Рабочая программа Музыка7-9 классы

Раздел Музыка
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 26 г. Томска

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МАОУ гимназии № 26

Приказ №

от «____» ___________2015 г.

_____________ И.Э. Кашенова

СОГЛАСОВАНО

На заседании научно-методического совета гимназии

Протокол №

от «____» ___________2015 г.

______________ Р.И. Набатова

РАССМОТРЕНО

на заседании МО художественно-эстетического цикла

Протокол №

от «____» ___________2015 г

__________ И.Г. Гаврилова




Рабочая программа

«Музыка» (7-9 классы)

УМК: Учебники Т.И. Науменко, В.В. Алеев для 7-8 классов (М.: Дрофа, 2008)













Автор-составитель:

Жукова Л.И.,

учитель музыки

















Томск 2015



Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке для 7-9 классов составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования науки РФ 17 декабря 2010 года № 1897.

- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа (стандарты второго поколения), Москва «Просвещение», 2011 г.

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

- Федерального ядра содержания общего образования. - М. «Просвещение» 2010 г.

- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ гимназии № 26 г. Томска.

Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в 1-6 классах в процессе занятий на уроках музыки. В связи с этим особое значение имеет развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Данная рабочая программа разработана и на основе допущенной Министерством образования Российской федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка» 5-8 классы, авторы В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак (6-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2008 - 90,(6) с.) В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б.Кабалевского. При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т.И.Науменко, В.В. Алеев для общеобразовательных учреждений, дневник музыкальных наблюдений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия. Данный комплекс нацелен на достижение цели и реализации задач программы освоения курса «Музыка». 7-9 классы.

Цель: формирование основ духовно - нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Для достижения поставленной цели изучения музыки в общеобразовательной школе необходимо решение следующих практических задач:

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;

- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально - пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.

Тип и вид класса: 7-9 классы (общеобразовательные, гимназические)

Сроки реализации программы - 1 год.

При сохранении подхода к музыке, как к части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а так же с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности: литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.


Общая характеристика учебного предмета


Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления учащихся становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по музыке предмет «Музыка» в 7-9 классах общий объём учебного времени составляет 68 часов: 7 кл. -34 час., 8 кл - 16 час., 9 кл -. 18 час.

Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении предмету "Музыка".


Содержание программы


7 класс (34 часа в год, 1 час. в неделю)


Наименование раздела, кол-во часов

Содержание программы

(теория)

Содержание программы

(практика)

1.Содержание в музыке"(3 ч.)



"Магическая единственность" музыкального произведения.

Музыкальная форма, объединяющая в едином замысле несколько относительно самостоятельных частей, различных по образному содержанию и структуре. Основные циклические формы.

И. Брамс. Симфо­ния № 3; Л. Бет­ховен. Соната

№ 14 для форте­пиано; Ю. Шевчук «Что такое осень?» (пение)

Музыку трудно объяснить словами. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы.

Что такое музыкальное содержание.

Л. Бетховен. Сона­та № 14 для форте­пиано. I часть; Я. Дубравин, М. Пляцковский. «Когда играет му­зыкант» (хоровое пение)

Музыка, которую необходимо объяснить словами.

А. Н. Скрябин. Этюд ре-диез-ми­нор, соч. 8 № 12; Ф. Шопен. Прелю­дия № 20; А. Вар­ламов, М. Лермон­тов. «Горные вер­шины» (хоровое пение)

Ноябрьский образ в пьесе П,Чайковского

1.Слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей;

2.Выполнение проблемно - творческих заданий:

определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпо­су и размышления о музыке;

найти взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;

найти взаимодействия между художествен­ными образами музыки, литературы и изобразительного ис­кусства (с учетом критериев, представленных в учебнике);

3.Хоровое пение.

2.Каким бывает музыкальное содержание (5ч.)

Когда музыка не нуждается в словах. Музыка передает тонкие, почти неуловимые движения чувств человека. Природа в живописи, литературе и музыке. Тональность, колорит и красочность музыкальных сочинений

А. Вивальди. «Зи­ма». I часть. Изцикла «Четыре концерта для скрипки с оркест­ром «Времена го­да»

Содержание в музыке. Л. Бетховен.

