Методические рекомендации Первое знакомство малышей с миром музыки

Коротких А.С. Первое знакомство малышей с миром музыкиМетодические рекомендации Караганда2014Составитель: Коротких Алла Сергеевна, заведующая фортепианным отделом КГКП «ДМШ им. Касыма Аманжолова» г. Караганды Рецензенты:Мукушева С.Б., заведующая кафедрой воспитания и социализации личности ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области, кандидат педагогических наук. Холопайнен Е.В., методист фортепианного отделения колледжа искусств им. Таттимбета Корот...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коротких А.С.













Первое знакомство малышей с миром музыки

Методические рекомендации


























Караганда

2014

Составитель: Коротких Алла Сергеевна, заведующая фортепианным отделом КГКП «ДМШ им. Касыма Аманжолова» г. Караганды

Рецензенты:

Мукушева С.Б., заведующая кафедрой воспитания и социализации личности ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области, кандидат педагогических наук.

Холопайнен Е.В., методист фортепианного отделения колледжа искусств им. Таттимбета


Коротких А.С.

Первое знакомство малышей с миром музыки: методические рекомендации / Сост. Коротких А.С. - Караганда, 2014. - 32 с.


Составитель методических рекомендаций уверен, что начинать музыкальное обучение целесообразно в раннем возрасте. В раннем возрасте, возможно, проводить увлекательные занятия в форме игр, которые заложат азы восприятия и понимания музыки.

Методические рекомендации адресованы педагогам подготовительных отделений детских музыкальных школ в качестве дополнительного и самостоятельного материала.



Коротких А.С., 2014



Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………......

4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК………………………………………………….

6

I. Значение раннего музыкального обучения детей, особенности их возрастной психологии и ее роль в органи­зации учебного процесса………………………………………………………………………...

6

II. Организация учебного процесса учащихся подготовительной группы…………………………………………………………………….........

9

IІІ. Этапы обучения учащихся подготовительной группы в классе форте­пиано: донотный и нотный период…………………………………………...

12

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК……………………………………………………..

18

Приложение № 1. Психогимнастические этюды……………………………

18

Приложение № 2. Пальчиковые игры…………………………………..........

22

Приложение № 3. Игры на развитие умения у детей внимательно и осознанно вслушиваться в звуки……………………………………………

25

Приложение № 4. Игры на развитие способности чувствовать звуковой ритм слов, различать разные доли (сильные, слабые)………………………

27

Приложение № 5. Игры на развитие творческого воображения, способность различать и петь звуки, расположенные в восходящем и нисходящем движении, опираясь на слуховые, двигательные, зрительные ощущения………………………………………………………………………

29

Заключение……………………………………………………………………..

31

Список литературы…………………………………………………………….

32






Пояснительная записка


Содержание предлагаемых методических рекомендаций посвящено вопросам индивидуального обу­чения учащихся подготовительной группы, ориентированных на поступление в класс фортепиано. Материал предназначен для учащихся подготовительного класса и является первой ступенью в мир музыки, то есть в мир основных законов музыкального языка; способствующих расширению общего музыкального кругозора и формированию хорошего вкуса. Изучение теоретических основ музыки, проводимое в полном контакте с развитием музыкального слуха, будет способствовать правильной оценке художественных достоинств изучаемой музыки и воспитанию исполнительской культуры.

Методика такого обучения еще недостаточно разработана, нет жестких рамок и требований, поэтому предложенный материал может послужить лишь основой, которую можно изменять и совершенствовать, исходя из опыта и индивидуальных условий работы педагога. Начиная музыкальное образование ребенка, необходимо помнить, что мир музыки - это особый мир, в который погружать учащегося надо незаметно и радостно.

Многолетний опыт музыкального обучения показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Пять, шесть лет - это тот возраст, когда стоит закладывать фундамент музыкального воспитания. Дети в этом возрасте отличаются активной любознательностью, начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, делают элементарные обобщения и вполне могут начинать свой путь в мир музыки. Важно не переступать порог свойственного детям игрового метода обучения, стремиться все время держать ребенка в заинтересованном состоянии, будоражить его воображение всеми доступными вам и ему способами. Именно такую цель надо преследовать во время обучения, в подготовительный период, проводя его в виде игр-заданий.

Веселые и полезные игровые занятия с детьми пяти-шести лет - это целый мир интересных пальчиковых игр, упражнений, музыкально - ритмических и подвижных игр, попевок, песенок, игр-сказок, игр со словом и театрализованных игр.

Почему так важны все эти перечисленные игры для детей 5-6 лет? Например, упражнения для движения пальцев, кистей рук, развивают мелкую моторику и общую координацию движений ребенка, а попевки, песенки, помогают развивать и упражнять речь учащегося. Стихотворная форма пальчиковых игр и игровой гимнастики, совершенствует его произношение, расширяет словарный запас, развивает речевое дыхание и слух, помогает учиться сочетать движение и слово. Упражнения и игры в процессе обучения учащегося, помогают развивать его эмоциональную сферу, знакомят с основными видами эмоций и способами их проявлений. Через игровое обучение учащиеся ощущают целую гамму чувств и переживаний, и могут передать различные эмоции и настроения. В таком раннем возрасте дети сначала слушают педагога, наблюдают за его движениями, затем начинают совместно выполнять отдельные самостоятельные действия, затем пробуют проявить себя в том или ином виде импровизации. Двигаясь от простого к сложному, мы учим детей: видеть, слушать, слышать, думать, сравнивать, а главное пробовать!

Вряд ли найдутся такие родители, которые не желают своим детям доб­ра и в решении этого вопроса бесценную роль играет воспитание ис­кусством, музыкой.

Очень важно, в какой атмосфере развивается ребенок, особенно в совсем юные годы своей жизни. Хорошая музыкальная среда способствует воспитанию духовных качеств ребенка.

Цель методических рекомендаций - обеспечить педагогов и родителей методическим материалом, способствующего наиболее лучшему усвоению музыкальных знаний.

Материал методических рекомендаций рассчитан на занятия с детьми в течение года и призван помочь преподавателям подготовить ре­бенка к переводу в 1 класс ДМШ.

Методические рекомендации содержат два блока: теоретический и практический.

В теоретическом блоке рассматриваются следующие темы:

I. Важность роли раннего музыкального обучения детей, особенности их возрастной психологии и ее роль в органи­зации учебного процесса.

