Календарно-тематическое планирование Музыка 6 класс

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе "Музыка 5-7 класс" на основе примерной программы "Музыка" Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Цель массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъем­лемой части духовной культуры — наиболее полно отража­ет заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного миро­восприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизнен­ном информац...
Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс

Дата

план

Дата

факт

Тема урока,

тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Вид контроля

1

2

3

4

5

6

7

Мир образов вокальной и инструментальной музыки ( 17 часов )


1

Удивительный мир музыкальных образов

(вводный урок-лекция)

Что роднит музыкальную и разговорную речь?

Интонация. Мелодия-душа музыки Музыкальный образ-.

живое обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Вокальная музыка.

Слушать музыку,понимать термины:мелодия, интонация, мелодическая линия.; наблюдать за му­зыкой в жизни человека и звучанием природы, выявлять общность истоков и особенностей народной и профессиональной музыки. Понимать термины: музыкальный образ, вокальная музыка..

Беседа .Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

(индивидуальный и фронтальный)

.

2

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

Песня-романс. Мир чарующих звуков

Расширение и

углубление знаний

(урок-беседа)

Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах.

Знать понятия романс; способы создания образов: музыкальный портрет и бытовая сцена (монолог, диалог). Уметь определять, в чем проявляется взаимосвязь разговорных интонаций.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

(индивидуальный и фронтальный)


1

2

3

4

5

6

7

8

3

Два музыкальных посвящения

Сообщение и усвоение новых знаний

( урок практической деятельности)

Вокальная музыка-романс

«Я помню чудное мгновенье»; инструментальная музыка- «Вальс-фантазия» М. Глинки

Проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений;

определять приёмы развития,

форму музыкальных произведений

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.

Устный опрос.

(индивидуальный и фронтальный)

4

Портрет в музыке

и живописи. Картинная галерея.

Расширение и углубление знаний

(урок-лекция)

Вокальная музыка -романс

«Я помню чудное мгновенье»; инструментальная музыка-

«Вальс-фантазия» М. Глинки.

Портрет в музыке и живописи.

Выявлять своеобразие почерка

М. Глинки .Объяснять. Как форма и приёмы развития музыки могут раскрывать образы сочинений.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.

Устный контроль (индивидуальный и фронтальный)

5

«Уноси моё сердце

в звенящую даль...»

Сообщение и усвоение новых знаний

(урок-лекция)

Жизнь и творчество С.Рахманинова. Романс «Сирень». Роль мелодии

и аккомпонимента.

Исполнительские интерпретации.

Проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений; сравнивать исполнительские интерпретации

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Устный опрос.

(индивидуальный и фронтальный)

.

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя Сообщение и усвоение новых знаний

(урок-беседа)

Жизнь и творчество Ф.Шаляпина. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства.

Проводить интонационно-образный анализ музыки;сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Устный опрос.

(индивидуальный и фронтальный)


1

2

3

4

5

6

7

8

7

Обряды и обычаи

в фольклоре и в творчестве композиторов

Сообщение и усвоение новых знаний

(комбинированный)

Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов- старинной русской свадьбы.

Чисто интонировать мелодии русских народных свадебных песен и фрагментов хоров из опер;

определять приёмы развития музыкальных произведений; проводить интонационно-образный анализ музыки;

Интонационно-образный анализ музыки прослушанных произведений. Хоровое пение Устный опрос.

.

8

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения

Сообщение и усвоение новых знаний

(урок-беседа)

Знакомство с вокальным стилем бельканто.

Освоение вокального и инструментального жанров- баркаролы

(песни на воде). Знакомство с исполнителями бельканто.

Понимать термин бельканто, называть имена великих оперных певцов.

Беседа. Интонационно-образный анализ музыки Хоровое пение

9

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

Сообщение и усвоение новых знаний

( урок- беседа)

Жизнь и творчество Ф.Шуберта.

Вокальный жанр-баллада.

Выявление средств выразительности разных видов искусств.

(литературного,

музыкального, изобразительного)

Знать основные моменты из жизни Ф.Шуберта; понимать термин баллада; сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений; выявлять средства выразительности и

изобразительности музыкальных произведений.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Устный опрос.

