Урок по музыке на тему Знаменитая Сороковая

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Знаменитая Сороковая.

Цели: показать индивидуально-характерные стилевые особенности творчества Моцарта, роль мелодического начала в его произведениях.

Задачи:

Обучающие: Познакомить с жизнью и творчеством Моцарта, лирическими особенностями его музыки, познакомить с жанром симфонии.

Развивающие: Формировать нравственно-эстетические и эмоциональные чувства учащихся на основе восприятия музыкальных произведений, путём их анализа и сравнения; выявить характерные особенности музыки Моцарта; развивать интерес учащихся к самостоятельному изучению материала;

Воспитывающие: Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре народов мира.

Тип урока: урок углубления в тему.

Оборудование и материалы: Мультимедиа проектор, презентация PowerPoint, фрагмент из фильма о Моцарте, аудиозаписи: В.А.Моцарт Симфония №40. I часть (фрагмент).

В.Моцарт. Колыбельная "Спи, моя радость, усни"…



Ход урока:

1.Организационный момент: Вход в класс под музыку. Музыкальное приветствие.

Добрый день, ребята.

Фиксация отсутствующих.

Я рада вас снова видеть на уроке и с нетерпение ждала встречи, чтобы продолжить наши замечательные путешествия по городам и странам мира, где жили и создавали свои произведения великие композиторы.

2.Проверка изученного материала

Совершить наше путешествие предлагаю на самолете. Пристегните ремни. Полетели!

Взгляните в иллюминаторы, пролетаем страну Польшу.

1.Польша - это страна, расположенная в северной части Европы, она граничит с такими странами как Россия, Литва, Белоруссия, Украина, Чехия, Словакия и Германия. Столица Польши город Варшава. Польша имеет глубокие корни и богатую историю, которая нашла свое отражение в литературе, архитектуре, музыке. Особенностью польской музыки является то, что в ней очень тесно и органично переплелись танцы и пение. Народными польскими танцами являются?… ( краковяк, полонез, мазурка и другие). Некоторые из них получили известность во всем мире.

В Польше можно и сейчас посетить дом-музей композитора, который прославил свою страну, практически не проживая в ней. И даже сердце он завещал любимой родине. Кто же этот композитор? (Ф.Шопен)

2. Италия. Перед нами страна южных морей и гор, залитых солнцем долин, садов и виноградников. Страна по праву считается хранительницей величайших исторических и художественных ценностей. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Данте и другие величайшие представители искусства оставили миру свои шедевры. Присмотритесь, вон там чудо -город на воде, как он называется? (Венеция) А в Милане возвышается знаменитый театр. Как его название? ( "Ла Скала"). Как же зовут композитора- маэстро, который прославил Италию на весь мир? (Дж.Верди)

3. Австрия. Перед нами небольшая страна Австрия, столица Вена, которая с давних времен считалась крупнейшим музыкальным центром Европы. С этой страной связаны имена многих выдающихся композиторов, дирижеров, исполнителей. Славится Австрия музыкальными фестивалями, конкурсами, концертами. Не редко в стенах театра Бургтеатр проходили премьеры композиторов разных стран. Сформировалась венская классическая школа, стали развиваться жанры. Какие? (опера, симфония, соната, концерт, квартет.)

Назовите имена композиторов, которые прославили свою страну на весь мир?

(Й.Гайдн, В.Моцарт и Л.Бетховен)

Почему из называют венскими классиками?

Венскими - потому что значительная часть их творческой жизни была связана с Веной. Классиками - потому, что созданные ими произведения получили всемирное признание, как выдающиеся, образцовые.

Гайдн является создателем какого жанра? (Квартет)

Что такое квартет? Какие инструменты входят в классический квартет? (2 скрипки, альт, виолончель)

Кому из венских классиков удалось возвысить оперный жанр? (Моцарту)

3. Изучение нового материала. Сегодня на уроке обратимся к творчеству В.А.Моцарта. Тема урока звучит так: "Знаменитая сороковая". Интересно, почему так звучит тема урока?

