• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическая разработка на тему Паралитургический жанр. Развитие русской православной духовно-концертной музыки в конце ХХ века

Методическая разработка на тему Паралитургический жанр. Развитие русской православной духовно-концертной музыки в конце ХХ века

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СПО КО Калужский областной музыкальный колледж им. С.И. Танеева





Методическая разработка

на тему:


Паралитургический жанр.

Развитие русской православной духовно-концертной музыки в конце ХХ века


Калуга 2013

Введение.

Термин «паралитургичекой музыки (песни)» своими корнями уходит в эпоху Средневековья. Когда ещё основой музыкального склада была «монодия» - пение или декламирование в одиночку. Главным фактурным признаком было одноголосие, а многоголосием считалось дублирование голоса в октаву или в унисон.

В произведениях монодического склада нет никакой гармонизации, а закономерности их звуковысотной структуры объясняются имманентно, как правило, с позиций модальности. Следовательно, монодические сочинения - не то же самое, что одноголосные сочинения. В теории музыки монодия противопоставляется гомофонии и полифонии.

Монодической по своему складу была античная музыка: песни европейских менестрелей (трубадуров, труверов и миннезингеров); традиции древнего богослужебного пения в христианской церкви (григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы); средневековые паралитургические песни (итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты).

Средневековые паралитургические песни - это жанр духовной поэзии, в большинстве своём представленный в строфической форме. Этот жанр не предполагал собой строгого исполнения в ходе древнего Богослужения. Паралитургическими песнями сопровождались различные шествия, они исполнялись в виде диалога, были связаны в основном с народными религиозными движениями. В подобных песнях не было строгой привязанности к церковному канону.

В последующую эпоху Ренессанса паралитургическое пение не пользовалось подобной популярностью, следовательно, временно прекратило своё существование.

Новый расцвет «Паралитургическая музыка» получила в конце 20 столетия (хотя образцы музыкальных произведений, принадлежащие паралитургическому жанру стали появляться значительно раньше). Зарождение духовной линии творчества с середины 60-х годов, особенно ярко заявившей о себе в 80-е годы, можно назвать «духовным Ренессансом». О данном процессе свидетельствуют многие музыковеды. Например, Л. Раабен пишет о том, что «самым ярким показателем духовного Ренессанса явилось обращение композиторов к религиозной тематике, сопровождавшееся постановкой сложных мировоззренческих вопросов. Тяга к религии уже в полной мере обозначила остроту общественного кризиса сознания, заставившего в христианском вероучении искать утерянную жизненную опору». Н. Гуляницкая также подчеркивает: «многие десятилетия забытая (и "забитая"), оттеснённая (и "запрещённая") православная музыкально-художественная традиция, стала не постепенно и локально, а бурно и повсеместно возрождаться».

Данная работа посвящена возрожденному жанру православной паралитургической музыки.

Основной раздел.

В конце XX века духовная тематика становится все более актуальной: расширяется круг авторов, работающих в этом направлении, создаются композиторские сообщества, на которых большое значение уделяется современной духовной музыке (например, объединение «МОСТ»). Сакральная музыка все чаще исполняется известными хоровыми коллективами (например, Московский Синодальный хор под управлением А. Пузакова); создаются музыкальные фестивали и конкурсы, приуроченные к какому-либо торжеству или церковному празднику (например, Пасхальная хоровая ассамблея - 2009, Рождественские фестивали). Кроме того, отдельные современные духовные композиции становятся неотъемлемой частью репертуара хоровых концертов под руководством известных хормейстеров (В. Минин, А. Петров, В. Полянский, Г. Дмитряк и др.).

Паралитургическая музыка - относительно новый термин в искусствоведческом обиходе русской музыкальной культуры. Он появился всего пару десятилетий назад, хотя сочинения такого рода возникали раньше. К самым ранним образцам паралитургических сочинений могут быть отнесены некоторые произведения русских композиторов, созданные ещё на рубеже XIX-ХХ веков. В их числе можно назвать, например, некоторые духовные сочинения В. Ребикова, в частности, его «Всенощное бдение» и другие хоры, песнопения С. И. Танеева, «Демественную литургию» А. Гречанинова.