II. Организация учебного процесса учащихся подготовительной группы.

IІІ. Этапы обучения учащихся подготовительной группы в классе фортепиано: донотный и нотный период.

Практический блок содержит пять приложений, в которых раскрываются разнообразные формы музыкальных игр. Принципы и приемы, положенные в основу уроков-игр, учитывают разнообразные свойства психических, умственных и физических возможностей учащихся. Игры и упражнения, которые предлагает составитель методических рекомендаций, были апробированы на протяжении нескольких лет в работе с детьми четырех и пяти лет в Карагандинской музыкальной школе имени Касыма Аманжолова.













ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК


I. Значение раннего музыкального обучения детей, особенности их возрастной психологии и ее роль в органи­зации учебного процесса

Музыка - один из видов искусства, который обращен непосредственно к человеческим чувствам.

В силу того, что звук - одно из интенсивнейших средств влияния на пси­хику человека, дети очень живо реагируют на разнообразные звуки, поэтому музыка должна стать одним из средств общения с детьми. Способность чув­ствовать и переживать, необходима каждому человеку. Задача взрослых - со­хранять и развивать в детях эту способность к живому эмоциональному пе­реживанию, беречь ее и направлять.

Первоочередная задача музыкального воспитания детей - формирование музыкальности.

Очень важно в течение первого года обучения всегда ставить главной целью - освоение правильных навыков звукоизвлечения.

Удобство движений, их точность, свободная посадка, овладение хоро­шим звуком, музыкальное исполнение, как правило, прививают ученику лю­бовь к занятиям на фортепиано, что уже само по себе является очень важным условием его дальнейших успехов.

Важно, чтобы музыка органично входила в повседневную жизнь ребен­ка, не раздражая его, не «поучая», а помогая реализовать себя, раскрывать свою творческую индивидуальность, играя.

Первый этап обучения является решающим в жизни ребенка. Именно в воз­расте пяти-шести лет детей легче всего приобщить к музыке, не задумываясь о том, станут они музыкантами - профессионалами или нет.

Столь юный возраст играет значимую роль, так как никогда человека не волнует красота какой-то вещи, как в детстве; никакому другому возрасту не свойственна та безграничная фантазия, та яр­кая восприимчивость к эмоциям, которыми обладает ребенок.

Вот почему как раз в этот период на него можно оказать посредством искусства наиболее естественное и сильное воздействие, опираясь и исполь­зуя в процессе воспитания именно возрастные особенности ребенка: его силу воображения, огромное желание самому участвовать в художественном твор­честве.

Задача преподавателя в этот пе­риод - зажечь в ребенке интерес к музыке, создавать на уроках атмосферу творчества, непринужденности. Поддерживая интерес к занятиям, оставаясь при этом как бы сотоварищем в игре, преподаватель должен постоянно изу­чать ребенка и, обучая, учиться сам.

При этом чрезвычайно важно, чтобы учащийся по возможности не замечал, что он является объектом воспитания. Он должен просто-напросто посвятить себя интересной и близкой ему деятельности и уважать в преподавателе того, кто помогает ему в совершенствовании этой деятельности. Желательно, чтобы преподаватель стал как бы образцом, эталоном для ученика.

Постепенно, с течением времени преподавателю нужно нацеливать ре­бенка на то чтобы он сам активно участвовал в этом совершенствовании. Уроки должны приносить учащимся радость. Учащиеся, которые идут на за­нятия со страхом, никогда не смогут извлечь из них настоящей пользы. По­этому преподаватель музыки должен быть не только хорошим специалистом. В работе с юными музыкантами необходимо учитывать особенности их возраста и характера.

С того момента, как ребенок впервые прикоснулся к инструменту, мы развиваем его способность концентрироваться. Большую роль в первый период обучения играет домашнее окружение, семья. Важно, чтобы взрослые, приведшие ребенка в музыкальную школу, не заканчивали на этом свое участие.

Музыкальное образование, а вместе с тем и духовное развитие должно осуществляться не только в стенах ДМШ. Необходимо с раннего возраста всесторонне приобщать ребенка к прекрасному: посещать с ним концертные залы, театральные спектакли, включать классическую музыку для детей дома.

Учащиеся подготовительной группы - это дети 5-6 лет, большинство из которых посещают детский сад, реже нулевые классы общеобразовательных школ. Преподаватель, занимающийся с детьми младшего возраста, должен хорошо знать детскую психологию. Прежде, чем говорить о музыкальном образовании в подготовительном классе, следует рассмотреть некоторые психологические аспекты, имеющие важное значение примени­тельно к начальному обучению в целом.

Начальное обучение - важнейший период в жизни ребенка. В эти годы он начинает активно познавать окружающий мир и самого себя; расширяется его информационное поле, появляется интерес к различным видам занятий.

Однако детство не есть период беспечной, «райской» жизни. В жизни детей, как и взрослых, много проблем, иногда трудноразрешимых, сложных, порой неразрешимых, и они заставляют детей переживать, страдать, радо­ваться. То, что нам может показаться пустяком, для ребенка вовсе не мелочь, а скорее смысл жизни.

Детство - это не прекращающийся процесс взросления. Ребенок хочет быть взрослым. Если проанализировать его поступки, содержание игр то бу­дет нетрудно обнаружить, что в подавляющем большинстве случаев он стре­мится подражать старшим. Во многих играх дети берут на себя роль мамы, папы, врача, учителя. Дети со всей серьезностью могут обсуждать пустяко­вые с точки зрения взрослого вопросы. В это время они вовсе не беспечны, напро­тив, озабочены «жизненно важными проблемами», и эти заботы тоже ведут их к взрослению. Наша забота о ребенке имеет педагогический смысл в том случае, если ребе­нок в общении с нами чувствует, что мы относимся к нему с доверием, считаемся с ним, понимаем его.

Столь ранний возраст отличается многими специфическими чертами. Де­ти этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо одной проблеме, поэтому преподавателю необходимо так разнообразно и красочно проводить урок, чтобы в течение всего времени интерес у ребенка не ослабевал, вставлять игровую гимнастику, тем самым организуя небольшой отдых, не отрываясь от учебного процесса.

Другой характерной чертой этого возраста является огромная эмоцио­нальная восприимчивость к впечатлениям окружающего мира. Это необхо­димо учитывать на уроке. Не следует откладывать надолго ответы на возникающие у ребенка вопросы на позднее время, любознательность ребенка должна быть удовлетворена.

