Обзор произведений композиторов республики Бурятии для детей-пианистов

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Методическое сообщение на тему:

« Обзор произведений композиторов республики Бурятии

для детей-пианистов».

Подготовила: преподаватель МУДО

«Усть-Ордынская ДШИ»

Кожевникова Анна Сергеевна



2016 г.

Введение

Сфера фортепианного искусства (образование, исполнительство, творчество) занимает в бурятской профессиональной музыкальной культуре заметное место. Выдвинулся ряд ярких исполнителей - Д.Л.Линховоин, Л.В.Савельева, Л.Г.Дадуева, Н.Д.Мушанова, В.П.Обунеева, Е.В.Янькова и др. Композиторы Бурятии освоили практически все разновидности фортепианного жанра - от миниатюр учебного плана до крупных форм (соната, концерт для фортепиано с оркестром).

В 1920 году в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) была открыта первая в республике детская музыкальная школа с классами фортепиано, скрипки, сольного и хорового пения, теории музыки. В печати впервые упоминается имя В.Д.Обыдённой. Прекрасная пианистка, Вера Дмитриевна с самого начала стремилась не столько к исполнительству, сколько к педагогике. Как было признано со временем, она обладала редким педагогическим даром.

В 20-е годы развитие культуры шло с большой интенсивностью. В основанном П.М.Берлинским и В.Д.Обыдённой Техникуме искусств (позже преобразованном в Театрально-музыкальное училище (1932)) начались занятия в фортепианном классе, а П.М.Берлинский создал на основе фольклорных и авторских бурятских песен «Школу игры на фортепиано» (58 обработок в 2 и в 4 руки), разошедшуюся по республике в рукописных копиях. Во второй половине 1930-х гг. начинается творческая деятельность первых национальных композиторов Д.Д.Аюшеева, Ж.А.Батуева, Б.Б.Ямпилова. Первыми их сочинениями стали обработки бурятских фольклорных мелодий для голоса с фортепиано и фортепианные миниатюры. Позже стали появляться и более сложные и объемные произведения.

Развитие фортепианного исполнительства закономерно привело к активному обращению в творчестве композиторов Бурятии к сфере фортепианной музыки. Композиторы старшего поколенияД.Аюшеев, Ж.Батуев, Г.Дадуев, Б.Ямпилов с середины 30-х гг. и далее сочиняли несложные пьесы, которые можно отнести к детскому учебному репертуару, хотя у самих композиторов такого намерения не было. Со временем фортепианных произведений в бурятском стиле для детского учебного репертуара появлялось все больше: «Детская сюита» А.Андреева (1977), «Шесть детских пьес» Ю.Ирдынеева (1980), «Детский альбом В.Усовича (1980). Много нового для бурятской музыки, в том числе и фортепианной внесло младшее поколение национальных композиторов - Б.Дондоков, П.Дамиранов, Л.Санжиева.

Произведения традиционных форм

Программные пьесы. К ним часто обращались композиторы старшего поколения, не датируя своих произведений, поэтом время их появления можно указать лишь приблизительно - 1940 - 60-е годы.

Одна из ранних пьес - «В степи» Б.Ямпилова представляет собой небольшую трехголосную фугу, написанную в традициях свободного стиля. Оригинальность пьесе придает пентатоничность темы, несколько напоминающей звучание народного инструмента лимбы (бурятского духового инструмента типа поперечной флейты), с чем, как можно предположить, и связано программное название пьесы.

Ученики средних классов ДМШ и ДШИ всегда охотно играют «Лунную ночь» Ж.Батуева, привлекаемые мелодичностью этой пьесы. Широкая мелодия пьесы строится на удачно сочетающихся традиционных интонациях бурятского пентатонического лада.

Более масштабна пьеса «Шествие» А.Андреева, от начала до конца построенная на органном пункте из повторяющихся сначала одиночных звуков, но постепенно разрастающегося до диссонирующего вертикального пятизвучия. Жесткость изложения нарастает, доходя до кульминации, после которой наступает спад. В целом складывается впечатление приближения и удаления процессии каких-то зловещих, может быть фантастищеских существ.

Танцевальные пьесы. Среди пьес в танцевальных ритмах преобладают бурятские национальные танцы. Обычно использовались оригинальные темы в духе народных, реже - подлинные фольклорные. Сопровождение чаще всего предельно просто.

Таков,например, «Бурятский танец» Ж.Батуева. Подвижная, украшенная мелизмами, пентатоническая мелодия, в которой варьируется начальный оборот, опирается на несложное сопровождение из терцовых созвучий, и только иногда возникают квартовые и секундовые интервалы.

Более развиты произведения композиторов следующего поколения, в том числе «Бурятский танец» С.Манжигеева. В пьесе разработаны две пентатонические мелодии - первая проходит, варьируясь, через всю композицию, вторая выступает в качестве темы середины (пьеса трехчастно).

Другая сфера танцевальности - вальс, с самого начала присутствует в бурятской музыке всех жанров, в том числе и в фортепианной. Здесь, как и в «Бурятских танцах», на первом плане пентатоническая мелодика, возможна нетерцовая аккордика в сопровождении, а от традиционных приемов общеевропейского жанра вальса взяты трехдольный метр с акцентом на первой доле и 2гитарная» формула сопровождения (октава и два аккорда). Примерами могут служить вальсы Ж.Батуева, Б.Цырендашиева, В.Усовича, Д.Шагдарон.

Таким образом, если несколько десятилетий назад (в 50-е - 60-е годы) остро ощущалась нехватка произведений бурятских композиторов для детей, то постепенно, начиная с 70-х годов, композиторы стали писать детскую музыку - яркую, интересную, образную. Это упоминавшиеся в работе Ю.Ирдынеев, Д.Шагдарон, В.Усович, П.Дамиранов. А пьесы композиторов старшего поколения Б.Ямпилова, Д.Аюшеева, Ж.Батуева уже стали классикой в репертуарах ДМШ и ДШИ.



© 2010-2022