Доклад Домашнее задание – один из способов повышения качества знаний учащихся

    Одна из задач, стоящей перед современной образовательной школой, - воспитывать человека, который мог бы самостоятельно пополнять свои знания,  т.е. другими  словами, заниматься самообразованием.  Это – социальный заказ школе. Для его выполнения необходимо повышать активность и самостоятельность учащихся в учебной работе. Это касается и работы учащихся над домашними заданиями , без которых процесс овладения знаниями в современной школе протекать успешно не может.          Дома учащийся  усваи...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Выступление на педагогическом совете

КГУ «Средняя школа № 12 поселка Осакаровка»

12. 01. 2015 г.

Тема : Домашнее задание - один из способов повышения качества знаний учащихся

Выступил : Пышкин К.А .

учитель математики







Одна из задач, стоящей перед современной образовательной школой, - воспитывать человека, который мог бы самостоятельно пополнять свои знания, т.е. другими словами, заниматься самообразованием. Это - социальный заказ школе. Для его выполнения необходимо повышать активность и самостоятельность учащихся в учебной работе. Это касается и работы учащихся над домашними заданиями , без которых процесс овладения знаниями в современной школе протекать успешно не может.

Дома учащийся усваивает навыки работы над учебными книгами, приучается к планомерной деятельности, упражняется в применении теоретических положений на практике, развивает свои мыслительные способности и многие качества личности ( выдержку, инициативу, активность, точность, ответственность и т.п.). Таким образом, без домашних заданий учебная работа не только мало эффективна, но и часто невозможна.
Работа над домашним заданием не должна являться простым дублированием того, что происходило на уроке, - это особая деятельность каждого ученика, находящегося в иных, чем в классе условиях, хотя нередко учителя дают домашнее задание подобное выполненному в классе , чтобы поставить оценку .

Школьник самостоятельно продолжает то, что делал вместе с другими учащимися в классе, и вместе с тем приобретает такие знания и навыки, которые необходимы для дальнейшей учёбы под руководством учителя. Без этих знаний учебный процесс продолжаться не может.
Итак, домашняя работа не только важная форма организации обучения, но она органически входит а процесс как его необходимое звено. Она представляет собой индивидуальную форму учебных занятий. В классе, как правило, дети работают фронтально, усваивая один и тот же материал в одинаковый для всех промежутков времени и под строгим контролем учителя. На своих уроках я также применяю работу в группах , метод опорных схем(алгоритмов) при комментируемом уроке , даю разноуровневые задания (современные учебники позволяют это) на уроке и на дом .

Дома изучение материала проходит иначе. Сильные учащиеся сами планируют свою работу, выполняют , задания уровня «В» и «С» и самоконтроль излюбленными способами, затрачивая на это столько времени, сколько потребуется , продвигаясь в своей работе привычным темпом. Для слабо мотивированных учащихся дается домашнее задание из уровня «А» и основным источником информации для них является конспект урока который включает в себя не только книжные знания. Выполнение домашней работы прямо не управляется мной , хотя и осуществляется по моему заданию. Но даже при таком ослабленном контакте между учеником и учителем можно обнаружить определённое влияние последнего на организацию и приёмы самостоятельной работы ученика.
Одной из задач методической подготовки к уроку - выявление трудностей, с которыми могут встретиться учащиеся дома, и выработка такого подхода, который предупреждал бы эти трудности. Для этого часто использую дополнительную литературу - старые учебники, интернет ресурсы (особенно в 10 - 11 классах) .

В поурочном плане при подготовке к уроку изменяю некоторые определения и термены так , чтобы слабые учащиеся со своим словарным запасом могли легко запомнить все сказанное на уроке .
Нужно учитывать, что некоторые учащиеся равнодушны к учебной деятельности или даже прямо не желают учиться и выполнять домашние задания , таких в каждом классе порядка 5- 6 учащихся (в основном в старших классах.) Это может объясняться разными причинами, которые нужно выяснить.