Третья характерная черта состоит в том, что ребенок легко воспринимает новое, но так, же быстро забывает выученное на уроке. С этой особенностью приходится считаться при обучении и нужно взять себе за правило постоянно возвращаться к уже пройденному заданию, даже если ребенок перед этим хо­рошо его усвоил. Как говорится, «повторение мать учения».

Четвертая характерная особенность - это иной темп мышления у ребен­ка. Ребенок думает медленнее. Отсюда следует, что всякое принуждение к спешке приведет к отрицательным результатам.

Еще одной характерной чертой детской психологии является мышление в конкретных образах. Из этого вытекает следующий принцип: детям на уро­ке надо сначала продемонстрировать тот или иной предмет или указать на ту или иную ситуацию и лишь, потом давать их словесное обозначение.

Задумаемся над целями, которые мы ставим перед собой, приступая к обучению игре на фортепиано ребенка 5-6 лет.

Эти цели должны быть согласованы со стремлениями самого ребенка, пришедшего обучаться фортепианной игре. В этом возрасте ребенок хочет играть, воспроизводить музыку. Однако он не испытывает ни малейшей по­требности в напряженных, длительных занятиях с тщательной отработкой де­талей. Игру на фортепиано он представляет себе как своего рода новое раз­влечение, как новую игру.

Задача преподавателя - направить эту игру, сделать ее средством дости­жения преследуемой цели; предметом, используемым в этой игре - звуки, а целью - чтобы ребенок освоил особый язык, состоящий из звуков, - то есть музыку.

II. Организация учебного процесса учащихся подготовительной группы в классе фортепиано

Музыкальное обучение детей - одна из важнейших задач гармонического развития личности. Главным на первом этапе может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство: постигая мир музыкальных звуков, ребенок учится слышать и слушать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления, развивать свою эмоциональную отзывчивость, приучается к целенаправленной работе, занимается элементарной творческой деятельностью. Успех обучения зависит, прежде всего, от того, насколько интересны для ребенка такие занятия. Принципы и приемы, положенные в основу уроков - игр, учитывают разнообразные свойства психических, умственных и физических возможностей детей. Работа по организации пианистического аппарата требует большого внимания со стороны педагога, особенно в столь юном возрасте. Основной всеми известный принцип - не навредить. В обучении игры на инструменте необходимо постоянно контролировать состояние рук ученика, не допускать напряжения в какой-либо части руки (плечо, предплечье, кисть, пальцы, корпус). Начиная каждое занятие, надо помнить, что постепенность и последовательность - золотое правило обучения. Все жестокости в игре, отрицательные моменты. Напряжение рук происходят зачастую от психологического зажима как следствие дискомфорта, когда ученик на уроке испытывает неудобства по разной причине (волнение, неуверенность в себе, волнение за игру, в собственных силах). Для начинающего пианиста сам инструмент вызывает некоторую робость, что может быть связано, с размером фортепиано, количеством клавиш и т.д. необходимо вывести ученика из этого состояния с помощью игровых упражнений, что позволит отвлечь его от лишних волнений, и настроит ребенка на естественную работу. Важно - естественность и непринужденность движений.

Очень важно уметь расположить к себе ребенка во время первого знакомства. Дети чувствительны и восприимчивы к интонациям речи, мимике педагога, к настроению. Фальшь и неискренность в поведении дети чувствуют мгновенно. Доброжелательность, радость встрече и знакомству, непринужденность и открытый интерес к ребенку - вот самые лучшие помощники педагога.

Во время знакомства расспросите ребенка о его интересах, о том, чем он любит заниматься, такие любимые передачи и мультфильмы смотрит по телевизору, есть ли у него дома домашнее животное, любит ли он рисовать, умеет ли читать и т.д. дети с удовольствием любят рассказывать о себе. Педагог тоже может рассказать о своих увлечениях и любимых занятиях. Это способствует возникновению более доверительной обстановки.

Итак, познакомившись, нужно ребенку рассказать о правилах поведения в школе и на уроке:

  1. В школе необходимо здороваться при встрече со всеми учителями, и с теми у которых не обучаешься. Это знак вежливости и уважения.

  2. Прежде чем зайти в класс, необходимо постучать в дверь кабинета и только после стука открыть дверь, войти и поздороваться со всеми присутствующими.

  3. На урок приходить опрятно одетым, с чистыми руками, подстриженными ногтями.

  4. В конце урока ученик обязательно должен попрощаться с учителем.

Говоря об учебном процессе и задачах подготовительного года обуче­ния, следует отметить следующее.

Занятия в подготовительных группах имеют большое значение для пра­вильного отбора детей в музыкальную школу с целью дальнейшего музы­кального образования, т.к. наблюдение за каждым ребенком в процессе рабо­ты с ним дает более полное представление о степени его способностей, вос­приимчивости, развитии, наличии необходимых музыкальных данных.

Работа с детьми подготовительной группы предполагает комплексный подход к развитию музыкальных способностей. В течении первого года обу­чения наряду с развитием слуховых представлений, ритма, памяти (чему в большой степени способствуют занятия по хору, сольфеджио и ритмике), преподавателю по фортепиано следует научить ребенка правильно сидеть за инструментом, привить ему навыки грамотного звукоизвлечения, формиро­вать в нем бережное отношение к звуку, учить слышать свою игру.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. И если в детстве ребенок не получил полноценных впечатлений, то это с трудом восполнимо впоследствии. Также стоит отдать должное внимание, такому понятию как восприятие. Восприятие является ведущим видом музыкальной деятельности в подготовительном классе. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей, является наиболее развивающим и в то же время самым сложным видом музыкальной деятельности. Это связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой - с возрастными особенностями учащихся подготовительного класса.

Преподаватель не только учит играть на фортепиано. Он является разъяснителем и толкователем музыки.

Все преподносимые ребенку знания надо, так или иначе, увязывать с его личностью и потребностями, имея в виду выполнение главной задачи - по­мочь ученику полюбить музыку.

В своих требованиях к ученику необходимо проявлять осторожность и индивидуальный подход. Встречаются работоспособные дети, усваивающие все легко и при этом выполняющие все одинаково хорошо. Другие работают быстро, но не достаточно основательно; третьи отличаются тщательностью, медлительностью в работе; четвертые медлительны и небрежны. В соответст­вии с этим преподаватель должен дифференцировать свои требования. При этом необходимо следить за тем, чтобы чрезмерно не перегружать учащихся заданиями. Процесс обучения должен проходить постепенно, шаг за шагом.