Особенно много таких композиций было создано в течение двух десятилетий, прошедших после празднования 1000-летия Крещения Руси. Стремясь вознести своим талантом хвалу Всевышнему, авторы этих сочинений, не будучи людьми церковными и не имея достаточного опыта посещения храма, создали произведения, в которых проявилось незнание ими правил и норм, знакомых всякому прихожанину. Их хоры, при внешней схожести с принятыми для богослужения песнопениями, не могут использоваться для пения в храме и посему попадают в сферу паралитургической музыки.

Можно провести некоторое сравнение двух терминов, чтобы разница стала более очевидной: «литургическая музыка» и «паралитургическая музыка» - эти понятия содержат в себе две жанровые сферы: с одной стороны, создаются литургические произведения на канонические тексты, предназначенные для исполнения в ходе церковной службы; с другой стороны, возникают паралитургические произведения, в которых сакральные идеи находят выражение в достаточно свободном сочетании текста и музыки. При этом каждый композитор создаёт новые жанровые формы.

Следовательно, появляются различные способы исполнения таких композиций: это могут быть хоровые циклы а'cappella, вокально-инструментальные произведения, сочинения для академического или народного хора с различными солистами или чисто инструментальная музыка. В связи с этим формируются новые музыкально-педагогические задачи, которые применяются в качестве ликбеза будущих педагогов, хормейстеров и дирижёров.

Жанровая сфера паралитургической музыки весьма обширна. В качестве примера можно привести огромное количество композиций на канонический текст, относящихся к так называемой светской духовной музыке: это и «Русские страсти» А.Ларина, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона; псалмы, гимны и молитвы А. Вискова, К. Волкова, В. Довганя, В. Кикты, Р. Леденева, А. Микиты, В. Рубина, В. Рябова, В. Ульянича; кантаты и оратории, духовные концерты и др. Также в музыкальной практике встречается инструментальная музыка без слов духовного содержания, приуроченная к какому-либо церковному событию, либо с использованием известных мелодий православного богослужения. Она также является ответвлением в развитии внехрамового музыкального искусства. В данном направлении особенно ярко проявил себя Ю.Буцко, создавший целую музыкально-теоретическую концепцию на основе древнерусского обиходного звукоряда (симфония-сюита «Древнерусская живопись», камерная симфония «Торжественное песнопение» и др.). Одновременно можно привести и другие примеры подобных сочинений: произведения К. Волкова - «Стихира Иоанна Грозного», митрополита Илариона - «Memento», А. Микиты - «Утешение» и «Знамение», В. Ульянича - «Христос Воскресе из мертвых». К вышеперечисленным авторам можно добавить имена композиторов, сочинения которых пользуются большой популярностью среди различных коллективов: А. Гречанинов, И. Голубев, Е. Кожевникова, С. Сегаль, Т. Смирнова, К. Уманский, А. Флярковский, Ю. Буцко, Ю. Фалик, Н. Сидельников, С. Губайдулина и многие другие.

Говоря об инструментальной и вокально-инструментальной православной музыке ХХ века нельзя не упомянуть о её связи с католической и протестантской церковью. Всем известно, что обязательным элементом (инструментом) католического Богослужения является орган. И, несмотря на то, что для православной службы характерно исключительно пение a'cappello, композиторы 20 столетия пытаются сгладить грань между католичеством и православием, сочиняя программно-православные произведения инструментального характера.

Одной из основных особенностей православных сочинений на духовную тематику становится различный уровень подходов в интерпретации сакральных текстов, которые напрямую связаны «со степенью "воцерковленности" и степенью осведомлённости в предшествующем опыте композиции, и, наконец, - "вовлечённости" в круг специфических средств выражения».

