- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа «Мы и вокал»
Рабочая программа «Мы и вокал»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Новикова Е.И. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования для детей «Районный центр внешкольной работы» Каменского района
Утверждаю:____________С.В.Сиренко
Дата____________________________
Рабочая программа «Мы и вокал»
Для детей 7-16 лет
Срок реализации 5 лет
Разработала: педагог дополнительного образования
Новикова Е.И.
С. Новоярки - 2014
Пояснительная записка
Направленность программы «Мы и вокал» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - специальной, общекультурной; по форме организации - индивидуально-групповой, студийной; по времени реализации - длительной подготовки.
Новизна программы состоит в том, что в основу положена идея сенсорного музыкального развития.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение - наиболее массовая форма активного приобщения к музыке.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что результатами сенсорного воспитания является определенный уровень сенсорного развития обучающихся, позволяющий им наиболее эмоционально относиться к музыке, чувствовать красоту её звучания.
Данная программа является рабочей, автор оставляет за собой право вносить коррективы в содержание по ходу её реализации.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях учащихся, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты.
Цели программы:
-
Обучить основам техники пения;
-
Сформировать навыки выразительного исполнения вокальных произведений, умения владеть голосовым аппаратом;
-
Воспитать потребность к творческому самовыражению.
Задачи:
-
Воспитать художественно-эстетический вкус, интерес к искусству;
-
Создать условия для реализации творческих способностей;
-
Формирование навыков творческой деятельности;
-
Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей;
-
Развить уровень исполнительского мастерства;
-
Развить навыки сольного , ансамблевого и хорового пения, пения a capella.
Сроки реализации - 5 лет.
Учебный материал делится на 2 периода: подготовительный период -1 год обучения. 2-5 являются основными.
Форма проведения занятий:
-
Вокально-хоровая работа;
-
Дыхательная гимнастика;
-
Артикуляционные упражнения;
-
Фонопедические упражнения.
Форма занятий:
-
По количеству детей: групповые и индивидуальные;
-
По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: вечера, концерты, конкурсы, фестивали.
-
По дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Режим занятий: 2 раза в неделю: коллективные, индивидуальные.
Продолжительность занятий: 1 год обучения - 2 академических часа по 30 минут, 2-5 годы 2 академических часа по 40 минут.
Количество обучающихся в группах: до 12 человек-малый состав, свыше 13-основной состав (первый год обучения), второй год обучения - 10-12, 3-5 годы - 8-10.
Ожидаемые результаты освоения программы
Знания, умения и навыки - 1 год обучения:
-
Иметь представление об устройстве голосового аппарата;
-
Иметь представление о средствах музыкальной выразительности;
-
Иметь навыки хорового и сольного пения
-
Иметь навыки о сценической культуре;
-
Иметь навыки выступления на концертах.
Знания, умения и навыки - 2 год обучения:
-
Иметь навыки концентрации слуха, внимания;
-
Иметь представления об основных вокальных жанрах;
-
Иметь навыки работы над выразительным исполнением
-
Иметь навыки хорового и сольного пения;
-
Уметь ориентироваться в специальной терминологии.
Знания, умения и навыки - 3 год обучения:
-
Знать понятия ритм, мажор, минор, пауза;
-
Уметь применять полученные знания на практике;
-
Знать основы техники пения;
-
Иметь навыки интонирования, правильного звукообразования;
-
Иметь навыки работы с микрофоном;
-
Иметь навыки концертной деятельности;
7. Уметь петь двухголосие.
Знания, умения и навыки - 4 год обучения:
-
Иметь навыки сольного пения, пения дуэтом, двухголосием, каноном;
-
Уметь управлять интонацией голоса;
-
Владеть приёмами певческого дыхания;
-
Применять полученные знания на практике;
-
Иметь навыки концертной деятельности.
Знания, умения и навыки - 5 год обучения:
-
Иметь навыки интонирования, правильного звукообразования;
-
Иметь навыки работы над выразительным исполнением
-
Уметь петь сольно, дуэтом, двухголосие, каноном;
-
Уметь петь трёхголосие;
-
Иметь навыки концертной деятельности;
-
Иметь навыки музыкального восприятия.
В коллектив принимаются дети, достигшие 7 лет, независимо от их музыкальных данных. Тем не менее все дети проходят прослушивание, где определяется и фиксируется музыкальный слух, ритм, память, вокальные данные. Что является первоначальной диагностикой уровня развития способностей ребёнка.
Учебно-тематический план 1 года обучения
-
№ занятия
Тема
Теория
Практика
Инд. работа
Общ.кол-во час.
1.
Вводное занятие. Т.Б.
-
1
-
1
Вокально-хоровая работа
2.
Первичная диагностика
-
1
-
1
3.
Певческая установка. Дыхание
-
2
2
4.
4.1
4.2
4.3
Музыка голоса или пение. Распевание.
