Методическая разработка «История музыкальных электроинструментов»

Какими бы ни были музыкальные инструменты разными по форме, устройству, размерам, все они придумывались и делались для одного и того же - чтобы из них можно было извлекать музыкальные звуки.Музыкальные электроинструменты постоянно развиваются и совершенствуются, и современные инструменты всё больше и точнее позволяют передать настроение и состояние не только исполнителей но и мировой культуры в целом.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей Дом Детского Творчества Муниципального Образования Ейский район





Творческое объединение ВИА «Юность»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема:

«История электроинструментов»









Разработал п.д.о. - Попов А.Л.













2013г.

Цели урока:

С помощью музыкальных электроинструментов привлеч и сконцентрировать внимание на многообразии средств саморазвития и самовыражения. Сформировать знания о истории электроинструментов.
Познакомить с основными видами и функциями.


Методы: наглядный, показ видеоматериала.

Формы: групповая.


Оборудование урока:

Видео, аудио материалы, звуковое програмное обеспечение, настольный п.к., 8-канальный звуковой аудиоинтерфейс, микрофон, ударные инструменьы, синтезатор, электрогитары.

План занятия

1 Вступительное слово преподавателя - сообщение темы, цели урока.

2 Демонстрация видео и аудиоматериала.

3 Демонстрация инструментов.
4 Итоги

Преподаватель.

- Многим из вас известен камертон, который служит для настройки фортепиано и некоторых других инструментов. Это два параллельных стальных брусочка, имеющих общее основание с ручкой. Если, держа камертон за ручку, ударить им обо что-нибудь твердое, брусочки начнут колебаться и камертон зазвучит. Звук его будет постепенно гаснуть и через некоторое время прекратится совсем.

В середине прошлого века немецкий ученый Гельмгольц пытался с помощью электрического приспособления заставить камертон колебаться с постоянной амплитудой. Камертон Гельмгольца - еще не электроинструмент, но это первый известный нам опыт применения электричества в музыкальном приборе.

Таким образом можно сказать , что инструменты, в которых электроника усиливает звук и придает ему различные тембры, или сами колебания возбуждаются электричеством - называются электрическими.

Разумеется, не нужно относить к электромузыкальным такие инструменты, в которых электричество только помогает устройству, но никак не участвует в образовании звука и его тембра.

Например, в современном органе электродвигатель лишь нагнетает воздух, а электромеханическая трактура только передает сигналы от клавиш к клапанам труб.

Телармониум.

Показ слайдов инструмента...


Прежде всего - очень громоздкий и тяжелый инструмент. Ведь для каждого звука нужен был собственный генератор тока. Причем ротор каждого из них рассчитывался так, чтобы получались колебания, строго соответствующие частотам музыкальных звуков. Нужны были и электродвигатели - надо же приводить в действие генераторы. И если инструмент предусматривал несколько десятков звуков разной высоты, то и нужно было столько же генераторов и двигателей.

Терменвокс.

Показ слайдов инструмента...

Терменвокс был первым инструментом (если не считать нескольких малоудачных опытов), в котором не было никаких вращающихся деталей - колебания рождались электроникой. Изобрел терменвокс в 1920 году советский инженер Лев Сергеевич Термен. Его фамилия вошла в название инструмента, но не сам он был инициатором такого названия, а один из журналистов - тогда много писали о необычном устройстве инструмента, о его характерном звучании, о впечатлении, которое терменвокс производил на слушателей.

Терменвокс, что означает «голос Термена», действительно был совершенно необычным.

Во-первых, он очень прост по устройству. Даже в те времена, когда не существовало не то что полупроводниковых диодов и транзисторов, а даже миниатюрных пальчиковых радиоламп, а были большие электронные лампы размером не меньше осветительных, весь инструмент умещался в небольшом корпусе, стоящем на ножках.

Во-вторых, он, отвечая своему названию, на самом деле обладал поющим голосом - как угодно гибким, к тому же и вибрирующим, как человеческий голос.

И в-третьих, что было для слушателей удивительнее всего, музыкант во время исполнения вовсе не прикасался к инструменту. Не было ни клавиш, ни струн, ни вентилей, ни клапанов - словом, ничего такого, что могло бы напомнить хоть какие-то привычные инструменты. Это было похоже на иллюзионный аттракцион, тем более что и подобие волшебной палочки присутствовало: из ящика торчал вверх металлический стержень, а музыкант выделывал рукой рядом с ним какие-то магические пассы.