Сим­фония № 5, часть 3; увертюра «Эгмонт» (слушание)

П. Чайковский. «Ноябрь. На трой­ке» (из фортепиан­ного цикла «Вре­мена года»); А. Варламов, М. Лермон­тов. «Горные вер­шины» (хоровое пение)

Образ мечты. "Восточная" партитура Н,Римского-Корсакова.

Н.Римский-Корсаков. Симфониче­ская сюита «Шехе­резада». I часть; Е. Подгащ. «Осен­ний вокализ» (хо­ровое пение)

1.Слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей;

2.Выполнение проблемно - творческих заданий:

определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпо­су и размышления о музыке;

найти взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;

найти взаимодействия между художествен­ными образами музыки, литературы и изобразительного ис­кусства (с учетом критериев, представленных в учебнике);

3.Хоровое пение.

3.Музыкальный образ (3ч.)

Лирические образы в музыке отличаются повышенной мелодичностью и напевностью звучания, лаконичностью художественных образов. Формирование восприятия драматического музыкального образа.

С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, соч. 32 № 12; Ю. Милю­тин, Е. Долматов­ский. «Лирическая песенка» (хоровое пение)

Ф. Шуберт, стихи И.-В. Гёте. «Лес­ной царь»; Г. Стру­ве, Л. Кондратен­ко. «Матерям по­гибших героев» (хоровое пение)

Эпические образы в музыке.

Н. Римский-Корсаков. «Океан - море синее». Вступле­ние к опере «Сад­ко»; А. Бородин. «Богатырская симфония»; опера «Князь Игорь». Ария князя Игоря

1.Слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей;

2.Выполнение проблемно - творческих заданий: определить музыкальные формы (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма);

найти взаимодействия между художествен­ными образами музыки, литературы

3.Хоровое пение: исполнение одно и двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов.

4.О чем рассказывает музыкальный жанр (5ч.)

Жанры классической музыки: вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, инструментальная, симфоническая, музыкально-театральные жанры. "Память жанра". П. Чайковский.Симфония № 4;М. Глинка. Романс«Я помню чудноемгновенье...»; И. Штраус. Вальс «Голубой Дунай»; Ф. Шопен. Мазур­ка фа минор; В.Берковский,Никитин, А. Величанский

Такие разные песни.

Русская народная песня. «Во поле береза стояла...»; В.Берковский,Никитин, А. Величанский. «Под музыку Виваль­ди...»

Такие разные танцы.

П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2; И. Штраус. Вальс. Полька. «Жизнь - это та­нец»

П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Визе. «Марш Тореадора» (из оперы «Кармен»)

1.Слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей;

2.Выполнение проблемно - творческих заданий:

определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпо­су и размышления о музыке;

найти взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;

найти взаимодействия между художествен­ными образами музыки, литературы и изобразительного ис­кусства (с учетом критериев, представленных в учебнике)

3.Хоровое пение.

5.Что такое музыкальная форма(3ч.)

"Сюжеты" и "герои" музыкальной формы. Форма-система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения. Главные принципы музыкальной формы.

Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин»; В.-А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»; А. Зацепин, Л. Дер­бенев. «Есть толь­ко миг...» (хоровое пение)

Художественная форма.

Ф. Шуберт. «Се­ренада»; А. Заце­пин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)

От целого к деталям.

Ф. Шуберт. Из вокального цикла «Зимний путь». А. Зацепин, Л. Дер­бенев. «Есть толь­ко миг...» (хоровое пение)

1. Слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей; умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;

2. Выполнение проблемно - творческих заданий:

определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпо­су и размышления о музыке;

найти взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;

найти взаимодействия между художествен­ными образами музыки, литературы и изобразительного ис­кусства (с учетом критериев, представленных в учебнике)

3. Хоровое пение.

6. Музыкальная композиция(7 ч.)

Композиция(составление, сочинение)-категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершенного в себе музыкального произведения.

Ф. Шопен. Прелю­дия ля мажор, соч. 28 № 7; А. Зацепин, Л. Дер­бенев. «Есть толь­ко миг...» (хоровое пение)

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.

Л. Бетховен. Сим­ония № 5.1 часть.Фрагмент; А. Рыб­ников, Р. Тагор. «Последняя поэма»(хоровое пение)

Двухчастная форма.

М. И. Глинка, И. Козлов. «Вене­цианская ночь»

(слушание, пение); Ф. Шопен. Прелю­дия ля-мажор,

соч. 28 № 7 (слу­шание)

Трехчастная форма.

