Проект по самообразованию Технологии арт-терапии на уроках музыки

Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к  учению, ухудшению их здоровья.   История оставила немало факт...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Михайловская СОШ









Проект

инновационной работы по теме

«Технологии арт-терапии на уроках искусства»





Подготовила: Немерова О.С.

учитель музыки и МХК

МОУ Михайловская СОШ





с.Михайловка



Содержание.

  1. Введение.

1.1. Актуальные проблемы…………………………………………………………2

1.2.Цели и задачи работы ……..…………………………………………………..3

  1. Основная часть (теоретические положения)

2.1.Арт-терапия и ее место в образовании…………………………….....4

2.2.Методика пси-арт и ее особенности ……………………………………5

  1. Методы арт-терапии в процессе преподавания и обучения…………………………………………………………………………………………10

  2. Этапы организации работы

4.1. Этапы исследования……………………………………………………………13

4.2. Предполагаемый результат………………………………………………..14

4.3. Методы исследования…………………………………………………………15

4.4.Средства контроля ………………………………………………………………15

  1. Заключение ………………………………………………………………………………………16

  2. Список литературы……………………………………………………………………………18

  3. Приложения ……………………………………………………………………………………..19





Актуальные проблемы.

Сегодня перед школой стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.

История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей различных видов искусств. Поэтому одним из эффективных методов лечения различных неврозов, а также методом коррекции поведенческих отклонений учащихся может стать арт-терапия (терапия средствами изобразительного искусства) и ее аналоги (музыкотерапия, ритмотерапия, фольклорная арт-терапия, драматерапия, сказкотерапия и т.п.).







Цель работы - повышение мотивации учащихся к урокам МХК, музыки и фольклора, развитие познавательной активности и постепенный рост качества знаний по предметам путем применения в условиях урока методов и приемов арт-терапии.

Задачи:

  • Изучить теоретические материалы по арт-терапии и арт-педагогике;

  • Ознакомиться с методами и приемами арт-терапии, продумать возможности применения их в условиях образовательного процесса;

  • Сделать подборку упражнений и заданий;

  • Пересмотреть структуру урока с целью введения в ход занятия арт-терапевтических упражнений и заданий;

  • Применять технологии арт-терапии на уроках музыки, МХК и фольклора.

  • Осуществлять мониторинг происходящих изменений качества знаний.







Арт-терапия и ее место в образовании.

Арт-терапия - излечение искусством.

Стоит отметить, что это не столько лечение, сколько развитие креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем.

Идея о необходимости взаимодействия психотерапии и педагогики была обоснована еще в 1927 году немецким психиатром А.Кронфельдом в статье «Психогогика, или Психотерапевтическое учение о воспитании». Автор призывал к разработке такого метода, который нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост. В качестве наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми психотерапевтического направления он предлагал выбрать арт-терапию.

Однако и в российской педагогической науке значимость искусства в воспитании и образовании отмечали многие педагоги.

В.А.Сухомлинский в «Письмах к сыну» пишет: «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство «выпрямляет» душу человека». Эти слова как нельзя лучше отражают всю серьезность и важность задач, стоящих перед учителем, занимающимся обучением и воспитанием трудных детей. В книге «О воспитании» В А.Сухомлинский рекомендует: «…самыми разными средствами развивать чуткость души, пробуждать совесть, поддерживать духовность. Среди средств такого воспитания воспитание красотой, быть может, стоит на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты и снимает «толостокожесть», утончает чувства ребенка на столько, что он становится восприимчив к слову, а значит, становится воспитуем».

Выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танце-двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами. Сейчас появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арттерапии и других направлений психотерапии: артсинтезтерапия, песочная терапия, киндер-сюрприз-терапия… и это еще не предел.

Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.

Методика пси-арт и ее особенности.

Одним из исследователей методов арт-терапии и практического их применения в образовании является Л.Д.Назарова. В своих работах (5, 6) она подробно раскрывает особенности своей авторской методики пси-арт (психология и искусство), которая восстанавливает искусственно разорванные в сознании человека связи, без которых нарушается целостность восприятия образов мира. Такой целостности восприятия требуют новые современные подходы к содержанию образования и воспитания.

