• Преподавателю
  • Музыка
  • Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа по фортепиано Специальность и чтение слиста 9 класс

Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа по фортепиано Специальность и чтение слиста 9 класс

Раздел Музыка
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Чунская ДМШ»










Программа учебного предмета ПО.02

«СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА

дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа УЧ. 02 музыкального искусства

фортепиано»


9 класс



Срок реализации - 1 год






















п. Чунский

2013


Пояснительная записка

Настоящая программа предполагает обучение по предмету «Специальность и чтение с листа. Фортепиано. 9 класс» профессионально-ориентированных детей в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. Срок реализации программы - 1 год.

Программа создана с учётом учебных планов и федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано».

Необходимость создания программы обусловлена отсутствием типовой образовательной программы по данному предмету и сроку обучения.

Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей и возраста обучающихся и направлена на:

- выявление одарённых подростков в области музыкального искусства, способных продолжить музыкального образования в профессиональных учебных заведениях;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся;

- приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

- воспитание у обучающихся культуры сольного музицирования;

- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

- овладение обучающимися духовными и культурными ценностями народов мира;

- подготовку одарённых подростков к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Цель программы - создание условий для осознания правильности выбора будущей профессии, формирования профессиональных навыков и умений.

Задачи программы:

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- воспитание у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности, как способа самовыражения личности;

- формирование мотивации к получению будущей профессии и к самообразованию, расширение музыкального кругозора;

- формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Программа предполагает индивидуальный подход к обучающимся.

Форма проведения аудиторного учебного занятия - индивидуальный урок. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом три раза в неделю. Продолжительность занятия - 40 минут.


Объём учебного времени,

предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета





Индекс, наименование учебного предмета

Трудоёмкость в часах




Распределение по учебным полугодиям

1-е полугодие

2-е полугодие

Количество недель аудиторных занятий

16

17

Недельная нагрузка в часах

ПО.01.УП.01

Специальность

и чтение с листа

Аудиторные занятия (в часах)

99

3

3

Самостоятельная работа (в часах)


198

6

6

Максимальная

учебная нагрузка по предмету (без учёта консультаций)

297

9

9

Консультации (часов в год)

8

8

В самостоятельную работу обучающихся входят следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашних заданий, посещение концертов, участие в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.

Домашняя подготовка обучающихся включает следующие виды самостоятельной работы:

- изучение музыкальных произведений;

- запоминание нотного текста (игра наизусть);

- работа над инструктивным материалом;

- изучение музыкальной терминологии;

- детальная работа над технически трудными местами (пассажами, скачками, звуковедением и т.д.) в музыкальных произведениях;

- чтение нот с листа;

- подбор по слуху;

- транспонирование;

- закрепление пианистических умений и навыков.

Часы, отведённые на самостоятельную работу обучающихся, предназначены на изучение педагогического репертуара повышенного уровня сложности по учебному предмету «Специальность и чтение с листа», и детальное изучение учебного и концертного материала.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающегося к контрольным прослушиваниям (техническим зачётам, контрольным урокам, академическим концертам, экзаменам и другим мероприятиям). Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени. Если консультации проводятся рассредоточено, то резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающегося.



Формы и методы контроля, критерии оценок


Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля за качеством освоения программы.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения: качества реализации образовательного процесса; качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету; уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения.

Промежуточная аттестация проходит в форме технического зачёта, контрольного урока, академического концерта. Сольные концерты обучающихся приравниваются к выступлению на академическом концерте или экзамене (по решению методического совета школы).

Итоговая аттестация по предмету проводится с целью контроля (оценки) освоения дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных образовательных программ, а также срокам их реализации.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена, программа которого должна соответствовать требованиям вступительных экзаменов в средние специальные музыкальные учреждения. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».



График промежуточной и итоговой аттестации


Класс

Вид контрольного прослушивания

Сроки сдачи

Программные требования

9 класс

Технический зачёт

Октябрь

Гаммы

2 этюда

11 арпеджио

Музыкальные термины

Контрольный урок

Ноябрь

Самостоятельно выученное произведение

Чтение нот с листа

Академический концерт

Декабрь

2 разнохарактерных произведения

Итоговая аттестация (выпускной экзамен)

Май

5 произведений:

- полифония,

- крупная форма,

- пьеса,

- 2 этюда на разные виды техники.