М. И. Глинка, А. С. Пушкин, «Я здесь, Инезилья...»; С. Про­кофьев. «Джульетта-девочка»(из балета «Ромео

и Джульетта»)

Многомерность образа в форме рондо.

А. Бородин. «Спя­щая княжна». М. Глинка, И. Коз­лов. «Венецианская ночь» (пение)

Образ Великой Отечественной войны в "Ленинградской" симфонии Д, Шостаковича.

Д. Д. Шостакович. Симфония № 7. I часть (фрагмент «Эпизод нашест­вия»); В. Синяв­ский, М. Владими­ров. «Благодарим, солдаты, вас!»

Музыкальная композиция.

В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, сол­даты, вас!»

1. Слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей; умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;

2. Выполнение проблемно - творческих заданий:

определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпо­су и размышления о музыке;

найти взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;

найти взаимодействия между художествен­ными образами музыки, литературы и изобразительного ис­кусства (с учетом критериев, представленных в учебнике)

3. Хоровое пение.

7. Музыкальная драматургия(7 ч.)

Музыка в развитии. Стилистические особенности музыки русской национальной школы. Музыкальный порыв. Типы

музыкальной драматургии. Движение образов и персонажей в произведениях музыкально-сценического жанра (опере и балете). Симфония-жанр музыкального искусства.

М. Мусоргский. «Старый замок» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»); С. Соснин, Я. Сер­пин. «Родина» (хоровое пение)

Музыкальный порыв.

Р. Шуман. «По­рыв» (из фортепи­анного цикла «Фантастические пьесы»); С. Со­снин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Движение образов и персонажей в оперной драматургии. М. Глинка. «Ма­зурка» (фрагмент из оперы «Жизнь за царя»); С. Со­снин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Диалог искусств: "Слово о полку Игореве" и "Князь Игорь".

М. Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу» (из оперы «Жизнь за царя»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хо­ровое пение)

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

А. Бородин. «Князь Игорь» (фрагмен­ты из оперы: хор

«Слава», «Интро­дукция» и др.)

1. Слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей; умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;

2. Выполнение проблемно - творческих заданий:

определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпо­су и размышления о музыке;

найти взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;

найти взаимодействия между художествен­ными образами музыки, литературы и изобразительного ис­кусства (с учетом критериев, представленных в учебнике)

3. Хоровое пение.






Содержание программы


8 класс (16 часов в год, 0,5 час. в неделю)

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Тема года «Традиция и современность в музыке»

1

Музыка «старая» и «новая»

(1 ч)

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Главная тема года - «Традиция и современность в музыке»; ее осмысление сквозь призму вечных тем. Три направления, три вечные темы, связанные с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств

и взаимоотношениями.

Понимание «старой» и «новой» музыки с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех

времен и поколений.

Музыкальный материал:

А. Островский, стихи О. Острового.

Песня остается с человеком (пение)

2

Настоящая музыка не бывает «старой» (1 ч)

Урок - беседа

Традиции и новаторство в деятельности человека. Относительность понятий «старое»

и «новое» применительно к искусству (на примере сравнения музыкальных произведений - пьесы X. Родриго «Пастораль» и финала Концерта № 4 для гобоя с оркестром Л. А. Лебрена).

Музыкальный материал:

Х. Родриго. Пастораль (слушание);

Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание);Т. Хренников, стихи М.Матусовского.

Московские окна (пение)

О традиции в музыке

3

Живая сила традиции (1 ч)

комбинированный

Традиция как хранитель памяти и культуры человечества. Летописи и предания «старинных» людей. Образ летописца Пимена в опере М.Мусоргского «Борис Годунов».

Художественный материал:

Л и т е р а т у р а А. Пушкин. Борис Годунов. Фрагмент.

Ж и в о п и с ь

И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре.

Эскиз декорации к первой картине I действия оперы М.Мусоргского «Борис Годунов».

М у з ы к а

М. М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». I действие (слушание);

Ю. Чичков, стихи К. Ибряева. Наш школьная страна (пение)

Вечные темы в искусстве.

Сказочно-мифологические темы

4

Искусство начинается с мифа (1 ч)

Урок-беседа

Сказка и миф как вечные источники искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках.

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка».

Из оперы «Садко» (слушание);

Я. Дубравин, стихи В. Суслова.