Результаты воспитания проявляются чаще всего лишь с годами.


IІІ. Этапы обучения учащихся подготовительной группы в классе форте­пиано: донотный и нотный период


Донотный период

Одна из обязательных целей донотного периода - научить ребенка «слышать» клавиатуру, предслышать, то есть предварять исполнение на инструменте внутренним слышанием того, что предстоит исполнить. Причем речь идет не о слышании каждой клавиши, а о внутреннем слуховом представлении движения мелодии, ее восходящей и нисходящей направленности, интервального и мотивного состава. Это дает большой эффект в слуховом развитии.

В донотный период, учитывая эту задачу, можно заниматься с учениками подбором по слуху, транспонированием, простейшим сочинением и импровизацией. Обучение здесь следует принципу: слышу - играю.

Не следует запрещать ребенку свободно импровизировать на фортепиано, несмотря на то, что игровой аппарат еще не организован (этап спонтанного творчества).

Ребенок играет, исследуя разные регистры. Педагог направляет его внимание на звукоизображение образных представлений. Постепенно из кажущегося хаоса звуков при импровизации выделяются определенные элементы выразительности, и внимание ученика направляется на более детальное исполнение.

Эффективной формой работы с начинающими является подбор по слуху, если он проводится системно, с предварительной подготовкой, если соблюдаются требования постепенного усложнения заданий и закрепления навыков, ставятся конкретные цели и задачи. Желательно не прекращать работу до достижения приемлемого результата, чтобы учащийся продвинулся вперед и обогатился запас его слуховых представлений. В противном случае подбор по слуху будет носить формальный характер и не подготовит ученика к предстоящему чтению нотного текста как музыкальной речи.

Как уже отмечалось, на начальном этапе необходимо подготовить учащихся со звучанием регистров, научить слышать в них направление движения мелодии. Дети хорошо слышат звучание крайних регистров. Поэтому следует поиграть им пьесы в самом высоком и в самом низком регистрах, давать слушать и извлекать звуки именно в них (звуки разные по характеру, протяженности, силе и т.д.) Затем ученику предлагается отличить регистры, более близкие друг другу. Дети любят «освобождать» звуки, которые «живут в рояле», рассматривать механику инструмента, дослушивать извлеченный звук до полного его затухания.

Следует объяснять детям строение клавиатуры, обратить их внимание на то, что звуки в нижнем регистре затухают дольше, научить находить «первые ступеньки» (звук «до» в разных октавах), дать понятие об октавах (пока без их названия) и показать различие в их звучании (можно поиграть пьесы в разных октавах и дать соответствующие образные характеристики). Подводить к слышанию соседних звуков следует постепенно.

Для воспитания чувства ритма полезны диалоги типа «вопроса и ответа» или «спор»: педагог прохлопывает короткие характерные ритмические мотивы, ученик отвечает тоже хлопками. Такие диалоги можно подтекстовывать.

Желательно как можно раньше начинать использовать творческие формы развивающего обучения: сочинять начало мелодии, досочинять, видоизменять ее и т.д. Если ученик накопил достаточный багаж слуховых представлений, улавливает характер музыки, может пропеть простые попевки может прохлопать их ритм, ориентируется в смене регистров и направлении движения мелодических линий, можно начинать подбирать их на инструменте.

Подбор можно начинать с музыкального озвучивания слов (Ма-ша, На-та-ша, пи-а-ни-но и т.д.) с повторением простых попевок, несложных мелодий на одном, двух звуках. При этом опять используются «игра в обезьянку», «вопросы и ответы». Не следует давать сразу сложные мелодии: длинные, со скачками и т.д. Материал для подбора по слуху усложняется очень постепенно. При этом важно продолжать формировать предслышание, музыкальный подход к звукоизвлечению; «оживлять» клавиатуру, ощущая прикосновение к клавише как к звуку, играть как бы не на клавише, а на струне инструмента. Только так, с первых прикосновений ребенка к клавиатуре закладываются основы его будущей исполнительской культуры.

Подбирая мелодию, учащийся играет одним пальцем «нон легато» (желательно третьим, являющимся самым активным и более употребительным в действии). Иногда нужно подбирать мелодию поочередно каждой рукой, затем - с участием обеих рук, меняя их в моменты цезур.

Активной формой реализации внутренних представлений и средством самовыражения является «дирижирование» (ученик изображает рукой движение мелодической линии, ее высотность, ритм, выразительность).

Попевки следует подбирать по слуху от разных клавиш. При этом нужно объяснить, что меняется высота звучания, но не ритм, не мелодическая линия, что исполняемая от разных клавиш и в разных регистрах песня звучит по-разному. Это начало воспитания тонального слуха, практического освоения тональностей и транспонирования, которое является одной из основных форм развивающего обучения на последующих этапах. В итоге для ученика не должно быть различия по трудности при игре, как от белых, так и от черных клавиш.

Далее идет подбор небольших целостных мелодий, знакомых песен, содержащих один - два звука. Преподавателю следует спеть (сыграть) песню выразительно, чтобы ученик хорошо слышал характер музыки, запомнил слова песни, а потом представил ее звучание «про себя», выразив ее посредством движения руки («дирижирование»), прохлопал ритм, показывая одновременно изменение высоты звучания, если песня строится не на одном звуке. При этом ребенок замечает, что некоторые звуки в песне длиннее, другие короче, одинаковые или разные по высоте.

Мелодию ученик может фиксировать графически, например, короткими и длинными горизонтальными черточками (ритм), располагая их на разном уровне (высота звуков). Очень скоро он осваивает подобные способы безнотной записи, и всякая фиксация звучания на бумаге становится для него не абстрактной схемой, а звучащей мелодией, той самой живой музыкальной речью, к восприятию и воспроизведению, которой мы его готовим. На этой стадии ученик может начинать работать и самостоятельно, получая задание преподавателя.

Если школьник свободно оперирует простейшими попевками и мелодиями на одном - двух звуках, можно постепенно усложнять задания: включать три и более звуков разной высоты, использовать более сложные ритмы и мелодические линии и т.д.

