ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПГТ. ВОЙВОЖ










ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ



Учитель музыки: Царук Жанна

Александровна

МБОУ «СОШ» пгт. Войвож





СОДЕРЖАНИЕ



  1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3

  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………………….4

    1. Основные направления коррекционной работы……………………………………4

    2. Методы коррекционно-развивающего воздействия на уроках музыки…………...5

    3. Музыкальные приветствия…………………………………………………………..6

    4. Пальчиковые игры на уроках музыки………………………………………………..7

    5. Вокальные упражнения……………………………………………………………….8

    6. Музыкальные физминутки……………………………………………………………9

    7. Игровые песни на уроках музыки……………………………………………………10

    8. Логоритмические модели…………………………………………………………….10

    9. Музыкально-терапевтические методы……………………………………………….11

  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...13

  4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...14

  5. ПРИЛОЖЕНИЕ (видеофрагменты коррекционно-развивающих упражнений)…………..














ВВЕДЕНИЕ

Технологии музыкального развития, воспитания и обучения претерпевают сегодня существенные изменения. Прежде всего, музыка должна превратиться из объекта изучения в мощное средство воспитания и развития детей в школе. Сегодня на первое место выходит не вопрос как дать необходимую информацию, и, даже не то, как научить ребёнка петь, играть, а как с помощью музыкального искусства развивать и воспитывать человека.

Педагогическая технология ведения уроков искусства сложна. Она находится на перекрестке законов искусства и науки - как диалектически противоречивого процесса воспитания, т.е. становления личности. Личность как бы прорывается через искусство к новым духовным ценностям. Процесс сотворения себя через сотворчество с автором художественных произведений есть результат совместной творческой деятельности учителя и ученика.

Мне сказочно повезло, что я учитель музыки. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей, особенно в наш век компьютеризации и прагматизма. Урок музыки - удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.

Для учителей искусства особенно значимой является задача разностороннего развития детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности:

  • через музыку (путем слушания и исполнения);

  • через слово (сочини рассказ, сочини сказку);

  • через пластическое интонирование (движение);

  • через мимику (передай настроение);

  • через рисунок (нарисуй то, что ты слышал).

Ознакомившись с оздоровительно-развивающей программой И.Е.Сафаровой «Пальчиковые игры», с «Педагогическими технологиями» Т.А.Боровик, с «Музыкотерапией» Петрушенко я нашла для себя простор для своей деятельности.

Идея использования в своей работе коррекционно-развивающих технологий, а также элементов музыкальной терапии и релаксации на уроках музыки легла в основу моей работы с учащимися. Считаю ее приоритетным направлением, поскольку в последнее время отмечается устойчивая тенденция роста пограничных нервно-психических заболеваний у детей. Проблема неблагополучия в состоянии здоровья подрастающего поколения приобретает массовый характер.

В связи с этим возрастает роль педагога в решении проблем здоровья детей. Важное место в этом процессе занимают уроки музыки в школе, т.к. музыкальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает мощным оздоровительно-развивающим потенциалом.



2. Основная часть

2.1.Основные направления коррекционной работы:

1.Развитие основных мыслительных операций


  • навыков соотносительного анализа;

  • навыков группировки и классификации;

  • умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  • умение планировать деятельность;

  • развивать комбинаторные способности

2. Совершенствование движений и сенсорно-моторного развития


  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

  • развитие навыков каллиграфии

3. Развитие различных видов мышления


  • развитие словесно-логического мышления;

  • развитие наглядно-образного мышления

4. Развитие речи, овладение техникой

6.Коррекция отдельных сторон психической деятельности


  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентаций;

  • развитие зрительной памяти и внимания;

  • развитие слухового внимания и памяти;

  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;

  • развитие представлений о времени

7.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря

8. Коррекция индивидуальных пробелов и знаний

2.2.Методы коррекционно-развивающего воздействия на уроках музыки.


Коррекция отклонений в интеллектуальном развитии

Коррекция речи

Коррекция эмоционально-личностной сферы

  1. Болезненная нервозность учеников, их быстрая утомляемость, возбудимость требует строгой дозировки времени отдельных компонентов урока (пение, игра, ритмика, слушание музыки).

