- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа Музыка7-9 классы
Рабочая программа Музыка7-9 классы
Раздел | Музыка |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Жукова Л.И. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 26 г. Томска
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МАОУ гимназии № 26
Приказ №
от «____» ___________2015 г.
_____________ И.Э. Кашенова
СОГЛАСОВАНО
На заседании научно-методического совета гимназии
Протокол №
от «____» ___________2015 г.
______________ Р.И. Набатова
РАССМОТРЕНО
на заседании МО художественно-эстетического цикла
Протокол №
от «____» ___________2015 г
__________ И.Г. Гаврилова
Рабочая программа
«Музыка» (7-9 классы)
УМК: Учебники Т.И. Науменко, В.В. Алеев для 7-8 классов (М.: Дрофа, 2008)
Автор-составитель:
Жукова Л.И.,
учитель музыки
Томск 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7-9 классов составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования науки РФ 17 декабря 2010 года № 1897.
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа (стандарты второго поколения), Москва «Просвещение», 2011 г.
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального ядра содержания общего образования. - М. «Просвещение» 2010 г.
- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ гимназии № 26 г. Томска.
Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в 1-6 классах в процессе занятий на уроках музыки. В связи с этим особое значение имеет развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Данная рабочая программа разработана и на основе допущенной Министерством образования Российской федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка» 5-8 классы, авторы В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак (6-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2008 - 90,(6) с.) В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б.Кабалевского. При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т.И.Науменко, В.В. Алеев для общеобразовательных учреждений, дневник музыкальных наблюдений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия. Данный комплекс нацелен на достижение цели и реализации задач программы освоения курса «Музыка». 7-9 классы.
Цель: формирование основ духовно - нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Для достижения поставленной цели изучения музыки в общеобразовательной школе необходимо решение следующих практических задач:
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально - пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.
Тип и вид класса: 7-9 классы (общеобразовательные, гимназические)
Сроки реализации программы - 1 год.
При сохранении подхода к музыке, как к части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а так же с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности: литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
Общая характеристика учебного предмета
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления учащихся становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по музыке предмет «Музыка» в 7-9 классах общий объём учебного времени составляет 68 часов: 7 кл. -34 час., 8 кл - 16 час., 9 кл -. 18 час.
Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении предмету "Музыка".
Содержание программы
7 класс (34 часа в год, 1 час. в неделю)
Наименование раздела, кол-во часов
Содержание программы
(теория)
Содержание программы
(практика)
1.Содержание в музыке"(3 ч.)
"Магическая единственность" музыкального произведения.
Музыкальная форма, объединяющая в едином замысле несколько относительно самостоятельных частей, различных по образному содержанию и структуре. Основные циклические формы.
И. Брамс. Симфония № 3; Л. Бетховен. Соната
№ 14 для фортепиано; Ю. Шевчук «Что такое осень?» (пение)
Музыку трудно объяснить словами. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы.
Что такое музыкальное содержание.
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть; Я. Дубравин, М. Пляцковский. «Когда играет музыкант» (хоровое пение)
Музыка, которую необходимо объяснить словами.
А. Н. Скрябин. Этюд ре-диез-минор, соч. 8 № 12; Ф. Шопен. Прелюдия № 20; А. Варламов, М. Лермонтов. «Горные вершины» (хоровое пение)
Ноябрьский образ в пьесе П,Чайковского
1.Слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей;
2.Выполнение проблемно - творческих заданий:
определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и размышления о музыке;
найти взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
найти взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике);
3.Хоровое пение.
2.Каким бывает музыкальное содержание (5ч.)
Когда музыка не нуждается в словах. Музыка передает тонкие, почти неуловимые движения чувств человека. Природа в живописи, литературе и музыке. Тональность, колорит и красочность музыкальных сочинений
А. Вивальди. «Зима». I часть. Изцикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года»
Содержание в музыке. Л. Бетховен.
Симфония № 5, часть 3; увертюра «Эгмонт» (слушание)
П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» (из фортепианного цикла «Времена года»); А. Варламов, М. Лермонтов. «Горные вершины» (хоровое пение)
Образ мечты. "Восточная" партитура Н,Римского-Корсакова.