Песня о земной красоте (пение)

5

Мир сказочной

мифологии: опера

Н. Римского-

Корсакова

«Снегурочка»

(1 ч)

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Сочетание реального и вымышленного в опере

Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Влияние сказочно мифологической темы

на музыкальный язык оперы.

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка» (слушание);

И. Сохадзе, стихи Л. Фоменко. Добрая фея (пение)

6

Языческая Русь

в «Весне

священной»

И. Стравинского

(1 ч)

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Особенности тем и образов в музыке начала XX века. Воплощение образа языческой Руси в балете И. Стравинского «Весна священная» (синтез прошлого и настоящего, культ

танца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма).

Музыкальный материал:

И. Стравинский. Весенние гадания, Пляски щеголих. Из балета «Весна священная» (слушание);

Л. Квинт, стихи В. Кострова. Здравствуй, мир (пение)

7

«Благословляю

вас, леса...»

(1 ч)

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги.

Утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа

произведения.

Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого

«Благословляю вас, леса...» - гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества.

Музыкальный материал:

К. Дебюсси. Послеполуденный отдых фавна. Фрагмент (слушание);

П. Чайковский, стихи

А. Толстого. Благословляю вас, леса... (слушание);

В. Чернышев, стихи Р.Рождественского. Этот большой мир. Из кинофильма

«Москва - Кассиопея» (пение)

В. Ребиков, стихи А. Пушкина. Румяной зарею покрылся восток... (пение)

8

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч)

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть.

Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся

О традиции в музыке

9

Образы

радости

в музыке (1 ч)

комбинированный

Воплощение эмоционального мира человека в музыке. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов. Безраздельная

радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»).

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня

Садко. Из оперы «Садко» (слушание);

В. А.Моцарт, русский текст

А. Мурина. Слава солнцу, слава миру (пение)

10-11

«Мелодией

одной звучат

печаль радость»

(2 ч) 1 час

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Изменчивость музыкальных настроений и образов - характерная особенность

музыкальных произведений. Сравнение характеров частей в произведении крупной

формы - Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А.Моцарта.

Музыкальный материал:

В. А.Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (слушание);

Б. Окуджава. Песня о Моцарте (пение)

12

«Слезы

людские, о слезы

людские...» (1 ч)

комбинированный

Образы скорби и печали в музыке, глубина их содержания. Способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грезы» из фортепианного цикла

«Детские пьесы» Р. Шумана).

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Болезнь куклы. Из «Детского альбома» (слушание); Р. Шуман Грезы. Из фортепианного цикла

«Детские сцены» (слушание);

В. Высоцкий. Братские могилы (пение)

13

Бессмертные

звуки «Лунной»

сонаты (1 ч)

урок-исследование

Чувства одиночества, неразделенной любви,

воплощенные в музыке «Лунной» сонаты

Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры

«Экология человеческой души».

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано.

I часть (слушание);

А. Рыбников, стихи А. Вознесенского.

Я тебя никогда не забуду. Из рок-оперы «Юнона и Авось» (пение)

14-15

Два

пушкинских

образа

в музыке (2 ч)

1 час

комбинированный

Сила искренности образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин».

Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент (слушание);

А. Макаревич. Пока горит свеча (пение) Р

адостный порыв, воодушевление в романсе

Пушкина - Глинки «В крови горит огонь желанья...». Сравнение двух пушкинских

образов, воплощенных в произведениях Глинки и Чайковского.

Музыкальный материал:

М. Глинка, стихи А. Пушкина. В крови горит огонь желанья... (слушание);

Н. Леви, стихи А. Олицкого. В пушкинском парке (пение)

16

Обобщение III четверти

и года

Содержание программы


9 класс (18 часов в год, 0,5 час. в неделю)


Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Тема года «Традиция и современность в музыке»

Мир человеческих чувств

1

Трагедия любви

в музыке.

П. Чайковский.

«Ромео и

Джульетта» (1 ч)

комбинированный

Традиция в искусстве. Смысл изречения Ф. Шатобриана: «Счастье можно найти толь-

ко на исхоженных дорогах». Тема нарушенного запрета в произведениях искусства.

Воплощение коллизии в увертюре-фантазии

П. Чайковского «Ромео и Джульетта»

(конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания

трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (слушание);

Ю. Визбор. Ты у меня одна (пение)

2

Подвиг

во имя свободы.

Л. Бетховен.

