- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока в 6-м классе - «Правда и красота музыки И. С. Баха»
Конспект урока в 6-м классе - «Правда и красота музыки И. С. Баха»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Глушкова Е.Е. |
Дата | 04.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока музыки в шестом классе.
Тема: «Правда и красота музыки И.С. Баха»
Цель: Показать на примере произведений И.С.Баха, что «жизненная» правда неотделима от правды искусства, так же как красота искусства неотделима от «жизненной» красоты.
Задачи: - формирование музыкальной культуры, целостного представления образного строя музыки Баха;
- познакомить с новыми музыкальными жанрами (токката, фуга) и стилем (полифония) на примере произведений И.С.Баха;
- закрепить и расширить представление учащихся о творчестве И.С.Баха;
- научить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- приобщение учащихся к шедеврам западноевропейской классической музыки на примере творчества И.С.Баха;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство;
- развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно стиля И.С.Баха;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- развивать вокально-хоровые навыки и умения;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- эстетическое воспитание при помощи взаимосвязи различных видов искусств;
- пробудить у учащихся интерес к музыке И.С.Баха.
Ход урока:
-
Организационный момент
-
Вход с музыкой: «Скерцо из сюиты для струнных инструментов
с флейтой» И.С.Бах.
2. Музыкальное приветствие.
-
Повторение пройденного:
-
Беседа по прослушанному материалу (разбор музыкального произведения «Шутка» И.С.Баха)
- Как называется произведение, которое сейчас прозвучало? Кто автор того произведения? Какие чувства, настроения выражены в музыке? Почему композитор назвал произведение «Шуткой»?
- Рассмотрите нотную запись. Что помогает придать ему шутливый характер? (тембр, темп, лад) (слайд № 1):
- Действительно, для того, чтобы передать шутливый, искрящийся характер музыки, Бах избрал достаточно быстрый темп, и его «Шутка» исполнить не так-то просто - с ней может справиться только настоящий виртуоз (исполнение «Шутки» учащейся 6-го класса).
- В «Шутке» Баха благодаря флейте достигается изящно-юмористическое звучание. Вообще там, где требуется легкость, изящество и грация, часто «царит» флейта.
Изысканность и прозрачность тембра в сочетании с присущим для флейты высоким регистром и быстрым темпом, придают флейте грациозное остроумие.
- Вспомните, какое музыкальное произведение называется сюитой?
Сюита - музыкальное произведение (оркестровое, инструментальное или вокально-хоровое), которое состоит из нескольких контрастных по характеру и содержанию частей.
-
Симфонический оркестр.
- К какой группе инструментов относится флейта (деревянные духовые)? Давайте вспомним, какие еще группы инструментов входят в состав симфонического оркестра (слайд № 2):
- Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов:
- деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот);
- медные духовые (труба, валторна, тромбон, туба);
- струнные смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас),
- ударные (литавры, ксилофон, колокола, барабаны, тарелки и т.д.);
- дополнительно в состав оркестра входят рояль, арфа, челеста и др.
3. Орган.
- Но существует величественный и могучий музыкальный инструмент, с которым трудно соревноваться даже большому симфоническому оркестру.
- Как называется этот инструмент? (орган) (слайд № 3):
- Орган (латинское organum, от греческого organon - орудие, инструмент) - духовой клавишный инструмент сложного устройства (слайд № 4):
Он состоит из труб, механизма для нагнетания воздуха и кафедры.
В кафедре находится мануал - клавиатура у органа. Их несколько - от двух до семи, и расположены они перед исполнителем террасами. Играют на нем как на фортепиано, нажимая на клавиши. При нажатии клавиши открывается клапан у трубы, и поток воздуха создает красивый звук.
Существует особая клавиатура - для ног, с помощью которой издаются самые низкие звуки. Это 32 педали, на которых играют носком и каблуком.
Рычаги переключения регистров находятся на пульте, и, чтобы справиться с ними во время игры, органист зачастую прибегает к помощи ассистентов.
- Внешний вид органа сложился под влиянием стиля барокко (итал. Barocco, буквально - «причудливый, вычурный») - замысловатый и вместе с тем величественный и торжественный. Несмотря на свой более чем почтенный возраст, этот инструмент до сих пор остается непревзойденным.