Н.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада». I часть; Е. Подгащ. «Осенний вокализ» (хоровое пение)
1.Слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей;
2.Выполнение проблемно - творческих заданий:
определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и размышления о музыке;
найти взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
найти взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике);
3.Хоровое пение.
3.Музыкальный образ (3ч.)
Лирические образы в музыке отличаются повышенной мелодичностью и напевностью звучания, лаконичностью художественных образов. Формирование восприятия драматического музыкального образа.
С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, соч. 32 № 12; Ю. Милютин, Е. Долматовский. «Лирическая песенка» (хоровое пение)
Ф. Шуберт, стихи И.-В. Гёте. «Лесной царь»; Г. Струве, Л. Кондратенко. «Матерям погибших героев» (хоровое пение)
Эпические образы в музыке.
Н. Римский-Корсаков. «Океан - море синее». Вступление к опере «Садко»; А. Бородин. «Богатырская симфония»; опера «Князь Игорь». Ария князя Игоря
1.Слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей;
2.Выполнение проблемно - творческих заданий: определить музыкальные формы (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма);
найти взаимодействия между художественными образами музыки, литературы
3.Хоровое пение: исполнение одно и двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов.
4.О чем рассказывает музыкальный жанр (5ч.)
Жанры классической музыки: вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, инструментальная, симфоническая, музыкально-театральные жанры. "Память жанра". П. Чайковский.Симфония № 4;М. Глинка. Романс«Я помню чудноемгновенье...»; И. Штраус. Вальс «Голубой Дунай»; Ф. Шопен. Мазурка фа минор; В.Берковский,Никитин, А. Величанский
Такие разные песни.
Русская народная песня. «Во поле береза стояла...»; В.Берковский,Никитин, А. Величанский. «Под музыку Вивальди...»
Такие разные танцы.
П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2; И. Штраус. Вальс. Полька. «Жизнь - это танец»
П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Визе. «Марш Тореадора» (из оперы «Кармен»)
1.Слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей;
2.Выполнение проблемно - творческих заданий:
определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и размышления о музыке;
найти взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
найти взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике)
3.Хоровое пение.
5.Что такое музыкальная форма(3ч.)
"Сюжеты" и "герои" музыкальной формы. Форма-система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения. Главные принципы музыкальной формы.
Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин»; В.-А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)
Художественная форма.
Ф. Шуберт. «Серенада»; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)
От целого к деталям.
Ф. Шуберт. Из вокального цикла «Зимний путь». А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)
1. Слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей; умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
2. Выполнение проблемно - творческих заданий:
определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и размышления о музыке;
найти взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
найти взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике)
3. Хоровое пение.
6. Музыкальная композиция(7 ч.)
Композиция(составление, сочинение)-категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершенного в себе музыкального произведения.
Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.
Л. Бетховен. Симония № 5.1 часть.Фрагмент; А. Рыбников, Р. Тагор. «Последняя поэма»(хоровое пение)
Двухчастная форма.
М. И. Глинка, И. Козлов. «Венецианская ночь»
(слушание, пение); Ф. Шопен. Прелюдия ля-мажор,
соч. 28 № 7 (слушание)
Трехчастная форма.
М. И. Глинка, А. С. Пушкин, «Я здесь, Инезилья...»; С. Прокофьев. «Джульетта-девочка»(из балета «Ромео
и Джульетта»)
Многомерность образа в форме рондо.
А. Бородин. «Спящая княжна». М. Глинка, И. Козлов. «Венецианская ночь» (пение)
Образ Великой Отечественной войны в "Ленинградской" симфонии Д, Шостаковича.
Д. Д. Шостакович. Симфония № 7. I часть (фрагмент «Эпизод нашествия»); В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!»
Музыкальная композиция.
В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!»
1. Слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей; умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
2. Выполнение проблемно - творческих заданий:
определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и размышления о музыке;
найти взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
найти взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике)
3. Хоровое пение.
7. Музыкальная драматургия(7 ч.)
