Тематическое планирование по музыке 5 класс

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по музыке

п/п







Тама урока

Тип урока

Количество часов

Содержание урока

Виды, формы конт-роля

Домашнее задание

Дата проведения


по плану

Факти-чески

5 класс 1 четверть (9ч)

1.

Музыка рассказывает обо всем

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству).

Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»).

Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности ее постижения.

Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства.

Музыкальный материал:

В. Алеев, стихи С.Маршака. Гвоздь и подкова (пение)

Вводный урок-беседа

Стр.4-6



2.

ДРЕВНИЙ СОЮЗ

Истоки

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Откуда берется музыка. Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чем состоит единство истоков видов искусства.

Музыкальный материал:

Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (пение);

Е. Крылатов, стихи Н. Добронравова.

Где музыка берет начало? (пение)

Текущий тематический

Стр.9-14



3-4.

Искусство открывает мир

Комбинированный урок

2

Какие миры открывает искусство (на примере произведений искусства, представленных в § 3). Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа.

Художественный материал:

М у з ы к а

М.Таривердиев, стихи Н.Добронравова.

Маленький принц (слушание, пение).

Л и т е р а т у р а

А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц;

X. К. Андерсен. Соловей.

Ж и в о п и с ь

Н. Ге. Портрет (Л. Н. Толстого;

И. Репин.

Портрет А. Г. Рубинштейна.

Песенный репертуар:

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Крылатые качели (пение)

Текущий

тематический

Стр.15-25




5.

Искусства различны, тема едина

Комбинированный урок

1

Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства.

Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства.

Сравнение художественных произведений, представленных

в § 4, с точки зрения сходства их образов и настроений.

Художественный материал:

М у з ы к а

П. И. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь.

Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);

Р. Шуман. Первая утрата. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества» (слушание).

П о э з и я

А. Толстой. Осень. Осыпается наш бедный сад...

Ж и в о п и с ь

И. Левитан. Осенний день. Сокольники;

И. Бродский. Опавшие листья.

Песенный репертуар:

И. Гайдн, русский текст

П. Синявского. Мы дружим с музыкой (пение)

Текущий

тематический

Стр.26-36



6.

МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА. СЛОВО И МУЗЫКА

Два великих

начала искусства

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Слово и музыка - могучие силы искусства.

Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях.

Музыкальный материал:

М. Глинка, стихи А. Пушкина. Я помню чудное мгновенье... (слушание);

Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера. В путь. Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха».

Песенный репертуар:

Веселый мельник. Американская народная

песня (пение)

Текущий

тематический

Стр.37-44



7.

«Стань музыкою, слово!»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Черты сходства между литературной и музыкальной речью (на примере Симфонии

№40 В. А. Моцарта). Влияние музыкально-поэтических интонаций на инструментальную музыку (на примере финала Концерта

№1 для фортепиано с оркестром

П. Чайковского).

Музыкальный материал:

В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Фрагмент (слушание);

П. Чайковский. Концерт №1

для фортепиано с оркестром.

III часть. Фрагмент (слушание).

Песенный репертуар: Веснянка.

Украинская народная песня (пение)

Текущий

тематический

Стр.45-48



8.

Музыка «дружит» не только

с поэзией

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст (на примере пьесы «Кот Матрос» из вокального цикла

«Детская» М. Мусоргского).

Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы.

Музыкальный материал:

М. Мусоргский. Кот Матрос. Из вокального цикла «Детская» (слушание)

Текущий

тематический

Стр.49-52



9.

Заключительный урок - концерт

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

1

Обобщение музыкальных впечатлений за1 четверть.

Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся

итоговый




II четверть (8ч)

10.

ПЕСНЯ

Песня -

верный спутник

человека

урок - беседа

1

Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека (на примере литературных фрагментов из воспоминаний Ю.Нагибина и В. Астафьева).

Художественный материал:

Л и т е р а т у р а

Ю. Нагибин. Книга детства. Фрагмент;

В. Астафьев. Последний поклон.

Фрагмент.

Текущий

тематический

Стр.53-57



11.

Мир

русской

песни

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

О чем поется в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях (на примере песни «Вечерний звон» на стихиИ.Козлова).

Музыкальный материал:

Ах ты, степь широкая... Русская народная песня, обработка Т. Триодина (слушание, участие в исполнении); Вечерний звон.

Стихи И. Козлова, обработка Н. Иванова (слушание);

А. Александров. Уж ты зимушка-зима. Обработка Ю. Тугаринова (пение);

Ю. Тугаринов, стихи

Е. Румянцева. Если другом стала песня (пение);

Я. Френкель, стихи Р.Рождественского.

Погоня. Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» (пение)

Текущий

тематический

Стр.58-61



12.

