• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект урока музыки на тему Средства музыкальной выразительности в сюите М. П. Мусоргского Картинки с выставки (6 класс) (6 класс)

Конспект урока музыки на тему Средства музыкальной выразительности в сюите М. П. Мусоргского Картинки с выставки (6 класс) (6 класс)

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Средства музыкальной выразительности в сюите М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»
(часть вторая)

Цель: познакомить учащихся с творчеством М.П. Мусоргского и А.В. Гартмана. Показать все многообразие образного составляющего произведений, на примере двух взаимосвязанных видов искусства.

Ход урока

I. Слушаем и анализируем «картинки» - пьесы М.П. Мусоргского. Раскрываем понятие «выразительные средства в музыке».

У: Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомится с сюитой М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». Давайте проверим ваше домашнее задание.

Д: Сюита (в переводе с французского означает «ряд», «последовательность») - циклическое произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, контрастных по характеру, но объединенных общим художественным замыслом.

У: Молодцы, с заданием справились. А теперь постараемся проанализировать наиболее вам запомнившуюся «картинку». Например, послушаем пьесу «Избушка на курьих ножках» («Баба Яга»).

Д: (характеризуют произведение) Состоит из трех частей. Музыка отличается своей причудливостью, с резкими акцентами и звуковыми скачками первой и третьей части изображает полет Яги, которая «метлой заметает след, пестом ступу погоняет». Настороженная, глухая музыка второй части сдержанна и таинственна. Она изображает место «обитания» и «проживания» Яги - дремучий сказочный лес, наполненной всякой «нечестью». Музыка постепенно стихает, наступает зловещая тишина. Раздается громкий резкий удар. Баба Яга взвивается вверх и скрывается в ночном небе.

У: Молодцы.

II. Викторина

У: Ребята, расскажите, что вам известно о выразительных средствах в музыке? Еще раз повторим: метр, ритм, мелодия, гармония, тембр, регистр, динамика, темп, фактура и лад являются выразительными средствами музыки.

А теперь, попробуем ответить на вопросы викторины:

1) «Интонационное зерно» любого музыкального произведения, основа выразительности музыки, всего музыкального произведения и выражающая его определенную мысль? (Мелодия)

2) Чем отличается инструментальная мелодия от вокальной? (Скачками, мелизмами, широтой диапазона)

3) Может ли мелодия существовать без ритма? (Нет)

4) Влияет ли ритм на характер произведения? (Да)

5) Назовите основные динамические оттенки (f, p, ff, pp, mf, mp, и т.д.)

6) «Гармония» - это…..(соединение основной мелодии и сопровождающих ее дополнительных голосов, то есть аккордов, в единое целое)

7) Назовите регистры (Высокий, средний, низкий)

8) Какое значение имеет ритм в создании музыкального образа? (Ритм имеет большое выразительное значение в создании музыкального образа, например, в создании образов движения - шага, бега, скачка, прыжков, полета и т.п. Велика роль ритма в танце и марше).

III. Слушание пьесы «Тюльерийский сад» («Ссора детей после игры»)

У: Сейчас, мы послушаем пьесу «Тюльерийский сад», а вашим заданием будет определить характер, образы и средства музыкальной выразительности, которые мы с вами повторили. (Слушание)

Характеристика детьми произведения.

У: Действительно - это радостная, залитая светом картинка природы, детства, счастья. Звонкий регистр, ярко «осветленный» лад, упругий ритм, напоминающий детскую считалку, - все эти средства воплощают любимую композитором сферу детских образов. Я бы хотела отметить, что по авторской программе здесь это сцена ссоры: развитие мелодии динамично, мелодическая линия, активизируясь, достигает звончайших вершин. Бас, наоборот, укрепляется, расширение диапазона «укрупняет» конфликт, мелодические фразы теряют равномерность и становятся все более короткими и дробными - взлет чувств поистине стремителен!

По-детски непосредственной первой части противопоставлена средняя часть, как бы передающая речь урезонивающих нянюшек. На смену звонкому регистру и возбужденному движению первой темы приходит спокойный средний регистр, устойчиво-светлая окраска гармонии. Повторы убеждающих интонаций.

Однако приутихшее на время движение вплетается в эту «речь нянюшек» сначала незаметной, но четкой пульсацией ритма в средних голосах, а затем и резвым бегом постепенно ускоряющих пассажей.

В стройной трехчастной композиции у Мусоргского заключена достоверная жизненная сценка, которая могла быть «подсмотрена» не обязательно на аллее Тюльерийского сада, излюбленным месте прогулок множества детей и нянек. Подобная сценка могла произойти и в Летнем саду Петербурга…

IV. Домашнее задание

У: Ребята, записываем домашнее задание. Необходимо принять участие в организации выставки творческих работ: проиллюстрируйте одну из понравившихся вам «картинок с выставки» М.П. Мусоргского. Подготовьте реферат, либо презентацию по творчеству композитора.


© 2010-2022