Конспект урока в 6-м классе - «Правда и красота музыки И. С. Баха»

Тема: «Правда и красота музыки И.С. Баха» Цель: Показать на примере произведений И.С.Баха, что «жизненная» правда неотделима от правды искусства, так же как красота искусства неотделима от «жизненной» красоты. Задачи: - формирование музыкальной культуры, целостного представления образного строя музыки Баха; - познакомить с новыми музыкальными жанрами (токката, фуга) и стилем (полифония) на примере произведений И.С.Баха; - закрепить и расширить представление учащихся о творчестве И.С.Баха; - нау...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока музыки в шестом классе.


Тема: «Правда и красота музыки И.С. Баха»

Цель: Показать на примере произведений И.С.Баха, что «жизненная» правда неотделима от правды искусства, так же как красота искусства неотделима от «жизненной» красоты.

Задачи: - формирование музыкальной культуры, целостного представления образного строя музыки Баха;

- познакомить с новыми музыкальными жанрами (токката, фуга) и стилем (полифония) на примере произведений И.С.Баха;

- закрепить и расширить представление учащихся о творчестве И.С.Баха;

- научить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- приобщение учащихся к шедеврам западноевропейской классической музыки на примере творчества И.С.Баха;

- развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство;

- развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно стиля И.С.Баха;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- развивать вокально-хоровые навыки и умения;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- эстетическое воспитание при помощи взаимосвязи различных видов искусств;

- пробудить у учащихся интерес к музыке И.С.Баха.

Ход урока:


  1. Организационный момент

  1. Вход с музыкой: «Скерцо из сюиты для струнных инструментов

с флейтой» И.С.Бах.

2. Музыкальное приветствие.

  1. Повторение пройденного:

  1. Беседа по прослушанному материалу (разбор музыкального произведения «Шутка» И.С.Баха)

- Как называется произведение, которое сейчас прозвучало? Кто автор того произведения? Какие чувства, настроения выражены в музыке? Почему композитор назвал произведение «Шуткой»?

- Рассмотрите нотную запись. Что помогает придать ему шутливый характер? (тембр, темп, лад) (слайд № 1):

Конспект урока в 6-м классе - «Правда и красота музыки И.С. Баха»

- Действительно, для того, чтобы передать шутливый, искрящийся характер музыки, Бах избрал достаточно быстрый темп, и его «Шутка» исполнить не так-то просто - с ней может справиться только настоящий виртуоз (исполнение «Шутки» учащейся 6-го класса).

- В «Шутке» Баха благодаря флейте достигается изящно-юмористическое звучание. Вообще там, где требуется легкость, изящество и грация, часто «царит» флейта.

Изысканность и прозрачность тембра в сочетании с присущим для флейты высоким регистром и быстрым темпом, придают флейте грациозное остроумие.

- Вспомните, какое музыкальное произведение называется сюитой?

Сюита - музыкальное произведение (оркестровое, инструментальное или вокально-хоровое), которое состоит из нескольких контрастных по характеру и содержанию частей.

  1. Симфонический оркестр.

- К какой группе инструментов относится флейта (деревянные духовые)? Давайте вспомним, какие еще группы инструментов входят в состав симфонического оркестра (слайд № 2):

Конспект урока в 6-м классе - «Правда и красота музыки И.С. Баха»

- Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов:

- деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот);

- медные духовые (труба, валторна, тромбон, туба);

- струнные смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас),

- ударные (литавры, ксилофон, колокола, барабаны, тарелки и т.д.);

- дополнительно в состав оркестра входят рояль, арфа, челеста и др.

3. Орган.

- Но существует величественный и могучий музыкальный инструмент, с которым трудно соревноваться даже большому симфоническому оркестру.

- Как называется этот инструмент? (орган) (слайд № 3):

Конспект урока в 6-м классе - «Правда и красота музыки И.С. Баха»

- Орган (латинское organum, от греческого organon - орудие, инструмент) - духовой клавишный инструмент сложного устройства (слайд № 4):

Конспект урока в 6-м классе - «Правда и красота музыки И.С. Баха»

Он состоит из труб, механизма для нагнетания воздуха и кафедры.

В кафедре находится мануал - клавиатура у органа. Их несколько - от двух до семи, и расположены они перед исполнителем террасами. Играют на нем как на фортепиано, нажимая на клавиши. При нажатии клавиши открывается клапан у трубы, и поток воздуха создает красивый звук.

Существует особая клавиатура - для ног, с помощью которой издаются самые низкие звуки. Это 32 педали, на которых играют носком и каблуком.

Рычаги переключения регистров находятся на пульте, и, чтобы справиться с ними во время игры, органист зачастую прибегает к помощи ассистентов.

- Внешний вид органа сложился под влиянием стиля барокко (итал. Barocco, буквально - «причудливый, вычурный») - замысловатый и вместе с тем величественный и торжественный. Несмотря на свой более чем почтенный возраст, этот инструмент до сих пор остается непревзойденным.