Увертюра

«Эгмонт» (1 ч)

комбинированный

Пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении.

Сходство и отличия между увертюрами П. Чайковского и Л. Бетховена.

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

(слушание);

В. Высоцкий. Песня о друге. Из кинофильма «Вертикаль» (пение)

3

Мотивы пути

и дороги

в русском искусстве

(1 ч)

Урок - размышление

Понятия путь и дорога как символы жизни и судьбы. Переплетение мотивов вьюги, метели, дороги как характерная примета русского искусства. Множественность смыслов

музыкального образа в пьесе «Тройка» из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель».

Музыкальный материал:

Г. Свиридов. Тройка. Из оркестровой сюиты

«Метель» (слушание);

А. Алябьев, стихи А. Пушкина. Зимняя дорога (пение);

К. Кельми, стихи А. Пушкиной. Замыкая круг (пение)

В поисках истины и красоты

4

Мир духовной

музыки (1 ч)

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Мир красоты и гармонии в духовной музыке. Великие композиторы - авторы духовных сочинений. Роль гармонии и фактуры

в создании художественного образа хора М. Глинки «Херувимская песнь».

М. Глинка. Херувимская песнь (слушание);

Д. Бортнянский. Тебе поем. Из «Трехголосой литургии» (пение);

Гимн «Достойно есть» Русское песнопение (пение)

5

Колокольный

звон на Руси (1 ч)

комбинированный

Роль колокольного звона в жизни русского человека. Колокольная симфония старой

Москвы в описании

М. Лермонтова. Музыка

утренних колоколов во Вступлении к опере

«Хованщина» М. Мусоргского.

Праздничное многоголосие колоколов в Сцене венчания Бориса на царство (опера

М. Мусоргского «Борис Годунов»). Радостный перезвон в музыкальной поэме «Коло-

кола» С. Рахманинова.

Музыкальный материал:

М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина»

(слушание);

М. Мусоргский. Пролог. Из оперы

«Борис Годунов». Фрагмент (слушание);

С. Рахманинов. Колокола. № 1. Из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра. Фрагмент (слушание);

С. Филатов, стихи О. Хабарова. Церквушки России (пение);

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Колокола (пение)

6

Рождественская звезда (1 ч)

комбинированный

Значение праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве

(образы, символы, атрибуты).

Художественный материал:

Л и т е р а т у р а

Б. Пастернак. Рождественская звезда. Фрагмент;

И.Шмелев. Лето Господне. Фрагмент.

Ж и в о п и с ь

Я. Тинторетто. Рождество;

Неизвестный мастер XV в. Рождество;

П. Веронезе. Поклонение волхвов;

С. Боттичелли. Рождество;

Я. Брейгель Младший. Поклонение волхвов;

Х. Б.Майно. Поклонение волхвов;

И. Горюшкин-Сорокопудов. Зима.

Ростовский Кремль.

М у з ы к а

А. Лядов. «Рождество Твое,

Христе Боже наш» (слушание).

Песенный репертуар:

В. Филатова, стихи П.Морозова.

Под Рождество (пение)

7

От Рождества

до Крещений (1 ч)

комбинированный

Рождественские праздники на Руси: Святки. Обряд колядования (на примере фрагмента из повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).

Художественный материал:

П о э з и я

В.Жуковский. Светлана. Фрагмент.

Н. Гоголь. Ночь перед Рождеством. Фрагмент.

Ж и в о п и с ь

Н. Кожин. Святочное гадание;

Н. Пимоненко. Святочное гадание;

К. Трутовский. Колядки в Малороссии.

М у з ы к а

П. Чайковский. Декабрь. Святки. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).

Песенный репертуар:

Небо ясне. Украинская щедривка (пение)

8

«Светлый

Праздник».

Православная

музыка сегодня

(1 ч)

комбинированный

Празднование Пасхи на Руси. Содержание увертюры

Н. Римского-Корсакова

«Светлый праздник».

Возрождение традиций духовной музыки

в творчестве современных композиторов (на примере фрагмента хорового произведения Р.Щедрина «Запечатленный ангел»).

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый

Праздник». Фрагмент (слушание);

Запечатленный ангел. № 1. Фрагмент (слушание);

М. Парцаладзе. стихи Е. Черницкой.

Христос воскрес (пение);

Ц. Кюи, слова народные. Христос воскрес.

