народа ударных инструментов. На них играли веселые и шуточные песни.

Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам. В настоящее время ложки широко используются фольклорными и инструментальными ансамблями.

Но народным музыкальным инструментом может быть любой предмет, обладающий источником звука и используемый в музыке как самостоятельно звучащее тело. Наряду с рассмотренными ударными инструментами многие предметы быта и труда (ложки, коса, печные заслонки, кастрюли, рубель, стиральная доска, сковороды, чугунки и т. д.) также широко использовались в народном музицировании.










Картотека музыкальных инструментов народов Поволжья





ВЛАДИМИРСКИЙ РОЖОК

Русский народный музыкальный инструмент


Это уже более совершенный музыкальный инструмент. Простота формы и способ изготовления, оставшиеся такими, какими были несколько столетий назад, сделали инструмент любимым в среде пастухов. Рожки имеют шесть игровых отверстий: пять из них расположены на лицевой стороне, одно с тыльной.

Существуют две разновидности рожка: малый рожок (местное название «визгунок») и большой рожок («бас»), длина которого вдвое больше малого рожка.

Народные музыканты использовали и другую разновидность этого инструмента. «Полубасок» - так называли средний между большим и малым инструментами рожок.





Картотека музыкальных инструментов народов Поволжья

СВИРЕЛЬ

Русский народный музыкальный инструмент

Продольная флейта.

На протяжении многих веков конструкция флейты подвергалась изменениям. Каждая народность вносила в этот инструмент свои национальные особенности, поэтому у разных народов он имеет свое название. У башкир это «курай», у узбеков «най», у беларусов «дудка», «флуэр» у молдован, «сотгилка» у украинцев, «саламури» у грузин, «свирель» у русских.

На Руси инструмент изготавливали либо из куска пустотелого тростника, либо из цилиндрического куска дерева. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады - Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа - свирель, сопель и цевница.

Свирель представляет собой простую деревянную (иногда металическую) дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть). Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.

Двойная свирель (двойница, двойчатка) состоит из двух однотипных дудок неравномерной длины. Каждая дудка имеет свистковое приспособление для вдувания воздуха и по три игровых отверстия. Объединение двух дудок в один инструмент даёт возможность исполнения двухголосных мелодий одним игроком. Репертуар наигрышей на двойной свирели обширен и весьма разнообразен. Двойная свирель была неравномерно распространена по Руси.







Картотека музыкальных инструментов народов Поволжья

ЖАЛЕЙКА

Русский народный музыкальный инструмент


В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют «пастушеским рожком».

Происхождение слова «жалейка» не установлено. Жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.

Звукоряд инструмента диатонический, диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовался инструмент как пастушеский, играли на нём наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Сейчас её можно увидеть, пожалуй, только в оркестрах русских народных инструментов.






Картотека музыкальных инструментов народов Поволжья





ОКАРИНА

Русский народный музыкальный инструмент


Окари́на - древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Многокамерные окарины могут иметь больше отверстий (в зависимости от количества камер). Обычно выполнена в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла.

По некоторым оценкам, инструменты, подобные окарине, появились примерно 12000 лет назад



© 2010-2022