(индивидуальный и фронтальный)

.

1

2

3

4

5

6

7

8

10

Образы русской народной и духовной музыки.

Народное

искусство Древней Руси

Расширение и углубление знаний (урок-лекция)

Роль музыки в народных праздниках. Скоморохи- странствующие актёры.

Жанры и формы народной музыки. Музыкальный язык, инструменты,современные исполнители народных песен.

Понимать особенности развития народной музыки, её жанры и формы; особенности музыкального языка народных песен; называть народные музыкальные инструменты и

имена исполнителей народной музыки.

Беседа. Слушание музыки.

Музыкальная «Угадай-ка!»

Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.

Игра в оркестре на музыкальных инструментах

11

Образы русской народной духовной музыки.

Духовный концерт.

Сообщение и усвоение новых знаний

(комплексный)

Особенности развития духовной (церковной) музыки Древней Руси в историческом контексте

( от знаменного распева до партесного пения).

Различные жанры проводить интонационно-образный анализ музыки; церковного пения.

Творчество М. Березовского. Жанр

хоровой концерт.

Понимать основные этапы развития духовной музыки; понимать термины:знаменный распев,

Партесноепение и а капелла,

унисон, духовный концерт;

проводить интонационно-образный анализ музыки;

Сопоставление музыкального и художественного искусства.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Устный опрос.

(индивидуальный и фронтальный)

12

«Фрески Софии

Киевской»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

(урок-беседа)

Углубленное знакомство с концертной симфонией В. Кикты «Фрески Софии Киевской».

искусстве.

Понятия: фреска, орнамент, скоморохи;узнавать инструменты, исполняющие основные темы.

проводить интонационно-образный анализ музыки;

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Устный опрос.

(индивидуальный и фронтальный)


1

2

3

4

5

6

7

8

13

В.Гаврилин.

Симфония «Перезвоны». Молитва.

Расширение и углубление

новых знаний

(урок-беседа)

Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Выявление глубоких связей композиторской музыки с народным творчеством

Понятия: хор, солист, симфония, ударные инструменты; выявлять средства музыкальной выразительности, особенности музыкального языка жанра молитвы

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Устный опрос.

(индивидуальный и фронтальный); выявление средств музыкальной выразительности

14

Образы духовной музыки

Западной Европы. Небесное и земное в музыке И.Баха. Полифония .Фуга.

Хорал

Углубление и расширение знаний

(урок-беседа)

Мир музыки И. С. Баха: светское и церковное искусство. Особенности полифонического изложения музыки, стиля барокко, жанров кантаты , фуги, хорала.

Особенности творчества

И. С. Баха, стиля барокко;

понятия:токката, фуга, хорал, контрапункт

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение; выявление средств музыкальной выразительности

15

Образы скорби и печали

Расширение и углубление знаний,

(урок-беседа)

Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров-кантаты, реквиема. Образцы скорби в религиозной музыке. «Реквием» В.А.Моцарт.

Основные факты из жизни и творчества В. Моцарта и

Дж. Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема; понятия: кантата, реквием, полифония;

выявлять средства музыкальной выразительности и приёмы развития музыки.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ; сопоставление музыкального и художественного искусства;

выявление средств музыкальной выразительности

1

2

3

4

5

6

7

8

16

Фортуна правит миром.

«Кармина Бурана» Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство со сценической кантатой К.Орфа «Кармина Бурана»

Особенности творчества

К. Орфа.; понятия: фортуна, ваганты; проводить интонационно-образный анализ музыки; применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов;

Беседа. Использование жестов или движений, передающих характер музыки; слушание музыки; интонационно-образный анализ;

.

17

Авторская песня: прошлое и

настоящее.

Джаз -искусство

20 века

Сообщение и усвоение новых знаний

(урок-путешествие)

История развития авторской песни от Средневековья до нашего времени. Взаимодействие лёгкой

и серьёзной музыки

(рок-музыка, симфоджаз);

Джазовая музыка( спиричуэл,

бдюз) импровизации.

