Роль преподавателя ДШИ в духовно-нравственном воспитании учащихся

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств № 8



Роль преподавателя ДШИ в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Роль преподавателя ДШИ

в духовно - нравственном воспитании учащихся.



Преподаватель фортепианного отделения

Серёгина Светлана Юрьевна





«Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет К.Д. Ушинский,- не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности…Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя. Влияние личности учителя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Подобное воспитывается подобным. Личность ученика может воспитать только личность учителя».

Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из главнейших в современной России. Потребности современного общества ставят задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека высоконравственного, ответственного, инициативного, творческого, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.

По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное развитие личности направлено на формирования её:

  • нравственных чувств - совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;

  • нравственного облика - терпения, милосердия, кротости, незлобивости;

  • нравственной позиции - способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

  • нравственного поведения - готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

Часто наблюдая за поведением учеников на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Как воспитывать таких детей?

Одним из главных «факторов» результативности процесса духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения является педагог как носитель духовных ценностей.

Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни имеют первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Наше отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам - всё это находимся под пристальным вниманием учащихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Только на собственном примере можно воспитать человека. Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки на высоте.

Немаловажная задача педагогической деятельности - забота учителя о своем имидже, ведь личность педагога способствует формированию личности ученика. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является продолжением наших достоинств. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором мы предстаем перед учениками и коллегами. Хочется вспомнить крылатую фразу древнегреческого философа Ксенофонта: "Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится". В связи с этим не лишним будет помнить о том, что привлекательные люди

  • часто и охотно улыбаются;

  • обладают хорошим чувством юмора;

  • естественно себя ведут;

  • веселы;

  • часто и охотно говорят комплименты;

  • знакомы с этикетом и следуют ему;

  • уверены в себе;

  • умеют посмеяться над собой;

  • быстро вызывают человека на разговор о нем самом;

  • осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;

  • дружелюбны, с ними легко в общении.

Хочется еще раз подчеркнуть, что имидж - это не только визуальный зрительный образ, но и образ мышления, действий, поступков, это умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать.

Исследования показывают, что подростки и старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, общительность, доброжелательность, требовательность и т.д. Но главное, чем дорожит воспитанник, - это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений.

ДШИ в одном русле соединяет такие процессы как воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка. Именно творческое развитие способствует проявлению инициативы и познавательной активности, стимулирует интерес к творческому поиску, открывает возможности активного познания мира и себя. Через открытие себя учащиеся открывают мир и находят своё место в нём.

Л. С. Выготский писал: «…творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть нота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». Занятия искусством снимают нервно-психическое напряжение детей, заряжают положительной энергией, создавая эмоционально-положительный настрой на обучение

Преподаватель ДШИ обладает исключительным багажом знаний и умений, и именно ему отводиться ключевая роль в воспитании творческой личности. Наша задача - помочь детям утвердиться во мнении, что человек не может не заниматься искусством!

Целью обучения детей в ДШИ является подготовка в большинстве своем музыкантов - любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, подобрать любую мелодию и аккомпанемент к ней. Детям, не обладающим яркими музыкальными данными, обучение через творчество даёт возможность приобщения к разной форме музицирования, даёт возможность воспринимать окружающий мир как поле деятельности для творчества.

Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество - норма детского развития. Однако его духовные, интеллектуальные возможности слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с задачами обучения и жизненными проблемами. Ребёнку нужна педагогическая помощь и поддержка. Это требует от преподавателя творческого подхода к обучению ребенка и большой к нему любви и уважения.

Под понятием творчества подразумевается не создание духовных ценностей, не конечный результат, а сам процесс. И поэтому вся деятельность ученика на уроке почти полностью должна быть творчеством.

Все задания должны иметь творческую направленность: идёт ли разговор о различной высоте и продолжительности звучания звуков, о динамике и тембре, о связи музыкальных и речевых интонаций, о различных стилях и жанрах. Так интересны задания на передачу словесным рисованием общего настроения произведения. Цель таких заданий - обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности с характером музыкального образа. Задания на сравнительный анализ посредством рассуждений развивают умение замечать выразительные свойства предметов и явлений.

Система вопросов и творческих заданий воспитывает художественное воображение, образное мышление, активизирует память, наблюдательность, формирует внутренний мир учащегося, умение выразить свои чувства, эмоции, сформулировать мысли.

Повысить уровень музыкального восприятия, творческого мышления, самооценки, настойчивости, активности возможно только при условии использования соответствующих наглядных пособий, ритмических движений, музыкальных образов, правильно подобранного репертуара. Обучающий и развивающий процесс обязательно должен включать в себя:

  • дидактические игры;

  • наглядные пособия;

  • сказки;

  • аудиозаписи;

  • живое исполнение музыкальных произведений;

  • тесты.

Вовлеченные в общий творческий процесс обучающиеся не просто усваивают основы того или иного искусства, они живут в искусстве по его законам, впитывают его непреходящие истины. Это дает им возможность приобрести умение видеть мир во всем многообразии, суметь оценить себя и окружающих людей с духовно - нравственных позиций. «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке» - так говорил выдающийся русский педагог В. Сухомлинский.

Преподавателю необходимо учитывать, что организация пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности осуществляется на основе:

  • социально-педагогического партнёрства;

  • индивидуально-личностного развития;

  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

  • социальной востребованности воспитания.

Необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, образовательными учреждениями, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями культуры и спорта.

Индивидуально-личностное развитие остаётся одной из важнейших задач современного образования. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность не свободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.

Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества.

Любовь к детям является отличительной чертой учителя. Если учитель проникнут истинной любовью (бескорыстной, самоотверженной, верной, терпеливой, снисходительной, серьезной, ласковой ), его влияние будет сильным и плодотворным. Плодами такой любви станут взаимная любовь, привязанность, доверие, свободное, без принуждения, послушание учащихся.

Список литературы:

1.Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В.Теория музыкального образования. Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений. - М.Академия,2004.

2.Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. - М. : Просвещение, 2000. - 275 с.

3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А. Я. Данилюк, А. М. Кондакова, В. А. Тишкова. - М. : Просвещение 2009.


© 2010-2022