Подбирая и сочиняя с учеником несложные мелодии, следует обращать его внимание на элементы музыкальной речи: ударные и неударные звуки (полезно сравнивать их с ударными и неударными слогами в речи), движение мелодии к опорным звукам и от них, интонирование окончаний и т.д. Необходимо дать первоначальное понятие о музыкальной фразе (связать ее с дыханием, опять-таки провести параллель с речью) и другие теоретические понятия.

Если учение хорошо освоил игру одним пальцем, можно начинать играть разными пальцами (вначале 2-м, 3-м и 4-м). Педагог объясняет, что соседние клавиши нажимаются соседними пальцами.

Необходимо последовательно организовывать игровой аппарат и его движения (достижение и закрепление удобной, естественной посадки, свободы корпуса, плеч, запястий, локтей, выработка ощущения «весовой» игры, должного контакта пальцев с клавиатурой, активности кончиков пальцев и т.д.).

Дети любят играть мелодию в поступенном движении сначала по белым клавишам, потом по белым и черным; сначала одной рукой в пределах октавы, затем двумя в прямом и противоположном направлениях. Постепенно это упражнение, исполняемое 2-м или 3-м пальцем, доводится до диапазона всей клавиатуры.

Желательно, чтобы у ученика была тетрадь для рисунков по тематике исполняемых мелодий. Это помогает развитию образного представления музыки.

Если школьник хорошо слышит высотное соотношение трех разных звуков, умеет оперировать ими, подбирать и сочинять с их использованием, то можно усложнять задания, постепенно подключая остальные звуки.

С самого начала обучения необходимо развивать ладовое чувство, слышание устойчивых и неустойчивых звуков, тональное слышание. Играя несложные мелодии, ребенок учится слушать характер звучания мажорных и минорных ладов.

Одновременно закрепляются приобретенные на предыдущем этапе обучения навыки позиционной игры.

Освоение «формулы Шопена» (исполнение звуков «ми», «фа-диез», «соль-диез», «ля-диез» и «си» 1,2, 3, 4, и 5-м пальцами правой руки и 5,4,3,2 и 1-м пальцами левой руки) помогает закрепить естественное положение руки и пальцев, способствующее качественному звукоизвлечению. Зная названия клавиш, ориентируясь на слух в мажоре и в миноре. Опираясь на слышание клавиатуры, ученик играет мелодии, определяет их тональность, транспонирует в другие тональности. Полученные в результате такой работы знания и навыки позволяют ему справляться с еще более сложными заданиями: сочинять и импровизировать музыкальные сценки, картинки, усложняя фактуру.

Когда ученик научится хорошо слышать и связно исполнять штрихом «нон легато», следует начинать игру «легато». Вначале желательно соединять «легато» 2 - 3 звука. При этом полезно производить подтекстовку, например: ма-ма, ба-бу-шка и т.д. - играть от разных звуков с обязательным предслышанием. «Стаккато» следует включать позже, когда руки станут достаточно устойчивыми и гибкими.

В процессе занятий ученик постепенно подводится к слышанию клавиатуры и исполнению мелодии в диапазоне октавы. Он учится оперировать звуками в пределах мажорной и минорной гаммы, разучивает и транспонирует мелодии, подбирает, сочиняет, импровизирует.


Нотный период

Начало изучения нот зависит от возраста, способностей, продвинутости ученика. Осваивать нотную запись нужно постепенно, ориентируясь на следующую последовательность действий: вижу ноты, слышу их, «слышу» клавиши, затем играю. Уже тогда, когда ребенок играет несложные мелодии по слуху, можно показывать их запись, постепенно приучая его к слышанию нотных знаков (пока без названий).

Следует также обращать внимание ученика на основные моменты нотописи: запись длинных, коротких звуков, пауз, лиг и т.д. Преподаватель объясняет, что каждый звук имеет свое место на нотном стане.

Как пишутся ноты, ученик запоминает при разучивании и анализе несложных мелодий, которые он играет по слуху и записывает графически. Такая запись позволяет ему ориентироваться в звуковысотном положении нот на нотном стане.

Изучение нот целесообразно начинать с опорой на одиннадцатилинейную систему, одновременно осваивая ноты в скрипичном и басовом ключах. Запись тактовых черт, размера, длительности звуков, динамики, штрихов, знаков агогики и т.д. усваивается по мере выработки соответствующих понятий на основе слухового опыта.

В игре первых мелодий по нотам помогают знакомые формы работы: «дирижирование», прохлопывание ритма с показом одновременно высоты звучания, «игра» без нажима на клавиши и т.д. Обязательно используется предслышание, чтение учеником записи незнакомой ему музыки до игры на инструменте, умение удобно «уложить» аппликатуру, осмысленно исполнить.

Весь процесс выглядит так: педагог играет мелодию, обращает внимание ученика на характер ее звучания, учащийся определяет лад мелодии. Затем для активизации внимания и слуха он совершает привычные действия: «дирижирование», прохлопывание ритма, «игра» без нажима на клавиши с подбором целесообразной аппликатуры. После этого ученик играет мелодию вслух. Если он правильно разобрал мелодию, включая ее структуру в целом, хорошо услышал ее про себя, представил на клавишах, то легко сыграет ее.

Процесс усложнения фактуры при игре по нотам: исполнение мелодии одной рукой, другой рукой, в октавный унисон двумя руками, исполнение мелодии с различными видами сопровождения в другой руке и т.д.

При исполнении пьес по нотам ученик реализует приобретенные в донотный период навыки интонирования и фразировки.

В работе по нотам нет смысла задавать ученику учить динамические оттенки, ноты, аппликатуру и т.д., если он не свяжет их со звучащей музыкой, если пальцы и положение рук на клавишах - вне связи с музыкальной фактурой, если отсутствует ощущение «слышащей руки».

Слышание ритмической структуры очень важно для беглого чтения нотного текста. Поэтому воспитанию чувства ритма следует заниматься систематически. Полезно упражнение: ученик хлопает «четвертями», педагог одновременно - «восьмыми» или «шестнадцатыми» длительностями (необходимы различные варианты). В репертуар ученика включаются пьесы, специально рассчитанные на развитие ритмического чувства, освоение характерных ритмов.

При чтении нотного текста необходимо, чтобы ученик слышал штриховые различия, учился приемам их исполнения. Полезно поиграть, вычленяя трудные элементы, делать упражнения с целью освоения определенного штриха. Следует развивать способность ребенка слушать активно, осознанно, учить извлекать качественный, характерный звук. Необходимо развивать умение прослеживать, осмысливать и оценивать происходящие в музыке «события», наблюдать за течением музыки, за движением музыкальной формы, ее структуры.