Музыка в развитии. Стилистические особенности музыки русской национальной школы. Музыкальный порыв. Типы
музыкальной драматургии. Движение образов и персонажей в произведениях музыкально-сценического жанра (опере и балете). Симфония-жанр музыкального искусства.
М. Мусоргский. «Старый замок» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)
Музыкальный порыв.
Р. Шуман. «Порыв» (из фортепианного цикла «Фантастические пьесы»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)
Движение образов и персонажей в оперной драматургии. М. Глинка. «Мазурка» (фрагмент из оперы «Жизнь за царя»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)
Диалог искусств: "Слово о полку Игореве" и "Князь Игорь".
М. Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу» (из оперы «Жизнь за царя»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
А. Бородин. «Князь Игорь» (фрагменты из оперы: хор
«Слава», «Интродукция» и др.)
1. Слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей; умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
2. Выполнение проблемно - творческих заданий:
определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и размышления о музыке;
найти взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
найти взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике)
3. Хоровое пение.
Содержание программы
8 класс (16 часов в год, 0,5 час. в неделю)
№
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Тема года «Традиция и современность в музыке»
1
Музыка «старая» и «новая»
(1 ч)
Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний
Главная тема года - «Традиция и современность в музыке»; ее осмысление сквозь призму вечных тем. Три направления, три вечные темы, связанные с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств
и взаимоотношениями.
Понимание «старой» и «новой» музыки с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех
времен и поколений.
Музыкальный материал:
А. Островский, стихи О. Острового.
Песня остается с человеком (пение)
2
Настоящая музыка не бывает «старой» (1 ч)
Урок - беседа
Традиции и новаторство в деятельности человека. Относительность понятий «старое»
и «новое» применительно к искусству (на примере сравнения музыкальных произведений - пьесы X. Родриго «Пастораль» и финала Концерта № 4 для гобоя с оркестром Л. А. Лебрена).
Музыкальный материал:
Х. Родриго. Пастораль (слушание);
Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание);Т. Хренников, стихи М.Матусовского.
Московские окна (пение)
О традиции в музыке
3
Живая сила традиции (1 ч)
комбинированный
Традиция как хранитель памяти и культуры человечества. Летописи и предания «старинных» людей. Образ летописца Пимена в опере М.Мусоргского «Борис Годунов».
Художественный материал:
Л и т е р а т у р а А. Пушкин. Борис Годунов. Фрагмент.
Ж и в о п и с ь
И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре.
Эскиз декорации к первой картине I действия оперы М.Мусоргского «Борис Годунов».
М у з ы к а
М. М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». I действие (слушание);
Ю. Чичков, стихи К. Ибряева. Наш школьная страна (пение)
Вечные темы в искусстве.
Сказочно-мифологические темы
4
Искусство начинается с мифа (1 ч)
Урок-беседа
Сказка и миф как вечные источники искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках.
Музыкальный материал:
Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка».
Из оперы «Садко» (слушание);
Я. Дубравин, стихи В. Суслова.
Песня о земной красоте (пение)
5
Мир сказочной
мифологии: опера
Н. Римского-
Корсакова
«Снегурочка»
(1 ч)
Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний
Сочетание реального и вымышленного в опере
Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Влияние сказочно мифологической темы
на музыкальный язык оперы.
Музыкальный материал:
Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка» (слушание);
И. Сохадзе, стихи Л. Фоменко. Добрая фея (пение)
6
Языческая Русь
в «Весне
священной»
И. Стравинского
(1 ч)
Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний
Особенности тем и образов в музыке начала XX века. Воплощение образа языческой Руси в балете И. Стравинского «Весна священная» (синтез прошлого и настоящего, культ
танца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма).
Музыкальный материал:
И. Стравинский. Весенние гадания, Пляски щеголих. Из балета «Весна священная» (слушание);
Л. Квинт, стихи В. Кострова. Здравствуй, мир (пение)
7
«Благословляю
вас, леса...»
(1 ч)
Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний
К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги.
Утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа
произведения.
Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого
«Благословляю вас, леса...» - гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества.
