• Преподавателю
  • Музыка
  • Выступление на МО учителей музыки Наличие системы использования методов, средств, организационных форм обучения, педагогических технологий

Выступление на МО учителей музыки Наличие системы использования методов, средств, организационных форм обучения, педагогических технологий

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наличие системы использования методов, средств, организационных форм обучения, педагогических технологий


Основной образовательной программой по предмету «Музыка» является программа Д. Б. Кабалевского, которая опирается на фундаментальные исследования в области музыкознания, психологии, музыкальной педагогики, являющиеся методологической базой данной программы.

Целью обучения музыке в школе является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, формирование у обучающихся коммуникативных способностей

Достижению поставленной цели способствует формирование у обучающихся системы знаний о музыке, что является элементом музыкальной культуры школьника. Каждый ребёнок на уроке музыки через музыкальные образы познаёт жизнь, наполняет новым содержанием свой внутренний мир.

Современная специальная педагогика и коррекционная педагогика подтверждают эффективность использования музыкального искусства не только как средства художественного развития, но и как способа профилактики и коррекции отклонений детей с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы в среде дефектологов наметился заметный рост интереса к такому разделу программы обучения детей начальной школы как «Музыка», имеющим большой потенциал коррекционного воздействия. Этот интерес во многом объясняется стремлением углубить представление о механизме воздействия музыкальных видов деятельности на развитие и лечение детей с ограниченными возможностями здоровья. Причины такого интереса могут быть объяснены тем, что современная дефектология в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе музыки, как важного фактора воспитания гармоничной личности ребёнка.

В России система коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья базируется на различных теоретических подходах и практических системах, которые определяют сущность и цели использования музыки в работе с детьми.

Дети разные. И пути музыкального, как, впрочем, и любого другого воспитания, разные. Поэтому было бы неверно оценивать педагогические системы, которых в мире немало, по качественной шкале. Плохих не бывает. Они не проходят испытание временем. Правильней сказать: эта годится больше таким-то детям (например, излишне возбудимым), а эта таким-то. Универсальной, оптимальной системы, которая идеально подходит для всех детей, пока не придумано. В условиях музыкального воспитания учитель может учитывая индивидуальные особенности детей придерживаться тех или иных принципов. Соответствующих тем или иным системам. В работе с детьми данной категории лучше всего использовать интеграцию разных музыкальных систем: Д. Б. Кабалевского, М. Монтессори, З. Кодаи, К. Орфа).

Одним из новационных направлений в лечебно-коррекционной работе с детьми - инвалидами является арт-терапия.

Арт-терапия (от.англ.Art, исусство) - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве.

Одним из видов арт-терапии является музыкотерапия (рецептивная и активная: вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах).

В МБСКОУ№ 27 г. Абакана разработана и реализуется программа «Вокалотерапия». Программа рассчитана на 4 года, строится с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья от 7 до 11 лет.

Вокалотерапия - лечение пением

Метод психосоматической активации защитно-приспособительных реакций, который базируется на оздоровительных свойствах классического пения и включает в себя упражнения по акустической стимуляции жизненно важных органов и упражнения, повышающие адаптационные и интеллектуально-эстетические способности человека.

Особенно эффективна вокалотерапия при лечении хронических заболеваний легких, бронхов, сердечно-сосудистых заболеваний, снижении иммунитета и общей сопротивляемости.

Пение развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка. Процесс развития вокальной, исполнительской культуры у детей с речевыми нарушениями является, с одной стороны, одним из направлений формирования их художественной культуры, а с другой - средством коррекции голоса, артикуляции, дыхания, несмотря на то, что «уложить» голос в знаковую систему вокальной педагогики довольно непросто. Певческая деятельность - это сложный процесс звукообразования, в котором наиболее важной считается вокально- слуховая координация, т.е. взаимодействие певческого, слухового и мышечного ощущения.

В результате решения коррекционных задач активной вокалотерапии происходит:

  • стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);

  • увеличение объема внутреннего и внешнего лексикона (частотного и нечастотного);

  • формирование навыков словообразования (для обозначения «видов» музыкантов);

  • нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма.

Немецкий педагог и музыкант Карл Орф разработал систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах. Приобщение к музыке, по мнению К.Орфа, должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения. Большое внимание уделяется музыкально-ритмическому воспитанию. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в мелодической декламации.

Идея К.Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит "принцип активного музицирования" и "обучение в действии", по мнению педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке на занятии предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей.

