Методическая разработка урока по музыке Колокольные звоны

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Колокольные звоны

Более тысячи лет живет православие на Руси. Святая Русь. В её судьбе слились воедино прошлое, настоящее и будущее.

Святая Русь. Она поражает нас проникновенностью молитв духовной возвышенностью песнопений, нетленной красотой икон и благородным величием храмов.

Православную церковь приметишь сразу. Очень уж отличается вид храма от обычных зданий. Строгая прелесть и грация линий, светлая, радостная раскраска строения, а высоко вверху сверкают золотом, отражая небесный свод, нарядные колокола. Церковь обычно ставили на возвышенном месте, чтобы отовсюду она была видна, чтобы далеко разносился звон колоколов.

♫ Колокольный звон

Тема нашего урока «Колокольные звоны». М.Ю. Лермонтов так однажды описал колокольную симфонию Москвы в своем учебном сочинении: «Москва не есть обыкновенный город, каких тысячи. У нее есть своя душа, своя жизнь…».

Едва проснется день, как уже со всех златоглавых церквей раздается согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена…и мнится, что бестелесные звуки принимает видимую форму…

О, какое блаженство внимать этой неземной музыке!

Красота храмов, красота колокольного звона и церковных песнопений… По летописному преданию, именно эта красота стала причиной выбора Киевским князем православия государственной религией Руси. После чего во всей Руси стали строиться храмы. А рядом с каждой церковью ставилась колокольня или звонница.

♫ О, православное чудесе.

♫ Чайковский. Утренняя молитва.

Любила Русь колокольный звон. Радостным звоном встречала Москва воинов, возвращавшихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского. Колокола изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных для мастера. Лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была такая специальность) отливали мелкие звоны и била. Литье колоколов считалось делом почетным. Когда отливался большой колокол, то литописец заносил это событие в хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейского дела.

Отливали колокола из сплава меди и олова, добавляли и серебро - для благозвучности. Отсюда и выражение «серебряный звон».

С колоколами связаны и различные поверья. Когда приступали к литью крупного колокола, то распространяли ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу. Считалось, что чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

Поговорки:

Первый звон - пропадай мой сын; второй звон - земной поклон, третий звон - из дома вон.

Рявкнул вол на семь сел.

В православной Руси с особой любовью и почитатель относились к колоколам и колокольному звону. Рядом с каждой церковью высится колокольня или звонница. С давних времен колокола на Руси неизменно сопутствовали праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях, созывали на род Вече - народное собрание, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, А в трагические для Родины дни звали на защиту Отечества. На Руси колокола появились в 10 в и стали неотъемлемой частью церковных обрядов.

Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти. Родилось искусство русских звонарей, которые от века к веку усовершенствовали своё мастерство .

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

…И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает .

( А. К. Толстой)

А вы знаете ребята , что существует несколько видов колокольного звона. Мы познакомимся с некоторыми.

Благовест - звон в один большой колокол перед началом службы, при котором ударяют в оба края колокола.

В Ростове Великом до наших дней сохранились колокольная звонница Успенского Собора. Послушайте, как гудит самый большой колокол, отлитый в 1688г. Ростовским мастером Флором Терентьевым. У колокола даже есть своё имя - Сысой. Весит он 2.000 пудов (32.000 кг). Звук этого колокола узнавали за 20 км от города.

Перезвон - был одним из наиболее древних и распространённых звонов. Звонари поочерёдно ударяли по несколько раз в каждый колокол от самого большого до самого маленького. В конце раздавался удар всех колоколов.

Праздничный трезвон - звон во все колокольни трижды. Он звучит в церковные праздники. Трезвонят весь первый день рождества, и на пасху, и на храмовые праздники, и в воскресенье тоже трезвонят. Совершают его несколько, парой до пяти звонарей.

Будничный звон - резко контрастирует с праздничными звонами. В нём участвую только средние колокола. А исполняет будничный звон один звонарь.