Музыкальный материал:
К. Дебюсси. Послеполуденный отдых фавна. Фрагмент (слушание);
П. Чайковский, стихи
А. Толстого. Благословляю вас, леса... (слушание);
В. Чернышев, стихи Р.Рождественского. Этот большой мир. Из кинофильма
«Москва - Кассиопея» (пение)
В. Ребиков, стихи А. Пушкина. Румяной зарею покрылся восток... (пение)
8
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч)
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть.
Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся
О традиции в музыке
9
Образы
радости
в музыке (1 ч)
комбинированный
Воплощение эмоционального мира человека в музыке. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов. Безраздельная
радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»).
Музыкальный материал:
Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня
Садко. Из оперы «Садко» (слушание);
В. А.Моцарт, русский текст
А. Мурина. Слава солнцу, слава миру (пение)
10-11
«Мелодией
одной звучат
печаль радость»
(2 ч) 1 час
Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний
Изменчивость музыкальных настроений и образов - характерная особенность
музыкальных произведений. Сравнение характеров частей в произведении крупной
формы - Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А.Моцарта.
Музыкальный материал:
В. А.Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (слушание);
Б. Окуджава. Песня о Моцарте (пение)
12
«Слезы
людские, о слезы
людские...» (1 ч)
комбинированный
Образы скорби и печали в музыке, глубина их содержания. Способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грезы» из фортепианного цикла
«Детские пьесы» Р. Шумана).
Музыкальный материал:
П. Чайковский. Болезнь куклы. Из «Детского альбома» (слушание); Р. Шуман Грезы. Из фортепианного цикла
«Детские сцены» (слушание);
В. Высоцкий. Братские могилы (пение)
13
Бессмертные
звуки «Лунной»
сонаты (1 ч)
урок-исследование
Чувства одиночества, неразделенной любви,
воплощенные в музыке «Лунной» сонаты
Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры
«Экология человеческой души».
Музыкальный материал:
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано.
I часть (слушание);
А. Рыбников, стихи А. Вознесенского.
Я тебя никогда не забуду. Из рок-оперы «Юнона и Авось» (пение)
14-15
Два
пушкинских
образа
в музыке (2 ч)
1 час
комбинированный
Сила искренности образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин».
Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма.
Музыкальный материал:
П. Чайковский. Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент (слушание);
А. Макаревич. Пока горит свеча (пение) Р
адостный порыв, воодушевление в романсе
Пушкина - Глинки «В крови горит огонь желанья...». Сравнение двух пушкинских
образов, воплощенных в произведениях Глинки и Чайковского.
Музыкальный материал:
М. Глинка, стихи А. Пушкина. В крови горит огонь желанья... (слушание);
Н. Леви, стихи А. Олицкого. В пушкинском парке (пение)
16
Обобщение III четверти
и года
Содержание программы
9 класс (18 часов в год, 0,5 час. в неделю)
№
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Тема года «Традиция и современность в музыке»
Мир человеческих чувств
1
Трагедия любви
в музыке.
П. Чайковский.
«Ромео и
Джульетта» (1 ч)
комбинированный
Традиция в искусстве. Смысл изречения Ф. Шатобриана: «Счастье можно найти толь-
ко на исхоженных дорогах». Тема нарушенного запрета в произведениях искусства.
Воплощение коллизии в увертюре-фантазии
П. Чайковского «Ромео и Джульетта»
(конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания
трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения.
Музыкальный материал:
П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (слушание);
Ю. Визбор. Ты у меня одна (пение)
2
Подвиг
во имя свободы.
Л. Бетховен.
Увертюра
«Эгмонт» (1 ч)
комбинированный
Пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении.
Сходство и отличия между увертюрами П. Чайковского и Л. Бетховена.
Музыкальный материал:
Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»
(слушание);
В. Высоцкий. Песня о друге. Из кинофильма «Вертикаль» (пение)
3
Мотивы пути
и дороги
в русском искусстве
(1 ч)
Урок - размышление
Понятия путь и дорога как символы жизни и судьбы. Переплетение мотивов вьюги, метели, дороги как характерная примета русского искусства. Множественность смыслов
музыкального образа в пьесе «Тройка» из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель».