Критерии оценок текущего контроля успеваемости,

промежуточной и итоговой аттестации обучающихся


Оценка «5» («отлично»):

- артистичное поведение на сцене;

- увлечённость исполнением;

- художественное толкование средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

- слуховой контроль собственного исполнения;

- корректировка игры при необходимой ситуации;

- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;

- понимание музыкальных форм произведений;

- выразительность интонирования;

- единство темпа;

- ясность ритмической пульсации;

- яркое динамическое разнообразие.


Оценка «4» («хорошо»):

- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;

- стабильность воспроизведения нотного текста;

- выразительность интонирования;

- попытка передачи динамического разнообразия;

- единство темпа.


Оценка «3» («удовлетворительно»):

- неустойчивое психологическое состояние на сцене;

- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

- слабый слуховой контроль собственного исполнения;

- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;

- темпо-ритмическая неорганизованность;

- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;

- однообразие и монотонность звучания.


Оценка «2» («неудовлетворительно»):

- частые «срывы» и остановки при исполнении;

- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

- ошибки в воспроизведении нотного текста;

- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

- отсутствие выразительного интонирования;

- метро-ритмическая неустойчивость.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Предмет «Специальность и чтение с листа» наряду с другими предметами учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» ставит перед собой цель - приобщение обучающихся к сокровищам национальной и мировой музыкальной культуры, их музыкально-эстетическое воспитание и развитие.

Программа предоставляет возможность преподавателям по классу фортепиано гибко подходить к подбору и составлению репертуарных планов в соответствии с учебными планами школы, а также с учётом индивидуальных возможностей обучающихся, не снижая требования к качеству обучения и музыкальному воспитанию. Преподаватели должны обучать детей не только исполнительскому мастерству игры на инструменте, но и формировать художественный вкус обучающихся.

Преподавателям необходимо продолжать развитие музыкально-образного мышления и кругозора обучающихся, работать над интонированием на инструменте, разнообразием динамического и тембрального звучания, метроритмическими особенностями произведений, а также технической оснащённостью исполнительского аппарата обучающегося.

Репертуар обучающегося - главный воспитательный фактор в его музыкальном развитии. В индивидуальный репертуар каждого ученика необходимо включать произведения различных эпох, стилей, жанров, характеров музыки. Индивидуальный план ученика составляется в начале каждого полугодия. В работе с обучающимся допустимы различные формы изучения педагогического репертуара: ознакомление, чтение нот с листа, разбор нотного текста, фрагментарное разучивание, эскизное разучивание, игра по нотам, игра наизусть, подготовка к концертному выступлению. В ходе урока необходимы беседы с учеником о музыке и других видах искусств, просмотр видеоматериалов и прослушивание аудиозаписей, с комментариями, анализом, обсуждениями, творческими заданиями.

Программа предполагает подготовку обучающихся к продолжению музыкального образования в средних профессиональных учебных заведениях, а следовательно, и расширение музыкального кругозора, накопление репертуара и развитие основного навыка - самостоятельного грамотного разбора и чтения с листа нотного текста. Параллельно с навыками тщательного разбора нотного текста необходимо продолжать развитие беглого чтения нот с листа, основанное на умении схватывать главное в музыкальной ткани, умении непрерывно вести музыкальную мысль, не позволяя каких-либо поправок и остановок. Уверенная и быстрая реакция на нотные знаки, охват всё более протяжённых фраз, свободная ориентация на клавиатуре, аппликатурная находчивость, внутреннее ощущение динамического развития, одномоментное создание музыкального образа являются непременным условием успешного овладения навыками чтения нотного текста с листа. Как правило, произведения для чтения нот с листа должны быть значительно легче изучаемого репертуара по программе, поэтому целесообразно использовать произведения из педагогического репертуара по сложности на 1-2 класса ниже требований программы, а также различные переложения, популярную музыку. По направлению работы по чтению нот с листа предусмотрена сдача контрольного урока.