Параллельно с изучением репертуара и транспонированием изученных пьес желательно как можно раньше начинать читать с листа легкие произведения. Важный компонент музыкального становления вообще и навыков чтения с листа в частности - тональное слышание, умение анализировать и слышать гармоническое движение в исполняемых произведениях. На этой основе ученик более успешно справляется и с транспонированием.

Следует гармонизовать несложные мелодии, сопровождать их подголоском, подбирать мелодии с аккомпанементом, транспонировать их, выполнять другие задания с целью развития способности ученика овладевать разнообразными видами музыкальной фактуры.

Активизация слуховых представлений, развитие музыкального мышления должны стать основой в занятиях и на следующих этапах обучения. Если по каким-либо причинам ученик не приобрел навыков слухового контроля в начале его занятий музыкой, можно начинать работу по развитию способностей и на следующих этапах его становления.

Транспонирование, импровизация, подбор по слуху, осмысленное прочтение нотного текста, освоение основ пианистических навыков на всех этапах работы с учеником заложат профессиональный фундамент, помогут развить способности, полюбить музыку, научиться ее слушать и самому активно музицировать, а одаренным учащимся откроют путь к полному раскрытию возможностей в музыкальной деятельности.




































ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК


Приложение № 1


Психогимнастические этюды

Цель: Познакомить учащегося с приемами саморасслабления.

Методика проведения: Педагог предлагает учащемуся выполнять упражнения.

Методические рекомендации Первое знакомство малышей с миром музыки


  1. Упражнение «Зарядка»

Дождь прошел и поутру

Погляди на грядку.

Каждый листик на ветру

Делает зарядку.

На зарядку стали в ряд

Репа и Редиска:

Там - листочки вверх глядят,

Здесь - пригнулись низко.

Хлопает по коленям, руки разводит в стороны.

Взмахивает руками вверх и вниз.

Шаги на месте:

Ребенок поднимает руки вверх,

Ребенок приседает и опускает руки вниз.


  1. Упражнение «Шалтай - Болтай»

Шалтай - Болтай

Сидел на стене.

Шалтай - Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак)

Ребенок поворачивает туловище вправо - влево,

руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняет корпус тела вниз.


  1. Двигательная игра - разминка «Начинаем мы играть»

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть.

Ручками мы хлопнем.

Вот так, вот так.

Ножками мы топнем.

Вот так, вот так.

Ручками помашем.

Вот так, вот так.

Ножками попляшем.

Вот так, вот так.

Можем покружиться.

Вот так, вот так.

Может поклониться.

Вот так, вот так.

Можем рассердиться.

Вот так, вот так.

Можем помириться.

Вот так, вот так.

Как вам с музыкой живется?

Вот так, вот так.

А как песенка поется?

Вот так, вот так.

Руки сжимаем в кулачки, под счет выбрасываем поочередно пальцы, начиная с мизинца.

Выполняем круговые движения кистями рук - «фонарики».

Хлопают в ладоши.

Попеременно топаем ножками, руки на поясе.

Поднимаем руки над головой, машем ими.

Выставляем поочередно ножки, руки на поясе.

Кружимся вокруг себя, руки на поясе.

Кланяемся друг другу.

Складываем руки перед собой, стучим ногами, говорим текст сердито.

Протягиваем руки друг другу, говорим текст с улыбкой.

Показываем правой рукой вправо, затем левой рукой влево.

Разводим руки с поворотом туловища вправо, затем влево.


  1. Подвижная игра «Вышли мышки погулять»

Раз, два, три, четыре, пять -

Вышли мышки погулять.

Раз, два, три, четыре,

пять -

Захотелось поплясать.

Раз, два, три, четыре -

Мышки скачут по квартире.

Тик - так, тик - так -

Эти часики стучат.

Туки - так, туки - так -

Так колесики стучат.

Туки - ток, туки - ток -

Так стучит молоток.

Бим - бом, бим - бом -

Это, что еще за звон?

Бим - бом, бим - бом -

Убежали мышки вон!

Хлопаем в ладоши.

Ходим по классу, руки - «лапки» перед грудью.

Хлопаем в ладоши.

Выставляем вперед ножку.

Хлопаем в ладоши.

Прыгаем на двух ногах.

Поднимаем руки, наклоняем их вправо - влево.

Сжимаем руки в кулачки, вращательные движения вперед - назад.

Попеременно стучим кулачками.

Кулачки сжимаем попеременно опускаем и поднимаем руки.

Закрываем уши ладонями.

Снова зажимаем руки в кулаки, резко поднимаем их и опускаем.

Разводим руки в стороны, садимся на свои места.

Педагог: Вот и закончились наша, игра с кулачками, ладошками.

Нашим ручкам отдохнуть пора,

Говорят они: «Пока! Пока!»

  1. Упражнение «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Выполняем все действия с учащимся по тексту стихотворения


  1. Упражнение «Дерево»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Вместе с учащимся имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

7. Упражнение «Поклоны»

Исходное положение - ноги на ширине плеч.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

Развели руки

Свели руки

Наклонились вперед

Наклонились вперед

Выпрямились

Наклонились вперед

Выпрямились

Наклонились вперед

Выпрямились


  1. Упражнение «Совушка - сова»

Медленно поднимаем руки вверх произнося:

Совушка - сова,

Большая голова,

На пеньке сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да ка-а-ак

Полетит!

Поднимаем руки

Вертим головой

Машем руками

9. Упражнение «Бег на месте»

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш - метров через двести!

Раз-два, раз-два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Выполняем все действия с учащимся по тексту стихотворения

10. Упражнение «Непоседа»

Исходное положение: стоя, руки опущены.

10 секунд ─ ходьба, руки - в стороны;

10 секунд ─ ходьба, руки вверх;

10 секунд ─ ходьба, руки - в стороны;

10 секунд ─ ходьба, руки опущены

Повторять упражнение 2 - 3 раза.

Приложение № 2


Пальчиковые игры


Методические рекомендации Первое знакомство малышей с миром музыки

Цель: Развитие мелкой моторики и общей координации движений учащегося.

Методика проведения: Педагог предлагает учащемуся выполнять упражнения.

1. Пальчиковая игра «Утречко»

Утро настало,

Солнышко встало.

- Эй, братец Федя,

Разбуди соседей.

Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

И крошка Митрошка!

Привет, Ладошка!

Потягиваемся и разводим руки в стороны.

Скрещиваем кисти рук перед собой, расставив пальцы - «лучики».

Правый кулачок с отогнутым большим пальцем ставим на раскрытую левую ладошку.

Левой рукой дважды легким щелчком касаемся большого пальца правой руки.

Эти же действия выполняем с указательным пальцем правой руки, остальные пальцы зажаты в кулачок.

Эти же действия выполняем со средним пальцем правой руки.

То же - с безымянным пальцем.

То же с мизинцем, правая ладонь полностью раскрыта.

Левой ладошкой хлопают по правой 2 раза.

Педагог. Правую ладошку и пальчики мы разбудили, теперь надо и левую ладошку разбудить, поздороваться с ней и с ее пальчиками. Игра проводится еще раз.

2. Пальчиковая игра «Цветки»

Наша алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

Утром ранним все цветки

Вновь распустят лепестки.

Ребенок соединяет чуть согнутые ладони - «бутон».

Разводим пальцы в стороны, запястья соединены - «раскрылся бутон».

Тихонько дуем на «цветок».

Покачиваем «цветком».

Соединяем пальцы рук - вновь перед нами «бутон».

Покачиваем «бутоном» вправо - влево.

Ладони сжимаем в кулачки - «цветки спят».

Снова делаем «бутон» постепенно поднимаем его вверх - «тянемся к солнцу».

Разводим пальцы рук в стороны - «бутон расцвел».

3. Пальчиковая игра «Наши пальчики - друзья»

Педагог. Этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик жарить стал, этот пальчик помогал,

А последний только ел - от того и потолстел!

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

Все мы пальчики сложили,

Все мы пальцы подружили.

Стали пальцы обниматься,

Обниматься, обниматься,

Стали пальцы…целоваться!

Наши пальчики - друзья,

Друг без друга им нельзя!

Указательным пальцем правой руки загибаем пальцы на левой руке.

Сжатую в кулак левую ладонь раскрываем.

Указательным пальцем левой руки загибаем пальцы правой руки.

Сжатую в кулак правую ладонь раскрываем.

Показываем ладони, пальцы соединены вместе.

Соединяем ладони вместе.

Соединяем пальцы в «замок».

Дважды меняем пальцы местами.

Кончики пальцев касаются друг друга - «пальцы целуются».

Выставляем ладони вперед.

Складываем ладони вместе.

4. Пальчиковая игра «Зарядка для пальчиков»

Каждый раз по утрам

Просыпаться надо нам:

Глазки открываем,

Сладко так зеваем.

Вверх мы потянулись

И… уже проснулись.

Здравствуй, ручка правая,

Здравствуй, ручка левая.

Чтобы сильными нам стать,

Мы зарядку сделаем.

Будет сильной правая,

Будет сильной левая,

Будут ручки у тебя

Ловкие, умелые!

Улыбнуышись, смотрим друг на друга - «покажи глазки».

Зеваем, прикрываем рот ладошками.

Поднимаем руки вверх.

Опускаем руки.

Выставляем правую руку.

Выставляем левую руку.

Сжимаем руки в кулачки.

Разжимаем кулачки.

Сжимаем правый кулачок.

Сжимаем левой кулачок.

Круговые движения кулачками - «хвалимся ручками».

Раскрываем поочередно правую и левую ладони.

5. Пальчиковая игра «Сон»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик уж вздремнул,

Этот пальчик уж уснул.

Этот крепко, крепко спит,

И тебе он спать велит.

Загибаем указательный пальчик.

Загибаем средний пальчик.

Загибаем безымянный пальчик.

Загибаем мизинчик.

Загибаем большой палец.

Сжимаем ручку в кулачок.

Игра проводится еще раз, но уже с другой рукой.









Приложение № 3


Игры на развитие умения у детей внимательно и осознанно вслушиваться в звуки

Цель: Пробуждать у учащихся интерес к звукам и желание работать с ними; научить воспринимать звуки на слух, вслушиваться и различать их.

Методика проведения: Педагог предлагает учащемуся выполнять упражнения.

Методические рекомендации Первое знакомство малышей с миром музыки


  1. Игра «Что я слышу?»

Педагог просит учащегося закрыть глаза, а в это время проделывает поочередно следующее: хлопает в ладоши, шуршит бумагой, играет на фортепиано и каждый раз спрашивает, что слышит учащийся; получив ответ, интересуется, кто ему помог в этой игре. Ребенок всегда уверенно отвечает, что у него есть ушки, которые хорошо слышат.


  1. Игра «Звуки шумовые и музыкальные»

Педагог рассказывает учащемуся, что звуки, которые поют или можно сыграть, имеют определенную высоту и называются музыкальными, а звуки, не имеющие определенной высоты (стук в дверь, хлопки в ладоши, звуки природы) называют шумовыми.

Предлагаются примеры: поет человек, листья шуршат, идет дождь, играет скрипка.


  1. Игра «Слушание музыки»

Педагог рассказывает учащемуся о том, что людям бывает радостно или печально, спокойно или тревожно. Характер у людей разный: смелый или нерешительный, мягкий или суровый.

Музыка тоже может быть не одинаковой по характеру, потому что она выражает разные чувства и настроения, например песня «Солнышко» - веселая, радостная, а песня «Дождик» - грустная, жалобная.

Педагог исполняет музыкальные примеры, учащийся слушает.

  1. Игра «Что слышно?»

Педагог предлагает учащемуся послушать и запомнить то, что происходит за дверью, а затем просит учащегося рассказать, что он услышал.


  1. Игра «Концертный зал»

Педагог предлагает учащемуся экскурсию в зал школы, на сцене которого стоит рояль, и занять место в зрительном зале. Проводится небольшая музыкальная беседа «П.И.Чайковский. Детский альбом»: педагог показывает учащемуся портрет композитора, сообщает несколько интересных фактов из его жизни, знакомит учащегося с историей создания «Детского альбома», играет несколько пьес из этого сборника.


Приложение № 4


Игры на развитие способности чувствовать звуковой ритм слов, различать разные доли (сильные, слабые)


Методические рекомендации Первое знакомство малышей с миром музыки

Цель: Развивать у учащихся умение ощущать звуковой ритм слов.

Методика проведения: Педагог предлагает учащемуся выполнять упражнения.