Музыкальный материал:
Г. Свиридов. Тройка. Из оркестровой сюиты
«Метель» (слушание);
А. Алябьев, стихи А. Пушкина. Зимняя дорога (пение);
К. Кельми, стихи А. Пушкиной. Замыкая круг (пение)
В поисках истины и красоты
4
Мир духовной
музыки (1 ч)
Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний
Мир красоты и гармонии в духовной музыке. Великие композиторы - авторы духовных сочинений. Роль гармонии и фактуры
в создании художественного образа хора М. Глинки «Херувимская песнь».
М. Глинка. Херувимская песнь (слушание);
Д. Бортнянский. Тебе поем. Из «Трехголосой литургии» (пение);
Гимн «Достойно есть» Русское песнопение (пение)
5
Колокольный
звон на Руси (1 ч)
комбинированный
Роль колокольного звона в жизни русского человека. Колокольная симфония старой
Москвы в описании
М. Лермонтова. Музыка
утренних колоколов во Вступлении к опере
«Хованщина» М. Мусоргского.
Праздничное многоголосие колоколов в Сцене венчания Бориса на царство (опера
М. Мусоргского «Борис Годунов»). Радостный перезвон в музыкальной поэме «Коло-
кола» С. Рахманинова.
Музыкальный материал:
М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина»
(слушание);
М. Мусоргский. Пролог. Из оперы
«Борис Годунов». Фрагмент (слушание);
С. Рахманинов. Колокола. № 1. Из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра. Фрагмент (слушание);
С. Филатов, стихи О. Хабарова. Церквушки России (пение);
Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Колокола (пение)
6
Рождественская звезда (1 ч)
комбинированный
Значение праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве
(образы, символы, атрибуты).
Художественный материал:
Л и т е р а т у р а
Б. Пастернак. Рождественская звезда. Фрагмент;
И.Шмелев. Лето Господне. Фрагмент.
Ж и в о п и с ь
Я. Тинторетто. Рождество;
Неизвестный мастер XV в. Рождество;
П. Веронезе. Поклонение волхвов;
С. Боттичелли. Рождество;
Я. Брейгель Младший. Поклонение волхвов;
Х. Б.Майно. Поклонение волхвов;
И. Горюшкин-Сорокопудов. Зима.
Ростовский Кремль.
М у з ы к а
А. Лядов. «Рождество Твое,
Христе Боже наш» (слушание).
Песенный репертуар:
В. Филатова, стихи П.Морозова.
Под Рождество (пение)
7
От Рождества
до Крещений (1 ч)
комбинированный
Рождественские праздники на Руси: Святки. Обряд колядования (на примере фрагмента из повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).
Художественный материал:
П о э з и я
В.Жуковский. Светлана. Фрагмент.
Н. Гоголь. Ночь перед Рождеством. Фрагмент.
Ж и в о п и с ь
Н. Кожин. Святочное гадание;
Н. Пимоненко. Святочное гадание;
К. Трутовский. Колядки в Малороссии.
М у з ы к а
П. Чайковский. Декабрь. Святки. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).
Песенный репертуар:
Небо ясне. Украинская щедривка (пение)
8
«Светлый
Праздник».
Православная
музыка сегодня
(1 ч)
комбинированный
Празднование Пасхи на Руси. Содержание увертюры
Н. Римского-Корсакова
«Светлый праздник».
Возрождение традиций духовной музыки
в творчестве современных композиторов (на примере фрагмента хорового произведения Р.Щедрина «Запечатленный ангел»).
Музыкальный материал:
Н. Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый
Праздник». Фрагмент (слушание);
Запечатленный ангел. № 1. Фрагмент (слушание);
М. Парцаладзе. стихи Е. Черницкой.
Христос воскрес (пение);
Ц. Кюи, слова народные. Христос воскрес.
Из цикла «Двенадцать детских песен» (пение)
О современности в музыке
9
Как мы понимаем современность (1 ч)
комбинированный
Трактовка понятия музыке. Новые темы в искусстве начала XX века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова
«Песнь о железе»).
Художественный материал:
П о э з и я
М. Герасимов. Песнь о железе. Фрагменты.
Музыка
А. Онеггер. Пасифик 231. Фрагмент (слушание);
М. Глинка, стихи Н.
Кукольника.
Попутная песня (пение)
10
Вечные
сюжеты (1 ч)
комбинированный
Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века. Балет А. Хачатуряна «Спартак»:
содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения.