III. Тема урока: «Правда и красота музыки Иоганна Себастьяна Баха»

- Одним из самых замечательных органистов, непревзойденным исполнителем - виртуозом и знатоком клавишных инструментов был И.С.Бах. «Князь клавесинистов и король органистов», так титуловали современники его еще при жизни».

Тема нашего сегодняшнего урока: «Правда и красота музыки И.С.Баха» (слайд № 5):

Конспект урока в 6-м классе - «Правда и красота музыки И.С. Баха»

Цель: Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством композитора; попробуем понять, в чем правда и красота его музыки; познакомимся с новыми понятиями: токката, фуга и полифония.

IV. И.С. Бах

- Наследие композитора включает в себя произведения разных жанров: и светских, и церковных. Среди них мессы, кантаты, хоралы, произведения для органа, клавира, вокальные сочинения, пьесы для детей - всего более 300 музыкальных произведений (слайд № 6):


Конспект урока в 6-м классе - «Правда и красота музыки И.С. Баха»

«Если с высоты более чем двух столетий мы глядим на музыку Баха, она нам кажется грандиозным фундаментом, на котором базируется все музыкальное творчество нового и новейшего времени, включая и нашу действительность…» Д.Б. Кабалевский

- Но в свое время, в XVIII веке, Бах не считался крупным композитором, и при его жизни было опубликовано совсем мало произведений.

С одной стороны произведения И.С. Баха были сложны для слушателей - в то время начиналась популярность гамофоно-гармонической музыки. Один тогдашний критик вынес ему приговор: «В его произведениях нет естественности, красота затемняется слишком большим искусством».

В тоже время музыка И.С.Баха была естественна в выражении чувств: яркая, живая, волнующая, она возвышала и вносила любовь не только к Всевышнему, но и простому человеку. А это не соответствовало господствовавшим в ту пору нормам средневековой церкви. При жизни музыканта его обвиняли в том, что его музыка слишком сложна и в то же время слишком народна, что он мешает верующим сосредоточиться в религиозном настроении.

Но Бах продолжал писать такую музыку, которую подсказывало ему его сердце, - человечную, одухотворенную живыми мыслями и глубокими чувствами, свободную от церковных ограничений. Бах стремился своей музыкой пробудить живые человеческие чувства.

V. «Токката и фуга ре минор»

1. Слушание и анализ музыкального произведения: (слайд № 7):

Конспект урока в 6-м классе - «Правда и красота музыки И.С. Баха»

- Сейчас мы будем слушать произведение И.С.Баха «Токката и фуга ре минор». Обратите внимание на то, как музыкальный образ фуги взаимосвязан с образом токкаты.

(просмотр видеофрагмента)

- Какой музыкальный образ отражает музыка? Дайте ему характеристику (сильный, восторженный, гордый, яркий). Какое настроение создает произведение? Какие чувства и мысли вызывает у вас эта музыка?

Спокойствие они несут или напряжение? Радость или драматизм? Мягкость, нежность или энергию, мятежность? - Как звучала музыка в начале? То происходило дальше? Что изменялось? По какому принципу разворачивается образ (контраст, повторение, вариативность)?

-Как музыкальный образ фуги связан с образом токкаты? Какие особенности связывают эти произведения в двухчастный цикл? (Музыка токкаты яркая, драматичная, подобная бурной реке. А фуга звучит лирично, изящно).

В дальнейшем токката стала прелюдией к фуге. Прелюдия - небольшая пьеса, служащая обычно вступлением к следующей пьесе и связанная с ней общностью настроения.

2. Токката:

- «Токката и фуга ре минор», как видно из названия состоит из двух частей, двух циклов: токкаты и фуги (слайд № 8):

Конспект урока в 6-м классе - «Правда и красота музыки И.С. Баха»

Токката (с итал. «прикосновение, удар») - виртуозная музыкальная пьеса импровизационного характера, как правило, для клавишных инструментов.

- Рассмотрите нотную запись вступления и двух тем токкаты. Можно ли п внешнему виду нотной записи Токкаты сказать, что в рисунке тоже есть некая причудливость?

Для токкаты характерно быстрое, четкое движение равномерными короткими длительностями; импровизационная смена эпизодов; стремительный темп характера движения.

(повторное слушание «Токкаты ре минор»)

- Какие чувства вызывает эта музыка? Какой образ возникает? Как звучит начало токкаты? Есть ли в токкате противопоставление контрастных образов? На принципе контрастного развития основан импровизационный характер токкаты.

  1. Фуга и полифония:

Фуга - (с лат. и итал. - «бег, быстрое течение») - в ней голос - тема - начинается в одном регистре, затем тема переходит в другой регистр, потом в следующий. И при этом первый голос не прерывается, а продолжается во втором и третьих голосах.