  2. Детализация материала, его доходчивость; ясное, многократное повторения, использование не только слуха, но и зрения, осязания.

  3. Использование красочно оформленных наглядных пособий.

  4. Подбирать наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом.

  5. В связи с ограниченными возможностями усвоения материала учащимися давать минимум для раздела "Элементы музыкальной грамотности".

  6. Обязательно вводить, включая в план работы, песенный и игровой материал, обогащающий детей представлениями об окружающем мире.

  7. В классе ограничивать количество предметов, отвлекающих внимание.


  1. С помощью специальных приемов и вокально-артикуляционных упражнений способствовать коррекции недостатков речи и развитию речи в целом.

  2. Совместно с логопедом подбирать речевые упражнения для исправления заикания, косноязычия и др. недостатков речи.

  3. Проводить на каждом уроке пятиминутные речевые упражнения на певческом языке, следить за дикцией учащихся, звучностью и выразительностью речи.

  4. Научить, правильно дышать и уметь задерживать дыхание при пении, индивидуально с каждым учеником подбирать упражнения, применяя медленные вокальные песни-упражнения и декламации с постепенным ускорением их темпа для успешного развития голоса, речи и дыхания.

  5. Репертуар должен удовлетворять требованиям: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст, с яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью.

  1. Для тонизирующего воздействия уроков музыки подбирать бодрую, веселую музыку танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах.

  2. Успокаивающее и расслабляющее воздействие на детей совместного пения, или слушания спокойной, любимой музыки лирического содержания, близкой к колыбельной. Дополнительное применение методов прямого коррекционного воздействия - убеждения и внушения.

  3. Личное исполнение педагога для создания теплой эмоциональной атмосферы, стимулирующей самостоятельные занятия учащихся.

  4. Слушание высокохудожественной музыки способствует созданию атмосферы концертного зала, доверительного общения со сверстниками, учителем.

  5. Выявление музыкальных способностей и их дальнейшее развитие.


2.3.Музыкальные приветствия

Выстраивая ход уроков, основное внимание нужно уделять специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, постановки дыхания, двигательному раскрепощению ребенка. Результатом таких педагогических приёмов работы с учащимися становится их заинтересованное, доброжелательное отношение друг к другу, их открытость и готовность к восприятию всего нового.

Начинаю я свои уроки или занятия по хору с музыкального приветствия с психологическим настроем. У каждой возрастной группы это приветствие свое.

1.Музыкальные приветствия с психологическим настроем.

Здравствуйте, дети!

  • Здрав - ствуй - те!

  • Здравствуйте, ручки!

  • Здравствуй - те! (хлоп-хлоп-хлоп).

  • Здравствуйте, ножки! (топ-топ-топ).

  • Здравствуйте, глазки! (морг-морг-морг).

  • Здравствуйте, носики! (пальцами касаются 3 раза).

  • Здравствуйте, головки! (качают 3 раза).

  • Здравствуйте, щечки! (щелкают 3 раза).

Можно продолжить работу индивидуально: «Здравствуй, Саша!» - Здравствуйте.

«Здравствуй, Катя!» - Здравствуйте…

«Здравствуйте!»

Детям предлагается по показу учителя произносить слово «Здравствуйте» по-разному: громко, тихо, быстро, медленно, с хлопками, щелчками и т.д. Можно с мимическими картинками.

Очень хорошо использовать на уроках музыки и во внеклассной деятельности коммуникативных разминки + психологический настрой


  • Поморгаем глазками, чтоб лучше видели.

  • Потрем ушки, чтоб лучше слышали.

  • Погладим себя по головке, чтоб лучше думала.

  • Поработаем язычком, чтоб не ленился:

  • Побелили потолок (по небу),

  • Почистили зубки (по зубам),

  • Проткнули щечки (острым языком),

  • Порубили язычок (зубами).

«Желаю тебе добра»

Я желаю тебе сегодня добра (друг другу прав. + прав.).

Ты желаешь мне сегодня добра (левая + левая)

подушечками пальцев).

Мы желаем друг другу сегодня добра (всеми пальцами пружиним, прикасаясь).

