• Преподавателю
  • Музыка
  • Общеразвивающая образовательная программа по предмету «Хор», в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые инструменты» 2014г

Общеразвивающая образовательная программа по предмету «Хор», в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые инструменты» 2014г

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА стр.2;

II. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН стр.4;

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА стр.4;

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ стр.6;

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ стр.7;

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА стр.8;

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр.11;







  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В детской школе искусств, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

Главная задача руководителя хорового коллектива - привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании - наиболее доступном виде подобной деятельности.

Актуальность данной программы «Хоровой класс» в том, что изменившиеся условия работы ДШИ должны сопровождаться изменяющимся методическим обеспечением преподавания. Эти условия диктуют новые, особые требования к образовательным программам, структура и содержание которых ориентируются на современные виды образовательной деятельности в области искусства.

Цель программы по учебному предмету «Хоровой класс» - воспитание гармонически развитой личности с высоким художественно-эстетическим потенциалом не только потребителя, но и возможного производителя духовных ценностей - музыканта-любителя, владеющего исполнительскими навыками, пропагандиста музыкальной культуры. Для этого необходимо:

- создать условия для выявления группы обучающихся с более ярко выраженными музыкально-исполнительскими способностями с целью их дальнейшего профессионального ориентирования;

- более эффективно организовать учебный процесс, решающий задачи личностно-ориентированного обучения, и организованный с учётом федеральных государственных требований, предъявляемых к современной музыкальной педагогике.

Задачи программы:

образовательные:

- максимально возможное развитие слуховых представлений;

- формирование и развитие вокально-интонационных навыков исполнения хоровых произведений;

- освоение профессиональной терминологии;

- формирование художественно-эстетических вкусов и потребностей на лучших образцах классической и современной музыки;

- формирование мотивации к стабильным занятиям хоровым искусством;

развивающие:

- формироваие практических навыков исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

- развитие навыков коллективного музицирования;

- воспитание навыков практического использования полученных знаний, открывающее путь дальнейшему самостоятельному развитию;

- выявление индивидуальности обучающегося и всестороннее музыкальное развитие его личности;

- овладение навыками концертного выступления и поведения на сцене;

воспитательные:

- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации;

- умение планировать свою домашнюю работу;

- умение давать объективную оценку своему труду;

- формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- привитие детям любви к хоровому пению;

Для реализации этих задач необходимо формирование творческого союза: «педагог - ребёнок - родители», основу которого составляют полное доверие, доброжелательность, заинтересованность и общность цели.

С накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется. Он обогащается произведениями многообразных жанров, стилей и эпох, в которые была создана хоровая музыка. Отбирая вокальный репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей и о том, что хоровое пение является мощным средством патриотического, художественно - эстетического и нравственного воспитания учащихся. Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров. Занятия в классе хорового пения помогают:

- привить интерес к музыке, к хоровому исполнительству;

- добиваться эмоционально-осознанного отношения детей к вокальным сочинениям, которые они исполняют;

- знакомить учеников с музыкальными жанрами и формами, особенностями творческого почерка композиторов, их интонационно- образного языка;

- развивать слух и голос детей, формировать определенный объём вокально-хоровых навыков;

- совершенствовать общие способности детей, необходимые для их успешных занятий в начальной школе - речь, слух, память, воображение, внимание, эмоциональную отзывчивость, а также воспитывать навыки коллективной деятельности и такие качества личности как: трудолюбие, целеустремленность, творческую активность и др.

Учебная дисциплина «Хоровой класс» рассчитана на 3 года, при освоении 8-летнего срока обучения, и предполагает следующий объём учебного времени:

Максимальная учебная нагрузка - 147 часов;

Самостоятельная работа - 49 часов;

Аудиторные занятия - 98 часов;

При освоении 5-летнего срока обучения, дисциплина «Хоровой класс» изучается в течение 1 года и предполагает следующий объём учебного времени:

Максимальная учебная нагрузка - 49, 5 часов;

Самостоятельная работа - 16,5 часов;

Аудиторные занятия - 33 часа;

Основная форма проведения занятий - урок; регулярность - 1 раз в неделю; тип занятий - мелкогрупповой.