Одно из новых, современных направлений в педагогике - это ноосферное образование (Н.В.Маслова). Оно подчеркивает необходимость того, чтобы обучение и воспитание осуществлялось при активном задействовании всех каналов информации и реализации прав обучающихся на творческое мышление.

В основе ноосферного образования лежит работа с различными мыслеобразами, которые стоят между информационным потоком и его усвоением человеком. Главный метод заключается в осуществлении трех моментов: релаксации, действия и учебы. Большое значение при этом придается радости, которую в процессе обучения испытывают учащиеся и учитель. Известный психолог В.Леви утверждает, что «усвоенное без радости - не усвоено». Радость же человек способен испытывать только когда он не находится в напряжении, а расслаблен. Важно отметить, что лишь, когда информация затрагивает позитивные эмоции, она может претендовать на долговременное хранение, поскольку в соответствии с биологическими законами именно посредством эмоций человек накапливает опыт и программы, обеспечивающие его выживание. Происходящие в настоящее время в нашем обществе перемены привели к тому, что особенно резко обозначился дефицит позитивных эмоций, что ведет к дегуманизации отношений, т.е. исчезновению человеческогов человеке.

К сожалению, принято считать, что эмоциональную сферу нужно развивать преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте, а начиная со средней школы, все просто обязаны стать совершено серьезными и трудиться, трудиться, трудиться. Причем зачастую без радости. Такое невнимание к естественной потребности ребенка испытывать радость жизни приводит к дезадаптации, усложнению процесса социализации, нервным срывам, психосоматическим заболеваниям. Вот тут-то на помощь приходят некоторые методы и средства арт-терапии.

Каждый без затруднения ответит на вопрос, что в детстве больше всего доставляло ему радость, и среди прочего он назовет пение, танцы, стихи, театр, рисование - все, что можно назвать движением не только тела, но и души.

Л.Д.Назарова подчеркивает, что элементы искусства могут подтолкнуть не только к самопознанию, но и саморазвитию и самосовершенствованию, к познанию мира.

По ее мнению, самораскрытие личности ученика и учителя происходит:

  • С помощью результата творческого самовыражения;

  • Через демонстрацию образовательного продукта.

Результат творческого самовыражения - это не только нечто, созданное руками ребенка или учителя, но и то чувство радости и собственного удовлетворения, которое испытывает человек по завершении работы.

Под образовательным продуктом следует понимать любой материальный или визуально-аудиальный результат творческого акта: рисунок, стихотворение, инсценировка, песня, танец, движение, решенная задача и т.п. При этом, как рекомендует автор методики, желательно уходить от оценки происходящего и результатов труда, потому что у большинства детей основная работа проводится внутри, и часто она оказывается более важной, чем её проявление, оформленное словами или действиями. Автор подчеркивает, что желательно достичь такого уровня преподавания, чтобы осознавать ценность творчества на любом уроке и понимать, что каждый из нас идет своим путем и движется с наилучшей возможной для него скоростью.

Необходимым условием работы на таком уровне является диалог, т.е. разговор двух равноуважаемых (вне зависимости от возраста) личностей, идущих совместным путем познания мира и себя в нем. Такой диалог помогает отойти от абсолютной и непререкаемой репродуктивности в обучении и помогает «проживать» ситуации урока с помощью различных приёмов сердечно-эмоционального участия.

Основные составляющие методики пси-арт:

  • Создание позитивной эмоциональной атмосферы и свободы проявления эмоций.

  • Равноличностное общение, основанное на взаимном уважении.

  • Диалоговая система общения, сведение к минимуму механистического воспроизведения материала.

  • Непосредственное участие учителя в творческих моментах урока.

  • Максимально возможный уход от оценивания результатов творческого труда.

  • Активизация образно-ассоциативного мышления.

В предлагаемой системе педагог - психологический помощник, создающий условия для самореализации ребенка и своей собственной. Современным языком такое сопровождение процесса обучения принято называть словом «коучинг».