Систематическая и последовательная работа в разучивании музыкальных произведений позволит со временем потребовать от обучающегося самостоятельного, осмысленного и тщательного разбора нотного текста. Перечисленные умения и навыки будут способствовать и другому направлению работы с обучающимся в фортепианном классе - самостоятельному изучению музыкальных произведений. Программа предусматривает для обучающихся ежегодную сдачу контрольного урока по самостоятельному изучению музыкальных произведений уровнем сложности на 1-2 класса ниже.

Освоение технических навыков напрямую зависит от определённого звукового результата. Непрерывная связь между внутренним слухом и игровыми движениями является одним из основных методических направлений работы преподавателя.

Технические зачёты обучающиеся сдают два раза в учебном году. В требования к техническому зачёту входит обязательное исполнение двух гамм, 11 арпеджио и инструктивного этюда, а также опрос по проверке знаний музыкальной терминологии.

Подбор по слуху, транспонирование, простейшее варьирование нотного текста, импровизация способствуют творческому развитию музыкальных способностей обучающегося. Для подобных видов работы выбираются произведения по уровню своей сложности на 1-2 класса ниже уровня класса.

На академическом концерте обучающиеся исполняют два разнохарактерных произведения, на выпускном экзамене - программу из 5-ти произведений. Контрольные прослушивания проводятся в соответствии с графиком контрольных точек. Участие в отборочных прослушиваниях, конкурсах, сольных концертах обучающихся приравниваются к выступлению на академическом концерте или экзамене.

Результаты обучения во многом зависят от того, как обучающийся занимается дома. Для повышения эффективности самостоятельного выполнения домашних заданий преподаватель должен помочь каждому ребёнку: объяснить домашнее задание, посоветовать спланировать распорядок дня, рассказать о том, сколько времени необходимо отводить разным видам работы на инструменте, какими приёмами и способами полезно работать над музыкальным материалом.

Тесный контакт преподавателя с родителями обучающихся оказывает положительное влияние на весь процесс обучения. В беседах с родителями необходимо делать акцент на их участие и поддержку своих детей в занятиях музыкой, на необходимости систематических домашних занятий, их продолжительности и эффективности.

Результат обучения детей по данной программе зависит от степени одарённости обучающегося, его заинтересованности, мотивации к обучению и трудолюбия. Развитие исполнительских навыков и умений в дальнейшем будет зависеть от самостоятельной работы обучающихся. В работе с обучающимися по данной программе преподаватели должны особое внимание уделять формированию и воспитанию таких качеств, как свобода пианистического аппарата, самостоятельность и инициативность в работе над нотным текстом, фортепианной фактурой, артистизм и эмоциональность в исполнительской практике.

Техническое оснащение занятий:

- учебная аудитория для индивидуальных занятий;

- два фортепиано (пианино или рояли);

- два стула для обучающегося и преподавателя;

- подставки на стул (для обучающегося).



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Освоение обучающимися данной программы предусматривает:

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации;

- приобретение обучающимися навыков творческой деятельности;

- формирование у обучающихся умения планировать свою домашнюю работу, осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;

- формирование умения давать объективную оценку своему труду, понимания причин результата (успеха или неуспеха) собственной учебной деятельности;

- формирование навыка определения наиболее эффективных способов достижения результата;

- формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;

- подготовку наиболее талантливых детей к продолжению музыкального образования в средних специальных учебных заведениях.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Интерпретация исполнения музыкальных произведений. Глубокие знания о стилистических и жанровых особенностях, художественных ценностях исполняемых музыкальных произведений. Анализ формы, фактуры, особенностей развития музыкального материала. Воспитание художественной техники. Интонирование. Совершенствование технологии звукоизвлечения. Совершенствование координации движений, а также координации опережающего внутреннего слуха с игровыми движениями. Самостоятельное, осмысленное и качественное прочтение фортепианной фактуры. Свободное владение педализацией. Беглое чтение нот с листа (уровень сложности - на 1-2-3 класса ниже). Владение всеми видами педализации. Подбор по слуху. Транспонирование. Навыки и умения, необходимые для исполнительской практики данного класса.