Клавишные электронные.

Показ слайдов инструмента...

Начнем с самого распространенного - «Фаэми». Он общедоступен, цена его не превышает стоимости транзисторного приемника третьего класса, поэтому «Фаэми» есть во многих семьях.

У инструмента обычная фортепианная клавиатура, и тот, кто хоть немного играет на пианино, сможет играть и на «Фаэми» без всякой дополнительной подготовки. Клавиатура содержит всего три октавы, но реальный диапазон вдвое больше, потому что с помощью специальных переключателей можно повышать строй инструмента на октаву и понижать на две октавы. На «Фаэми» можно получить около двух десятков различных тембров, в том числе и тембры, имитирующие звучание кларнета, флейты, фагота, саксофона. Нажатием переключателя можно сделать звук «Фаэми» вибрирующим. Другой переключатель позволяет получить мягкий негромкий звук, чтобы не мешать соседям.

Вот сколько достоинств у маленького домашнего инструмента!

Но есть и недостаток. Если вы нажали какую-то клавишу, а потом нажали другую левее, не отпустив первую, эта другая клавиша не вызовет звука. Если же нажмете другую правее, звук будет, но сразу же умолкнет первоначально взятый. Таким образом, на «Фаэми» невозможно взять два звука одновременно. Нельзя это сделать и на некоторых других электроинструментах. Такие инструменты называются одноголосными.

Впрочем, недостатком это назвать нельзя: ведь одноголосные инструменты предназначены только для ведения мелодии, и с этой своей задачей они прекрасно справляются. Зато одноголосные инструменты гораздо проще многоголосных: в них используется один-единственный электронный генератор колебаний. Правда, он сложнее устроен, чем генераторы в терменвоксе, но занимает гораздо меньше места, потому что применены в нем миниатюрные транзисторы.

Синтезатор.

Показ слайдов инструмента...

Синтез - это соединение, составление, совмещение. Следовательно, синтезатор - соединитель, составитель, совмещатель. Такое название очень точно отражает принцип современного электроинструмента, который, кажется, может все.

Идея синтеза звука зародилась давно. Вы помните, что среди регистров органа - обычного, а не электрического - есть микстурный: одна труба дает основной тон, а несколько других трубочек добавляют к нему обертоны. Это не что иное, как синтез, составление звука из нескольких компонентов. Синтезатор, кроме гармоничных частот, может генерировать негармоничные и вообще самые разнообразные, из которых составляются различные шумы. Ветер в печной трубе, морской прибой, дождь - все это доступно синтезатору.

Электрогитара.

Показ слайдов инструмента...

Этот инструмент многим представляется гораздо более молодым, чем терменвокс. Однако электрогитара - почти ровесница терменвокса. Уже в начале двадцатых годов делались попытки электрифицировать гитару, а в 1927 году в одной из стран Южной Америки был выдан патент на готовый и вполне работоспособный инструмент.

На первых порах изобретатели и не предполагали, что электрогитара станет новым, самостоятельным инструментом. Они вовсе не ставили перед собой таких задач, а просто хотели увеличить громкость обычной гитары. Но судьбы изобретений нередко бывают непредсказуемы.

Схема электрогитары была поначалу очень несложной. Колебания струн возбуждали напряжение в электромагнитном датчике-звукоснимателе, оно усиливалось и подавалось на динамик. Цель, поставленная изобретателями, была достигнута. Но электроника развивалась, и постепенно стало ясно, что на пути от звукоснимателя к динамику с электрическими колебаниями можно делать все что угодно: широко менять тембр, вводить различные эффекты, придавать звуку вибрацию. Так электрогитара отделилась от обычной гитары, обрела самостоятельную жизнь и даже стала родоначальницей нового жанра эстрадной музыки.

Но при всем этом она не заменила собой и не вытеснила обычную гитару. Два разных инструмента мирно сосуществуют до сих пор - каждый в своем амплуа.