История развития авторской песни, особенности жанра, называть имена исполнителей авторской песни; история развития джаза; отличительные особенности блюза и спиричуэла; понятия: импровизация, обработка; называть имена джазовых музыкантов

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ; сопоставление музыкального и художественного искусства;

выявление средств музыкальной выразительности

Мир образов камерной и симфонической музыки ( 17 часов )

18

Вечные темы искусства и жизни.

Образы камерной музыки.

(вводный урок)

Музыкальные произведения:

вокальные, инструментальные, камерные, симфонические. Принципы музыкального развития

(повтор, контраст, развитие)

Понятия: вокальная, инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка; основные принципы развития музыкального произведения

Беседа. Интонационно-образный анализ музыки Хоровое пение

Устный опрос (индивидуальный и фронтальный)

.

1

2

3

4

5

6

7

8

19

Инструменталь-

ная баллада.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

(урок-беседа)

Творчество Ф.Шопена.

Различные жанры фортепианной миниатюры (прелюдии,

вальсы, мазурки, полонезы, этюды). Жанр инструментальная баллада.

Основные моменты творчества Ф. Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений; различные жанры фортепианной миниатюры.

Беседа. Устный контроль.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.

20

Ночной пейзаж

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

(урок-беседа)

Жанр камерной музыки-ноктюрн. Образы «ночной музыки».

Музыка-выражение личных чувств композитора. Картинная галерея.

Понятие: ноктюрн; уметь

проводить интонационно-образный анализ музыки,

выявлять средства музыкальной выразительности

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Сопоставление образов поэзии музыки и живописи.

Поиск общих средств художественной выразительности.

Устный опрос.

(индивидуальный и фронтальный)

.

21

Инструменталь-

ный концерт. «Итальянский концерт»

Сообщение и усвоение новых знаний

(урок-беседа)

Развитие жанра камерной музыки-инструментального концерта.

Различные виды концерта, программная музыка. И.С.Баха «Итальянский концерт».Особенности стиля борокко.

А.Вивальди «Весна» из

цикла «Времена года»

Понятие: инструментальный концерт; особенности стиля борокко; называть имена композиторов: А. Вивальди и

И.С. Бах; проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Сопоставление образов поэзии, музыки. Определение формы музыкального произведения.

!

2

3

4

5

6

7

8

22

«Космический пейзаж».

«Быть может вся природа мозаика цветов?»

Картинная галерея

Сообщение и усвоение новых знаний

(урок-беседа)

Новый звуковой мир на примере произведения

Ч. Айвза «Космический пейзаж» и «Мозаика» Э.Артемьева. Выразительные возможности синтезатора.

Понятие: синтезатор; называть имена композиторов: Ч, Айвз и

Э. Артемьев; определять тембры музыкальных инструментов;

проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Сопоставление образов живописи и музыки.

23

Образы симфонической музыки.

«Метель»

Сообщение и усвоение новых знаний

(урок -лекция)

Связь музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стиль композитора

Г.Свиридова.

Знать композитора Г. Свиридова; проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения; определять форму, приёмы развития музыки, тембры;

выявлять средства музыкальной выразительности инструментов;

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Сопоставление образов живописи и музыки. Игра в «дирижёра», определение формы музыки, тембров музыкальных инструментов; выявление средств выразительности и приемов развития музыки.

.

24

Музыкальные иллюстрации к драме А.Пушкина «Метель».

Урок расширение и углубления знаний

(урок- беседа)

Связь музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стиль композитора Г.Свиридова.

Применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов; проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения; выявлять средства музыкальной выразительности инструментов;

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Сопоставление образов живописи и музыки. Игра в «дирижёра», определение формы музыки, тембров музыкальных инструментов; выявление средств выразительности и приемов развития музыки.

1

2

3

4

5

6

7

8

25

Симфоническое развитие музыкальных образов.

«В печале весел,

а в веселье печален» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

(урок-беседа)

Основной принцип музыкального развития- сходство и различие.

Основной приём-контраст. Построение музыкальной формы

(вариации, сонатная форма).Жанры симфония, сюита;

Понятия: симфония, сюита, обработка, интерпретация, трактовка;знать имена композиторов: В. Моцарт, П. Чайковский; проводить интонационно-образный анализ музыкального

произведения; определять тембры музыкальных инструментов;

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ, определение тембров музыкальных инструментов; приёмы развития музыки; выявление средств выразительности и приемов развития музыки.