По окончании учебного года обучающийся должен владеть:

  • знаниями, необходимыми для самостоятельного изучения нотного текста;

  • умениями преодоления трудностей метроритмических особенностей произведений;

  • умениями пользоваться акустическими, тембральными, регистровыми, динамическими красками инструмента;

  • умениями подбора аппликатуры;

  • навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры;

  • навыками беглого чтения нот с листа и транспонирования;

  • навыками владения техническими приёмами (крупная, мелкая техника);

  • навыками интонирования;

  • навыками слухового контроля;

  • навыками владения педализацией;

  • навыками и умениями, необходимыми для исполнительской практики данного класса.

Годовые программные требования

В течение учебного года обучающийся должен освоить 11-14 музыкальных произведений и произведения по чтению нот с листа:

  • 2 полифонических произведения;

  • 2 произведения крупной формы;

  • 3-4 пьесы разных композиторов или цикл пьес одного композитора;

  • 1 пьесу для самостоятельного изучения (уровень сложности на 1-2 класса ниже);

  • 3-5 этюдов на разные виды техники;

  • 8-12 произведений для чтения нот с листа (различных уровней сложности), транспонирования.

Программа итогового экзамена: на конец учебного года обучающийся должны подготовить программу, соответствующую требованиям поступающих в ссузы:

5 произведений:

- полифония,

- крупная форма,

- пьеса,

- два этюда на разные виды техники.


Требования по гаммам и к техническому зачёту

Технический комплекс должен учитывать классификацию гамм по тональностям (мажорные, минорные, диезные, бемольные), а также включать в себя следующие требования к исполнению:

- исполнение всех видов гаммового комплекса должно быть организовано метро-ритмической пульсацией;

- все виды исполняются на четыре октавы двумя руками;

- темп Allеgretto, Allegro;

- прямое и расходящееся движения в мажорных и всех видах минорных гамм;

- движение в интервал (в терцию, дециму, сексту);

- аккорды по три звука;

- аккорды по четыре звука;

- три вида арпеджио (короткие, длинные с обращениями, ломаные);

- хроматическая гамма (прямое и расходящееся движения);

- D 7- аккорд в виде арпеджио (короткие, длинные с обращениями, ломаные);

- ум.YII 7- аккорд в виде арпеджио (короткие, длинные с обращениями, ломаные);

- 11 арпеджио от звуков «До», «Ре», «Ми», «Фа», «Соль», «Ля», «Си».

На зачёт: две гаммы (мажорная и минорная тональности, одна из них диезная, другая - бемольная), 11 арпеджио от одного звука (любого) от белых клавиш, два инструктивных этюда.


Примерный репертуарный список

Полифония

Александров Ан. Фуга соль минор. Соч. 33, № 4

Бах И.С. Трёхголосные инвенции Ми мажор, ми минор, фа минор, соль минор, Ля мажор, ля минор

Бах И.С. ХТК I том. Прелюдии и фуги: до минор, Ми мажор, Си-бемоль мажор

Бах И.С. ХТК II том. Прелюдии и фуги: ре минор, фа минор

Бах И.С. Английские сюиты: № 2 ля минор, № 3 соль минор, № 5 ми минор

Бах И.С. - Бузони Ф. Органные хоральные прелюдии: фа минор, соль минор

Бах И.С. - Кабалевский Д.Б. Органные прелюдии и фуги (по выбору)

Глинка М. Фуга Ми-бемоль мажор

Глинка М. Фуга ля минор

Гендель Г. Пассакалья

Гендель Г. Чакона Фа мажор

Кирнбергер И. Менуэт

Лядов А. Фуга ре минор

Мясковский Н. Фуга си минор. Соч. 78 № 4

Чичков Ю. Фуга ми минор

Шостакович Д. Прелюдия и фуга До мажор

Щедрин Р. Двухголосная инвенция фа минор

Щедрин Р. Токкатина-коллаж


Крупная форма

Бах ф.Э. Шесть сонатин для фортепиано (по выбору)

Беркович И. Вариации на тему Паганини

Бетховен Л. Шесть лёгких вариаций Соль мажор

Бетховен Л. Шесть лёгких сонат (по выбору)