Возможно проведение уроков в виде репетиций, концертных выступлений.


  1. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения


1 класс

Основные разделы

Аудиторные занятия

Самостоятель -ная работа

1

Вводное занятие

1

0,5

2

Певческая установка

4

2

3

Звукообразование

8

4

4

Дыхание

4

2

5

Дикция и артикуляция

4

2

6

Музыкально-исполнительская работа

8

4

7

Хоровой ансамбль

4

2

Всего часов:

33

16,5


3 года обучения

Основные разделы

1 класс

2 класс

3 класс

Аудиторн.

занятия

Самостоят.

занятия

Аудиторн.

занятия

Самостоят.

занятия

Аудиторн.

занятия

Самостоят.

занятия

1

Вводное занятие

2

1

1

0,5

1

0,5

2

Певческая установка

7

3,5

6

3

6

3

3

Звукообразование

8

4

9

4,5

8

4

4

Дыхание

5

2,5

5

2,5

4

2

5

Дикция и артикуляция

4

2

3

1,5

3

1,5

6

Музыкально исполнительская работа

4

2

5

2,5

6

3

7

Хоровой ансамбль

2

1

4

2

5

2,5

Итого часов:

32

16

33

16,5

33

16,5

Всего часов:


98

49


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

1 год обучения


Вокальные навыки

Певческая установка дыхания:

- правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя;

- дыхание естественное, глубокое и ровное;

- усвоение дирижёрских жестов: «ауфтакт», «начало», «снятие», « смена дыхания между фразами»;

- использование дыхательной гимнастики Стрельниковой;

Звукообразование:

- ровное звучание во всём диапазоне, напевность гласных;

- умение правильно формировать и округлять гласные;

- мягкая атака;

- расширение диапазона (до I октавы - ми II октавы).

Работа над дикцией и артикуляцией:

- работа над освобождением певческого аппарата;

- быстрое и чёткое выговаривание согласных;

- отнесение согласного звука в конце слова к следующему;

- раздельное произношение одинаковых гласных;

- выделение логических ударений;

- короткое произношение согласных в конце слова;

- пение скороговорок;

- сольминизация музыкального текста;

- элементарные приёмы артикуляции.

Вокальные упражнения:

- использование вокальных упражнений системы В.Емельянова;

- выравнивание регистров;

- расширение диапазона детского голоса;

- пение канонов;

- элементы двухголосия;

- попевки на различные интервалы;

- небольшие мелодические обороты;

- смена гласных на повторяющемся звуке, на трёх, пяти ступенях;

Строй и ансамбль

Работа над строем и ансамблем:

- кантиленное пение;

- ритм;

- чистота унисона;

- устойчивое интонирование одноголосного пения «а, саppеllа» и с сопровождением;

- элементы двухголосного пения (в т.ч. каноны);

- динамические оттенки (р, тр, mf, f, crescendo, diminuendo);

- работа над ритмическим, дикционным, динамическим ансамблем;

- ритмическая устойчивость (ощущение пульсации), синкопы, пунктирный ритм;

- формирование мелодического и гармонического строя.

Работа над текстом и партиями:

- понимание литературного текста вокального произведения;

- умение выразительно его прочитать (представить динамический план произведения, общую драматургию развития и выделить кульминацию);

- умение стройно петь свою партию по нотам, по партитуре;

Упражнения на развитие ладового чувства:

- пение устойчивых ступеней, главных трезвучий в мажорных и минорных ладах;

- сознательное усвоение интонирования тона и полутона;

- правильное пение узких и широких интервалов в восходящем и нисходящем движении;

- воспитание чувства ладового тяготения (разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые);

Формирование исполнительских навыков

- умение выразительно исполнять музыкальное произведение;

- умение передать характер, художественный образ произведения;

- воспитание понятия и ощущения музыкальной формы (фразировка, кульминация, штрихи)

- воспитание навыков понимания дирижёрского текста;

- владение различными видами динамики (cresh, dim, f, p, и т.д.).

3 года обучения

Вокально-хоровые навыки.