Итак, для начала давайте вспомним кратко биографию композитора. Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в небольшом городке Зальцбурге. Его отец Леопольд Моцарт был очень известным музыкантом, исполнителем, педагогом. Увидев у сына талант к музыке, он стал его первым учителем. В 3 года Вольфганг уже играл на скрипочке и клавесине. В 4 года Моцарт написал свой первый концерт для клавира, причем такой сложный, что не всякий виртуоз мог бы его сыграть. А с 5-ти лет он стал писать музыку регулярно, и с этого времени началась его концертная деятельность. Ему аплодировали в королевских дворцах и аристократических салонах разных стран. А в Лондоне юный композитор играл даже для короля и королевы. Император Франц I назвал его «Юным волшебником».

Какое вам было задано домашнее задание? (Найти интересные факты из жизни маленького Моцарта.)

(Класс слушает интересные факты из биографии Моцарта.)

Я хочу показать вам отрывок из фильма, который был создан, опираясь на известные факты из жизни Моцарта. (Видео)

Вот каким был чудо-ребенком Моцарт. Но сегодня мы с вами послушаем самое известное произведение В.А.Моцарта - Симфонию №40 I часть.

Что такое симфония? (Ответы детей) Найдите в учебнике определение.

Давайте послушаем произведение. При слушании прошу обратить ваше внимание на характер и средства музыкальной выразительности. (Слушание).

1. Лад

2. Темп

3. Характер

4.Мелодия.

(Характер взволнованный, трепетный, сменяется радостью, торжеством. Напоминает речь взволнованного человека.)

Какое из этих средств музыкальной выразительности главное? Если я вам скажу, определите произведение, в котором быстрый темп, написан в миноре, главную партию исполняют скрипки, вы узнаете произведение? (Нет.) А если я вам спою мелодию? По мелодии можно определить произведение? (Конечно да). Какое главное средство музыкальной выразительности? (Мелодия) Найдите на страницах учебника, как характеризует сам Моцарт свои произведения на стр.52. ("Сущность музыки - в мелодии")

И радость, и печаль запечатлены у композитора в ярких запоминающихся мелодиях, передающих чувства человека, его душевные переживания.

Давайте попробуем себя в роли дирижера и показать всю глубину человеческих чувств, заложенных в этом произведении. (Свободное дирижирование)

Вы прочувствовали это произведение, поделитесь своим ощущением музыки.

4 Угадайте, что это за произведение? ("Спи, моя радость, усни") Как вы думаете, кто написал эту песню? (Моцарт В.А.) К какому жанру относится эта песня? (Колыбельная)

Какими словами начинается эта колыбельная? Какими словами начинается русская колыбельная? Какой характер?

4.Творческое задание.

Давайте попробуем сочинить свою колыбельную и напеть её. ("Баюшки-баюшки."., "Баю-бай…")

5. Вокально-хоровая работа. Распевки.

В каком характере будем исполнять? Какая мелодия песни, темп, динамика?

Колыбельная "Спи, моя радость, усни" муз.В.Моцарта - исполнение.

Молодцы, очень красиво спели мелодию этой песни.

Хочется закончить наш урок высказыванием А.С.Пушкина: "Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь - мелодия!"

6. Итог урока. Со страной Австрией мы не прощаемся, ведь мы еще ничего не знаем о Л.В.Бетховене.

Почему так звучит тема урока? Что такое симфония? Что главное в музыке Моцарта? Что передает нам мелодия в симфонии? (Душевные переживания человека, его чувства…)

Язык музыки понятен всем народам мира. Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Ни одно искусство не обладает такой огромной силой воздействия на человека, как музыка.

7.Рефлексия: Учитель: Походит к концу наш урок. Что дало вам это занятие, поделитесь впечатлениями. Продолжите фразу:

Своей работой на уроке я…

На уроке я…

Материал урока мне был…

8.Домашнее задание: Составить кроссворд, ключевым словом - Моцарт или симфония, параграф в учебнике стр.50-53. Всем спасибо, до скорых встреч!

© 2010-2022