Урок музыки в 4 классе Жаппас Каламбаев вернул кобызовую музыку

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №4

Тема: «Жаппас Каламбаев вернул кобызовую музыку»

Цели урока:

сформировать представление о кобызовой музыке;

познакомить с биографией Жаппаса Каламбаева;

раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

развивать самостоятельность мышления, развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой на урок.

Сообщение темы и цели урока;

2. Актуализация знаний.

3. Ознакомление с новым материалом;

Слушание фрагментов произведений Жаппаса Каламбаева;

- Ребята как вы думаете, что за музыку вы сейчас прослушали?

- Мы слушали произведения кобызиста Жаппаса Каламбаева.

- Давайте познакомимся с ним поближе. Прочитаем небольшие выдержки из его биографии.

Жаппас Каламбаев - казахский композитор, кобызист, заслуженный деятель искусств Казахской ССР

БИОГРАФИЯ

В 1934 году участвовал в 1-м слёте Всеказахстанской художественной самодеятельности вАлма-Ате.

В 1934-1937 годах работал концертмейстером группы альт-кобызистов и солистом Казахского оркестра народных инструментов.

В 1968-1970 годах преподавал в Алма-Атинской государственной консерватории имени Курмангазы. Среди учеников Каламбаева народные артисты Казахской ССР Г. Баязитова, Ф. Ж. Балгаева, кобызисты К. Кудабаева, А. Шангереева, искусствовед Б. Ш. Сарыбаев.

Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями СССР.

ТВОРЧЕСТВО

Основное место в репертуаре Жаппаса Каламбаева заняли кюи Ыкылас Дукенов («Казан», «Вой волка», «Коныр», «Ерден», «Белая лебедь», «Камбар», «Кер толгау» и другие). Толичался виртуозным исполнением на кобызе музыкальных сочинений Курмангазы Сагирбаева, Таттимбета Казангапова, Даулеткерея Шигаева, песен Биржан-сала, Ахана сере, Укили Ибрая, Балуана Шолака, Естая Беркимбаева и других.

- А что вы можете рассказать о кобызе?

- Кобыз - инструмент удивительной формы и необыкновенно выразительный по богатству тембра. Одни сравнивают его с птицей: "Звуки оного, когда по струнам из лошадиных волос смычком из оных же волос сделанных поведешь, подобен лебединому крику, как и самый инструмент вид лебедя имеет" (П.Паллас). Другие, в звуках кобыза слышали человеческий голос (Б.Сарыбаев), "печальный и плачевный" (И.Гмелин). Каждая из 2-х струн и смычок состоит из 40 длинных конских волос. Высота звука регулируется касанием кончика ногтя или подушечками пальцев струн "на весу", над корпусом инструмента (игра флажолетами). Отсюда своеобразие звучания, богатого обертонами. Трудная судьба выпала на долю этого инструмента. Кобыз можно назвать своеобразным носителем этнической истории казахов, представленной эпосом и инструментальной музыкой. Но и это не оградило его от гонений. Ведь изначально это был инструмент шаманов (баксы). Именно это обстоятельство стало удобным поводом, чтобы изгнать его из нового строящегося цивилизованного мира "как пережиток темного прошлого" и "осудить его на исчезновение" (А.Затаевич). И как следствие, в начале ХХ века для этого инструмента перестали сочинять новые кюи. Далее стали прерываться семейные традиции игры на кобызе - "от отца к сыну". Последним легендарным классиком кобызовой музыки был Ыхлас Дукенов, родившийся еще в середине 19 века. Много было попыток воссоздать забытую культуру, но лишь немногим удалось прорваться "сквозь время". Среди таких музыкантов Жаппас Каламбаев (1909-1970) и Даулет Мыктыбаев (1904-1976). Именно им мы сегодня обязаны сохранению традиции игры на инструменте и музыкального кобызового наследия. Это "с их рук" были записаны бесценные творения прошлого, они первыми шагнули на концертную эстраду, первыми стали учителями по классу кыл-кобыза, открывшегося в Алматинской консерватории в 1968 году.
- Давайте еще послушаем произведения которые исполняются на кобызе

6. Слушание музыки

7.Подведение итогов урока.

- О чем сегодня говорили на уроке?

- Что нового узнали?

-Что заинтересовало?

-Что не понравилось?

7. Задание на дом.

Повторить слова песни

© 2010-2022