Коучинг - процесс, в ходе которого ведомому не даются советы, не предлагаются заведомо проверенные решения, но стимуляция его мыслительной деятельности осуществляется таким образом, что он сам приходит к решению проблемы. Отличие от проблемного обучения состоит в использовании психологических приемов, помогающих личности найти свой неповторимый путь движения. Даже если этим путем уже до него прошли многие, он имеет возможность сделать это по-своему.

Основные принципы коучинга:

  • Помогать обнаруживать, уяснять и объединять то, чего человек действительно хочет достичь, формулировать истинные и важные цели;

  • Поощрять саморазвитие личности;

  • Облегчать найденные и созданные учеником решения и стратегии, помогая находить оптимальные пути, приносящие радость и «плоды» уже по ходу движения.

  • Наделять личность ответственностью и подотчетностью.

Основные принципы коучинга реализуются в разных направлениях. Во-первых, коучинг усиливает и развивает мотивацию - основу основ самостоятельного обучения и личностной эволюции.

Во-вторых, способствует выявлению внешних и внутренних препятствий, укрепляет веру в себя, работая с личностью в зоне ее ближайшего развития, не напрягая ребенка тем, чего он пока осилить не в состоянии. Здесь задействованы такие важные в успешном обучении принципы, как посильность, понятность, безопасность. На них строится и укрепляется доверие человека не только по отношению к миру, но и к самому себе.

В-третьих, наряду с саморазвитием, коучинг обеспечивает высокий уровень креативности личности и развитие ее творческого потенциала.

Главное - организовать учебный процесс таким образом, чтобы дети, ориентированные на максимальное развитие своего творческого потенциала, сами докапывались бы до глубин знаний. Учитель же обеспечивший такую организацию учебного процесса занимает позицию «учитель в тени». Его роль - роль фасилитатора - стимулировать и инициировать осмысленное обучение. Все остальное делают сами дети.

Фасилитация предполагает более гуманное обращение учителя с ребенком, сотрудничество, уважение, совместное с учителем творчество и многое другое, что снимает напряжение, снижает тревожность и агрессию ребенка, повышает уровень доверия и открытости. Все это приводит к излечиванию психологических травм, возникающих из-за подавления личности, и позволяет говорить о терапевтических сторонах процесса обучения с применением методик и упражнений арт-терапии.

У методики пси-арт имеются три опорных момента, без которых невозможно осуществить качественную фасилитацию и тем более психологическое сопровождение (коучинг). К ним относятся рефлексия, развитее речи и творчество.

Рефлексия. Умение человека отслеживать изменения, происходящие в его теле, мыслях, душе и духе, дающее ему возможность управлять ими, стать более самостоятельным и более осмысленно подойти к усвоение учебного материала. Человек, способный понять, какую пользу лично ему несет тот или иной информационный блок, сам старается расширить свое информационное поле и поле взаимодействий. Рефлексию желательно проводить в начале занятия и по завершении его. Вначале дети рассказывают о том, с чем они пришли (настроение, состояние, ожидания, намерения), а в конце - с чем они уходят с занятия (личные телесные, интеллектуальные и эмоциональные состояния).

Развитие речи. Авторы утверждают, что при использовании методики пси-арт развитие речи ребенка происходит само по себе. В качестве примера они приводят маленьких детей дошкольников, спонтанно рассказывающих о своих дневных приключениях и происшествиях. Главное не «заталкивать» речь ребенка в какие-либо рамки, а направлять ее. Включение искусства в преподавание различных дисциплин, по мнению авторов, создает ситуации, в которых речь ребенка и направляется, и проявляется одновременно, но свободно и радостно. Предлагаемые ситуации и методические приемы ведут к тому, что развивается как внешняя, так и внутренняя речь.

Творчество. Введение в урок элементов искусства и творчества (чтение стихов, музыку и пение, движение и театр, рисование и т.п.) усиливают возможность каждого ребенка проявить свою креативность, а значит получить радость от процесса творческого усвоения знаний. Напомню, что только то, что усвоено с радостью, запоминается надолго.

Рекомендуя методику пси-арт для использования в целях повышения качества воспитания и знаний, специалисты отмечают, что нельзя данную методику применять механистично. Ее использование влечет за собой изменение системы мировоззрения педагога и, в первую очередь, влияет на отношение к самому себе и ребенку, который может служить для учителя проводником к новым знаниям, ощущениям, впечатлениям.

