• Преподавателю
  • Музыка
  • Урок по музыке на тему Родство контрастных образов в фортепианном цикле Мусоргского Картинки с выставки

Урок по музыке на тему Родство контрастных образов в фортепианном цикле Мусоргского Картинки с выставки

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 3 классе

Тема 4 четверти: Контраст и единство тем- образов в фортепианном цикле и симфонической фантазии

Тема урока: Родство контрастных образов в фортепианном цикле Мусоргского «Картинки с выставки»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Предметные и универсальные учебные действия:

Познавательные:

Предполагать, слушая музыку, что могло быть изображено на рисунке. Распознавать жизненное содержание художественных образов; переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой; прогнозировать развитие художественного образа; выявлять и сопоставлять,

существенные характеристики частей художественного произведения;

выявлять конструктивное родство контрастных образов «Старого замка» и «Балета невылупившихся птенцов»

Размышлять, как можно музыкой «оживить» произведение живописи. Проводить аналогии между живописным и музыкальным произведением. Анализировать особенности средств музыкальной выразительности фортепианных миниатюр цикла «Картинки с выставки» и «Балет невылупившихся птенцов», «Старый замок».Регулятивные:

Обсуждать и корректировать результаты своей исполнительской деятельности;

прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;

предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

Коммуникативные:

Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении художественного

произведения;

формулировать собственное мнение, подтверждать

его примерами.

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с пьесой «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

ЗАДАЧИ:

  1. Обучающие: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.

  2. Развивающие: развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с художественным произведением.

  3. Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.









ХОД УРОКА:

Вход под музыку «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки»

Музыкальное приветствие.

ВСТУПЛЕНИЕ:

-Тема 4 четверти: Контраст и единство тем-образов в фортепианном цикле и симфонической фантазии.

-Сегодня мы продолжим путешествие в удивительный мир музыки 19 в. Тема урока звучит таким образом: Родство контрастных образов в фортепианном цикле Мусоргского «Картинки с выставки». (слайд1) .

Сегодня мы продолжим 3 цикл уроков по этой теме и постараемся поразмышлять:

1. Что общего в пьесах сюиты «Картинки с выставки» и какая разница между ними.

2. Можно ли музыкой оживить произведения живописи.

А после этого мы вернемся в наше время, но не в обычное, а в сказочное.

И так, в путь…

------

-Кто был внимательным, какая звучала музыка в тот момент, когда вы входили в класс?

(Прогулка. М. П. Мусоргский)(Слайд2)

-Как называется музыкальная сюита, где звучит «Прогулка»

(Картинки с выставки)(Слайд3)

-Что такое сюита?

(Слово сюита обозначает музыкальное произведение, состоящее из разнохарактерных пьес, объединенных общим замыслом. (слайд4)

-Как возникла у М. П. Мусоргского идея создать эту сюиту?

(Дружба с В. Гартманом) (слайд5)

- Сколько музыкальных пьес включено в состав сюиты?

(10)(слайд6)

Какие пьесы мы с вами уже слышали на предыдущих уроках?

(Баба яга, Балет невылупившихся птенцов, Гном )

В «Картинках с выставки» пьесы - «картины» связываются между собой темой- «Прогулка», которая прозвучала в начале нашего урока. Она изображает проход по галерее и переход от картины к картине. В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине.)

-Каким вы видите человека, который прогуливается по картинной галерее?

Звучит «Прогулка»(слайд7)

-Каким вы видите человека, который прогуливается по картинной галерее?

Ученики: Я увидел в этой музыке статного, уверенного в себе человека, который с чувством собственного достоинства прогуливается.

Учитель: Это очень важно, что Вы увидели нашего героя прогуливающимся, а что в музыке вам подсказало, что он движется?

Ученики: Мы знаем, что в музыке есть жанр, сопровождающий движение и называется он - марш. Конечно, маршем это произведение я бы не назвал, но его отголоски, несомненно, есть.

Учитель: Эти "отголоски" называются маршевые интонации и Вы совершенно правы?

Итак, я приглашаю вас подойти к еще одной картине вместе с великий русским композитором М. П. Мусоргским.

Название этой картины я говорить вам не буду.

«Старый замок».

Давайте вместе с вами мысленно перенесемся в Средневековье. (слайд8)

А что вы себе представляете, когда слышите слова: замок, средневековье?

Средневековье - это время замков, рыцарей, прекрасных дам, трубадуров.

  • А кто такие трубадуры?(слайд9)

Трубадур - средневековый поэт и певец.

Трубадуры были желанными участниками праздников, турниров, гостями одиноких замков. Они пели о любви, весне, о подвигах рыцарей.



-Какими красками вы бы нарисовали это время если бы были художниками?

(Серыми, мрачными, таинственными.)