Если тебе будет трудно,

Я тебе помогу. (поднимаемся по руке другого

2-мя пальчиками - ножками 2,3,2,3,2,3…). Обнялись. В завершении можно исполнить песню

Видеофрагмент 1

2.4.Пальчиковые игры на уроках музыки

В. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев». На своих уроках активно использую «пальчиковые игры». В оздоровительно-развивающей программе Сафаровой И.Е. очень много разнообразных, оригинальных и интересных музыкально-творческих игр для учащихся 7-9 лет. Считаю целесообразным использование этого великолепного универсально - развивающего материала в воспитании ребенка на уроках музыки (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Практика показывает, что тренировка «мелкой пальцевой моторики» является мощным физиологическим средством, стимулирующим развитие речи, а следовательно, оказывающим большое влияние на чистоту интонирования.

Современные пальчиковые игры восходят к жанру русской потешки. С помощью потешки наши предки воспитывали у детей потребность в игре и одновременно в мягкой ненавязчивой форме вводили его в красочный мир родного языка.

Видеофрагмент 2 «Солнышко» - упражнение на сочетание крупных, свободных движений рук и точных прикосновений кончиков пальцев.

«Солнышко»

Гайда Лагздынь

Солнышко! Солнышко! - «Обращение к солнцу» Руки поднимаются вверх. Спинка прямая.

Погуляй у речки! - Руки вытянуты перед собой, ладони повёрнуты вниз. Размашистые

свободные движения рук от плеча в пространстве.

Солнышко! Солнышко! - «Обращение к солнцу».

Раскидай колечки! - Руки прямые, вытянуты вперёд. 2, 3, 4, 5 пальцы поочерёдно

прикасаются к первому, образуя колечки. Руки свободно движутся в

пространстве, как бы «раскидывая колечки» на каждую четверть.

Мы колечки соберём - Левая рука вытянута вперёд ладонью вверх. Правая «собирает и

кладёт колечки» в ладошку. «Собирает» со стороны, делая мах в

правую сторону на I-ю четверть.

Золочёночки возьмём, - То же самое, но руки меняются ролями.

Покатаем, - Круговые, потирающие движения ладошки об ладошку.

Поиграем - Шлепки по коленям.

И тебе назад вернём! - Обращение к солнцу.

2.5.Вокально-тренировочные упражнения

Опираясь в своей работе на здоровьесберегающие технологии, особое внимание я уделяю вокально-хоровой работе с учащимися, которая помогает формированию оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения.

Поскольку мой урок-музыка, то соответственно большое и главное внимание здесь уделяется развитию вокальных навыков. Каждый урок музыки хорошо начинать с подготовки голосового аппарата детей. Распевка выполняет несколько функций: физиологическая подготовка певческого аппарата к работе (дыхание, артикуляция, слуховой контроль) и психологическая подготовка исполнителя к пению. Хорошо использовать упражнения, которые укрепляют здоровье учащихся и одновременно выполняют функцию учебно- тренировочных упражнений.

На своих уроках очень много времени я уделяю звуковой дыхательной гимнастике фонопедическому развитию голоса

Фонопедический метод развития голоса

Голос- это своеобразный индикатор здоровья человека. Взяв на вооружение упражнения по «реабилитации» голосовых связок, улучшению состояния здоровья через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания, можно добиться многого.

Несколько тысяч людей ежедневно поют достаточно интересные упражнения В.Емельянова. Эта система необычных упражнений может работать на всех возрастных уровнях, и, конечно же, ее можно использовать как во внеклассной деятельности, так и на уроках музыки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Артикулярная гимнастика, которая активизирует мышцы лица:

  • Четыре раза слегка прикусите кончик языка. (Далее - каждое задание исполняется 4 р.)

  • Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

  • Пощелкайте языком, изменяя форму рта.

  • Массаж лица кончиками пальцев.

  • Массаж пальцами челюстно-височных суставов и т.п.

Голосовые сигналы доречевой коммуникации:

Этот комплекс упражнений вырабатывает в учениках дикцию, дает свободу в пении, раскрепощает детей, дает возможность иметь здоровый, сильный и выразительный голос.


  • Согреваем дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но интенсивным.

