- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке в 6 классе
Рабочая программа по музыке в 6 классе
Раздел | Музыка |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Телепова Г.В. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Согласовано» Руководитель МО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20___г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ Городецкая СОШ _____ /______________ / ФИО «___» _________ 20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Городецкая СОШ _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке во 6 классе
на 2015-2016 учебный год
Телеповой Галины Васильевны
учителя 1 категории
д. Городцы, 2015 год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина - Москва: "Просвещение", 2009 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 - 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».
Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
-
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-
метод эмоциональной драматургии;
-
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-
метод художественного контекста;
-
метод создания «композиций»;
-
метод перспективы и ретроспективы.
Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с Базисным учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится
35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Количество часов в I полугодии - 17;
количество часов во II полугодии - 18.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
-
специфику музыки как вида искусства;
-
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
-
основные жанры народной и профессиональной музыки;
-
основные формы музыки;
-
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
-
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
-
имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
-
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
-
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
-
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
-
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
-
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
-
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
-
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Содержание рабочей программы предмета Музыка»
6 класс
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня - прошлое и настоящее. Джаз - искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Учебно - тематический план
6 класс
№
Разделы и темы
Кол-во часов
Мир образов вокальной и инструментальной музыки
17
1
Удивительный мир музыкальных образов
1
2
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.
1
3
Песня - романс. Мир чарующих звуков.
1
4
Два музыкальных посвящения.
1
5
Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
1
6
«Уноси моё сердце в звенящую даль»…
1
7
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
1
8
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.
1
9
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
1
10
Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь».
1
11
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
1
12
Русская духовная музыка. Духовный концерт.
1
13
«Фрески Софии Киевской». «Перезвоны». Молитва.
1
14
Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке И.Баха.
1
15
Полифония. Фуга. Хорал.
1
16
Авторская песня: прошлое и настоящее.
1
17
Джаз - искусство XX века.
1
Мир образов камерной и симфонической музыки
18
18
Образы камерной музыки. Могучее царство Ф.Шопена.
1
19
Инструментальная баллада.
1
20
Ночной пейзаж. Ноктюрн.
1
21
Инструментальный концерт. Итальянский концерт.
1
22
Космический пейзаж. «Быть может, вся природа- мозаика цветов?»
1
23
Образы симфонической музыки.»Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина.
1
24
Г.Свиридов «Метель». «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание».
1
25
Симфоническое развитие музыкальных образов. В.Моцарт «Симфония №40» 1 ч
1
26
Связь времён. П.Чайковский и В.Моцарт.
1
27
Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
1
28
Увертюра «Эгмонт». Скорбь и радость.
1
29
Увертюра - фантазия «Ромео и Джульетта».
1
30
Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта».
1
31
Мюзикл «Вестсайдская история»
1
32
Опера «Орфей и Эвридика».
1
33
Рок - опера «Орфей и Эвридика».
1
34
Музыка в отечественном кино.
1
35
Музыка в кино и на телевидении. Исследовательский проект.
1
итого
35
Календарно - тематическое планирование
№п/п
Тема урока
Дата проведения по плану
Дата проведения по факту
1
Удивительный мир музыкальных образов
2
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.
3
Песня - романс. Мир чарующих звуков.
4
Два музыкальных посвящения.
5
Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
6
«Уноси моё сердце в звенящую даль»…
7
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
8
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.
9
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
10
Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь».
11
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
12
Русская духовная музыка. Духовный концерт.
13
«Фрески Софии Киевской». «Перезвоны». Молитва.
14
Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке И.Баха.
15
Полифония. Фуга. Хорал.
16
Авторская песня: прошлое и настоящее.
17
Джаз - искусство XX века.
18
Образы камерной музыки. Могучее царство Ф.Шопена.
19
Инструментальная баллада.
20
Ночной пейзаж. Ноктюрн.
21
Инструментальный концерт. Итальянский концерт.
22
Космический пейзаж. «Быть может, вся природа- мозаика цветов?»
23
Образы симфонической музыки.»Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина.
24
Г.Свиридов «Метель». «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание».
25
Симфоническое развитие музыкальных образов. В.Моцарт «Симфония №40» 1 ч
26
Связь времён. П.Чайковский и В.Моцарт.
27
Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
28
Увертюра «Эгмонт». Скорбь и радость.
29
Увертюра - фантазия «Ромео и Джульетта».
30
Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта».
31
Мюзикл «Вестсайдская история»
32
Опера «Орфей и Эвридика».
33
Рок - опера «Орфей и Эвридика».
34
Музыка в отечественном кино.
35
Музыка в кино и на телевидении. Исследовательский проект.
Перечень научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
-
Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2009г.
-
Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2013г.
-
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2005г
-
фонохрестоматия для 6 класса (6 аудио кассет)
-
Г.П. Сергеева «Музыка. 6 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.
-
учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2006г.