Певческая установка и дыхание:

- правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног;

- навыки пения сидя и стоя;

- работа в певческом диапазоне от до 1 октавы до ми 2 октавы;

- работа над формированием навыка свободного естественного пения;

- овладение различными приёмами звуковедения от legato до staccato.

Работа над дыханием:

- использование на занятиях дыхательной гимнастики Стрельниковой; - работа над формированием навыка правильного дыхания перед началом пения;

- одновременный вдох и выдох;

- различный характер дыхания (понятие твёрдой и мягкой атаки) перед началом пения, в зависимости от характера произведения;

- смена дыхания в процессе пения;

- различные приёмы дыхания (короткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное - в медленном); - знакомство с навыком « цепного дыхания »;

- развитие длительного дыхания на несложных мелодических оборотах (попевках, детских песенках);

Ансамбль и строй.

Работа над строем и ансамблем:

- чистый и красивый унисон;

- точное интонирование;

- пение на ровном, наполненном дыхании;

- устойчивое интонирование одноголосной мелодии при сложном аккомпанементе;

- упражнения с элементами 2-хголосия и в форме канона;

- навыки пения 2-хголосия с аккомпанементом и без него;

- умение правильно и стройно петь свою партию как с сопровождением, так и без него;

- ритмическая устойчивость в быстрых и медленных темпах, а также в произведениях с более сложным ритмическим рисунком (16-е, пунктир, синкопы) и в сложных размерах;

- ритмический и динамический ансамбль, формирование единой манеры хорового звучания;

- выработка умения петь в соответствии с авторскими рекомендациями (нюансы, темповые отклонения, фермата и др.);

Работа над текстом и партиями:

- понимание роли и важности текста в вокальном произведении;

- уверенное знание текста;

- понимание роли гласных и согласных в пении, их умелое и правильное формирование и произношение;

- ясная и понятная артикуляция в процессе исполнения;

- умение сольфеджировать свою партию и партитуры разучиваемых произведений;

- умение слышать другую партию в многоголосии;

- знание музыкальной терминологии и её грамотное применение;

Упражнения на развитие ладового чувства:

- пение устойчивых ступеней, главных трезвучий в мажорных и минорных ладах;

- чистое интонирование тона и полутона;

- развитие чувства ладового тяготения (разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые);

- правильное пение узких и широких интервалов в восходящем и нисходящем движении;

- пение секвенций из интервалов;

Формирование исполнительских навыков:

- умение выразительно исполнять музыкальное произведение;

- умение передать характер, художественный образ произведения;

- воспитание понятия и ощущения музыкальной формы (фразировка, кульминация, штрихи)

- воспитание навыков понимания дирижёрского текста;

- владение различными видами динамики (cresh, dim, f, p, и т.д.);

- умение петь сольно и в ансамбле;

- умение петь a, cappella и с сопровождением;

- умение слушать аккомпанемент, самостоятельно вступать после вступления или проигрыша в характере музыкального сопровождения;

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Главной целью хорового пения становится развитие слуха и общей музыкальности детей, что помогает формированию интонационных навыков.

Освоение предмета «Хоровой класс» в рамках программы 8 летнего обучения на струнных инструментах, предполагает воспитание у детей следующих теоретических знаний:

- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

- знание профессиональной терминологии;

умений:

- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органичного сочетания слова и музыки;

- умение самостоятельно разучивать несложные вокальные и хоровые произведения;

практических навыков:

- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива;

- навыков сценических выступлений;

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА ОЦЕНОК.


Оценка качества реализации предмета «Хоровой класс» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости используются контрольные уроки, прослушивания. Текущий учёт успеваемости учащихся проводится преподавателем непосредственно на уроке, по результатам занятий, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачётов, контрольных уроков и экзаменов по полугодиям.

Итоговая аттестация может проводиться в форме экзамена, дифференцированного зачёта, концертного выступления, контрольного прослушивания. При выставлении итоговой оценки учитывается участие в концертах, конкурсах (городских, зональных, областных) и прочие выступления хорового коллектива.

Успеваемость обучающихся по дисциплине «Хоровой класс» оценивается по 5- балльной системе. Критериями оценки являются:

- активность и результативность работы на уроках;

- уровень владения вокальными и исполнительскими навыками;

- знание партий и качество их исполнения;

- общий уровень музыкальной и, в том числе, хоровой эрудиции;

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчётные концерты школы, новогодние концерты, показ хоровой практики дипломников училища.