Песни народов

Мира

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Для чего мы изучаем народную музыкальную культуру других стран (на примере польской народной песни «Висла»). Почему народная поэзия, народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения

(на примере «музыкальной басни» Г.Малера «Похвала знатока»).

В чем состоит своеобразие жанра песни без слов (на примере Песни без слов № 14 Ф.Мендельсона).

Музыкальный материал:

Висла. Польская народная песня, (слушание, пение); Г.Малер, стихи из немецкой народной поэзии. Похвала знатока. Из вокального цикла «Волшебный рог мальчика» (слушание); Ф.Мендельсон. Песня без слов № 14 (слушание);

В. Лебедев, стихи Ю. Ряшинцева. Песня гардемаринов (пение);

Вокализ на тему «Песни без слов» № 14 Ф.Мендельсона. Обработка Т. Кичак (слушание)

Текущий

тематический

Стр.62-68



13.

РОМАНС

Романса трепетные звуки

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Мир образов, запечатленный в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе (на примере романса «Жаворонок» М. Глинки).

Музыкальный материал:

М. Глинка, стихи Н. Кукольника.

Жаворонок (слушание, пение)

Текущий

тематический

Стр.69-75



14.

Мир человеческих чувств

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1

Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе (на примере романса «Ночь печальна»

С. Рахманинова).

Роль фортепианного сопровождения в романсе.

Музыкальный материал:

С. Рахманинов, стихи И. Бунина. Ночь печальна (слушание)

Текущий

тематический

Стр.76-78



15.

ХОРОВАЯ МУЗЫКА

Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка

в храме

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Главные особенности народной хоровой песни (на примере русской народной песни «Есть на Волге утес»).

Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш» (на примере хорового произведения «Отче наш»

П. Чайковского).

Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов (на примере оперы

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова).

Музыкальный материал:

Есть на Волге утес. Русская народная песня (слушание);

П. Чайковский. Отче наш (слушание);

Н. Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». IV действие (слушание);

Д. Бортнянский. Многолетие (пение);

Кант VIII века «Музы согласно» (пение)

Текущий

тематический

Стр.79-86



16.

Что может

изображать хоровая музыка

комбинированный урок

1

Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах (на примере хора «Поет зима»

Г. Свиридова).

Музыкальный материал:

Г. Свиридов. Поет зима. Из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание);

С веселой песней. Музыка и стихи неизвестного автора

Текущий

тематический

Стр.87-91



17.

Заключительный урок - концерт

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

1

Обобщение музыкальных впечатлений за 2 четверть.

Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся

итоговый




3 четверть (8ч)


18.

ОПЕРА

Самый значительный жанр вокальной музыки

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

комбинированный

1

Опера - синтетический в вид искусства.

Великие и русские композиторы, художники, артисты - создатели оперных произведений.

Что такое оперное либретто. В чем состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника (на примере увертюры из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»).

Музыкальный материал:

М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); М. Глинка стихи С. Городецкого. Финальный хор «Славься».Из оперы «Жизнь за царя»(пение)

Текущий

тематический

Стр. 92-97



19.

Из чего состоит опера

урок - исследование

1

Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях (на примере арии Снегурочки из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» и инструментального эпизода «Сеча при Керженце»

из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»).

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Сцена таяния Снегурочки. Из оперы Снегурочка. IV действие

(слушание); Н. Римский-Корсаков. Сеча при Керженце. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». III действие (слушание); С. Баневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая

и Герды» (пение)

Текущий

тематический

Стр.98-101



20.

БАЛЕТ

Единство музыки и танца

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

комбинированный

1

Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Взаимодействие оперы и балета (на примере мазурки из оперы М. Глинки «Жизнь за царя»).

Как по-разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр (сравнение мазурок М. Глинки из оперы «Жизнь за царя»

и Ф. Шопена, соч. 17 № 4).

Музыкальный материал:

М. Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя», и действие. Фрагмент (слушание);

Ф. Шопен. Мазурка ля минор, соч. 17 № 4. Фрагмент (слушание);

Е. Адлер, стихи Л. Дымовой. Песня менуэта (пение, музыкально-ритмические движения)

Текущий

тематический

Стр.102-105



21.

Русские сезоны» в Париже

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

комбинированный

1

«Русские сезоны» в Париже - звездный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Многоплановость содержания в балете «Петрушка» И. Стравинского (на примере сравнения фрагментов «Русская» и «У Петрушки»). Изобразительность балетной музыки (на примере Вариации II из балета П. Чайковского «Щелкунчик»),

Художественный материал:

М у з ы к а И. Стравинский Русская; У Петрушки.

Из балета «Петрушка» (слушание);

П. Чайковский. Вариация II. Из балета «Щелкунчик» (слушание).