Композиторы, тесно связанные с Богослужением (регенты, священнослужители), в своих произведениях полностью сохраняют инвариантное единство всех параметров жанра. А, в свою очередь, светские композиторы пишут для концертного исполнения, ориентируя свои сочинения на более широкую публику, в которых и открываются новые грани сакрально-мистического. «Современному религиозному сознанию нужен интеллектуальный простор, возможность проявить собственное понимание и осмысление веры».

Таким образом, сохраняя каноническую структуру, магистральная тенденция развития духовной тематики в современном композиторском творчестве связана со свободным подходом к музыкальной интерпретации.

Как уже было сказано, в ХХ веке уделяется значительное внимание к духовной жизни общества и человека в частности. Именно поэтому, осознавая неограниченное количество возможных путей и аспектов в изучении духовного музыкального творчества, необходимо дополнить общую картину современной музыкально-педагогической деятельности в данной области, осветив её в новом ракурсе. Все существующие сегодня хоровые коллективы, будь то профессиональные или ученические хоры, считают своим долгом отдать дань духовной музыкальной направленности. Однако не всегда соблюдается и сохраняется первичность замысла композитора. При широком и непреходящем интересе к духовной тематике, она менее всего изучена с точки зрения образно-смыслового содержания музыкально-поэтического ряда, а именно в соотношении толкования текста в церковной, богословской традиции и интерпретации художника-музыканта, разрабатывающего данный словесный материал средствами музыкального письма.

Музыкальные произведения, которые не отвечают определённым церковным канонам и, следовательно, не могут исполняться в ходе церковного Богослужения, в конце ХХ века получили название «Паралитургической музыки». Развитие этого жанра происходило задолго до того момента, как был привнесён данный термин в музыкальный «обиход».

Возникает справедливый вопрос: по каким критериям можно отнести паралитургические произведения к концертно-духовному жанру православной музыки?

- Перечислим наиболее важные из них:

  1. Отсутствие состояния молитвенности, так как композиторы ставят иные задачи в подобных произведениях: оснащение церковных сочинений особенностями других музыкальных жанров и форм.

  2. Свободное обращение с текстом молитвы. Многие авторы заменяют или убирают некоторые слова, меняют их местами, используют «полифоническую» подтекстовку, отрицательно влияющую на понимание смысла слов.

  3. Свобода в выборе интонационного материала. Здесь трудно говорить о пределе допустимости. Основа всё-таки ложится на индивидуальное восприятие текста композитором.

Паралитургическое сочинение опирается на литургический жанр, выраженный в использовании литургического текста, формы литургической композиции и передающий «дух» литургической музыки - молитвенное настроение, ощущение устремлённости к Высшему.

Одновременно с этим «паралитургическим» сочинение называют потому, что в нём обязательно содержится какое-либо несоответствие канону, его нарушение или выход за его пределы. В одних случаях такие несоответствия или расширения бывают очевидными, например, когда в музыкальной интерпретации православной молитвы используются музыкальные инструменты, традиционно не употребляемые в православном богослужебном обиходе, либо когда песнопение создается на текст молитвы в переводе на современный русский язык. В других же случаях бывает очень сложно провести грань, за которой сочинение уже перестаёт отвечать каноническим требованиям и переходит в разряд паралитургических.

Также одним из показателей принадлежности произведения к «паралитургическому жанру» является то, что в прочтении духовных текстов композиторами конца XX века очевиден новый уровень их музыкального воплощения: при сохранении сакрального, подчёркнуто духовного понимания происходит полное раскрепощение музыкального языка и как следствие этого - отступление от канона. Общие изменения, которые произошли в системе выразительных средств, связанные с развитием новых технологий музыкального письма, характерного для всего современного этапа. Например, додекафония, сонорика, алеаторика с укреплением нового художественного мышления - синтетичность, «смешанность» жанровых и стилистических признаков.