Условно это можно изобразить в графике следующим образом (слайд № 9):

Конспект урока в 6-м классе - «Правда и красота музыки И.С. Баха»

Проследите по графической записи за появлением темы в разных голосах .

Голоса вступают друг за другом, как бы догоняя и отвечая друг другу, то расходясь, то встречаясь, то сплетаясь и звуча вместе. Причем все они одинаково важны - нет разделения на главный голос и аккомпанемент.

Такой тип музыки называется полифонией. Полифония - (от греч. poly - «много», phone - «звук»)- вид многоголосия, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии.

Вершиной полифонического искусства является фуга - многоголосное полифоническое произведение, сочиненное по особым, очень строгим правилам. В основе лежит яркая, хорошо запоминающаяся музыкальная тема, которая последовательно звучит в разных голосах (слайд № 10):

Конспект урока в 6-м классе - «Правда и красота музыки И.С. Баха»

И.С.Бах говорил о полифонических произведениях: «Каждый голос в сочинение - это личность, а многоголосное сочинение - беседа между этими личностями, и надо ставить за правило, чтобы каждая из личностей говорила хорошо и вовремя, а если не имеет что сказать, то лучше бы молчала и ждала, пока не дойдет до нее очередь».

- Вслушайтесь в звучание музыки, проследите за развитием главной мелодии и попытайтесь услышать беседу в звучании фуги.

(повторное слушание «Фуги ре минор»)

-Услышали ли вы в фуге «беседу личностей»? О чем же «идет беседа» в фуге? Какой образ рисует композитор в этом произведении? Что помогает «звучать» голосам в согласии друг с другом? (гармония)

Полифония - гармоническое слияние воедино нескольких самостоятельных мелодий, идущих в нескольких голосах одновременно.

  1. Картина М.Чюрлёниса «Фуга»

М. Чюрлёнис - литовский художник и композитор мечтал создать новый вид искусства - «зримую музыку», где органично сливались бы музыкальные формы и их изобразительный аналог. Мечта воплотилась в серии работ, имеющих музыкальные названия. «Фуга» - одна из них.

Сравните картину художника и произведение И.С. Баха. Что в них общего? Какие особенности живописи помогают понять принципы развития темы в музыке?

VI. Обобщение пройденной темы:

- В чем заключается правда и красота музыки И.С.Баха? Что хотел сказать своей музыкой композитор?

- Правда и красота музыки Баха в том, что она живая, глубокая, человечная. В ней передаются разные чувства людей. Она многокрасочная: и радостная, и печальная, и сосредоточенно-задумчивая, и стремительная, и трагическая, и полная юмора. Она глубоко человечна - в ней много живых человеческих чувств. И каждый слышит в этой музыке что-то свое, близкое и понятное только ему одному.

VII. Вокально-хоровая работа (разбор песни «Живет на свете красота» муз. Ю.Антонова, сл. М.Пляцковского)

  1. Постановка дыхания - дыхательные упражнения.

  2. Распевание.

  3. Работа над песней (слайд № 11):

Конспект урока в 6-м классе - «Правда и красота музыки И.С. Баха»

- Песня, которую мы с вами разучиваем, тоже о красоте, о красоте в природе, во всем мире. Написали ее композитор Ю. Антонов и поэт М.Пляцковский.

а) пение по нотам «про себя» («в уме»);

б) пение музыкальных фраз под аккомпанемент и без него на

гласный звук;

в) отработка вокально-певческих навыков:

- ритмическая точность пропевания коротких и длинных звуков

(прослеживание ритма по нотной записи);

- плавное звуковедение и работа над кантиленностью пения;

- работа над звуком «с» - произносится с тенденцией к снижению

громкости звучания, гласный перед «с» тянется;

- точное интонирование (Какие вы услышали интонации; проследите,

как они развиваются, куда движутся?);

- четкое и короткое произношение согласных звуков в конце фраз

(Что, по-вашему, необходимо сделать, что бы при исполнении

произведения было понятно каждое слово?);

- проработка дыхания (Когда вы будете брать дыхание?);

- низкие звуки петь мягче и спокойнее («споем красивым звуком»).

г) исполнение песни целиком.

Какой образ показали в своем произведении поэт и композитор? Какой характер у мелодии этой песни? В каком темпе ее нужно исполнять?

VIII. Подведение итога урока:

Что вам понравилось сегодня на уроке? Какое впечатление произвела на вас музыка И.С.Баха? Какие произведения мы сегодня слушали? С какими новыми жанрам и стилем познакомились? Объясните понятия «полифония» и «фуга».

IX. Домашнее задание: Попробовать передать в рисунке полифоническую форму. Найти полифонические пласты в стихотворении А.Блока

«Свирель запела на мосту».

Конспект урока в 6-м классе - «Правда и красота музыки И.С. Баха»


© 2010-2022