Ж и в о п и с ь

Б. Кустодиев. Масленица;

А. Бенуа. Петербургские балаганы. Эскиз декорации к I действию балета

И. Стравинского «Петрушка»; Н. Гончарова. Эскиз декорации к I действию оперы Н.Римского-Корсакова «Золотой петушок»;

Н. Сапунов.Карусель;

Б. Кустодиев. Ярмарка;

А. Бенуа. Эскизы костюмов Балерины и Арапа к балету

И. Стравинского «Петрушка».

Песенный репертуар:

П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Спящая красавица». Переложение для фортепиано и текст Н. Пановой (пение, танцевальная импровизация)

Текущий

тематический

Стр.106-112

Нарисуйте Петрушку к Балету Стравинского «Петрушка»



22.

МУЗЫКА ЗВУЧИТ В ЛИТЕРАТУРЕ

Музыкальность слова

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чем проявляется музыкальность

стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке»

Н. Гоголя.

Художественный материал:

Литература:

А. Пушкин. Зимний вечер;

Н. Гоголь. Сорочинская ярмарка. Фрагмент.

Музыка

М. Яковлев, стихи А. Пушкина. Зимний вечер (пение)

Текущий

тематический

Стр.113-115



23.

Музыкальные

сюжеты в литературе

комбинированный

1

Музыка - главный действующий герой рассказа И. Тургенева «Певцы»; сила этой музыки, могучее преобразующее воздействие.

Бессмертный памятник литературы - «Миф об Орфее».

Художественный материал:

Литература

И. Тургенев. Певцы. Фрагмент;

Миф об Орфее.

Музыка

К. В. Глюк Жалоба Эвридики.

Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание)

Текущий

тематический

Стр.116-120



Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство

24.

ОБРАЗЫ ЖИВОПИСИ В МУЗЫКЕ Живописность

искусства

комбинированный

1

Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный (на примере произведений искусства - фрагмента «Вот север, тучи нагоняя...» из романа А. Пушкина «Евгений Онегин», картины И. Грабаря «Иней. Восход солнца». Вариации «Феи зимы из балета С. Прокофьева «Золушка»). Претворение идеи пространства в музыке (на примере хора О. Лассо «Эхо»).

Художественный материал:

Поэзия:

А. Пушкин. Вот север, тучи нагоняя... Фрагмент из романа «Евгений Онегин».

Ж и в о п и с ь

И. Грабарь. Иней. Восход солнца.

М у з ы к а

С. Прокофьев. Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка» (слушание); О. Лассо. Эхо

(слушание).

Песенные репертуар:

Г. Струве. Веселое эхо (пение)

Текущий

тематический

Стр.123-127



25.

«Музыка -

сестра живописи»

комбинированный

1

«Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки (на примере картины К.Моне «Стог сена в Живерни» и фрагмента II части Первого концерта для фортепиано с оркестром П. Чайковского).

Контраст в живописи и музыке (на примере картины Э.Дробицкого «Жизнь и смерть» и пьесы «Два еврея, богатый и бедный» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»

М. Мусоргского).

Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства

в область музыки. Художественный материал:

Ж и в о п и с ь

К. Моне. Стог сена в Живерни;

Э. Дробицкий. Жизнь и смерть.

М у з ы к а

П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент (слушание);

М. Мусоргский. Два еврея, богатый и бедный. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Песенный репертуар:

Ю. Тугаринов, стихи В. Орлова.

Я рисую море (пение)

Текущий

тематический

Стр.128-132



4 четверть (10ч)

26.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ

Может ли музыка выразить

характер человека

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Передача характера человека в изображении и в музыке (на примере сравнения образов

И. Протодьякона Репина и Варлаама из оперы «Борис Годунов» Мусоргского).

Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа (на примере пьесы «Гном» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»

М. Мусоргского).

Художественный материал:

Ж и в о п и с ь И. Репин. Протодьякон.

Музыка

М. Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов» (слушание);

М. Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Песенный репертуар:

Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Песня о картинах (пение)

Текущий

тематический

Стр.133-137



27.

ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ

Образы приро-

ды творчестве му-

зыкантов

комбинированный

1

Одухотворенность природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и музыке. Передача настроения

весенней радости в пьесе

П.Чайковского «Апрель. Подснежник» из фортепианного

цикла «Времена года». Изображение «действия весеннего произрастания» в «Весне священной» И. Стравинского (на примере фрагмента «Поцелуй земли»).

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Апрель. Подснежник.Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);

И. Стравинский. Поцелуй земли. Вступление к балету «Весна священная» (слушание);

П.Чайковский, стихи.Г.Иващенко. Неаполитанская песенка (пение); В. Серебренников, стихи

В. Степанова.Семь моих цветных карандашей (пение)

Текущий

тематический

Стр.138-143



28.