Во времена пожара, бедствие или другого происшествия раздался звон одного наиболее звучного колокола. Такой звук назывался Набатным или всполошным. В древности такие колокола также называли вечевыми, т.к. ими созывали новгородцев и псковитян на вече - народное собрание. А иной раз набатные колокола отправляли в ссылку. Так, Иоанном III был вывезен набатный колокол из Новгорода, Борисом Годуновым был сослан из Углича в Тобольск колокол, возвестивший об убийстве царевича Дмитрия. Отправляли в ссылку не только сам колокол, но и его звонарей. Набатные колокола связаны с исторической судьбой России.

Вот какой богатый язык у колоколов! Гул минувших столетий доносят они, сохраяя величие духа русского народа и таланта мастеров-умельцев.

Посмотрите на картину И.Левитана «Вечерний звон»

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн, -

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу

До новых радостей и сил

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси…

1.Беседа по картине И. Левитана Вечерний звон.

1)Внимательно вглядитесь в картину И. Левитана «Вечерний звон»

«Тихо» или «Громко» звучит картина? Мажорное или минорное впечатление оставляет её калорит (соединение красок )?

2)Как художник добивается почти музыкальной плавности? Если бы вы писали музыку к картине, какой бы выбрали характер музыкального языка: песенный, танцевальный или маршевый?

3) Что мог слышать, на ваш взгляд, И. Левитан, изображая этот тихий уголок Родины?

2. Слушание русской народной песни « Вечерний звон» сл. И. Козлова.

Вопросы:

  1. Можно ли назвать русскую народную песню «Вечерний звон» музыкальной картиной ? Почему? Что в ней изобразительно: слова или музыка?

  2. Как хоровые краски рисуют картину тёплого вечера? Что более важно: выразительность или изобразительность?

  3. Почему И. Левитан назвал свою картину «Вечерний звон»? Сравните её краски и настроение с русской народной песней « Вечерний звон»

Послушайте стихи русского поэта Николая Рыленкова « Всё в тающей дымке…».

Как вы думаете, если бы их мог услышать И. Левитан, согласился бы он с поэтом?

ВСЕ В ТАЮЩЕЙ ДЫМКЕ…

Отрывок

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Н. И. Рыленков.

Есть в фильме А. Тарковского «Андрей Рублев» такие кадры: рыдает от счастья отрок Бориска, которому по наитию, силою таланта удалось создать великолепно звучащий колокол. Не только в те далекие времена, но и поныне отливка колоколов - дело сложное, требующее не только огромного труда, но и знания секретов металлов и их сплавов.

В России уже в XV веке появились собственные заводы по отливке колоколов, на которых создавались истинные гиганты. Так самый большой, самый известный не только у нас в стране, но и во всем мире - это Царь-колокол, стоящий на каменном постаменте Московского Кремля.

Ему нет равных не только по размеру, но и по красоте художественного литья. Общий вес этого гиганта-200т., диаметр-6м 80см.

Отлито это чудо русскими мастерами, отцом и сыном Иваном и Михаилом Маториными в 1733-1735гг. Материалом для него послужил его предшественник, тоже колокол- гигант. К 8 тысячам пудов полученного из него сплава Материи добавил еще 5 тысяч пудов металла.

Однако судьба этого гиганта трагична. Царь-колокол ещё находился в литейной яме ,когда рядом с ним вспыхнул пожар Когда деревянные леса загорелись ,их начали заливать водой .От резкого перепада температуры раскалённый металл дал несколько трещин ,а большой кусок весом 11.500кг. и вовсе откололся.

Ученик9.Почти столетие пролежал колокол в литейной яме .И лишь в середине XIXв. вытащили и установили на постамент это чудо литейного мастерства. Так одолел смерть и остался жить в веках самый большой в мире красавец колокол ,голос которого никто и никогда так и не услышал.

Колокольные звоны оказали огромное влияние на творчество русских композиторов -М.Мусоргского, Н Римского-Корсакова, П Чайковского и многих других.

© 2010-2022