Перевести бесшумный выдох на шипение горлом, не прерывая дыхание.

  • «Волна». Перевод штро-баса в грудной регистр на гласном «А» со все возрастающей силой тона. Упражнение можно сопровождать движением рук, изображающих высоту волны.

«От шепота до крика». Скажите «раз, два» шепотом, усиливая звук к слову «десять» (крикнуть!).

Видеофрагмент 3. Фонопедический метод развития голоса

Упражнение, подражающее разным звукам природы.

(ст. Н. Климова)

Меж еловых мягких лап - дети поднимают руки вверх, подставляя свои ладошки дождю.

Дождик - кап, кап, кап! - каждый ребенок поет свой звук «кап» в верхнем регистре, слушая звучащий кластер.

Где сучок давно засох, - дети опускают руки вниз.

Серый мох, мох, мох - поют «мох» в низком регистре очень тихо

Где листок к листу прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб - (дети присаживаются, а на слове «гриб» голосом из нижнего регистра поднимаются в средний, при этом медленно встают)

Кто нашел его, друзья? - (звучит кластер).

Это я, я, я - (затем он выстраивается в унисон в среднем регистре)

Кто нашел его, друзья? - (звучит кластер).

Это я, я, я - (затем он выстраивается в унисон в среднем регистре)

Видеофрагмент 4

2.6. Музыкальные физминутки

В моем кабинете нет парт, дети сидят на стульях. Просидеть 45 минут, особенно младшим классам, очень трудно, поэтому на уроках часто используются музыкальные физминутки на снятие напряжения мышц, на растяжение, на равновесие. Применяемые упражнения должны носить эмоциональный характер, что будет способствовать созданию благоприятной атмосферы на уроке.

Физкультминутки на уроках музыки - это также один из видов практической деятельности учащихся (дыхательная гимнастика, музыкально - ритмические упражнения, пластическое интонирование). Вот одна из них.

Физминутка «На растяжение мышц»:


  • Руки за спиной - достали руку рукой из-за плеча и из-за лопатки.

  • Одна рука вытянута в сторону, другая - над головой тянется к первой руке, наклон в сторону первой руки.

  • Потянуться с прямой спиной вслед за руками вверх, в сторону, вперед.

Видеофрагмент 5

2.7.Игровые песни

В жизни ребенка игра имеет большое значение.

Музыкальная игра рассматривается, как одно из самых распространённых общепризнанных средств воспитания детей школьного возраста.

Игровая деятельность на уроке музыки позволяет решать следующие задачи:

  • Развитие творческой индивидуальности;

  • Эмоциональное развитие;

  • Воспитание эстетических, патриотических чувств;

  • Развитие музыкальных способностей;

  • Развитие духовной сферы;

  • Развитие самостоятельности, физическое развитие.

Музыкальные игры содействуют как музыкальному, так и общему развитию детей. Музыкальная игра является одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям, одной из форм игровой деятельности, которая радует, интересует детей, и, наконец, одним из условий, способствующих развитию художественно-творческих и музыкальных способностей.

В своей работе песни, которые мы поем с детьми всегда сочетаем с музыкально-ритмическими движениями.

Дети очень любят исполнять игровые песни. В результате работы, над которыми развивается моторика, слуховое внимание, коррекция речи, эмоциональная сфера.

Координационно-подвижные игры выполняются в разных вариантах: в кругу, сидя, стоя, в парах. Эти игры также можно исполнять, используя декламацию или под музыку. Координационно-подвижные игры развивают у детей коммуникативные навыки, сотрудничество, двигательную реакцию, доверие, чувство ритма, дикционную активность, координацию

Игровая песня «Как у дяди Трифона» исполняется с движениями в кругу на мелодию "Каравай" (работа над коррекцией речи, моторики, слухового внимания, эмоциональной сферы).

Как у дяди Трифона

Было семеро детей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели,

Разом сделали вот так!

(постоянно повторяется)

Дети: "Как?"

Ведущий показывает любое движение, дети повторяют затем снова начинают с песней двигаться по кругу.