«Музыкаль-

ные краски» в

произведениях

композиторов-

импрессионистов

комбинированный

1

Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в пьесе «Игра воды»

М. Равеля. Воплощение пространства, стихии воздуха в оркестровом ноктюрне

К.Дебюсси «Облака».

Поэтический пейзаж в музыке: романс К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд...».

Художественный материал:

Ж и в о п и с ь

К.Моне Река в Аржантее;

П. Сезанн. Гора Святой Виктории;

В. Ван Гог. Море в Сен-Мари.

М у з ы к а

М. Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание);

К. Дебюсси. Облака. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание).

Песенный репертуар:

Ты река ли моя. Русская народная песня. Обработка А. Лядова (пение)

Текущий

тематический

Стр.144-147



29.

«Музыкаль-

ные краски» в

произведениях

композиторов-

импрессионистов

продолжение

1

Поэтический пейзаж в музыке:

К. Дебюсси. «Оград бесконечный ряд...».

Художественный материал:

П о э з и я

П. Верлен. Оград бесконечный ряд...

М у з ы к а К. Дебюсси, стихи П. Верлена Оград бесконечный ряд... (слушание).

Ж и в о п и с ь

Л. Вальта. Морской залив в Антеоре;

К. Моне. Впечатление. Восход солнца;

К. Писсаро. Красные крыши

Текущий

тематический

Стр.148-153



30.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ» СКАЗОК И БЫЛИН

Волшебная

красочность музыкальных сказок

комбинированный

1

Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках.

Танец красок и бликов в «Пляске златоперых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»

Н. Римского-Корсакова. Картина

рождественского праздника в балете «Щелкунчик»

П. Чайковского.

Музыкальный материал:

Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок. Из оперы«Садко» (слушание);

П. Чайковский Па-деде. Из балета «Щелкунчик» (слушание);

С. Никитин, стихи Ю. Мориц. Сказка по лесу идет (пение)

Текущий

тематический

Стр.154-158



31.

Сказочные герои в музыке

комбинированный

1

Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов (на примере фрагмента

«Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»

И.Стравинского). Воплощение сказочных образов в фортепианном цикле М.Мусоргского «Картинки с выставки» (на примере пьесы «Избушка на курьих ножках. Баба Яга».

Музыкальный материал:

И. Стравинский. Заколдованный сад Кащея. Из балета «Жар-птица» (слушание);

М. Мусоргский. Избушка на курьих ножках (Баба Яга). Из фортепианного цикла «Кар-

тинки с выставки» (слушание);

А. Зацепин, стихи Л. Дербенева. Волшебник (пение)

Текущий

тематический

Стр.159-163



32.

Тема богаты-

рей в музыке

комбинированный

1

Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и

мощи русского народа в

«Богатырской» симфонии

А.Бородина и пьесе

М.Мусоргского «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки».

Художественный материал:

Ж и в о п и с ь

И. Билибин. Илья Муромец и Соловей разбойник;

В. Васнецов. Богатыри.

М у з ы к а

А. Бородин, Симфония № 2 «Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание);

М. Мусоргский. Богатырские ворота (В стольном граде Киеве). Из фортепианного

цикла «Картинки с выставки» (слушание); Былина о Добрыне Никитиче. Былинный напев сказителей Рябининых (пение)

и развитии общей культуры

народа.

Текущий

тематический

Стр.164-167



33.

МУЗЫКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Что такое

музыкальность

в живописи

комбинированный

1

Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл.

Художественный материал:

Ж и в о п и с ь

Кароваджо. Лютнист; А. Аппиани. Парнас;

Т. Ромбо. Песня; Э. Дега. Оркестр оперы;

Придворный бал.

М у з ы к а

Ф. Торрес. Danza Alta (слушание).

Песенный репертуар:

В. Семенов. Звездная река (пение)

М у з ы к а

П. Чайковский Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент

Текущий

тематический

Стр.168-172



34-35.

«Хорошая живопись - это музыка,

это мелодия»

Подводим итоги

2

Проявления музыкальности в портретных изображениях. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами.

Художественный материал:

Э. Делакруа. Портрет Шопена;

И. Репин. М. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»;

И. Репин. Портрет композитора М. П. Мусоргского;

И. Репин. Портрет А. П. Бородина;

В. Серов. Портрет актрисы

М. Н. Ермоловой;

М. Нестеров. Портрет скульптора В. И. Мухиной;

И. Айвазовский. Наполеон на острове Святой Елены.

Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства.

Песенный репертуар:

В. Высоцкий. Песня о друге (пение);

Б. Окуджава. Пожелание друзьям (пение)

итоговое

Стр.173-179





© 2010-2022