III. Тема урока: «Правда и красота музыки Иоганна Себастьяна Баха»
- Одним из самых замечательных органистов, непревзойденным исполнителем - виртуозом и знатоком клавишных инструментов был И.С.Бах. «Князь клавесинистов и король органистов», так титуловали современники его еще при жизни».
Тема нашего сегодняшнего урока: «Правда и красота музыки И.С.Баха» (слайд № 5):
Цель: Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством композитора; попробуем понять, в чем правда и красота его музыки; познакомимся с новыми понятиями: токката, фуга и полифония.
IV. И.С. Бах
- Наследие композитора включает в себя произведения разных жанров: и светских, и церковных. Среди них мессы, кантаты, хоралы, произведения для органа, клавира, вокальные сочинения, пьесы для детей - всего более 300 музыкальных произведений (слайд № 6):
«Если с высоты более чем двух столетий мы глядим на музыку Баха, она нам кажется грандиозным фундаментом, на котором базируется все музыкальное творчество нового и новейшего времени, включая и нашу действительность…» Д.Б. Кабалевский
- Но в свое время, в XVIII веке, Бах не считался крупным композитором, и при его жизни было опубликовано совсем мало произведений.
С одной стороны произведения И.С. Баха были сложны для слушателей - в то время начиналась популярность гамофоно-гармонической музыки. Один тогдашний критик вынес ему приговор: «В его произведениях нет естественности, красота затемняется слишком большим искусством».
В тоже время музыка И.С.Баха была естественна в выражении чувств: яркая, живая, волнующая, она возвышала и вносила любовь не только к Всевышнему, но и простому человеку. А это не соответствовало господствовавшим в ту пору нормам средневековой церкви. При жизни музыканта его обвиняли в том, что его музыка слишком сложна и в то же время слишком народна, что он мешает верующим сосредоточиться в религиозном настроении.
Но Бах продолжал писать такую музыку, которую подсказывало ему его сердце, - человечную, одухотворенную живыми мыслями и глубокими чувствами, свободную от церковных ограничений. Бах стремился своей музыкой пробудить живые человеческие чувства.
V. «Токката и фуга ре минор»
1. Слушание и анализ музыкального произведения: (слайд № 7):
- Сейчас мы будем слушать произведение И.С.Баха «Токката и фуга ре минор». Обратите внимание на то, как музыкальный образ фуги взаимосвязан с образом токкаты.
(просмотр видеофрагмента)
- Какой музыкальный образ отражает музыка? Дайте ему характеристику (сильный, восторженный, гордый, яркий). Какое настроение создает произведение? Какие чувства и мысли вызывает у вас эта музыка?
Спокойствие они несут или напряжение? Радость или драматизм? Мягкость, нежность или энергию, мятежность? - Как звучала музыка в начале? То происходило дальше? Что изменялось? По какому принципу разворачивается образ (контраст, повторение, вариативность)?
-Как музыкальный образ фуги связан с образом токкаты? Какие особенности связывают эти произведения в двухчастный цикл? (Музыка токкаты яркая, драматичная, подобная бурной реке. А фуга звучит лирично, изящно).
В дальнейшем токката стала прелюдией к фуге. Прелюдия - небольшая пьеса, служащая обычно вступлением к следующей пьесе и связанная с ней общностью настроения.
2. Токката:
- «Токката и фуга ре минор», как видно из названия состоит из двух частей, двух циклов: токкаты и фуги (слайд № 8):
Токката (с итал. «прикосновение, удар») - виртуозная музыкальная пьеса импровизационного характера, как правило, для клавишных инструментов.
- Рассмотрите нотную запись вступления и двух тем токкаты. Можно ли п внешнему виду нотной записи Токкаты сказать, что в рисунке тоже есть некая причудливость?
Для токкаты характерно быстрое, четкое движение равномерными короткими длительностями; импровизационная смена эпизодов; стремительный темп характера движения.
(повторное слушание «Токкаты ре минор»)
- Какие чувства вызывает эта музыка? Какой образ возникает? Как звучит начало токкаты? Есть ли в токкате противопоставление контрастных образов? На принципе контрастного развития основан импровизационный характер токкаты.
-
Фуга и полифония:
Фуга - (с лат. и итал. - «бег, быстрое течение») - в ней голос - тема - начинается в одном регистре, затем тема переходит в другой регистр, потом в следующий. И при этом первый голос не прерывается, а продолжается во втором и третьих голосах.
Условно это можно изобразить в графике следующим образом (слайд № 9):
Проследите по графической записи за появлением темы в разных голосах .