К.Орф считал, что самое главное - атмосфера занятия: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника.

Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах.

Играя на шумовых инструментах дети:

  • совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой);

  • чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко;

  • дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у младших школьников.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Для сохранения и укрепления здоровья детейВ работе на занятиях по вокалотерапии я использую здоровьесберегающую технологию: физминутки, игровые распевки, музыкально-ритмические движения. Технология развивающего обучения: метод эвристической беседы, метод создания проблемно-поисковых ситуаций. Методы музыкального воспитания и образования Д.Б.Кабалевского, Э.Б.Абдулина: метод музыкального обобщения, метод эмоциональной драматургии. Методы художественной дидактики: метод создания художественного контекста, метод пластического интонирования, метод размышления о музыке, метод интонационно-стилевого постижения музыки, метод моделирования художественно-творческого процесса.

Используются как общепедагогические методы, так и способы, сложившиеся в рамках музыкальной педагогики, а так же инновационные технологии, вошедшие в музыкально-образовательную практику.

Под пристальным вниманием учителя находится общий эмоциональный настрой обучающихся. Именно для этого, планируя занятие, стремлюсь обеспечить разнообразие и смену музыкальных впечатлений, видов музыкальной деятельности. Особо следует сказать о музыкально-ритмических движениях, к которым относятся танцевальные движения, образные движения, имитация игры на музыкальных инструментах, «свободное» дирижирование и др. Поскольку многие ученики нашей школы имеют нарушение опорно-двигательного аппарата, применение музыкально-ритмических движений способствуют их коррекции и здороьесбережению.

Поэтому, в работе элементы следующих образовательных технологий: личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская) и гуманно-личностного обучения и воспитания (Ш.А. Амонашвили). Очень важна работа, направленная на сохранение здоровья детей: использую элементы методики Базарного В.Ф., Стрельниковой А.Н., методику выполнения специальных релаксационных упражнений; регулярно проводятся физ. минутки: пальчиковая и дыхательная гимнастика, упражнения для снятия напряжения мышц, диагональная гимнастика. Используя весь комплекс традиционных общепедагогических методов (словесные, наглядные, практические), хотелось бы остановиться на группе проблемных методов обучения, которые активно используются в технологии развивающего обучения (В.А. Школяр). Наиболее востребован в практике музыкального воспитания детей метод эвристической беседы. Он позволяет таким образом организовать размышления детей о музыке, благодаря чему учащиеся становятся активными участниками процесса её познания. В последнее десятилетие активно развивается музыкальная педагогика, а шире - педагогика искусства. В практике музыкального воспитания и образования учащихся школы мной используются методы художественной дидактики (Л.В. Горюнова). Применение данного метода позволяет мне поставить школьников в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника. Значение этого метода возрастает, если брать во внимание важность развития познавательных процессов у детей с ОВЗ. В отличие от традиционного урока, где доминируют коллективные формы организации музыкальной деятельности (все вместе поют, двигаются, играют), метод создания композиций помогает дифференцировать работу с учащимися в этих видах деятельности (пении, музыкально-ритмических движениях, игре на элементарных музыкальных инструментах и др.). Создавая «композиции» я учитываю психологические особенности детей, исполнительские умения, а также их интересы и реальные возможности, что, в свою очередь, позволяет сделать каждого ребёнка активным участником творческого процесса. Метод создания художественного контекста расширяет культурный кругозор учащихся, раскрывает перед ними широкие связи, существующие между разными видами искусств: музыкой, изобразительным искусством, литературой, скульптурой, архитектурой и др. Реализация данного метода создаёт благоприятные условия для развития творческого воображения, а также творческой самореализации учащихся в процессе выполнения разнообразных творческих заданий. В своей работе широко использую информационно-коммуникационные технологии, что делает урок более наглядным и способствует обогащению, расширению зрительного ряда. В кабинете есть мультимедиа-проектор, экран, DVD, комплекты дисков с записями программной и непрограммной музыки, наглядность (портреты, картины, графики, таблицы), а также другие средства ТСО: шумовые инструменты, дидактические игры.

Таким образом, в своей педагогической деятельности использую весь арсенал педагогических средств музыкального воспитания и образования учащихся. Реализуя образовательные технологии, я исхожу из того, что целью занятия по вокалотерапии является, прежде всего, воспитание личности высоко нравственной и эстетически возвышенной. Для учащихся данной школы урок музыки и дополнительное занятие по вокалотерапии является именно таким - неиссякаемым источником духовного развития.







© 2010-2022