Урок по музыке Колокольные звоны в музыке, литературе и искусстве (5 класс)

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки в 5 классе


Тема урока «Колокольные звоны в музыке, литературе и искусстве»

«Над Русью бьют колокола

Печально и торжественно …»

(В.П. Овчинцев)

Цели

  • Узнать историю происхождения колокола

  • Раскрыть образное содержание произведений русской музыки и изобразительного искусства

Задачи

Образовательные

  • Знакомство с разными видами колокольного звона

  • Закрепление знания о колокольных звонах в русской композиторской музыке

Воспитательные

  • Пробуждение интереса к историческому прошлому и культурному наследию России

  • Формирование уважения и любви к русской народной песне

Развивающие

  • Развитие творческих способностей учащихся

  • Развитие навыков пения по нотам

  • Формирование умений: анализировать, сравнивать и обобщать.

Тип урока

Открытие и усвоение новых знаний

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная

Техническое оборудование: мультимедиа, компьютер, презентация, валдайские колокольчики.

Музыкальный материал для слушания: С. Прокофьев кантата «Александр Невский», А.П. Мусоргский «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов», С.В. Рахманинов «Светлый праздник» из сюиты № 2 для двух фортепиано, русская народная песня «Вечерний звон» в исполнении мужского хора Московского Сретенского монастыря, ноты и примеры разных колокольных звонов, песня «Колокола» муз. Ж. Колмогоровой.

Произведения изобразительного искусства: И.И. Левитан «Вечерний звон», А. Лентулов «Колокольный звон», «Храм Василия Блаженного», Б.М. Кустодиев «Масленица», колокольня Ивана Великого в г. Москва, колокольня в г. Суздаль, памятник Царь-колокол в г. Москва.

Литературный материал: стихотворение Е. Растопчиной «О, Русь, благословенная моя!», рассказ В.М. Гаршина «Ночь».

Е. Растопчина

О, Русь, благословенная моя

Познать тебя не хватит целой жизни:

Твоих церквей златые купола

И многовещный звон

колоколов отчизны

Тот чудный гул,

идущий от небес,

Он гласом Божьим нисходил к народу

Призывом к дальней жизни

без мирских страстей,

И родником, где пьют живую воду.

Знакомый звон, любимый. Руси наследие.

Моё причастие к тебе

да будет вечным

Как и всё живое…






Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые методы и приемы работы)

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формирование УУД

(с указанием конкретных действий

1

Организационный

Приветствие учителя, пожелание хорошего дня, успехов

Приветствие учеников

(К) - решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками и учителем.

(Л) - самоопределение

2

Мотивация

Объявление темы урока.

Постановка цели и задач.

Звучит музыка С. Прокофьева из кантаты «Александр Невский».

Слушают произведение, вспоминают автора и название, определяют звучания инструментов

(К) - передача собственных впечатлений

(Р) - умение понятно и точно излагать свои мысли

3

Актуализация знаний

Демонстрация слайдов презентации с изображением предмета (било).

Вопрос:

Как называется этот предмет?

Где видели? Для чего он служит?


Учащиеся предполагают и отвечают.

Ответ:

Било

В деревнях. Для того чтобы собрать людей; известить о надвигающейся беде, в случае пожара.

(П) - умение принимать задачи и цели учебной деятельности

Вопрос:

Что вы знаете о колокольном звоне?

В связи с чем люди Древней Руси звонили в колокол?

Что бы вы хотели узнать?

Ответ:

Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам.

Звоном оповещали о какой-нибудь опасности: приближении неприятеля, пожаре (набатный колокол).

Звоном собирали народ на народное собрание-вече.

В трагические для Родины дни звоном созывали народ на защиту Отечества.


4

Первичное усвоение новых знаний

Слушаем разные виды колокольных звонов.

Учитель предлагает нотную запись.

Участвуют в исполнении на разных инструментах (валдайские колокольчики)

(П) - из музыкальных фрагментов добывают необходимую информацию

Звучит русская народная песня «Вечерний звон» в исполнении мужского хора Сретенского монастыря

Сравнивают русскую народную песню и картину И.И. Левитана «Вечерний звон»

(Р) - умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Разучивание песни Ж. Колмагоровой «Колокола».

Презентация: слайды 3 - 5

Новые понятия: колокольня, звонница, звонарь.

Где размещают колокола?


Колокольни, или звонницы. Почему звонница?

Как называют человека, который звонит в колокол?

Участвуют в вокально-хоровой работе.


Для колоколов строят специальные сооружения, их называют колокольни, или звонницы.

Потому, что оттуда льется звон.

Звонарь

(Л) - продуктивное сотрудничество, реализация творческих способностей.



От чего зависит тембр колокола? (Размер определяет высоту и силу звучания колокола. Большие колокола имеют густой и мощный звук, маленькие, изящные звенят нежно и звонко).

Презентация: слайд 6

Два рода звонов: благовест и собственно звон.

Благовест - одиночные удары в большой колокол.

Трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов.

Перезвон - поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым.

Перебор - по одному удару в каждый колокол от малого к большому.

Набат - оповещение или тревожный сигнал для сбора народа

Погребальный звон

От размера.












Звучит С.В. Рахманинова «Светлый праздник» из сюиты № 2 для двух фортепиано

Какие образы передает композитор в своем произведении?

Какой инструмент изображает колокольный звон?

Образы праздничных колокольных звонов

Два рояля, поэтому создается эффект звона.


5

Первичная проверка новых знаний

Подумайте, где мы встречаемся с колокольными звонами в жизни.

Задание:

Прослушать примеры звонов и определить их вид

Презентация: слайды 8 - 10

Как понимаете высказывание С. Смоленского: «… У нас множество колоколен - у нас и простор для такой музыки».

Звучит фрагмент М. Мусоргского «Великий колокольный звон».

На улице, в церкви, по телевизору

Слушают музыкальные фрагменты (благовест, набат, перезвон, трезвон)

Высказывают свои размышления.

(П) - из музыкальных произведений добывают необходимую информацию.

(Р) - точно и корректно излагают свои мысли.

6

Первичное закрепление

Подведение итогов урока, контроль и самопроверка знаний.

  • Какие виды колокольных звонов запомнили?

  • Имена каких композиторов и художников запомнили?

Вспоминают, анализируют, обобщают, размышляют


7

Информация о домашнем задании

Вопрос: В каких видах искусства отражена тема колокольных звонов. Привести примеры.

Выполняют задание в творческих тетрадях, находят примеры в литературе, изобразительном искусстве.

(П) - закрепление пройденного на уроке материала, приобретение навыков ассоциативно-образного мышления.

(Л) - умение реализовывать свой творческий материал.

8

Рефлексия

Дать оценку своей работы на уроке.

Размышляем над вопросами:

  • Своей работой на уроке я …

  • За урок я …

  • Мое настроение на уроке …

  • Материал урока я …

Предполагаемые ответы:


  • Познакомились …

  • Узнали …

  • Изучили…



© 2010-2022