- А если бы вы были композиторами какой характер был бы вашего произведения?

-печальный, таинственный, грустный.

А какие средства музыкальной выразительности вам помогли бы в этом?

(пишу на доске)

(темп-медленный,

Мелодия-печальная,

Динамика - тихая, постепенно нарастающая,

Лад-минор

Регистр-низкий

Ритм - пульсирующий)

- А теперь сравним с музыкой Мусоргского. Какие краски выбрал М. П. Мусоргский для своего произведения?

Звучит пьеса «Старый замок»

-Какие же краски выбрал для своего произведения Мусоргский?

(все то же самое)

-Вы удивительно точно описали все, что композитор описал в своей музыке.

-Как бы вы назвали это произведение?

( «Старый замок»)

-Обратите внимание на пульсирующий ритм нижнего звука на одной высоте,

Такая пульсация называется органный пункт- постоянное повторение ритма на одном и том же звуке в басах (надпись на доске)

Давайте вместе прохлопаем этот ритм.

(прохлопывание)

-как вы думаете что пытался композитор нарисовать этим пульсирующим пунктом?

(звучание лютни)

А мелодия сверху?

(песня трубадура)

-О чем же эта песня трубадура?

(Воспоминание о прошлом этого замка, где были и радость, и грусть, где когда-то кипела жизнь. )

В сопроводительной программке к сюите Мусоргского есть примечание: «Старый замок» - средневековый замок, перед которым трубадур поет свою песню».

К сожалению, картины Гартмана не сохранилось, но сохранилась музыка, которую написал Мусоргский который видел картину Гартмана.

Сейчас мы с вами послушаем эту пьесу целиком.

Перед послушиванием я хочу вам дать 2 задания:

  1. скажите менялось ли настроение в музыке?

  2. Творческое задание - всмотритесь в музыку, какую картинку рисует ваше воображение. Запомните ее и дома изобразите на бумаге то что вам представилось.

Звучит пьеса «Старый замок»


  • менялось ли настроение в музыке?

(Да)

  • Какие изменения вы услышали в средней части?

Средняя часть, переходя в мажор, создаёт просвет, который затем снова сменяется грустью, потом первая тема возвращается, постепенно затихая, будто погружаясь в сон.

Старая песня о счастье вновь звучит,

И над рекой слышится голос печальный.

Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

А теперь я прошу вас вернуться назад, к предыдущему уроку и вспомнить есть ли среди прослушанных нами пьес из сюиты «Картинки с выставки» пьеса противоположная по характеру «Старому замку»?

Звучит «Балет невылупившихся птенцов»(фрагмент)

- Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

(Высокий регистр, быстрый темп, причудливый прыгающий, колкий ритм, много украшений- трелей, форшлаги)

Какой характер музыки?

(Задорный, шутливый)

Сравнение с «Старым замком»

- Что объединило эти 2 пьесы в одну сюиту?

-Прогулка.

Время нашей экскурсии подошло к концу, но не закончилось наше путешествие. И сейчас мы отправимся в веселую страну волшебников.

Я предлагаю вам вастать.

Отдыхать лучше когда ярко светит солнце…

Пятиминутка «Паровоз-букашка»



-Для того, что бы попасть в сказочную страну волшебников нам нужно отгадать музыкальную загадку. Куда идет мелодия?

Распевание.

-Ребята, сегодняшний урок мне лишний раз подтвердил, что в вашем классе учатся ученики которые внимательно слушают музыку и могут быть послушными и внимательными на других уроках, совсем не такими как поется в следующей песне. Послушайте песню и дайте ей название.

Знакомство с песней «Волшебни-недоучка»

Разучивание 1 куплета

ВЫВОД:

- Мог бы наш волшебник-недоучка жить в старом замке?

-Ребята, вы сегодня были замечательными слушателями и прекрасными исполнителями. На уроке мы совершили прогулку в мир музыки 19в и в мир современной музыки. Вы были настоящими художниками и композиторами.

Вам осталось лишь подвести итог.

Давайте вспомним какие картины мы сегодня услышали?

(«Старый замок», «Балет…»)

По характеру были ли схожи эти произведения искусства?

(Нет, они разные)

Что же объединяло эти образы?

(Прогулка)

Благодаря введению образа "Прогулок" Мусоргский не только выразил свое отношение к увиденному, но сумел объединить разнохарактерные и разножанровые фрагменты творчества Гартмана.

-Смог бы композитор сочинить музыкальные «Картинки с выставки» если бы не было картин живописи?

Композитор не смог бы сочинить фортепианный цикл "Картинки с выставки", если бы не было живописных работ В.Гартмана.

Подведение итогов работы детей.

Спасибо за внимание.

Выход из кабинета под музыку «Прогулка»

© 2010-2022