Музыкальный материал:
А. Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак»
(слушание);
М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева.
Песня о дружбе. Из кинофильма «Три мушкетера»(пение)
11
Философские
образы XX века:
«Турангалила-
симфония»
О. Мессиана (1 ч)
Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний
Многоаспектность философских выражений
в творчестве О.Мессиана. Воплощение мира восточных цивилизаций в «Турангалиле-
симфонии» (полисемичность термина турангалила, космические идеи и символы,
специфика музыкального языка).
Музыкальный материал:
О.Мессиан. Ликование звезд. V часть;
Сад сна любви. VI часть. Из «Турангалилы- симфонии» (слушание)
12
Диалог Запада
и Востока в твор-
честве отечест-
венных современ-
ных композито-
ров (1 ч)
Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний
Взаимодействие культурных традиций Запада и Востока в современной музыке (на примере балета Ц. Чжень-Гуаня «Течет речка»).
Претворение в балете китайской музыкальной традиции (опора на национальный
фольклор, применение пентатоники, своеобразие инструментального состава). Влияние творчества русских композиторов на музыку
балета «Течет речка» (особенности музыкального развития и языка в передаче
чувств героев).
Музыкальный материал:
Ц. Чжень-Гуань. Вступление;
Деревенский танец; Танец придворных женщин; Адажио Авей и Принца. Из балета «Течет речка» (слушание)
13
Новые
области в музыке
XX века
(джазовая музы-
ка) (1 ч)
Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний
Джаз: истоки возникновения, условия бытования, композиционно-стилистические и исполнительские особенности. Взаимодействие афроамериканской джазовой культуры и европейских традиций в «Рапсодии в стиле
Блюз» Дж. Гершвина.
Музыкальный материал:
Д. Гершвин. Привет, Долли! (слушание, участие в исполнении);
Дж. Гершвин. Рапсодия в стиле блюз для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра
(слушание);
А. Лепин, стихи В. Коростылева. Песенка о хорошем настроении (пение)
14
Лирические
страницы совет-
ской музыки (1 ч)
Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний
Мотивы памяти, грусти, любви в музыке Второй симфонии А. Эшпая. Соединение грозных и нежно-поэтических образов-символов в романсе С. Слонимского «Я недаром
печальной слывут...»
Музыкальный материал:
А. Эшпай. Симфония № 2. II часть. Фрагмент (слушание);
С. Слонимский, стихи А. Ахматовой.
Я недаром печальной слыву... Из вокального цикла «Шесть стихотворений Анны Ахмато-
Вой» (слушание);
И. С. Бах, русский текст К. Алемасовой.
Желанный час (пение)
15
Диалог времен
в музыке
А. Шнитке (1 ч)
Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний
Полистилистика в музыке А.Шнитке: противопоставление и связь образов прошлого и настоящего (на примере фрагментов из «Cоnсеrtо grоssо» № 1). Классические
реминисценции в современной музыке: их идеи, смыслы, образы.
Музыкальный материал:
А. Шнитке. Рrеludio; Тоссаtа. Из «Cоnсеrtо grоssо» № 1 для двух скрипок, клавесина,
препарированного фортепиано и струнного оркестра (слушание)
16
«Любовь ни-
когда не переста-
нет» (1 ч)
комбинированный
Возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Понимание смысла
слов апостола Павла: «Любовь никогда не перестанет» (любовь как выражение милосердия, созидания, святости). Воплощение идеи «любви святой» в музыке Г. Свиридова.
Музыкальный материал:
Г. Свиридов. Любовь святая. Из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»
(слушание);
Ю. Чичков, стихи Ю. Разумовского. Россия, Россия (пение)
17
Подводим
итоги (1 ч)
Итоговое обсуждение содержания темы года «Традиция и современность в музыке». Претворение в музыке вечных проблем, связанных с мифопоэтическими представлениями,
миром человеческих чувств, духовно-музыкальной традицией.
Музыкальный материал:
А. Флярковский, стихи А. Дидурова.