Методы арт-терапии в процессе преподавания и обучения

Одним из главных моментов в развитии образного мышления является работа учащихся с внутренним ментальным экраном. Этапы освоения этого вида работы:

  • Создание четкого статичного образа;

  • Создание образа в динамике;

  • Мысленные перемещения в реальном и воображаемом пространстве («проживание» динамического образа);

  • Взаимодействие на основе эмпатии;

  • Кинематографическое видение текста.

В конечном счете, упражнения, которым на уроке отводится несколько минут, должны привести к тому, чтобы вся работа с внутренним экраном у ребенка осуществлялась естественно, ненавязчиво, без давления извне. Дети научатся создавать четкий, яркий образ, будут уметь внутренне иллюстрировать все, что слышат. При этом у них раскрепощается сознание, улучшаются дружеские взаимодействия в совместном виртуальном творчестве. Знания, приобретенные на уроках с использованием «проживания» динамического образа, оказываются вплетенными в личный опыт, что снижает усилия по запоминанию учебного материала.

В качестве одного из приемов работы с эмпатией (способность к сопереживанию, вчувствование) автор предлагает создание внутреннего ситуативного конфликта (найти выход из сложившейся ситуации или рассказать «мысли» предполагаемого героя под которым подразумевается изучение того или иного явления). Например: высказать мысли растения, пробивающегося через асфальт. Еще одно интересное упражнение - «Разговор по душам», которое учит построению диалога, а именно: не только говорить, но и слушать, не только слушать, но и слышать, а также смотреть и видеть, внимать и понимать, узнавать и осознавать.

Эти упражнения в конечном итоге приводят к развитию образно-ассоциативного и логико-аналитического мышления, к улучшению живой непосредственной речи учащихся.

Огромную пользу в освоении материала принесет овладение приемом «кинематографическое видение текста». Оно позволяет научиться выделять в происходящем самое главное, изменять план восприятия - приблизить объект, отдалить его, подняться над ним, отстраниться. В качестве упражнений детям предлагается нарисовать кадры из фильма или комиксы (по теме урока).

В технологии «терапия театром» можно применять различные приемы и техники:

  • Театрализация по образцу;

  • Создание образа «живой иллюстрации»;

  • Театрализованные иллюстрации;

  • Создание вариантов реплик;

  • Создание собственного сценария;

  • Участие в чужих спектаклях с элементами импровизации;

  • Внутренний спектакль и поиск решения;

  • Сценически обыгранный диалог (научных сотрудников, заданных характеров, на бытовом уровне).

  • иллюстрирующий театр (импровизированная иллюстрация рассказа учителя по ролям на уроке или домашняя заготовка микроспектакля).

Одним из самых сильных приемов арт-терапии в обучении автор считает включение изобразительного искусства в процесс познаний. Технология этого приема состоит из этапов:

  • Создание картинок собственными усилиями;

  • Демонстрация результатов;

  • Интерпретация изображения.

В качестве образовательного продукта в данном случае будут выступать иллюстрации на тему, кинематографические ленты, передача смысла через знаки и символы (рисованные загадки), вернисажи рисунков и т.д.

Главное обговорить правила оформления рисунков:

  • Рисунок должен быть выполнен в рамке, обрамлен.

  • Желательно сделать его в цвете;

  • Он должен иметь фон (ни одного пустого места в пространстве обрамления)

  • Все планы рисунка (нижний, средний, верхний, передний, средний, задний) должны быть заполнены объектами.

Музыкотерапия.Музыка затрагивает все сферы человеческого бытия: тело, душу, дух. Поэтому она может быть уместна на любых уроках. Использовать музыку на уроках можно по-разному:

  • Как сопроводительный фон:

  • Как иллюстрацию;

  • Для размышлений;

  • Как текст для интерпретации;

  • Для рефлексивной работы;

  • Для танца;

  • К информативным песням.

Ритмотерапия. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшает тем самым речь ребенка.