Образно говоря, должны обнаружить « подводные камни», с которыми могут столкнуться учащиеся, и своевременно предупредить возможные трудности или устранить их. Все это надо делать в начальных и средних классах , пока учащиеся поддаются воспитанию и обучению в старших классах такая возможность по точным наукам снижается в двое ,а то и в четверо.
Определяющие требования к домашним заданиям - не только аккуратность, но и безусловная самостоятельность их выполнения . Знания могут быть глубокими, полными и прочными только в том случае, если они самостоятельно продуманы, прочувствованы, усвоены путём преодоления некоторых трудностей. Всё это может быть в определённой мере достигнуто в результате домашней работы, которая требует не только серьёзного отношения к изучаемому материалу и навыков учебной деятельности, но и очень чёткой организации подготовки рабочего места, планирования работы, самоконтроля и т. д.
Самостоятельный поиск и самостоятельное решение вопросов воспитывают у учащихся убеждённость в знаниях, уверенность в своих силах, формируют потребность заниматься учебной деятельностью, воспитывают навыки самообразования. Поэтому убеждаю учащихся выполнять домашние задания не только своевременно и аккуратно, но и, самое главное, самостоятельно. В процессе самостоятельной домашней работы каждый школьник осуществляет самоконтроль, что предполагает умение анализировать свои знания, находить недочёты и ошибки и затем исправлять их.
Выполнение домашних заданий может способствовать развитию инициативы учащихся, активизировать их познавательную деятельность и тем самым развивать их мышление. Очень важное место должны занять задания творческого характера. Они не только формируют стойкий интерес к знаниям, но и развивают интерес к самому процессу приобретения знаний, т.е. к познавательной деятельности.

Творческие задания

Что значит: «овладеть» математикой? Во-первых надо что-то знать. Во-вторых, надо понимать то, что знаешь. В-третьих уметь применять, то, что знаешь и понимаешь. Если первое достигается упорством, трудом; второе требует развитого логического мышления, то третье предусматривает и труд, и упорство, и мыслительную деятельность. Все эти компоненты сочетаются в творческих заданиях. Именно на таких заданиях многие учащиеся учатся применять, то, что узнали и поняли на уроке, а иногда делают для себя новые открытия. Наиболее полезны и эффективны творческие задания при изучении геометрии, а также в младших классах (5-6), когда дух творчества у детей силён и его нужно только умело поддерживать и направлять. Приведём примеры некоторых творческих заданий, которые успешно применяю в разных возрастных группах, в классах с разной математической подготовкой.




5 класс

На первых же уроках математики, когда только происходит знакомство с учениками полезно предложить математические фокусы , т.е заинтересовать учащихся

Многие дети любят рисовать и с удовольствием примут участие в конкурсе рисунков на математическую тему, особенно если лучшие рисунки будут представлены на выставке, которую можно организовать на неделе математики.
При изучении геометрического материала полезны практические работы:
а) Составь из геометрических фигур рисунок, перечисли фигуры, которые использовал.
b) Выполни модель любого предмета из домашней обстановки, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда. Выполни необходимые измерения и вычисли объём своей модели и самого предмета.
c) Нарисуй план своего дома (квартиры), вычисли площадь пола. Выполни необходимые вычисления и узнай стоимость ремонта пола, недостающие данные узнай у родителей.
d) Начерти портрет какого-нибудь животного, состоящий только из прямоугольников, вычисли ту часть площади листа, которую занимает твой рисунок. С удовольствием дети сочиняют сказки, составляют из геометрических фигур орнаменты.

6 класс.
При изучении темы «Масштаб» предлагается создать карту местности с изображением пути из школы домой, и выполнить вычисления длины пути с использованием карты. При знакомстве с такими геометрическими телами, как призма, пирамида, конус, цилиндр. Учащимся предлагается выполнить соответствующие модели и описать их свойства. Учащиеся, занимающиеся на кружке по информатике, с удовольствием используют компьютер для выполнения такого задания, как создание картины в стиле экспрэссионистов с использованием возможностей графического редактора для изображения различных геометрических композиций. Увлекающимся математикой детям можно предложить описать полученный рисунок сточки зрения взаимного расположения фигур в пространстве.

© 2010-2022