Из цикла «Двенадцать детских песен» (пение)

О современности в музыке

9

Как мы понимаем современность (1 ч)

комбинированный

Трактовка понятия музыке. Новые темы в искусстве начала XX века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова

«Песнь о железе»).

Художественный материал:

П о э з и я

М. Герасимов. Песнь о железе. Фрагменты.

Музыка

А. Онеггер. Пасифик 231. Фрагмент (слушание);

М. Глинка, стихи Н.

Кукольника.

Попутная песня (пение)

10

Вечные

сюжеты (1 ч)

комбинированный

Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века. Балет А. Хачатуряна «Спартак»:

содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения.

Музыкальный материал:

А. Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак»

(слушание);

М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева.

Песня о дружбе. Из кинофильма «Три мушкетера»(пение)

11

Философские

образы XX века:

«Турангалила-

симфония»

О. Мессиана (1 ч)

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Многоаспектность философских выражений

в творчестве О.Мессиана. Воплощение мира восточных цивилизаций в «Турангалиле-

симфонии» (полисемичность термина турангалила, космические идеи и символы,

специфика музыкального языка).

Музыкальный материал:

О.Мессиан. Ликование звезд. V часть;

Сад сна любви. VI часть. Из «Турангалилы- симфонии» (слушание)

12

Диалог Запада

и Востока в твор-

честве отечест-

венных современ-

ных композито-

ров (1 ч)

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Взаимодействие культурных традиций Запада и Востока в современной музыке (на примере балета Ц. Чжень-Гуаня «Течет речка»).

Претворение в балете китайской музыкальной традиции (опора на национальный

фольклор, применение пентатоники, своеобразие инструментального состава). Влияние творчества русских композиторов на музыку

балета «Течет речка» (особенности музыкального развития и языка в передаче

чувств героев).

Музыкальный материал:

Ц. Чжень-Гуань. Вступление;

Деревенский танец; Танец придворных женщин; Адажио Авей и Принца. Из балета «Течет речка» (слушание)

13

Новые

области в музыке

XX века

(джазовая музы-

ка) (1 ч)

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Джаз: истоки возникновения, условия бытования, композиционно-стилистические и исполнительские особенности. Взаимодействие афроамериканской джазовой культуры и европейских традиций в «Рапсодии в стиле

Блюз» Дж. Гершвина.

Музыкальный материал:

Д. Гершвин. Привет, Долли! (слушание, участие в исполнении);

Дж. Гершвин. Рапсодия в стиле блюз для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра

(слушание);

А. Лепин, стихи В. Коростылева. Песенка о хорошем настроении (пение)

14

Лирические

страницы совет-

ской музыки (1 ч)

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Мотивы памяти, грусти, любви в музыке Второй симфонии А. Эшпая. Соединение грозных и нежно-поэтических образов-символов в романсе С. Слонимского «Я недаром

печальной слывут...»

Музыкальный материал:

А. Эшпай. Симфония № 2. II часть. Фрагмент (слушание);

С. Слонимский, стихи А. Ахматовой.

Я недаром печальной слыву... Из вокального цикла «Шесть стихотворений Анны Ахмато-

Вой» (слушание);

И. С. Бах, русский текст К. Алемасовой.

Желанный час (пение)

15

Диалог времен

в музыке

А. Шнитке (1 ч)

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Полистилистика в музыке А.Шнитке: противопоставление и связь образов прошлого и настоящего (на примере фрагментов из «Cоnсеrtо grоssо» № 1). Классические

реминисценции в современной музыке: их идеи, смыслы, образы.

Музыкальный материал:

А. Шнитке. Рrеludio; Тоссаtа. Из «Cоnсеrtо grоssо» № 1 для двух скрипок, клавесина,

препарированного фортепиано и струнного оркестра (слушание)

16

«Любовь ни-

когда не переста-

нет» (1 ч)

комбинированный

Возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Понимание смысла

слов апостола Павла: «Любовь никогда не перестанет» (любовь как выражение милосердия, созидания, святости). Воплощение идеи «любви святой» в музыке Г. Свиридова.

Музыкальный материал:

Г. Свиридов. Любовь святая. Из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»

(слушание);

Ю. Чичков, стихи Ю. Разумовского. Россия, Россия (пение)

17

Подводим

итоги (1 ч)

Итоговое обсуждение содержания темы года «Традиция и современность в музыке». Претворение в музыке вечных проблем, связанных с мифопоэтическими представлениями,

миром человеческих чувств, духовно-музыкальной традицией.