Видеофрагмент 6 «Как у дяди Трифона»

2.8.Логоритмические модели

Считаю целесообразно использовать в качестве развития дикции на уроках музыки и во внеклассной деятельности логоритмические модели. Это соединение работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики. Переход общей моторики в речедвигательную. Формирование интонационной и ритмической стороны речи. Коррекция произносительных навыков, стимуляция речи.

Развитие речевого аппарата, координация движений, мелкой моторики.

« Энэ-дэнэ».

Речевая разминка с движениями.

Энэ - дэнэ - дикэ - нэле,

+ - - + ++

(Мимическая маска - "улыбка",

+ - хлопок,

- - - 2 хлопка по коленкам,

+  + - хлопок в ладошки соседей.)

Вице - ваце - бомбе - шелле,

(Вращение предплечий рук, разведенных в стороны, сначала вперед, потом назад.)

Бомбе - щи! Бомбе - ща! (с толчком)

(Типа кун-фу: быстрая обмотка руками перед собой, выброс руки в сторону на "ща".)

Вице - ваце, до - ви - ра - а (мягко).Прикосновение пальцев одной, потом второй руки к подбородку, до - ви - ра - а - руки вверх в стороны.

Видеофрагмент 7 «Эне-дэнэ»

Дети очень любят в игровой форме выполнять фольклорные упражнения, где происходит развитие речи и движений, идет работа над речевым интонированием (рисование речью)

Фольклор.

Речевое интонирование (рисование речью).

Тюшки да тюшки (хлопки),

Сделай - потягушки (поочередно тянуть руки вверх),

Сделай потрясушки (трясти руками),

Сделай - попрыгушки,

Сделай - поскакушки,

Сделай - капризушки.

Сделай - хохотушки.

Видеофрагмент 8 «Тюшки» (речевое интонирование)

2.9. Музыкально-терапевтические упражнения

На уроках музыки необходимо использовать не только музыкально - педагогические методы обучения, но и музыкально - терапевтические.

Терапия - в переводе с греческого "лечение". Таким образом, термин музыкотерапия обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья. В принципе искусство музыкотерапии и арт-терапии заключается, на мой взгляд, в том, чтобы научить детей быть счастливыми и радоваться жизни несмотря ни на какие невзгоды, несчастья, трудности и огорчения, которыми, к сожалению, так неожиданно стала богата наша жизнь.

Применение музыкотерапии содействует развитию коммуникативных навыков, развитию творческого воображения и фантазии, релаксации психологического тонуса, расширению и развитию эмоциональной сферы, развитию эстетических потребностей

На уроках музыки я часто использую технику расслабления, т.к. именно расслабление лежит в основе упражнений на быстрый отдых.

«Две минуты отдыха»

Инструкция: «Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, прислонитесь спинкой к спинке стула. Закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно это место вашей мечты. Побудьте там… Делайте то, что вам привычно там делать, Или ничего не делайте, Как хотите, Побудьте там, где вам хорошо, две-три минуты»

Дав инструкцию, учитель и сам может присоединиться к тем, кто отдыхает или может в эти две-три минуты наблюдать за отдыхающей группой.

Эффективно использовать на уроках музыки формулу психологического настроя.

Текст психологического настроя для релаксации сопровождается музыкой.

Я спокоен, я дышу глубоко, свободно.

Я отдыхаю.

Музыка помогает мне отдохнуть, расслабиться.

Я набираюсь сил, здоровья.

Мне нравиться слушать тихую, спокойную, нежную музыку.

Я становлюсь спокойным.

У меня хорошее настроение.

До самого вечера я буду спокоен, у меня будет хорошее настроение.

Я буду внимательно слушать учителя.

Я буду хорошо заниматься на уроках, чтобы быт красивым и здоровым.

Я хорошо отдохнул, набрался сил и готов работать дальше.

Музыка дарит мне радость и здоровье.

Видеофрагмент 9

Очень часто использую на уроках после прослушанного произведения или исполнения песни как дети откликаются на музыку и зарисовывают свои музыкальные впечатления. Используя пластилин, дети каждый на своем уровне лепят музыкальные образы, музыкальные инструменты, главных героев.

Видеофрагмент 10 «Я леплю из пластилина»

1


© 2010-2022