-Сольное пение
- Хоровое пение
-Звуки на любой вкус. Унисон.
-
-
-
-
4
-
8
2
-
-
-
-
4
-
8
2
5.
Срезовая диагностика
-
2
-
2
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
Вокальная позиция
- Звуковедение
- Как научиться петь хорошо
- Хор и дирижёр
-Дикция
- Сводные репетиции
-
-
1
-
-
2
2
5
-
2
4
-
-
-
-
-
-
2
2
6
1
2
4
Музыкально-теоретическая подготовка
7.
7.1
7.2
- Основы музыкальной грамоты
- Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
- Развитие чувства ритма
1
-
-
-
2
2
-
-
-
1
2
2
8.
Итоговая диагностика
-
2
-
2
9.
Беседа о гигиене певческого голоса
1
-
-
1
Концертно-исполнительская деятельность
10.
Итоговые занятия: концерты, конкурсы
-
11
-
11
11.
Открытое занятие для родителей
-
1
-
1
12.
Музыкальные вечера, праздники, выступления
-
18
-
18
Итого
3
69
-
72
Учебно-тематический план 2 года обучения
-
№ занятия
Тема
Теория
Практика
Инд. работа
Общ.кол-во час.
1.
Вводное занятие. Т.Б.
-
1
-
1
Вокально-хоровая работа
2.
Первичная диагностика
-
1
-
1
3.
Певческая установка. Дыхание
-
2
2
4.
4.1
4.2
4.3
Музыка голоса или пение. Распевание.
-Сольное пение
- Хоровое пение
-Звуки на любой вкус. Унисон.
-
-
-
-
4
-
8
2
-
72
-
-
4
60
8
2
5.
Срезовая диагностика
-
2
-
2
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
Вокальная позиция
- Звуковедение
- Как научиться петь хорошо
- Хор и дирижёр
-Дикция
- Сводные репетиции
-
-
1
-
-
2
2
5
-
2
4
-
-
-
-
-
-
2
2
6
1
2
4
Музыкально-теоретическая подготовка
7.
7.1
7.2
- Основы музыкальной грамоты
- Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
- Развитие чувства ритма
1
-
-
-
2
2
-
-
-
1
2
2
8.
Итоговая диагностика
-
2
-
2
9.
Беседа о гигиене певческого голоса
1
-
-
1
Концертно-исполнительская деятельность
10.
Итоговые занятия: концерты, конкурсы
-
11
-
11
11.
Открытое занятие для родителей
-
1
-
1
12.
Музыкальные вечера, праздники, выступления
-
18
-
18
Итого
3
69
72
144
Основные направления и содержание деятельности
-
Вокально-хоровая работа
-
Музыкально-теоретическая подготовка
-
Теоретико-аналитическая работа
-
Концертно-исполнительская деятельность
Вводное занятие: прослушивание детских голосов, объяснение целей и задач вокального объединения, включая профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
-
Вокально-хоровая работа: певческая установка; положение головы и корпуса; распевание; певческое дыхание; цепное дыхание; унисон; вокальная позиция; резонаторы; звуковедение; дикция.
Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке.
-
Музыкально-теоретическая подготовка: основы музыкальной грамоты, развитие чувства ритма, развитие музыкального слуха, метр, темп.
-
Теоретико-аналитическая работа: беседа о гигиене голосового аппарата, слушание музыкальных произведений, исполнение песен, разбор произведения.
-
Концертно-исполнительская деятельность: концерты, смотр, конкурсы, праздники, фестивали, отчётный концерт.
Рекомендации: все направления учебно-тематического плана программы в условиях репетиции органически переплетаются.
Формы проведения занятий: со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Схема построения занятия:
-
Настройка голосов
-
артикуляционная и дыхательная гимнастика
-
распевание
-
пение вокализов
-
работа над произведением
-
анализ занятия
-
задание на дом
Репертуарный перечень
-
Не дразните собак. Муз. Е. Птичкина
-
Небо в тучах. Муз. Ю.Чичкова
-
Вторая мама. Муз.Ю.Слонова
-
Бабушки-старушки. Муз. В.Добрынина
-
До-ре-ми. Из реп. Дет.хора «Великан»
-
Мой сон.В.Ударцев
-
Новый год. Из репертуара дет.хора «Великан»
-
У друзей нет выходных. Из реп. «Барбарики»
-
Колокольчик. Анг.нар песня
-
Наш край. Д.Кабалевский
Литература
-
Кульневич, дополнительное образование детей: методическая служба.- Р.-н.- Д.: изд. Учитель, 2005
-
В.Попов. Методика музыкального воспитания.- М: Музыка. 1990.
-
Е.Х.Афанасенко, С.А.Клюнеева, К.Б. Шишова, А.И.Коняшов. детский музыкальный театр.-В.: изд.Учитель,2009
-
Г.А.Суязова. программа.-В.: изд.Учитель, 2009