• Преподавателю
  • Музыка
  • Методический доклад на тему: «Формирование и развитие познавательных интересов учащихся но уроках спец. фортепиано»

Методический доклад на тему: «Формирование и развитие познавательных интересов учащихся но уроках спец. фортепиано»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКУ ДО «Детская музыкальная школа» №1 г.Тайшет




Методический доклад на тему:

«Формирование и развитие познавательных

интересов учащихся»



Подготовила: Квасова И.А.,

Преподаватель специального фортепиано



г.Тайшет, 2016г.

Важное место в комплексе основных задач обучения занимает проблема формирования познавательного интереса.

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к обучению.

Познавательный интерес - это одно из личностных свойств ученика, черта его характера, проявляющаяся в виде пытливости, любознательности, активности. С одной стороны, познавательный интерес есть источник обеспечения воспитательных задач обучения, обогащающий и направляющий поступки ученика, с другой стороны, познавательный интерес есть результат воспитательных воздействий, способствующий процессу освоения и добывания знаний по тому или иному учебному предмету.

Познавательный интерес:

- способствует более свободному приобщению личности к общественным ценностям.

- находясь у основания творческой деятельности, он стимулирует выбор личных ценностей

- создаёт благоприятные условия для развития активности и самостоятельности учащихся, нейтрализуя равнодушие и инертность

Интерес, как мотив оказывает воздействие на воспитание морально-волевых черт личности.

Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у ученика постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам активно ищет. При этом поисковая деятельность учащегося совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Познавательный интерес положительно влияет не только на результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под его влиянием приобретают особую активность и направленность.

При правильной педагогической организации деятельности учащихся, интерес может и должен стать устойчивой чертой личности.

Проблема развития познавательного интереса всегда была в центре внимания педагогов.

В настоящее время, особенно важно формировать интерес учащихся к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы им легко ориентироваться в современном быстро изменяющемся мире.

В нашей стране проблема формирования познавательного интереса обостряется в связи с тем, что в условиях стремительных социально-экономических перемен падает престиж музыкального образования, интересы людей смещаются на материальное благополучие, обладание которыми не зависит от полученного образования.

Успех развития познавательной потребности зависит от умения преподавателя поставить перед учащимися доступные им, и в то же время требующие активной мыслительной деятельности познавательные задачи.

Важнейшим показателем уровня познавательного интереса учащегося является мотивируемая им деятельность, которая проявляется:

а) в оценке по учебному предмету;

б) в вопросах по предмету, задаваемые учащимися, свидетельствующие об их умственной активности и направленности интереса;

в) в сосредоточенности произвольного внимания как показателя сосредоточенности мыслей на предмете интереса;

г) в характере деятельности учащихся: активность, самостоятельность;

д) в участии во внеурочной деятельности по предмету;

е) в чтении дополнительной литературы по предмету.

По мнению многих педагогов, эффективным средством формирования познавательного интереса является противоречие между новой информацией и имеющимися знаниями. Причём, чем выше степень несоответствия, тем сильнее ожидается познавательная активность учащихся. Но, исследования доказывают, что познавательный интерес возникает тогда, когда для объяснения нового явления могут быть использованы уже имеющиеся знания и прошлый опыт. Непонятное, хотя и привлекает внимание учащихся, вызывает ситуативный, временный интерес, который может быстро исчезнуть.

Форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса как внимание.

В учебном процессе следует помнить о законе «кризисов внимания». Для этого в учебный материал рекомендуется включать задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Обычно выделяют 2 типа мотивации: внешнюю и внутреннюю. К внешней мотивации относятся различные методы повышения интереса к предметам программы. Речь идет об использовании различных игровых технологий, наглядных пособий, новых форм обучения и др.

Внутренняя мотивация - это состояние успеха ученика. Для этого используется метод проблемного изложения материала. Если применять его систематически, у обучающихся будет рождаться внутренний мотив к деятельности, направленной на решение познавательной задачи.

Внутренним процессом формирования познавательного интереса по отношению к личности будет считаться перерастание одного интереса в другой, путём смены объекта, формирование новых интересов на базе старых.

По мнению исследователей особенно высоким потенциалом развития познавательного интереса учащихся обладает их внеучебная деятельность, в которой они находят возможности для личностного самовыражения и самоутверждения. Участие во внеклассных мероприятиях развивает у учащихся ответственность за общее дело, стремление найти своё место в жизни.

Совместная творческая деятельность детей, создает условия для развития креативности, раскрепощения, ухода от стереотипов, формирования продуктивного и дивергентного типа мышления.

Как известно, основным противоречием подросткового периода является настойчивое стремление ребёнка к признанию своей личности взрослыми, при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Поэтому участие во внеклассных мероприятиях позволяет подростку утвердиться в своей среде, завоевать авторитет, повысить степень вероятности ситуации успеха в познавательной деятельности, и, следовательно, интереса к ней.

Все педагогические средства могут стать реально действующими стимулами при условии, если ученик будет достигать успеха в познавательной деятельности. Таким образом, следует найти и закрепить те педагогические средства, которые действуют как положительные стимулы учения.

Например:

- применение смежных видов искусства, что повышает эмоциональность уроков, делает их содержательнее, разнообразнее, занимательнее,

- использование исторических сведений, сообщения о происхождении терминов, понятий:

- решение кроссвордов, ребусов, что способствует положительному отношению к изучаемому материалу, развивает любознательность, находчивость, творческую активность.

- применение технических средств обучения: использование компьютерных учебных пособий; организация с помощью технических средств внимания учащихся и управление им; постановка заданий к наглядной информации;

Считается, что развитию устойчивых познавательных интересов способствуют такие формы обучения как конференции, школьные олимпиады, конкурсы.

В музыкальном образовании детей активно применяются методы общей педагогики, выполняющие обучающую, развивающую, воспитательную, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную роль.

При этом критерий выбора методов работы в контексте специфики музыкального образования зависит от особенностей содержания учебного материала (его сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога.

Творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить его эффективность.

Один из способов развития познавательной активности учащихся -применение наглядных методов обучения, среди которых необходимо выделить «видеометод». С помощью слайд-презентаций, видеофильмов, мультипликации можно повысить мотивацию обучения. Интенсивное проникновение в практику работы образовательных учреждений новых источников экранного преподавания информации позволяет рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения. Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации.

Обучающая и воспитывающая функции данного метода обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее.

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство повышения качества обучения.

Литература

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности, 1997г.

  2. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984

  3. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002 г.

  4. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко, 2003 г.

  5. Пахомова Н.Ю. "Педагогические находки. Девять граней опыта учителя информатики", 1994 г.

  6. "Педагогика: педагогические теории, системы, технологии" Учебное пособие, 1988 г.

  7. Полант Е. "Метод проектов: типология и структура" Лицейское и гимназическое образование" №9, стр. 9-17, 2002 г.

  8. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. 1971 г.

  9. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, 1988 г.


© 2010-2022