Фольклорная арт-терапия. Фольклор - естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя излечение звуком, движением драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Использование фольклора на уроках музыки предусматривает органичное сочетание самых разнообразных видов деятельности (исполнительскую, творческую, слушательскую). На основе песни можно создать спектакль, а соединение нескольких песен в единую композицию уже предполагает наличие диалоговых структур, переносит акцент с вокало- и музыкотерапии, а также терапии танцевально-двигательной, на драму. В ходе спектакля происходит идентификация себя с образом, встречаются элементы трансперсонализации, трансляции и модифицирования образа.

Терапия творчеством. Исследования ученых все чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени.

Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, и на его физическое здоровье, т.е. творческий процесс исцеляет.

Этапы организации работы.

Этапы организации исследования.

  1. Теоретический. Изучение истории вопроса, знакомство с печатными работами различных авторов по теме «Арт-терапия в образовательном процессе».

  2. Методический. Изучение приемов и методов арт-терапии, создание подборки упражнений, разработка моделей уроков с применением методики пси-арт.

  3. Практический. Внедрение изученных методов, приемов и упражнений в практику уроков музыки, МХК и фольклора.

  4. Аналитический. Осуществление мониторинга. Анализ результатов работы, выводы.























Предполагаемый результат.

Исследования, проведенные под руководством Л.Д.Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия с трудными детьми позволяют решать следующие важные педагогические задачи:

  • Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

  • Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

  • Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретется опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Освоение методики пси-арт и применение её в образовательном процессе, по мнению многих авторов (Л.Д.Назарова, Е.А.Лобанова, Е.А.Медведева и др.), приводит к следующим результатам:

  • Значительно сокращается время на изучение материала;

  • Информация поступает в анналы долговременной памяти;

  • Учащиеся овладевают и применяют методы самостоятельной организации информации, растет самостоятельность в обучении;

  • Самооценка, как учащихся, так и педагогов, становится позитивной;

  • Участники образовательного процесса получают возможность активной самореализации;

  • Уроки становятся радостным событием как для педагогов, так и для учеников;

  • Получает активное развитие коммуникативная сфера личности;

  • Система ценностей формируется на основе взаимопонимания, сотрудничества, творчества с ориентацией на нравственный выбор.

Методы исследования.

В работе предполагается использовать следующие методы исследования:

  • Наблюдение.

  • Беседы.

  • Диагностические методы: анкетирование, тесты («Самооценка эмоциональных состояний», анкета «Мой внутренний мир», тест Кэттелла и т.п.)

  • Составление общей карты психического состояния класса.

  • Методика «Выбор цвета» до начала исследования, на промежуточных этапах и в конце исследования.

  • Метод рефлексии.

  • Мониторинги успеваемости и качества знаний.

Средства контроля.

Предполагаемые средства контроля:

  1. Контроль посещаемости уроков, рефлексия на начало и конец урока.

  2. Тестирование.

  3. Наблюдение и анализ изменений деятельности учащихся на уроке (активность, подготовка домашних заданий, развитие любознательности, проявление инициативы и самостоятельности).







Заключение.

Представление об арт-терапии как оригинальном направлении в социально-культурной деятельности и образовании говорит о неисчерпаемом творческом потенциале, заложенном в каждом человеке, и возможности использования этого потенциала в целях достижения душевного здоровья, внутреннего благополучия и гармонии с окружающими.

На уроках всегда можно найти время для творчества как педагогического, так и детского. Многими учеными и педагогами-практиками доказано, что творческое освоение учебного материала всегда ведет к прочным и качественным знаниям. Главная задача учителя новой школы - переосмыслить методы и средства обучения. Не рассматривать ученика как сосуд для определенной порции знаний, а научить его самостоятельно добывать их, осмысливать и применять на практике.

В заключение хочу сказать, что применение методики пси-арт в образовательном процессе является средством реализации одного из основных направлений модернизации общего образования, а именно:

  • осуществления деятельностного характера образования,

  • направленности содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности,

  • получения учащимися опыта этой деятельности.

Какова же роль учителя, и каковы его возможности в этом сложном процессе?

«Ребенок - объект воспитания» - достаточно распространенная позиция в педагогике прошлых лет. Сегодня справедливым будет иное утверждение: «Ребенок творит себя сам, а мы, педагоги, лишь призваны умело направить его».