«Из всего сказанного следует, что церковное пение есть автономная (то есть имеющая свои собственные, только церковному пению свойственные художественные законы) богослужебная область, отличная от общей музыки. Исследование, установление и формулирование этих законов составляет предмет русского литургического музыковедения, имеющего свои научные методы исследования и только отчасти захватывающего область общего музыковедения» (Статья И. А. Гарднера «Церковное пение и церковная музыка»).

Многие исполнители, педагоги, дирижёры, считают своим долгом привнести некую новизну в звучание композиторской мелодии или хоровой фактуры; другие же, более ортодоксально настроенные музыканты, считают нужным всё привести к средневековой традиции, при этом не обращая внимания на гармонический язык того или иного произведения. Безусловно, творческая интерпретация имеет место быть, но существует определённая грань, которая порой, почему-то, отходит на второй план.

Изучая духовное произведение необходимо в первую очередь обратить внимание на эпоху создания, детально ознакомиться со стилистическими особенностями творчества композитора в контексте данной эпохи и иметь чёткое представление о церковных канонах для того, чтобы понять дозволено ли исполнение данного сочинения в храме. Эти моменты позволят исполнителям не ошибиться в интерпретации музыкального произведения.

В разряд паралитургических сочинений, вероятно, можно отнести и кантату Сергея Ивановича Танеева (1856-1915) «Иоанн Дамаскин», в форме которой просматриваются черты русского запричастного концерта, имеющего ко времени жизни и творчества Танеева уже столетнюю историю бытования в православном обиходе; а в интонационном составе присутствуют канонические церковные напевы.

Данная методическая разработка направлена на организацию изучения паралитургической музыки в контексте современного музыкального искусства, опираясь на канонические церковные образцы средневековья. Следует детально осознать содержательную разницу «литургических» и «паралитургических» произведений:

  1. Выявление сходных и отличительных элементов в области музыкально-педагогической работы над разными образцами музыкального наследия. Сравнительные характеристики Богослужебной музыки и Духовных сочинений концертной направленности.

  2. Развитие «музыкального вкуса»; умения отличать жанровые и стилистические особенности композиторских духовных сочинений; осознанного отнесения музыкального образца к тому или иному направлению (литургическому или паралитургическому).

  3. Выявление определённых признаков «паралитургической музыки» в контексте эпохи. Очень расширены рамки появления композитрских сочинений и, соответственно, направлений вышеназванного жанра. Ещё в конце XIX века С.Танеев (кантата «Иоанн Дамаскин», первое исполнение - 1884г), А. Гречанинов, П. Чесноков (в некоторых своих сочинениях) обращались к светскому воплощению духовных текстов. Эпоха рубежа 19 - 20 вв. явилась подлинным "духовным ренессансом" русской церковной музыки. Ближе ко второй половине ХХ века появляется термин «паралитургического жанра», которые объединяет в себе различные светские музыкальные направления: неоклассицизм, неоромантизм, модернизм, авангардизм и др.

  4. Несомненно, одной из важнейших целей работы является воспитание духовности. Повышение интереса к духовно-музыкальному наследию ХХ века, которое доносят до нас магистры композиторского мастерства, не могут оставить равнодушными юные слои нашего населения, тем самым помогая воспитывать духовность современными средствами воплощения через канонические Богослужебные устои.

  5. Повышение уровня образованности и компетентности в области духовно-нравственного воспитания.

Заключение.

ХХ век дал широкую дорогу развитию паралитургической музыки. Разнообразие форм, гармонизаций, направлений, жанров, которые преломляют привычные канонические духовные тексты, возрастает всё с большей интенсивностью.

Интерпретации разных композиторских школ находят всё более интересные и новые воплощения православных молитв в музыке, тем самым привлекая молодых и талантливых композиторов, исполнителей, дирижёров и музыковедов к изучению данного жанра.

Паралитургическая музыка пользуется большой популярностью среди современных хоровых коллективов и, следовательно, готова к интенсивному развитию.



