• Преподавателю
  • Музыка
  • Разработка урока по родной (чувашской) литературе в 6 классе по теме: «Тема хлеба в рассказе Евы Лисиной «Ломоть хлеба»

Разработка урока по родной (чувашской) литературе в 6 классе по теме: «Тема хлеба в рассказе Евы Лисиной «Ломоть хлеба»

разрботка урока по родной (чувашской) литературе по теме : «Тема хлеба в рассказе Евы Лисиной «Ломоть хлеба«Цели Образовательная: — Развивать универсальные учебные действия обучающихся при прохождении новой темы.   — Продолжать формировать умения и навыки поисковой и творческой деятельности. — Научить выразительному чтению рассказа, правильному пересказу содержения, раскрыть образы персонажей.  — Научить использовать ранее усвоенные знания и умения в новой нестандартной ситуации. 2.  Воспитательная:                                                                                                                     1) Воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности, ответственности. 2) Воспитание товарищества, гуманности, доброты и деликатности, способности к взаимовыручке. 3) Воспитание чувства долга, ответственности перед коллективом, чувства сопереживания к больным и пожилым людям, умения радоваться успехам других, ма... 3.  Познавательная:   Формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности к родной литературе, универсальный учебных действий на основе: — соединения теоретического материала с пониманием его практического применения; — установления связи изучаемого с жизнью; — создания нестандартной ситуации при закреплении и отработке изученного материала; — создания  ситуации успеха. — развития речевого умения в монологической форме (умение логично и связно высказываться); — развития коммуникативных умений и на... личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;   коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.
Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока родной (чувашской) литературы в 6 классе в соответствии с ФГОС

Тема: «Тема хлеба в рассказе Евы Лисиной «Ломоть хлеба»

Цели:

  1. Образовательная цель:

- Развивать универсальные учебные действия обучающихся при прохождении новой темы.

- Продолжать формировать умения и навыки поисковой и творческой деятельности.

- Научить выразительному чтению рассказа, правильному пересказу содержения, раскрыть образы персонажей.

- Научить использовать ранее усвоенные знания и умения в новой нестандартной ситуации.

  1. Воспитательная цель: 1) Воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности, ответственности.
    2) Воспитание товарищества, гуманности, доброты и деликатности, способности к взаимовыручке.
    3) Воспитание чувства долга, ответственности перед коллективом, чувства сопереживания к больным и пожилым людям, умения радоваться успехам других, максимальной работоспособности.
    4) Воспитание бережного отношения к родному языку.

  2. Познавательная цель:

Формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности к родной литературе, универсальный учебных действий на основе:
- соединения теоретического материала с пониманием его практического применения;
- установления связи изучаемого с жизнью;
- создания нестандартной ситуации при закреплении и отработке изученного материала;
- создания ситуации успеха.
- развития речевого умения в монологической форме (умение логично и связно высказываться);
- развития коммуникативных умений и навыков;
- обогащения словарного запаса учащихся;
- расширения кругозора учащихся.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению, короткометражный художественный фильм «Никита» (по рассказу А. П. Платонова «Никита»), наглядный материал (распечатанные листы).

Тип урока: урок изучения новой темы

Вид урока: урок - беседа

Литература:

  1. Иванова Н.Г. Уроки родной литературы в 6 классе. - Чебоксары, 2007.

  2. Скворцов М. Чувашско-русский словарь. - Чебоксары, 2009.

Межпредметные связи:

Ресурсы сети Интернет:

  1. Ева Николаевна Лисина (ru.wikipedia.org/wiki/)

  2. Сайт жизни и творчества Евы Лисиной (chuvashiya.biz/news/16066.html)

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, аудиодиск, портрет Евы Лисиной, круглый хлеб, кусок хлеба.

Словарная работа:

Антăхса - каятăп -задыхаться, захлебываться.

Асамлă - волшебный.

Кашлич - бот. свербига (едят корни).

Пушхир - пустыня.

Урмăшнă - ненормальный, искаженный (голос).

Хурланчăк - печальный.

Чÿрече хашакĕ - 1.оконные рамы, 2.карниз.

Эпиграф урока:

«Тус-тăванăм, çакна эс ан ман:

Çĕр çинче асли çук çăкăртан.

Пуç тайса хисепле эс ăна,

Вăй та пурнăç парать вăл сана»

В.Давыдов-Анатри


Ход урока. (На чувашском языке)


Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

Психологический настрой детей на урок.

Учитель: Посмотрим друг на друга и произнесем: «Сывлăх сунатăп!»

Самоопределе

ние

Мотивация к учебной деятельности

личностные:

самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом.

коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

Чтение отрывка из рассказа «Ломоть хлеба»

- Расскажите, какие чувства у вас вызвал рассказ «Ломоть хлеба»? Понравился ли вам рассказ Евы Лисиной?

Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них - солнышки. За каждый правильный ответ - солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5».

Выявление желания знакомиться с творчеством автора.

Актуализация знаний















Постановка цели (целеполагание)

Организация деятельности по восприятию рассказа

Открытие обучающимися нового знания







Физк

ультминутка


Самостоятельная работа













Рефлексия деятельности

(итог урока)










Домашнее задание

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

личностные: моральный выбор;

регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

личностные:самоопределение, побуждение к деятельности;

регулятивные: составление плана и последовательности действий;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах.

логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

познавательные:самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация

логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)























познавательные:самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;

логические: построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

личностные:

- оценивать результат учебной деятельности.

регулятивные:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные: саморегуляция.

Слово учителя о писателе

Посмотрите, пожалуйста, на портрет Евы Лисиной.