В начале своего жизненного пути ребенок подражает всему, что происходит вокруг него, но при этом остается самим собой. Известно, что подражание - начало начал любого творчества, в котором присутствуют и собственное видение и восприятие окружающих вещей.

Придя в школу, ребенок впервые начинает самостоятельно учиться, творчески мыслить. Пусть он ошибается и думает не как все, но это его решение, его собственный путь. Главное - поддержать это желание и интерес к самостоятельному поиску. Существует несколько правил, которых должен придерживаться учитель:

  • Не сковывать, а освобождать;

  • Не сдерживать, а поддерживать;

  • Не сгибать, а распрямлять.

Еще Эммануил Кант говорил: «Не мыслям надо учить, а учить мыслить». Именно с этих позиций применение методов и приемов арт-терапии в образовании позволяет добиться желаемых результатов.









Литература.

  1. Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа. /составитель Челышева Т.В./ М.: Просвещение, 1993.

  2. Выходцева В.Н., Романова Н.А. Арт-терапия - исцеляющее творчество. //ресурсы сети Интернет

  3. Кабилова С.Ф. О роли учителя музыки в становлении творческой личности. //Музыка в школе. 2005, №3.

  4. Лобанова Е.А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий. //Музыка в школе. 2005, №3.

  5. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. - С-Пб: Речь, 2002.

  6. Назарова Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. - М. Сфера, 2008.

  7. Современные методы арт-терапии (общее представление о психодраме, музыкотерапии, танцтерапии, цветотерапии…)

// контрольная работа revolution.allbest.ru/upload.html









Приложение 1

Упражнения, предлагаемые в пособии Л.Д.Назаровой

Работа с внутренним экраном.

Упражнение 1. Создание четкого статичного образа.

В течение нескольких секунд рассматривать предмет, затем закрыть глаза и воспроизвести его изображение на внутреннем экране. Повторение этого упражнения приводит к тому, что дети учатся удерживать возникающий образ с четкими контурами, с «прорисовыванием» всех деталей.

Способы усложнения:

  • Менять предметы одного уровня сложности;

  • Заменять простые предметы более сложными или изменить что-либо во внешнем облике, если в качестве изменяемого объекта был выбран человек. В этом случае на экране создается два образа - после первого и после второго просмотров.

  • Включать в работу самих детей (работа в парах, групповая).

Результатом упражнений станут рассказы детей об увиденном. По ним можно детально отследить прогресс в обучении.

Упражнение 2.

Воспроизведение на ментальном экране группу предметов, расположенных в определенном порядке. Рассмотрев предметы и закрыв глаза, дети перечисляют их последовательность или расположение. Затем, изменив что-либо в расположении предметов, вновь поработать с визуальным текстом.

Упражнение 3.

Глядя на картинку или на улицу, время от времени закрывать глаза, и воспроизводить увиденное на ментальном экране. Потом, открыв глаза, проверять, все ли на месте, что изменилось или какие детали они не смогли воспроизвести на своем ментальном экране.

Упражнение 4.

Создать свою собственную картинку на внутреннем экране. На первых порах желательно давать уточняющие подсказки или корректирующие вопросы. Результатом работы станет рассказ о своей картинке, а также умение задавать вопросы самому себе при ее создании.

Упражнение 5.

Угадай предмет по цепочке вопросов (диалоговая система). Направления вопросов могут быть такие:

  • Одушевленный или условно одушевленный;

  • Размер (большой, маленький, средний, в сравнении с чем-либо);

  • Форма;

  • Объем;

  • Материал;

  • Цвет;

  • Использование.

В результате упражнения формируется умение правильно построить вопрос.

Упражнение 6.

Трансформирование уже имеющегося образа (н-р, детям представлена картинка с изображением грузовой машины, рассмотрев все детали, дети должны мысленно поставить в кузов корову, увидеть ее и описать.

Создание образа в динамике.

Упражнение 1.

Создать на ментальном экране образ. Затем мысленно переместить его в любое место внутреннего экрана. Перемещения могут осуществляться во всех направлениях, даже с поворотом или оборотом вокруг оси. Задача - прорисовать путь движения предмета.