Бетховен Л. Девять вариаций Ля мажор

Бетховен Л. Соната № 1 фа минор, ч. I

Бетховен Л. Соната № 16, ч. I

Бортнянский Д. Соната Фа мажор, ч. I

Гайдн Й. Соната До мажор, ч. I. Соч. 79

Гайдн Й. Соната ми минор, ч. I

Гайдн Й. Концерт Ре мажор

Глинка М. Вариации на тему «Среди долины ровныя»

Геништа И. Соната Фа минор, ч. I. Соч. 9

Кабалевский Д. Концерт ре мажор, № 3

Клементи М. Соната Си-бемоль мажор. Соч. 47

Мендельсон Ф. Концерт № 1 соль минор, ч. I

Моцарт В.А. Соната Соль мажор, ч. I (К. 283)

Моцарт В. Соната До мажор, ч. I (К. 330)

Скарлатти Д. 15 сонат (по выбору)

Чимароза Д. Соната соль минор

Шуберт Ф. Сонатина ля минор, ч. I. Соч. 42 № 1


Пьесы

Александров А. «Отзвуки театра»

Аренский А. Романс Фа мажор. Соч. 53

Аренский А. Экспромт Си мажор

Аренский А. У фонтана. Соч. 46

Бабаджанян А. Вагаршападский танец

Барток Б. Бурлеска. Соч. 12, № 2

Благой Д. Прелюдии. Соч. 9 №№ 1, 3, 9

Гедике А. Прелюдия фа минор. Соч. 9

Глинка М. «Разлука» (ноктюрн)

Григ Э. «Весной». Соч. 43

Григ Э. Ноктюрн До мажор. Соч. 54

Мак-Доуэлл Э. Вечное движение. Соч. 46 № 2

Мендельсон Ф. Песни без слов (по выбору)

Метнер Н. Сказка фа минор. Соч. 26

Прокофьев С. Прелюдия До мажор. Соч. 12 № 37

Прокофьев С. Мимолётности. Соч. 22 №№1,10

Раков Н. Легенда ре минор

Рахманинов С. Мелодия Ми мажор. Соч. 3

Рахманинов С. Музыкальный момент си минор

Скрябин А. Прелюдия Ми мажор. Соч. 11

Тактакишвили О. Поэма

Чайковский П. «Май» из цикла «Времена года»

Чайковский П. Ноктюрн до-диез минор. Соч. 19 № 4

Чеботарян Г. Прелюдия си-бемоль минор

Шопен Ф. Ноктюрн Ми-бемоль мажор. Соч. 9 № 2

Шостакович Д. Прелюдии (по выбору). Соч. 34


Этюды

Аренский А. Этюды. Соч. 19 №№ 1, 5, 11

Беренс Г. Этюд № 13

Бертини Г. Этюды (по выбору). Соч. 32

Киркор Г. «12 пьес-этюдов». Соч. 15

Клементи М. Этюд № 4

Кобылянский А. Октавные этюды (по выбору)

Крамер И. Этюды. Соч. 60 №№ 4, 5, 10, 12, 18-20, 23

Лёшгорн А. Этюды. Соч. 66 №№ 25, 27, 29, 32

Лист Ф. Этюд «Шум леса»

Мошелес М. Избранные этюды (по выбору). Соч. 70

Мошковский М. этюды. Соч. 18 (по выбору)

Мошковский М. Этюды. Соч. 72 №№ 2, 11

Черни К. Этюд. Соч. 299 №№ 9, 17, 20, 21, 23-25, 29, 32-34, 37-40

Черни К. Этюды. Соч. 740 №№ 10, 16, 17, 20

Шмитт Г. Этюды. Соч. 3 №№ 23, 25, 27


Примерные программы академического концерта


I вариант

Бах И.С. Английская сюита соль минор. Аллеманда

Прокофьев С. Прелюдия До мажор. Соч. 12 № 7

II вариант

Бах И.С. ХТК II том. Прелюдия и фуга ре минор

Лист Ф. Утешение №3


III вариант

Бах И. С. Маленькая прелюдия и фуга для органа соль минор

Рахманинов С.В. Элегия. Соч. 3 № 1





Примерная программа экзамена

I вариант

Бах И.С. Трёхголосная инвенция Ля мажор

Моцарт В. Соната Си-бемоль мажор, ч. I

Шуберт Ф. Экспромт Ля бемоль мажор

Гуммель И. Этюд Фа мажор (двойные ноты)