Прощальный вальс (пение);
И. Грибулина. Прощальная. Обработка
Ю. Алиева (пение)
18
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч)
Обобщение музыкальных впечатлений за 4 четверть и год
Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся
Календарно-тематическое планирование
7 класс (34 часа)
Дата
№ урока
Тема
Количество часов
Примечания
I четверть - 8 часов Содержание в музыке (3 ч.)
1.09-5.09
1.
«Магическая единственность» музыкального произведения
1
7.09-12.09
2.
Музыку трудно объяснить словами
1
14.09-19.09
3.
Что такое музыкальное содержание
1
Каким бывает содержание в музыке (5 ч.)
21.09-26.09
4.
Музыка, которую необходимо объяснить словами
1
28.09-3.10
5.
Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского
1
5.10-10.10
6.
Образ мечты. «Восточная» партитура Н.Римского-Корсакова
1
12.10-17.10
7
Когда музыка не нуждается в словах
1
19.10-24.10
8.
Обобщение темы I четверти: «Содержание в музыке»
1
II четверть - 8 часов Музыкальный образ (3 ч.)
5.11-7.11
9.
Лирические образы в музыке
1
9.11-14.11
10.
Драматические образы в музыке
1
16.11-21.11
11.
Эпические образы в музыке
1
О чем рассказывает музыкальный жанр (5 ч.)
23.11-28.11
12.
«Память жанра»
1
30.11-5.12
13.
Такие разные песни
1
7.12-12.12
14.
Такие разные танцы
1
14.12-19.12
15.
Такие разные марши
1
21.12-26.12
16.
Обобщение тем II четверти
1
III четверть - 10 часов Что такое музыкальная форма (3 ч.)
11.01-16.01
17.
«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы
1
18.01-23.01
18.
Художественная форма
1
25.01-30.01
19.
От целого к деталям
1
Музыкальная композиция (7 ч.)
1.02-6.02
20.
Музыкальная композиция
1
8.02-13.02
21.
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах
1
15.02-20.02
22.
Двух частная форма
1
22.02-27.02
23.
Трех частная форма
1
29.02-5.03
24.
Многомерность образа в форме рондо
1
7.03-12-03
25.
Образ Великой Отечественной войны в "Ленинградской" симфонии Д.Шостаковича
1
14.03-19.03
26.
Обобщение тем III четверти
1
IV четверть - 8 часов Музыкальная драматургия (7 ч.)
28.03-2.04
27.
Музыка в развитии
1
4.04-9.04
28.
Музыкальный порыв
1
11.04-16.04
29.
Движение образов и персонажей в оперной драматургии
1
18.04-23.04
30.
Движение образов и персонажей в оперной драматургии
1
25.04-30.04
31.
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»
1
2.05-7.05
32.
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»
1
9.05-14.05
33.
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии
1
16.05-21.05
34.
Обобщение тем года
1
Календарно - тематическое планирование
8 класс (16 час)
Дата
№ урока
Тема
Количество часов
Примечания
I четверть - 8 часов Тема года «Традиция и современность в музыке»
1.09-5.09
1.
Музыка «старая» и «новая»
1
7.09-12.09
2.
Настоящая музыка не бывает «старой»
1
О традиции в музыке (1 ч.)
14.09-19.09
3.
Живая сила традиции
1
Вечные темы в искусстве.
Сказочно-мифологические темы(5 ч.)
21.09-26.09
4.
Искусство начинается с мифа
1
28.09-3.10
5.
Мир сказочной мифологии: опера
Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»
1
5.10-10.10
6.
Языческая Русь в «Весне Священной» И. Стравинского
1
12.10-17.10
7.
«Благословляю вас, леса...»
1
19.10-24.10
8.
Обобщение тем I четверти
1
II четверть - 8 часов Мир человеческих чувств (7 ч.)
5.11-7.11
9.
Образы радости в музыке
1
9.11-14.11
10
«Мелодией одной звучат печаль и радость»
1
16.11-21.11
11.
«Мелодией одной звучат печаль радость»
1
23.11-28.11
12.
«Слезы людские, о слезы людские... »
1
30.11-5.12
13.
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты
1
7.12-12.12
14.
Два Пушкинских образа в музыке
1
14.12-19.12
15.
Два Пушкинских образа в музыке
1
21.12-26.12
16.