Как вариант можно предложить детям «понаблюдать» за полетом воображаемого насекомого или птички.

Приложение 2

Фрагменты уроков музыки.

Урок по теме «Сказочные образы в музыке».

(Раздел «Музыка и живопись»).

Метод: работа с внутренним экраном.

Музыкальный материал «Полет шмеля» и «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Вид деятельности: слушание музыки.

  1. Первое прослушивание фрагмента «Полет шмеля».

Вопрос по окончании слушания: кого или что вы представили, слушая музыку?

Ответы учащихся: быстрое движение, бег, суета, жужжание, как комары гудят.

  1. Оттолкнувшись от последних версий, обговариваем какие еще насекомые могут издавать похожие звуки.

Ответы учащихся: пчелы, мухи.

  1. Задание: закройте глаза и мысленно проследите за полетом мухи или пчелы.

Расскажите, по какой траектории она летела.

  1. Повторное прослушивание фрагмента. Работа с «экраном» под музыку.

Вопрос: точно ли совпадает образ вашей пчелы или мухи с изображением на вашем «экране»?

Ответы: по траектории полета похоже, звук не совсем. Почему? Впечатление, что размер не совпадает. По музыке слышно, что-то более крупное. Какие насекомые похожи на пчелу, но больше по размерам?

Ответ: шмель.

Вы догадались правильно. Фрагмент называется «Полет шмеля».

  1. Последнее прослушивание фрагмента и анализ средств.

Задание: какими музыкальными средствами композитор изобразил полет шмеля?

Результат работы: быстрое узнавание произведения впоследствии.

Работа над фрагментом «Три чуда».

Методы: работа с внутренним экраном,

создание образа «живой» иллюстрации

  1. Чтение фрагментов из текста «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.

  2. Задание: мысленно представьте себе на своем внутреннем «экране» образы белки, богатырей, Царевны-Лебеди. Как они выглядят? Как двигаются?

  3. Прослушивание фрагмента.

Вопросы: соответствует ли музыка изображению на вашем экране? Помогла ли музыка сделать эти образы ярче? Что в них изменилось?

Задание: во время повторного прослушивания фрагмента постарайтесь «оживить» образы с внутреннего экрана, показав их движениями, жестами или мимикой.

  1. Повторное слушание, создание «живой иллюстрации».

  2. Рефлексия: что вы почувствовали,создавая образ белки? Бурливой волны? Богатырей? Царевны-Лебедь? Чем помогала вам музыка? какие чувства пробудила в вас эта музыка?

Тема «Инструментальный концерт».

Методы: работа с внутренним экраном, рефлексия,

домашнее задание - иллюстрация на тему.

Музыкальный материал: А.Вивальди инструментальные концерты «Времена года».

  1. Прослушивание фрагмента концерта «Лето» (1 часть)

  2. Рефлексия: что вы почувствовали, слушая эту музыку? Какие чувства пробудила она в вас?

Ответы: спокойствие, сонливость, лень, внезапную тревогу.

Цикл, созданный А.Вивальди, называется «Времена года».как вы думаете, какое время года иллюстрирует эта музыка?

Ответ однозначный: лето. Почему? Потому что летом в жару и зной может возникнуть состояние оцепенения, сонливости. В жару ничего не хочется делать. А с чем связано состояние тревоги летом? С грозой.

  1. На своем внутреннем экране представьте картины лета. При повторном прослушивании, обратите внимание, станут ли они ярче?

  2. Повторное слушание (все три части).

Как изменилась ваша картинка? Если бы вам пришлось ее нарисовать, какие бы краски вы выбрали?

  1. Работа с поэтическим текстом к концерту.

  2. Домашнее задание: слушать музыку, рисовать.

1 вариант - иллюстрация на тему концерта «Лето» (отдельный эпизод).

2 вариант - нарисовать сюжетную «кинематографическую» ленту.







МОУ Михайловская СОШ









Проект

инновационной работы по теме

«Технологии арт-терапии на уроках искусства»





Подготовила: Немерова О.С.

учитель музыки и МХК

МОУ Михайловская СОШ



Михайловка

2011г.



© 2010-2022