26

Связь времён.

Расширение и углубление знаний

(урок -беседа)

В.Моцарт Симфония №40; оркестровая сюита «Моцартиана» №41 П. Чайковского.

Л. ван Бетховен «Скорбь и радость»

(канон)

Высказывать суждения об основной идее. О средствах и формах её воплощения;

владеть своим голосом и дыханием

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ, определение тембров музыкальных инструментов; приёмы развития музыки; выявление средств выразительности и приемов развития музыки.

27

Программная увертюра.

Увертюра «Эгмонт» Сообщение и усвоение новых знаний

(урок-беседа)

Знакомство с жанром

программной увертюры

Л. Ван Бетховена «Эгмонт».

Сонатная форма. Мир героических образов.

Знать понятия: увертюра. Программная музыка; строение сонатной формы; уметь проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ, определение тембров музыкальных инструментов; приёмы развития музыки; выявление средств выразительности и приемов развития музыки.


1

2

3

4

5

6

7

8

28

Увертюра-фантазия

«Ромео и Джульетта»

П.Чайковского.

Сообщение и усвоение новых знаний

(урок-лекция)

Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта». Сонатная форма. Мир драматических образов

увертюры-фантазии

(«Ромео и Джульетта)

Называть полное имя

композитора П. Чайковского;

Знать понятия: увертюра. Программная музыка; строение сонатной формы; уметь проводить интонационно-образный анализ музыкального

произведения,определять приёмы развития и средства выразительности музыки.

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-

образный анализ,

Устный опрос (индивидуальный и фронтальный)

.

29

Увертюра-фантазия

«Ромео и Джульетта»

П.Чайковского.

Продолжение темы

Расширение и углубление знаний

(комбинирован- ный)

Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта». Сонатная форма. Мир драматических образов

увертюры-фантазии

(«Ромео и Джульетта)

Называть полное имя

Композитора П. Чайковского;

Знать понятия: увертюра. Программная музыка; строение сонатной формы; уметь проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения, определять приёмы развития и средства выразительности музыки.

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ,


1

2

3

4

5

6

7

8

30

Мир музыкального театра.

Сообщение и усвоение новых знаний

(урок-лекция)

Интерпретация литературного произведения ( трагедии «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах: балете С.Профьева «Ромео и Джульетта».

Понимать термины: опера,балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты;

называть полные имена композиторов:С. Прокофьев,

Л. Бернстайн, К. Глюк, А. Журбин

Устный опрос.

31

Мир музыкального театра.

Продолжение темы.

Сообщение и усвоение новых знаний,

(урок-беседа)

Интерпретация литературного произведения (трагедии «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах: мюзикле Л.Бернстайна «Вестсайдская история», опере К.Глюка; рок-опере А.Журбина «Орфей и Эвридика»

Уметь проводить

интонационно-образный анализ музыкальных произведений, определять приёмы развития и средства выразительности музыки;

развивать умения и навыки музыкально- эстетического самоанализа: формирование фонотеки, посещение концертов, театров

Устный опрос.

32

Мир музыкального театра.

Продолжение темы.

Расширение и углубление знаний

(урок-беседа)

Взаимодействие слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, «лёгкой» и серьёзной музыки.

Размышлять о знакомом тебе музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения;

Устный опрос.

(индивидуальный и фронтальный)

1

2

3

4

5

6

7

8

33

Образы киномузыки

Сообщение и усвоение новых знаний

(урок-беседа)

Обобщение знаний о различных жанрах музыки в фильмах зарубежного кинематографа.

Иметь представление о мировых шедеврах музыкального кинематографа, знать названия фильмов, называть мелодии из фильмов,

Устный опрос.

(индивидуальный и фронтальный)

34

Образы киномузыки.

Продолжение темы.

Расширение и углубление знаний.

Обобщение полученных знаний

(комплексный)

Обобщение знаний о различных жанрах музыки в фильмах

отечественного кинематографа.

Развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности; совершенствовать навыки самообразования, уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении

Устный опрос.

(индивидуальный и фронтальный) Музыкальная викторина.


© 2010-2022