Список литературы:

  1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс: В 2 кн. Л.: Музыка, 1971.-316с.

  2. Асафьев Б. О хоровом искусстве. Сб. ст. / Сост. и коммент. А.Павлова-Артенина. Л.: Музыка, 1980. - 216с.

  3. Владимирцева Н. Христианские мотивы в хоровой музыке современных российских композиторов // Художественное образование: проблемы психологии, педагогики и творчества. Сб. науч. трудов. Саратов, Изд.-во Саратовского педагогич. института, 2000. - С.85-94.

  4. Гарднер И. А.. Церковное пение и церковная музыка. // О церковном пении. - М.: «Лодья», 2001. - С. 148-150.

  5. Григорьева Г. Истинно русский композитор: о музыке Н.Сидельникова // Музыка из бывшего СССР. Сб. статей. Вып. 2. -М., 1996. С.75-89.

  6. Григорьева Г. Русская хоровая музыка 1970-80-х годов. М.: Музыка. 1991.-80с.

  7. Гуляницкая Н. «Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века». М.: «Языки славянской культуры», 2002. - 432с.

  8. Гуляницкая Н. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных композиций // Муз. академия. 1993. № 4. С.7-13.

  9. Дьячкова Л. Гармония в музыке XX века. М.: Музыка, 1994. -143 с.Искусство XX века. Диалог эпох и поколений. Н.-Новгород: ГК им.М.И.Глинки, 1999. т. 2. -230с.

  10. Ковалёв А. Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII-XX веков. Специфика жанра и организация цикла. Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 2004. - 35с.

  11. Кустовский Е. Музыка в храме: (Беседа) / Вёл Ю. Бочаров // Муз. жизнь. 1988 № 14.-С.З.

  12. Менъ А. Культура и духовное возрождение. М.: Искусство, 1992. -495с.

  13. Мусаев Т.М., «Духовно-певческая культура России на рубеже XIX-XX вв.: генезис и исторические трансформации», М. 2011г.

  14. Овсянникова И. Сакрализация личности в символическом пространстве православного храмового пения // Музыкальное искусство и культура: наблюдение, анализ, рекомендации. Сб. статей. -Новосибирск «Трина», 1996. С. 146-156.

  15. Пономарёв В.В. «Паралитургические сочинения и проблема канонической допустимости в православном церковном пении», М. 2011

  16. Раабен Л. О духовном ренессансе в русском музыке 1960-80-х годов. СПб.: «Бланка», «Бояныч», 1998. - 352с. Рахманова М. Русская духовная музыка XX века // Русская музыка и XX век. М., ГИИ, 1996. - С.371-406.

  17. Розеншилъд К. Музыкальное искусство и религия. М.6 Музыка, 1964.- 189с.

  18. Соколов О. О проблеме типологии музыкальных жанров // Проблемы музыки XX века. Сборник. Горький: Волго-Вятское книжное изд.-во, 1977. - С.12-58.

  19. Тевосян А. Храмовое действо и европейский концерт в историко-литургическом контексте XX века // Церковное пение в историко-литургическом контексте Восток-Запад. Гимнология Вып. 3. М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С.381-392.

  20. Урванцева О. Место духовной музыки в современной жизни. // Состояние и перспективы развития научно-технического потенциала Южно-Уральского региона: Межгос. науч.-тех. конф.: Материалы. -Магнитогорск, 1994. С.77-78.

  21. Франтова С. Религиозное начало в современном композиторском творчестве // Музыкальное искусство и религия: Материалы конференции / РАМ им. Гнесиных. -М., 1994. С. 174-179.

  22. Христианская культура: прошлое и настоящее (К 2000-ю Рождества Христова) /Сб. статей по материалам научных конференций / Сост., вст. ст. Н.С. Гуляницкой. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. - 143с.

  23. Якобсон К. Сонористические средства выразительности в хоровой музыке советских композиторов // Выразительные средства музыки. -Красноярск, 1988.-С. 175-191.

© 2010-2022