Мошковский М. Этюд. Соч. 72 № 6

II вариант

Глинка М. Фуга ля минор

Мендельсон Ф. Концерт № 1 соль минор, ч. I

Шопен Ф. Ноктюрн № 2 Ми-бемоль мажор

Клементи М. Этюд № 13 Фа мажор

Кобылянский А. Октавный этюд Ля-бемоль мажор


III вариант

Бах И.С. ХТК I том. Прелюдия и фуга ре минор

Бетховен Л. Соната № 1, ч. I

Прокофьев С. «Сказки старой бабушки»: № 2 фа-диез минор

Зиринг В. Октавный этюд ре-бемоль мажор. Соч. 10 № 3

Мошковский М. Этюд Соль мажор. Соч. 18 № 3



Примерный список произведений для самостоятельного изучения


Боккерини Л. Менуэт

Гаврилин В. Осень

Гендель Г. Каприччио

Гречанинов А. «Жалоба»

Зиринг В. Хроматический этюд

Кюи Ц. Ноктюрн. Соч. 8

Лист Ф. Юношеский Этюд № 4

Лядов А. Канон ля минор

Мендельсон Ф. Песня венецианского гондольера. Соч. 30 № 6

Мясковский Н. «Охотничья перекличка»

Николаев Н. «Осенью» (этюд)

Пахельбель И. Чакона

Прокофьев С. Тарантелла. Соч. 65

Ромм Р. «Пчёлка» (этюд)

Скарлатти Д. Соната Ре мажор

Фильд Дж. Ноктюрн Си-бемоль мажор

Чайковский П. «Май» из цикла «Времена года». Соч. 37

Шопен Ф. Прелюдии № 11, 22

Юцевич Е. Фуга



Примерный список произведений для чтения нот с листа


Аренский А. Романс Ля-бемоль мажор

Бах И.С. Соьфеджио

Бетховен Л. «К Элизе»

Бетховен Л. Соната № 14, ч. I.

Весняк Ю. С любовью

Весняк Ю. Ноктюрн

Гайдн Й. Соната Соль мажор, ч. I

Гендель Г. Чакона

Кабалевский Д. Прелюдия и фуга «Вечерняя песнь за рекой»

Караев К. Две прелюдии

Лядов А. Канон до минор

Лядов А. Прелюдия си минор. Соч. 11

Прокофьев С. Детская музыка. «Ходит месяц над лугами»

Рахманинов С. Прелюдия до-диез минор

Сен-Санс К. «Лебедь»

Сметана Б. Анданте

Таривердиев М. «Забытый мотив»

Таривердиев М. «Утешение»

Шопен Ф. Прелюдии. Соч. 28 №№ 4, 7, 20

Шуберт Ф - Лист Ф. Серенада

Шуберт Ф. «Ave Maria»

Шмитц М. Андреа

Черни К. Этюды. Соч. 299 №№ 5, 8, 11, 12, 21

Шмитц М. «Романтическое интермеццо»


Ожидаемые результаты обучения


Результатом освоения программы являются приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

- умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения различных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

- знания профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению нот с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приёмов;

- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приёмах работы над исполнительскими трудностями;

- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

- наличие элементарных навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.






СПИСОК НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Альбом советской детской музыки. Том 6. Составление и редакция А. Бакулова и К. Сорокина. - Л., 1975

  2. Бах И.С. Английские сюиты. - М., «Музыка», 1982

  3. Бах И.С. Трёхголосные инвенции (симфонии). - М., «Музыка», 1980

  4. Бах И.С. Французские сюиты. - М., «Музыка», 1980

  5. Бах И.С. ХТК, Т.1-П. - М., «Музыка», 1987

  6. Бетховен Л.. Сонаты. - Будапешт, 1952

  7. Гайдн Й. Избранные произведений. - М., «Музыка», 1980

  8. Гайдн Й. Сонаты. - М., «Музгиз», 1980

  9. Григ Э.. Лирические пьесы. - М., «Музыка», 1962

  10. Клавирные пьесы западноевропейских композиторов XVI-XVIII веков. Под ред. Н. Копчевского. Вып. 1, 2. - М., 1975