Голоса вступают друг за другом, как бы догоняя и отвечая друг другу, то расходясь, то встречаясь, то сплетаясь и звуча вместе. Причем все они одинаково важны - нет разделения на главный голос и аккомпанемент.
Такой тип музыки называется полифонией. Полифония - (от греч. poly - «много», phone - «звук»)- вид многоголосия, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии.
Вершиной полифонического искусства является фуга - многоголосное полифоническое произведение, сочиненное по особым, очень строгим правилам. В основе лежит яркая, хорошо запоминающаяся музыкальная тема, которая последовательно звучит в разных голосах (слайд № 10):
И.С.Бах говорил о полифонических произведениях: «Каждый голос в сочинение - это личность, а многоголосное сочинение - беседа между этими личностями, и надо ставить за правило, чтобы каждая из личностей говорила хорошо и вовремя, а если не имеет что сказать, то лучше бы молчала и ждала, пока не дойдет до нее очередь».
- Вслушайтесь в звучание музыки, проследите за развитием главной мелодии и попытайтесь услышать беседу в звучании фуги.
(повторное слушание «Фуги ре минор»)
-Услышали ли вы в фуге «беседу личностей»? О чем же «идет беседа» в фуге? Какой образ рисует композитор в этом произведении? Что помогает «звучать» голосам в согласии друг с другом? (гармония)
Полифония - гармоническое слияние воедино нескольких самостоятельных мелодий, идущих в нескольких голосах одновременно.
-
Картина М.Чюрлёниса «Фуга»
М. Чюрлёнис - литовский художник и композитор мечтал создать новый вид искусства - «зримую музыку», где органично сливались бы музыкальные формы и их изобразительный аналог. Мечта воплотилась в серии работ, имеющих музыкальные названия. «Фуга» - одна из них.
Сравните картину художника и произведение И.С. Баха. Что в них общего? Какие особенности живописи помогают понять принципы развития темы в музыке?
VI. Обобщение пройденной темы:
- В чем заключается правда и красота музыки И.С.Баха? Что хотел сказать своей музыкой композитор?
- Правда и красота музыки Баха в том, что она живая, глубокая, человечная. В ней передаются разные чувства людей. Она многокрасочная: и радостная, и печальная, и сосредоточенно-задумчивая, и стремительная, и трагическая, и полная юмора. Она глубоко человечна - в ней много живых человеческих чувств. И каждый слышит в этой музыке что-то свое, близкое и понятное только ему одному.
VII. Вокально-хоровая работа (разбор песни «Живет на свете красота» муз. Ю.Антонова, сл. М.Пляцковского)
-
Постановка дыхания - дыхательные упражнения.
-
Распевание.
-
Работа над песней (слайд № 11):
- Песня, которую мы с вами разучиваем, тоже о красоте, о красоте в природе, во всем мире. Написали ее композитор Ю. Антонов и поэт М.Пляцковский.
а) пение по нотам «про себя» («в уме»);
б) пение музыкальных фраз под аккомпанемент и без него на
гласный звук;
в) отработка вокально-певческих навыков:
- ритмическая точность пропевания коротких и длинных звуков
(прослеживание ритма по нотной записи);
- плавное звуковедение и работа над кантиленностью пения;
- работа над звуком «с» - произносится с тенденцией к снижению
громкости звучания, гласный перед «с» тянется;
- точное интонирование (Какие вы услышали интонации; проследите,
как они развиваются, куда движутся?);
- четкое и короткое произношение согласных звуков в конце фраз
(Что, по-вашему, необходимо сделать, что бы при исполнении
произведения было понятно каждое слово?);
- проработка дыхания (Когда вы будете брать дыхание?);
- низкие звуки петь мягче и спокойнее («споем красивым звуком»).
г) исполнение песни целиком.
Какой образ показали в своем произведении поэт и композитор? Какой характер у мелодии этой песни? В каком темпе ее нужно исполнять?
VIII. Подведение итога урока:
Что вам понравилось сегодня на уроке? Какое впечатление произвела на вас музыка И.С.Баха? Какие произведения мы сегодня слушали? С какими новыми жанрам и стилем познакомились? Объясните понятия «полифония» и «фуга».
IX. Домашнее задание: Попробовать передать в рисунке полифоническую форму. Найти полифонические пласты в стихотворении А.Блока
«Свирель запела на мосту».