За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: при 1-летнем сроке обучения - 12 - 18 (в том числе и в ознакомительном порядке); при 3-летнем 12- 20 (часть произведений разучивается в ознакомительном порядке).

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для учащихся инструментальных отделений хоровой класс является одной из обязательных дисциплин, способствующих формированию навыков коллективного музицирования. Занятия проводятся по группам, составленным с учётом возраста, музыкальной подготовки и голосовых данных учащихся.

Всемерно используя возможности групповых занятий, предусмотренных действующими учебными планами, нельзя забывать о том, что хор - это коллектив. Лишь исходя из этого, можно профессионально решать задачи хорового звучания. Так, при организации учебного процесса в школе, целесообразно руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, мелкогрупповыми и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса, как исполнительского коллектива. На занятиях хором должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, т. к. работа по нотам, а затем и хоровым партитурам, помогает учащимся воспринимать музыкальные произведения сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху, т. к. именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.

Основополагающим фактором ровности звучания хора является строй. Помимо хоровых занятий, работа над ним идёт на уроках сольфеджио, наглядно демонстрируя взаимосвязь этих учебных предметов.

Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей.

Этапы работы над музыкальным произведением:

Разбор:

- анализ словесного текста и его содержания; - грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам; - разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения;

- определение формы; - деление на мотивы, предложения, фразы;

- средства выразительности: темп, размер, ритмическая структура, динамические оттенки.

Работа над вокальными партиями:

- интонация;

- штрихи и выразительные особенности произведения;

- стилевые особенности исполнения;

Работа над хоровым ансамблем и строем:

- единство звучания;

- гармоническая, ритмическая и дикционная чёткость;

- раскрытие музыкальног образа произведения;

Репетиционная работа.

Концертное выступление.

Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнительства, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар расширяется и усложняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру. На хоровых занятиях должны активно использоваться знания детьми нотной грамоты и навыки сольфеджирования. Это помогает учащимся овладевать музыкальным произведением сознательно, приближает их к нужному уровню исполнения произведений.

На протяжении всех лет обучения педагог внимательно следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков обучающихся: дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и т.д. Постепенно усложняются задачи:

- расширяется диапазон певческих возможностей детей;

- разнообразнее и богаче становится музыкально-художественный кругозор детей (в репертуаре хора произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с народными песнями жанров и с современными произведениями);

- идёт постоянная работа над художественным образом (особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения);

- расширяется арсенал форм и методов работы, используются различные приёмы, такие как: сочетание запевов c солистом (или группой солистов), с хором, динамическое развитие, варьирование элементов хоровой и фортепианной аранжировки и т.д.;

Развитие музыкального слуха, формирование и развитие чувства метроритма и интонационных навыков помогает воспитанию общей музыкальности и культуры детей.

ПРИМЕРНЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ

I. Народные песни:

«У меня ль во садочке»

«А я по лугу»

«Блины»

«Во сыром бору тропина»

«Пойду ль я, выйду ль я»

«Комарочек»

«На зелёном лугу»

«Яблонька»

«Ты воспой, соловейко»

«Неделька»

«Где ты был так долго» л.н.п.

«Со вьюном я хожу»

«Весёлый Дуда» ч.н.п.

II. Классические произведения:

«Неаполитанская песенка» муз. П. Чайковского;

«Заря лениво догорает» муз. Ц.Кюи;

«Подснежник» муз. А.Гречанинова;

«Славим мир» муз. В.Моцарта;

«В чистом поле дуб стоит» муз. А.Гречанинова;

«Козёл - Васька» муз. А.Гречанинова;

«Dignare» муз. Г.Генделя;

«Пчёлка» муз. Ц. Кюи;

«Не пенится море» М.Балакирева.