Музыкальный материал:

А. Флярковский, стихи А. Дидурова.

Прощальный вальс (пение);

И. Грибулина. Прощальная. Обработка

Ю. Алиева (пение)

18

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч)

Обобщение музыкальных впечатлений за 4 четверть и год

Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся

Календарно-тематическое планирование

7 класс (34 часа)


Дата

№ урока

Тема

Количество часов

Примечания

I четверть - 8 часов Содержание в музыке (3 ч.)

1.09-5.09

1.

«Магическая единственность» музыкального произведения

1

7.09-12.09

2.

Музыку трудно объяснить словами

1

14.09-19.09

3.

Что такое музыкальное содержание

1


Каким бывает содержание в музыке (5 ч.)

21.09-26.09

4.

Музыка, которую необходимо объяснить словами

1

28.09-3.10

5.

Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского

1

5.10-10.10

6.

Образ мечты. «Восточная» партитура Н.Римского-Корсакова

1

12.10-17.10

7

Когда музыка не нуждается в словах

1

19.10-24.10

8.

Обобщение темы I четверти: «Содержание в музыке»

1

II четверть - 8 часов Музыкальный образ (3 ч.)

5.11-7.11

9.

Лирические образы в музыке

1

9.11-14.11

10.

Драматические образы в музыке

1

16.11-21.11

11.

Эпические образы в музыке

1

О чем рассказывает музыкальный жанр (5 ч.)

23.11-28.11

12.

«Память жанра»

1

30.11-5.12

13.

Такие разные песни

1

7.12-12.12

14.

Такие разные танцы

1

14.12-19.12

15.

Такие разные марши

1

21.12-26.12

16.

Обобщение тем II четверти

1

III четверть - 10 часов Что такое музыкальная форма (3 ч.)

11.01-16.01

17.

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы

1

18.01-23.01

18.

Художественная форма

1

25.01-30.01

19.

От целого к деталям

1

Музыкальная композиция (7 ч.)

1.02-6.02

20.

Музыкальная композиция

1

8.02-13.02

21.

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах

1

15.02-20.02

22.

Двух частная форма

1

22.02-27.02

23.

Трех частная форма

1

29.02-5.03

24.

Многомерность образа в форме рондо

1

7.03-12-03

25.

Образ Великой Отечественной войны в "Ленинградской" симфонии Д.Шостаковича

1

14.03-19.03

26.

Обобщение тем III четверти

1

IV четверть - 8 часов Музыкальная драматургия (7 ч.)

28.03-2.04

27.

Музыка в развитии

1

4.04-9.04

28.

Музыкальный порыв

1

11.04-16.04

29.

Движение образов и персонажей в оперной драматургии

1

18.04-23.04

30.

Движение образов и персонажей в оперной драматургии

1

25.04-30.04

31.

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

1

2.05-7.05

32.

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

1

9.05-14.05

33.

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии

1

16.05-21.05

34.

Обобщение тем года

1


Календарно - тематическое планирование

8 класс (16 час)

Дата

№ урока

Тема

Количество часов

Примечания

I четверть - 8 часов Тема года «Традиция и современность в музыке»

1.09-5.09

1.

Музыка «старая» и «новая»

1

7.09-12.09

2.

Настоящая музыка не бывает «старой»

1

О традиции в музыке (1 ч.)

14.09-19.09

3.

Живая сила традиции

1

Вечные темы в искусстве.

Сказочно-мифологические темы(5 ч.)

21.09-26.09

4.

Искусство начинается с мифа

1

28.09-3.10

5.

Мир сказочной мифологии: опера

Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»

1

5.10-10.10

6.

Языческая Русь в «Весне Священной» И. Стравинского

1

12.10-17.10

7.

«Благословляю вас, леса...»

1

19.10-24.10

8.

Обобщение тем I четверти

1

II четверть - 8 часов Мир человеческих чувств (7 ч.)

5.11-7.11

9.

Образы радости в музыке

1

9.11-14.11

10

«Мелодией одной звучат печаль и радость»

1

16.11-21.11

11.

«Мелодией одной звучат печаль радость»

1

23.11-28.11

12.

«Слезы людские, о слезы людские... »

1

30.11-5.12

13.

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

1

7.12-12.12

14.