Первую электрогитару по внешнему виду трудно было отличить от обычной. Только небольшой датчик под струнами и провод, идущий к усилителю, выдавали что-то не вполне привычное. Но вскоре выяснилось, что если гитара электрифицирована, то корпус начинает мешать ей. Случайные удары о деку вызывали ее колебания, они усиливались и исходили из динамика в виде неприятных шумов.

В дальнейшем, конструкторы лишили гитару традиционного корпуса, а вместо него установили массивную доску, в которой вообще не возникают колебания. Звук самой струны слишком слаб и в зале не воспринимается. Все усиление теперь шло только электрическим путем.

Но тут возникло одно неудобство. Гитарист, упражняясь дома, вынужден был пользоваться усилителем - ведь доска-то не резонирует никак. И тогда стали выпускать так называемые полуакустические гитары. Ее корпус не обладает такими резонирующими свойствами, как корпус обычной гитары, поэтому в зале ее непосредственное звучание почти не слышно даже тогда, когда ансамбль играет тихо. Но гитарист получил возможность упражняться и репетировать, не включая аппаратуру: для домашних занятий полуакустическая гитара и без электроники дает звук достаточной громкости. Так что сейчас в ансамблях используются и гитары - доски, и полуакустические.

Набор тембров и некоторые эффекты в основном создаются чисто электронным путем - в усилителе, темброблоке и специальных приспособлениях типа ревербератора или квакушки.

В эволюции электрогитары можно отметить один важный этап: разделение ее на три инструмента для различных партий. Так возникли соло - гитара, ритм - гитара и бас - гитара. Соответственно появились и различия в устройстве. Ритм - гитаре не нужно так широко варьировать тембр, как соло - гитаре, поэтому на ней устанавливают только один звукосниматель или в лучшем случае два. Не нужна ей и вибрация звука, так что струны можно крепить обычным способом, без валика с рычагом. Бас - гитаре достаточно всего четырех струн, но гриф у нее и сами струны длиннее, чтобы можно было получать более низкие звуки.

Отряд электрифицированных музыкальных инструментов состоит не только из электрогитар. Существуют электроскрипка, электродомра, электроарфа.

Показ слайдов..

Ударные инструменты.

Показ слайдов..


Десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент. Это примитивное приспособление, которое не может еще дать музыки, но уже может дать ритм, сохранилось в быту некоторых народов до наших дней; например, у аборигенов Австралии и сейчас два обыкновенных камня играют роль ударного инструмента.

Ударные инструменты гораздо старше духовых: почти все исследователи сходятся во мнении, что инструментальная музыка началась с ритма, а потом уже возникла мелодия. Есть этому и подтверждение: при раскопках в селе Мезин под Черниговом были обнаружены ударные инструменты уже довольно сложной формы, сделанные из челюстей, черепных и лопаточных костей животных. Были даже колотушки из бивней мамонта. Шесть инструментов составляли уже целый ансамбль, возраст которых - двадцать тысяч лет. Конечно же, просто ударить камнем о камень ради ритма человек догадался значительно раньше.

Сейчас ударные - это очень большая группа инструментов и они

подразделяются на 3 основных вида:

с неопределённой высотой звучания, с определённой высотой, клавишные ударные инструменты.
К ударным с неопределённой высотой звучания относятся:
инструменты с мембраной - барабаны и бубны;
и самозвучащие - треугольники, коробочки, тарелки, бочки, колокольчики и.т.д.;

К ударным с определённой высотой звучания относятся инструменты настроенные на ноты - колокола, литавры, вудблоки, темплеблоки, и др.
Клавишные ударные инструменты - ксилофон, вибрафон, маримба, колокольчики, тубофон и другие подобные инструменты предназначенные для исполнения отдельных нот и различных мелодий.

Демонстрация инструментов.


Преподаватель.

- Какими бы ни были музыкальные инструменты разными по форме, устройству, размерам, все они придумывались и делались для одного и того же - чтобы из них можно было извлекать музыкальные звуки.

Итоги


- В рамках одного занятия охватить всё многообразие музыкальных электроинструментов конечно не возможно, но из расмотренных на сегодняшнем занятии видов можно сделать вывод о том что музыкальне электроинструменты постоянно развиваются и совершенствуются, и современные инструменты всё больше и точнее позволяют передать настроение и состояние не только исполнителей но и мировой культуры в целом.

© 2010-2022