III. Произведения современных композиторов:

«Зелёная музыка» муз. Е.Подгайца;

«Под Новый год» муз. Е.Подгайца;

«Акварель» муз. Сариева;

«Слонёнок» муз. И.Хрисаниди;

«Крокодил» муз. И.Хрисаниди;

«Доброта» муз. В.Ткачёва;

«Поиграем» муз. Ю.Тугаринова;

«Ореховый гном» муз. В.Ткачёва;

«Очень вкусный пирог» муз. Н.Проскурина;

«Весна» муз. М.Красева; «Не грусти, улыбнись и пой» муз. Ю.Смирнова; «12 егерей» муз. Б.Кравченко; «Самовары» муз. Б,Кравченко;

VII. СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ


НОРМАТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Аракелова А.О. Сборник нормативных материалов для детских школ искусств, М 2012 г.

  2. Учебные планы ФГТ.

  3. График учебного процесса.


СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. Владос, 2000г.

2.Апраксина О., Орлова Н. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними / Музыкальное воспитание. Вып. 10. М. Музыка, 1975г.

3.Апраксина О. А. Методика развития детского голоса: Учебное пособие. М. МГПИ, 1983г.

4.Варламов А.. Полная школа пения. М. Музыка, 1962г.

5.Витт Ф. Практические советы обучающимся пению. Л. Музыка, 1968г.

6.Вокальная музыка // Музыкальный энциклопедический словарь / Главный ред. Келдыш Г. В. - М. Советская энциклопедия. 1990г.

7.Вопросы вокальной педагогики / Под общей ред. Л. Б. Дмитриева. Вып.6 - й.: Музыка, 1982г.

8.Гоце М.. Купер Н., Браун К. О вокальной работе в школе // Искусство в школе. Вып. 3. М. Музыка, 1991г.

9.Дмитриев Л. Основы вокальной методики: Программы курсов для музыкальных вузов. М. Музыка, 1976г.

10.Дмитриев Л. Основы вокальной методики: М. Музыка, 2007г.

11.Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать о детском голосе. М. Музыка. 1972г.

12.Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Санкт- Петербург, 2003г.

13.Егоров А. Гигиена голоса и его физиологические основы. М, Музыка, 1962г.

14.Егоров А. «Теория и практика работы с хором»;

15.Живов В. «О музыкально - выразительных средствах в хоровом исполнительстве»;

16.Живов В. « Теория хорового исполнительства»;

17.Зданович А. Некоторые вопросы вокальной методики. М. Музыка, 1965г.

18.Краснощёков В. «Вопросы хороведения»;

19.Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков. М. Музыка. 1996г.

20.Луконин В. Обучение и воспитание молодого певца. - Л.: Музгиз. 1977г.

21.Луконин А. и Перепёлкина А. «Вокально - хоровое управление»;

22.Малинина Е. Вокальное воспитание детей. Л. Музыка. 1967г.

23.Манабени А. Г. Методики обучения сольному пению. М. Просвещение, 1987г.

24.Михайлова Т. Н. О вокально-технической подготовке репертуара // 25.Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей. Вып. 6. - М.: Музыка. 1982г.

26.О детском голосе /Под ред. Н. Д. Орловой. М. Музыка. 1966г.

27.Орлова Н. Развитие голоса девочек. М. Музгиз, 1967г.

28.Панофка Г. Искусство пения. М. Музыка. 1968г.

29.Прянишников И. Советы обучающимся пению. М. Музыка, 1958г.

30.Работнов Л. Основы физиологии и патологии голоса певцов. М. Музыка, 1992г.

31.Развитие детского голоса: Сб. статей. М. Музыка, 1971г.

32.Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. Музыка. 1992г.

33.Чесноков П. «Хор и управление»;

34.Шаляпин Ф. И. Маска и душа. М. Музыка, 1989г.

35.Юдин С. Формирование голоса певца. М, Музыка, 1962г.

38.Юрлов А. «Певческое воспитание как основа исполнительского совершенствования певцов хора»;

37.Юссон Р. Певческий голос. М. Музыка, 1974г.

38.Ярославцева Л. Зарубежные вокальные школы. М. Музыка, 1989г.

39.«Разноцветный мир», Сборник. Воронеж 1997г.;

40.«Дождик песенку поёт», Сборник. пост.,М.1981г.;

41.«Песни - картинки», Сборник. М.1983г.;








17


© 2010-2022