Два Пушкинских образа в музыке

1

14.12-19.12

15.

Два Пушкинских образа в музыке

1

21.12-26.12

16.

Обобщение тем II четверти и года «Традиция и современность в музыке»

1

Календарно - тематическое планирование

9 класс (18 час)

Дата

№ урока

Тема

Количество часов

Примечания

III четверть - 10 часов Тема года «Традиция и современность в музыке»

Мир человеческих чувств (3 ч.)

11.01-16.01

1.

Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта»

1

18.01-23.01

2.

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт

1

25.01-30.01

3.

Мотивы пути и дороги в русском искусстве

1

В поисках истины и красоты (5 ч.)

1.02-6.02

4.

Мир духовной музыки

1

8.02-13.02

5.

Колокольный звон на Руси

1

15.02-20.02

6.

Рождественская звезда

1

22.02-27.02

7.

От Рождества до Крещения

1

29.02-5.03

8.

«Светлый Праздник». Православная музыка сегодня

1

О современности в музыке (9 ч.)

7.03-12-03

9.

Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты

14.03-19.03

10.

Обобщение тем III четверти

IV четверть - 8 часов

28.03-2.04

11.

Философские образы XX века: «Турангалила - симфония» О. Мессиана

1

4.04-9.04

12.

Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов

1

11.04-16.04

13.

Новые области в музыке XX века (джазовая музыка)

1

18.04-23.04

14.

Лирические страницы советской музыки

1

25.04-30.04

15.

Диалог времен в музыке. А Шнитке

1

2.05-7.05

16.

«Любовь никогда не перестанет»

1

9.05-14.05

17.

Обобщение тем IV четверти

1

16.05-21.05

18.

Обобщение темы года: Традиция и современность в музыке»

1

Формы реализации программы

- фронтальная;

- парная;

- групповая;

- индивидуальная


Методы реализации программы


- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- стилевой подход;

- системный подход.

Педагогические технологии обучения


  • Технология проектной деятельности учащихся

  • Метод исследования

  • ИКТ - технологии

  • Проблемное обучение

  • Технологии групповой работы




Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях


  • Урок - исследование,

  • урок - творческий отчёт,

  • урок - «Удивительное рядом»,

  • урок - защита исследовательских проектов,

  • урок открытых мыслей.

Виды и формы контроля

Виды контроля:

-входной,

-текущий,

-тематический,

-итоговый,

-тестирование

Формы контроля:

- анализ музыкальных произведений,

- музыкальные викторины,

- творческие задания,

- урок-концерт,

- устный опрос,

- тест.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Содержание рабочей программы направлено на достижение планируемых результатов освоения выпускниками основной школы программы по музыке. Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности.

Планируемые результаты освоения учащимися программы по музыке

для 7-9 классов

Учащийся научится:

- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

- выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

- исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись);

-сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

- сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

- осмысливать важнейшие категорий в музыкальном искусстве - традиции и современности, понимать их неразрывную связь;

- проявлять инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач.

Учащийся получит возможность научиться:

- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения;

- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.

- понимать специфику музыки как вида искусства;

- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

- обогатить духовный мир на основе присвоения художественного опыта человечества;

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:


- фонотека и хрестоматии;

-учебно - методический комплект «Музыка 7-9 кл.». В.В.Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак

- иллюстративный материал;

- инструментальный материал;

- дидактический материал;

- набор обучающих и контролирующих материалов.

Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010

- программа для общеобразовательных учреждений «Музыка 5-9 кл». В.В.Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак


Средства обучения:

1.Наглядно-демонстрационные печатные пособия:

-комплект портретов композиторов.

2.Информационно-коммуникационные средства:

-"Антология русской симфонической музыки (СД)

-"Большая энциклопедия России. Искусство России.

3.Технические средства обучения:

- компьютер;

- Мультимедийный проектор;

- интерактивная доска.

4.Учебно-практическое оборудование:

- музыкальный инструмент;

- аудиторная доска.

Справочный блок программы

Список используемой литературы.


  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  5. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  6. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  7. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  8. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  9. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  10. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  11. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  12. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  13. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  14. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  15. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение.


Дополнительная литература для учащихся:


  1. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

  2. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

  3. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

  4. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.

  5. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.

  6. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.

  7. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

  8. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. - М.: Вече, 1999.

  9. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. - СПб: Композитор, 1997


© 2010-2022