  11. Мендельсон Ф.. Песни без слов. - М., «Музыка», 1976

  12. Моцарт В. Нетрудные сонаты. - М., «Музыка», 1985

  13. Моцарт В. Сонаты. - М., «Музыка», 1980

  14. Мошковский М. Этюды. Соч.72 - М., «Музыка», 1965

  15. Прокофьев С. Мимолётности. - М.-Л., 1979

  16. Рахманинов С. Прелюдии для фортепиано. Ленинград «Музыка», 1982

  17. Скрябин А. Прелюдии. Соч. 11. - М., «Музыка», 1979

  18. И.С. Двухголосные инвенции. - М., «Музыка», 1980

  19. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Выпуски I-VII. Составление и редакция Н. Любомудровой, К.Сорокина, А. Туманян. - М. 1984

  20. Чайковский Д.А. Избранные фортепианные пьесы. Выпуски I,II. - М., «Советский композитор», 1986

  21. Чайковский П. «Времена года». - М., «Музыка», 1991

  22. Черни К. Этюды. Соч. 740. - М., «Музыка», 1992

  23. Черни К. Этюды. Соч. 299. - М., 1989

  24. Шопен Ф. Вальсы. - М., «Музыка», 1988

  25. Шопен Ф. Мазурки. - М., «Музыка», 1988

  26. Шопен Ф. Прелюдии. - М., «Музыка», 1982

  27. Шопен Ф. Ноктюрны. - М.., «Музыка», 1988

  28. Шостакович Д. Прелюдии и фуги (по выбору). - М., 1982

  29. Щедрин. Р. Произведения для фортепиано. - М., 1983



СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1978

  2. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974

  3. Бейпшаг. Орнаментика в музыке. - М., 1978

  4. Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений И.С. Баха в музыкальной школе. -

М., «Классика - XXI», 2005

  1. Вопросы музыкальной педагогики. Составитель В.И. Руденко. Вып. 7. «Классика - XXI», М., 1986

  2. Голубовская Н. Искусство педализации. - Л., 1974

  3. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.,

«Классика - XXI», 2000

  1. Жак-Далькроз Э. Ритм «Классика - XXI», 2006

  2. Засимов А. Как исполнять Бетховена.- М., «Классика - XXI», 2004

  3. Засимов А. Как исполнять Шопена.- М., «Классика - XXI», 2005

  4. Калинина Н. Клавирная музыка И.С. Баха в фортепианном классе. - Л., 1988

  5. Коган Г. Вопросы пианизма. - М., 1968

  6. Коган Г. О фортепианной фактуре. - М., 1961

  7. Коган Г. Работа пианиста. - М., «Классика - XXI», 2003

  8. Коган Г. У врат мастерства. - М., 1977

  9. Корто А. О фортепианном искусства.- М., «Классика - XXI», 2004

  10. Корыхалова Н. Играем гаммы. - М., 1995

  11. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального

фортепиано. - М., «Классика - XXI», 2000

  1. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. - М., «Классика - XXI», 2002

  2. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. - М., 1988

  3. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1982

  4. Макуренкова Е. О педагогике В.В. Листовой. - М., 1991

  5. Маккиннон Л. Игра наизусть. - М., «Классика - XXI», 2003

  6. Меркулов А. Как исполнять Моцарта.- М., «Классика - XXI», 2004

  7. Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С. Баха. - М., «Классика - XXI»,

1996

  1. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1967

  2. Савшинский С. Работа пианиста над произведением. - М., «Классика - XXI», 2001

  3. Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой. - Л., 1968

  4. Сборник статей «Как научить играть на рояле?». - М., «Классика - XXI», 2005

  5. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на

фортепиано. - М., 2001

  1. Тимакин Е. Воспитание пианиста. - М., 1989

  2. Фейнберг С. Пианизм как искусство. - М., «Классика - XXI», 2000

  3. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984

  4. Штепанова-Курцова И. Фортепианная техника. - Киев, 1982

  5. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. - М., «Классика -

XXI», 2000


© 2010-2022