- Преподавателю
- Музыка
- Открытый урок по музыке на тему Европейское искусство классического танца. Балет
Открытый урок по музыке на тему Европейское искусство классического танца. Балет
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Щекина Н.В. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Европейское искусство классического танца. Балет»
5 класс
Цель урока: формирование целостного представления у школьников о балете; углубить знания учащихся об истории развития и формирования балета как самостоятельного вида искусства.
Задачи урока:
-
Повысить компетентность школьников в вопросах музыкального искусства.
-
Пробудить желание у ребёнка к постоянному общению с музыкой, как одной из составляющих духовной культуры человечества.
-
Развивать навыки импровизации и творчества.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока:
-
Компьютер и экран
-
Музыкальный инструмент баян
-
Слайды, отображающие фрагменты балета
Музыкальный материал:
-
Курмангазы Кюй «Сары Арка»
-
Курмангазы Кюй «Балбыраун»
-
Таттимбет Кюй «Сылқылдақ»
-
Ыхлас Кюй «Қасқыр»
-
Даулеткерей Кюй «Көроғлы»
-
Д. Нурпеисова Кюй «Бұлбұл»
Ход урока
1. Организационный момент
Вход детей в класс. Построение класса, приветствие, постановка целей и задач
Учитель: Дорогие ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с историей развития одного из красивейших жанров музыки - балетом. Но прежде мне хочется у вас спросить : «Что такое музыка» ( Ответы детей)
Учитель: Совершенно верно. Мы с вами с первого класса знаем легенду о птице - музыке , которая , пролетая над землёй осыпала землю своими разноцветными пёрышками и одаривала людей различными талантами. А в своём дворце она творила волшебство, объединяя различные виды искусств и создавая чудесные музыкальные произведения. И я думаю, что хорошим началом нашего урока будет песня, которая так и называется «Птица - музыка», авторами которой являются М. Пляцковский и Е. Ботяров.
Дети исполняют песню «Птица - музыка»
2. Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания.
Учитель: Дорогие ребята. Мы с вами знаем, что музыка бывает народной и профессиональной, т.е. композиторской . На прошлом уроке мы с вами познакомились с казахской народной инструментальной музыкой. Давайте повторим пройденный материал и вспомним …
Как называется инструментальная пьеса , исполняемая казахскими народными инструментами :домбра, кобыз , сыбызғы? ( Кюй)
Как называют создателей и исполнителей кюев ? (Кюйши)
Какие стили исполнения инструментальной музыки существуют? (Токпе, шертпе).
А теперь назовите мне представителей казахской инструментальной музыки.(Ответы детей)
Ребята, мы знаем, что каждый из них создал множество кюев, и мы СС этими произведениями знакомы. Я хочу вам предложить сейчас музыкальную викторину, чтобы вы прослушали и вспомнили эти произведения.
Музыкальная викторина ( 5 минут)
Учитель: На экране написаны известные композиторы-кюйши, а напротив - названия кюев. Вам необходимо соединить стрелками , какое произведение кому принадлежит
-
Курмангазы Кюй «Сары Арка»
-
Таттимбет Кюй «Сылқылдақ»
-
Ыхлас Кюй «Қасқыр»
-
Даулеткерей Кюй «Көроғлы»
-
Д. Нурпеисова Кюй «Бұлбұл»
-
Курмангазы Кюй «Балбыраун»
3. Изложение нового материала.( Лекция учителя сопровождается презентацией).
Учитель: Изучая инструментальную музыку, мы с вами вспоминали, какие ещё жанры есть в музыке, Давайте мы их повторим. (Дети отвечают.)
Основные жанры музыки:
Вокальный жанр (песни , романс)
Инструментальный жанр
Симфонический жанр
Оперный жанр
Балетный жанр
Учитель: Ну вот мы с вами и подошли к новой теме. И разговор мы с вами поведём о балетном жанре или просто о балете.
Ребята, а может быть кто - нибудь из вас знает, что такое балет?( Ответы учащихся)
Учитель: Балет - это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцую и через мимику, жесты и танец передают содержание. Родина балета - Италия. Балету около 500 лет.Об этом свидетельсвуют рисунки известных художников того времени.
Термин «балет» появился в XVI веке (от итальянского balletto - танцевать). Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало связанных между собой «выходов» персонажей - чаще всего героев греческих мифов. После таких «выходов» начинался общий танец - «большой балет» соединяюший в себе музыку , декорации , пантомиму , поэзию , драму и даже танцы на лошадях.
В них поначалу участвовали короли и придворные особы, а спектакли почти не отличались от дворцовых представлений. Танцевали уже упоминавшиеся медленные менуэты, гавоты и паваны. Маски, тяжелые платья и туфли на высоких каблуках мешали женщинам выполнять сложные движения. Поэтому мужские танцы отличались тогда большей грациозностью и изяществом.
Во второй половине XVI века , заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище, благодаря королеве Екатерине Медичи.
В Россию балет проникает и начинает распространяться при Петре I в нач. XVIII в.
Постепенно в балетном искусстве сложились строгие правила и традиции. И коснулись они прежде всего одежды.Вскоре под влиянием моды женский балетный костюм стал значительно легче и свободнее, под ним угадывались линии тела. Танцовщицы отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкие бескаблучные туфельки. Менее громоздким стал и мужской костюм. Каждое новшество делало танцы осмысленнее, а танцевальную технику - выше.
С того времени костюмы танцоров придерживаются строгой традиции : короткая пышная юбка балерины называется "пачка" . Мужчины и женщины одевают трико . Обувь у балерин - пуанты , у мужчин - мягкая балетная обувь .
Пуанты позволяли балерине танцевать на пальцах , что делало ее выступление более грациозным и легким .
Обучение движениям в классическом балете - позиции для ног, рук и кистей рук ведётся на французском языке. Во всех балетных школах мира обучение начинается с 9 лет. Шаг в балете называется "па".
Драматургия балета делится на действие и картины .
Ведущая танцовщица называется прима -балерина .
Исполнитель мужской партии танцор или артист .
В основе каждого балета лежит какая- либо история, но танцующие не говорят ни слова. Они «показывают» её с помощью мимики( жестов) и танца. Сюжет в балете называется «либретто».
Над спектаклем работает целый коллектив: сценарист, композитор, хореограф, костюмер и др. А кроме главных героев в спектакле участвуют ещё целая группа танцоров - кордебалет или ансамбль.
В балете, также как и в опере есть ряд отдельных музыкальных номеров, исполняемых главными героями. Особенно красиво и грациозно исполняется дуэтный танец главных героев и называется он «па - де-де»
За всю историю развития балета многими композиторами были созданы настоящие шедевры балетного искусства .Среди них:
«Жизель» ( А.Адан)
«Лебединое озеро» (П.И.Чайковский)
«Щелкунчик» (П.И.Чайковский)
«Спящая красавица» (П.И.Чайковский)
«Раймонда» (И.Глазунов)
«Ромео и Джульетта» (С.Прокофьев)
«Спартак» (А.Хачатурян)
Современный балет стал более совершенным в Х Х веке. Движения артистов стали более свободными, раскованными, с элементами импровизации. Выдающимися балеринами ХХ века являются Айседора Дункан, Галина Уланова , Анна Павлова , Майя Плисецкая
4.Просмотр фрагмента балета «Щелкунчик»
5. Подведение итогов.
6. Рефлексия.
5