Перед нами немолодая писательница с приятным лицом. Выразительные глаза, задумчивое лицо. Она, кажется, многое видела, пережила. Это Ева Николаевна Лисина - чувашский детский писатель, переводчик. Она родилась 26 июля 1939 года в деревне Именево Батыревского района Чувашии в семье сельского учителя. Окончила Тимирязевскую сельскохозяйственную академию в Москве. Работала в Ботаническом саду МГУ, Библиотеке иностранной литературы имени М. И. Рудомино, преподавала в Театральном училище имени Щепкина, обучала будущих артистов чувашскому языку и литературе. С 1994 года живёт в Чебоксарах. В 2009 году завершила перевод Библии на чувашский язык.

Ева Лисина создала много рассказов, сказок, повестей, пьес на чувашском и русском языках.

На чувашский язык перевела произведения А.Н.Островского, Э.де Филиппо, П.Гаринеи, Ю. О'Нила и других мастеров. А теперь мы познакомимся с содержанием книжной выставки.

ЭКСКУРСИЯ по выставке, рассказывающая о жизни и творчестве Евы Лисиной.

Книга «Çăкăр чĕлли» посвящена детям, умершим от голода во время войны, считается одной из лучших книг писателя. Книга написана в 1970 году, переведена на многие языки мира.

Учитель ставит аудио диск с отрывком рассказа, а после этого дети сами читают.

- Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока?

- Какие основные задачи урока стоят перед нами?

- Как бы вы определили основную мысль рассказа?

- Какие чувства у вас вызвал рассказ?

- Случалось ли вам самим принимать самостоятельные решения?

- Почему рассказ называется «Ломоть хлеба»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?

**На протяжении всего творчества Еву Лисину интересовала судьба детей современного мира. Любовь к детям досталась ей с детства, когда она, старшая, по-матерински заботилась о своих сёстрах и братьях. Рассказ «Ломоть хлеба» является автобиографическим, образ Лисук - это родная сестра Евы и его брата-писателя Г.Айги, которая во время войны попала под бомбежку в Финляндии и стала инвалидом. В дальнейшем, она научилась только рисовать. И ее рисунки были высоко оценены на выставке в Германии.

Пирĕн пĕчĕк юлташĕ

Тухрĕ доска умнелле.

Урисемпе трст! тапать,

Аллисемпе шарт! çапать.

Хорошо мы с вами потрудились, на пользу!

Составление плана рассказа

- Как вы думаете, на какие части можно поделить рассказ?





Беседа по второй части рассказа.

-Получив в столовой кусок хлеба, о чем думает Еля?

- Съедят ли девочки долгожданный кусок хлеба?

- Какое место занимает хлеб в нашей жизни и в жизни главного героя? Почему?

- Найдите глаголы, с помощью которых Лисина описывает поступки Ели. Почему она ударила свою сестру? Что вы можете сказать о характере девочки Ели?

Объединитесь в группы по два человека и постарайтесь расшифровать алгоритм.

Работа с текстом:

- Найдите в тексте ключевые фразы и объясните их смысл:

«Моя мечта - как в сказке: по пути домой, сядем в поле и съедим пол куска хлеба, а другой кусок принесем домой…»

«Моя земля - пылкая и волшебная, как горячая печь».

«Она радуется как ребенок, мечтает о новом платьице».

-Как вы понимаете смысл этих фраз?

-С каким трудом раньше доставался хлеб?

Подчеркнём созидательную роль человеческого труда.

- Во что верил отец Никиты? Что означают слова: "Давай всё трудом работать, и все живые будут?»

- Изменилось ли ваше понимание этого рассказа? Как вы сейчас понимаете главную мысль рассказа «Ломоть хлеба»?

-Вспомним фрагмент рассказа, где девочки теряют хлеб. Какие впечатления вызвал у вас этот эпизод?

-Сравните ваши первоначальные представления о героях?

- Что показалось интересным? Охарактеризуйте интонацию, с которой герои произносят диалоги о хлебе?

-Каковы ваши открытия?

Объединитесь в группы по два человека и постарайтесь расшифровать алгоритм.

Ответьте письменно на вопрос: «О чем заставил вас задуматься рассказ Евы Лисиной»

Продолжите предложения:

«На мой взгляд, произведение Евы Лисиной «Ломоть хлеба» - …»;

«Хлеб - это…»;

«Рассказ Е.Лисиной научил меня…»

Задание на выбор:

  1. Подобрать пословицы о хлебе;

  2. Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их;

  3. Рассказ-путешествие Ели в райцентр от первого лица.

Знакомятся с жизнью и творчеством писателя, делают опорные записи в тетради (по желанию).


Обучающиеся рассматривают фотографии, репродукции, книги, которые раскрывают перед ними жизнь писателя.










Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о трудностях, которые преодолевает девочка.

Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над образом главного героя.








Составляют сложный план самостоятельно в группах, затем сверяют его с планом на доске.

1. Мама уходит на работу.

2. Еля преодолевает трудности самостоятельно ради куска хлеба.

3. Девочка приводит больную сестру в больницу и беседует с врачом.

Дети подтверждают ответы примерами из текста.

Работа по алгоритму с целью сделать выводы по данному этапу урока.

Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания.

Прослушивание фрагмента рассказа, обмен мнениями.

Работа по алгоритму с целью сделать выводы по данному этапу урока.

Дети письменно отвечают (несколько предложений), после чего обмениваются тетрадями с целью соотнести свои мысли с точкой зрения одноклассника





Дети продолжают начатые предложения, формулируя важные мысли урока.


© 2010-2022