Обобщение тем II четверти и года «Традиция и современность в музыке»
1
Календарно - тематическое планирование
9 класс (18 час)
Дата
№ урока
Тема
Количество часов
Примечания
III четверть - 10 часов Тема года «Традиция и современность в музыке»
Мир человеческих чувств (3 ч.)
11.01-16.01
1.
Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта»
1
18.01-23.01
2.
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт
1
25.01-30.01
3.
Мотивы пути и дороги в русском искусстве
1
В поисках истины и красоты (5 ч.)
1.02-6.02
4.
Мир духовной музыки
1
8.02-13.02
5.
Колокольный звон на Руси
1
15.02-20.02
6.
Рождественская звезда
1
22.02-27.02
7.
От Рождества до Крещения
1
29.02-5.03
8.
«Светлый Праздник». Православная музыка сегодня
1
О современности в музыке (9 ч.)
7.03-12-03
9.
Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты
14.03-19.03
10.
Обобщение тем III четверти
IV четверть - 8 часов
28.03-2.04
11.
Философские образы XX века: «Турангалила - симфония» О. Мессиана
1
4.04-9.04
12.
Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов
1
11.04-16.04
13.
Новые области в музыке XX века (джазовая музыка)
1
18.04-23.04
14.
Лирические страницы советской музыки
1
25.04-30.04
15.
Диалог времен в музыке. А Шнитке
1
2.05-7.05
16.
«Любовь никогда не перестанет»
1
9.05-14.05
17.
Обобщение тем IV четверти
1
16.05-21.05
18.
Обобщение темы года: Традиция и современность в музыке»
1
Формы реализации программы
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная
Методы реализации программы
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- стилевой подход;
- системный подход.
Педагогические технологии обучения
-
Технология проектной деятельности учащихся
-
Метод исследования
-
ИКТ - технологии
-
Проблемное обучение
-
Технологии групповой работы
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях
-
Урок - исследование,
-
урок - творческий отчёт,
-
урок - «Удивительное рядом»,
-
урок - защита исследовательских проектов,
-
урок открытых мыслей.
Виды и формы контроля
Виды контроля:
-входной,
-текущий,
-тематический,
-итоговый,
-тестирование
Формы контроля:
- анализ музыкальных произведений,
- музыкальные викторины,
- творческие задания,
- урок-концерт,
- устный опрос,
- тест.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Содержание рабочей программы направлено на достижение планируемых результатов освоения выпускниками основной школы программы по музыке. Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности.
Планируемые результаты освоения учащимися программы по музыке
для 7-9 классов
Учащийся научится:
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
- исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись);
-сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
- сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
- осмысливать важнейшие категорий в музыкальном искусстве - традиции и современности, понимать их неразрывную связь;
- проявлять инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач.
Учащийся получит возможность научиться:
- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения;
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.
- понимать специфику музыки как вида искусства;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- обогатить духовный мир на основе присвоения художественного опыта человечества;
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- фонотека и хрестоматии;
-учебно - методический комплект «Музыка 7-9 кл.». В.В.Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак
- иллюстративный материал;
- инструментальный материал;
- дидактический материал;
- набор обучающих и контролирующих материалов.
Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010
- программа для общеобразовательных учреждений «Музыка 5-9 кл». В.В.Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак
Средства обучения:
1.Наглядно-демонстрационные печатные пособия:
-комплект портретов композиторов.
2.Информационно-коммуникационные средства:
-"Антология русской симфонической музыки (СД)
-"Большая энциклопедия России. Искусство России.
3.Технические средства обучения:
- компьютер;
- Мультимедийный проектор;
- интерактивная доска.
4.Учебно-практическое оборудование:
- музыкальный инструмент;
- аудиторная доска.
Справочный блок программы
Список используемой литературы.
-
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
-
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
-
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
-
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
-
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
-
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
-
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
-
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
-
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
-
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
-
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
-
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
-
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
-
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
-
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение.
Дополнительная литература для учащихся:
-
Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
-
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
-
Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
-
Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.
-
Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.
-
Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
-
Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
-
Саминг Д.К. 100 великих композиторов. - М.: Вече, 1999.
-
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. - СПб: Композитор, 1997