1. Игра «Слушаем и различаем»

Педагог исполняет песенки - попевки на фортепиано («Петушок», «Кошкин дом»). Учащийся узнает и называет их, поет и прохлопывает ритмический рисунок. После этого педагог исполняет песенки на фортепиано без слов в разной последовательности, предлагает соответствующие картинки к сыгранной музыке, после чего учащийся должен выбрать подходящую картинку к музыке.

2. Игра «До, Ре, Ми»

Педагог предлагает учащемуся посмотреть на фортепиано и показывает, как легко находить клавиши До, Ре, Ми, ориентируясь по черным клавишам (группа из двух черных клавиш - это «крыша маленького домика», под которой «живут» До, Ре, Ми); предлагает учащемуся по всей клавиатуре найти «домики» и «разбудить» клавиши До, Ре, Ми.

3. Игра «Имена»

Педагог медленно и четко произносит имена детей, которые состоят из 2-х слогов, например: Саша, Маша, Ваня, Дима и т.д.Затем быстро повторяет эти имена, делая неверные ударения. Учащийся должен поправить педагога. Важно, чтобы они слышали и понимали, когда слово звучит верно, а когда неверно.

4. Игра «Веселые кружочки»

Педагог показывает учащемуся кружочки одинакового размера, но разные по цветовой интенсивности. Затем произносит сначала имена детей, которые состоят из двух слогов (Таня, Саша), потом из трех (Машенька, Дашенька), одновременно играет на фортепиано звуки разные по силе, но обязательно на одной высоте и одинаковые по продолжительности, повторяя в звуках ритм имен (в этих словах ударный слог первый). Учащийся должен выложить кружочки так, как записывают слова, т.е. слева направо.


  1. Игра «Знакомые слова»

Педагог предлагает учащемуся кружочки одинакового размера, но разные по цветовой интенсивности. Затем произносит знакомые слова, например: «Козел», «Медведь». Учащийся слушает разные слоги, выкладывает сначала светлый кружочек (безударный слог), потом темный (ударный слог). После этого педагог играет на фортепиано разные доли (тихо - громко), а учащийся слушает и «записывает» чередование долей.

Приложение № 5


Игры на развитие творческого воображения, способность различать и петь звуки, расположенные в восходящем и нисходящем движении, опираясь на слуховые, двигательные, зрительные ощущения


Методические рекомендации Первое знакомство малышей с миром музыки


Цель: Развитие способности у учащихся различать высоту звуков и направленность движения мелодии вверх, вниз.

Методика проведения: Педагог предлагает учащемуся выполнять упражнения.


  1. Игра «Семь названий знаем мы»

Педагог ставит на стол коробку. Учащийся не знает, что в ней, но один вид вызывает интерес. Педагог предлагает угадать, что в коробке. Угадывание - это то, что в сказках называют присказкой, поэтому угадывание не должно быть длительным. Педагог достает из коробки игрушку - зайку, и ставит ее на первую ступеньку лесенки - звукоряда, повторяет вместе с детьми фразу: «Семь названий знаем мы - До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си». Учащемуся предлагает провести по ступенькам лесенки, называя звуки. Игра повторяется 2 - 3 раза.


  1. Игра «Что расскажет нам игрушка?»

Учащийся достает из коробки игрушки и рассматривает их. Педагог играет три пьесы. Учащийся внимательно слушает и определяет, кого изобразил в музыке композитор, и какую окраску имеют звуки.

3. Игра «Слушай, думай, различай»

Педагог рассказывает о лесных обитателях, загадывает загадки, показывает соответствующие картинки и говорит, что все животные любят музыку и песни, но поют разными голосами: медведь - низким, лиса - средним, зайчик - тоненьким, высоким голосом. После этого исполняются три пьесы, которые звучат в разных регистрах (низкий, средний, высокий). Учащийся слушает, определяет, чья эта музыка и в каком регистре звучала, выбирают нужную картинку.


  1. Игра «Подумай и угадай»

Педагог исполняет три пьесы. Затем, напоминает, что пьеса, звучащая в низком регистре, называется «Медведь»; пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Лиса»; пьеса, звучащая в высоком регистре, называется «Заяц». После повторного исполнения каждой из пьес учащийся отгадывает, чья музыка звучала, выбирает нужную картинку и показывает ее педагогу объясняя свой выбор. Задание может выполнять как один учащийся, так и группа учащихся.


  1. Игра «Слушай звуки»

Учащийся идет под музыку по кругу и как только звучат звуки нижнего регистра, учащийся становится в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звуки, взятые в верхнем регистре, становится в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Заключение

В заключении хочу подчеркнуть, что эта работа не претендует на полноту и законченность. Предложенные рекомендации, игры, упражнения следует принимать как советы, и применять творчески.

Предложенный материал могут использовать не только педагоги и специалисты, но и родители, желающие самостоятельно играть и заниматься с ребенком, потому что материал не сложен, понятен и вполне доступен для совместных игр и взрослого, не имеющего специального образования.

Надеюсь, что собранный и разработанный материал поможет обучить, воспитать и насытить умы и души учащихся.

Кто-то воспримет идею музыкальных занятий как простое развлечение. И это хорошо. Детям столь юного возраста совершенно необходима игра. А кто-то средством развития детского творчества в целом, что тоже правильно. Ведь игра - это эффективный способ обучения детей раннего возраста.

Список литературы


  1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. - М., 1987.

  2. Андреева М. От примы до октавы. - М., 1992.

  3. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. - М., 1991.

  4. Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет. - М., 2009.

  5. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. - Л., 1988.

  6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., 1986.

  7. Голованова С.И. Первые шаги. - М., 1997.

  8. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М., 1961.

  9. Домрина Е.Н. Беседы о музыке. - Л., 1982.

  10. Кононова Н.Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников. - М., 1982.

  11. Кончаловская Н. Нотная азбука. - М., 2000.

  12. Коган Г. Вопросы пианизма. - М., 1968.

  13. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. - Ростов н/Д, 2008.

  14. Сычева М.А. Первые уроки музыки. - Ростов н/Д, 2009.

  15. Сиротина Т. Музыкальная азбука. - М., 1996.

  16. Сиротина Т. Ритмическая азбука. - Донецк, 1993.

  17. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.

  18. Чайковский П. Детский альбом. - М., 1998.

  19. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. - М.: Музыка, 1996.

  20. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. - М., 1959.


© 2010-2022