Программа по ансамблю Баян, аккордеон и гитара

Программа  по учебному предмету ПО.01.УП.02.АНСАМБЛЬ Баян-аккордеон, гитара согласно ФГТ для ДМШ по классу игры на народных инструментах. Программа содержит структуру учебного предмета, сроки реализации . Срок реализации учебного предмета «Ансамбль» осуществляется с 4 по 8 классы (по образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет) и со 2 по 5 классы (по образовательным программам со сроком обучения 5-6 лет).  Имеется содержание учебного предмета, требования по годам обучения, критерии оц...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»







Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО











программа по учебному предмету

ПО.01.УП.02.АНСАМБЛЬ

Баян-аккордеон, гитара













Черемхово 2014



«Рассмотрено» «Утверждаю»

Методическим советом Директор -

ДМШ г. Черемхово Фёдорова Р.Р.

15 февраля 2014 г.





















Разработчики: Гора Нелли Анатольевна





Рецензент -

Рецензент -







Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

-Учебная литература;

- Нотная литература для переложений;

- Методическая литература;


I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Смешанные ансамбли русских народных инструментов широко распространяются в школьной учебной практике, так как не во всех музыкальных образовательных учреждениях имеются большие классы струнных народных инструментов, составляющих основу оркестра.

Успешный опыт смешанных ансамблей должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по специальности.

Данная программа разработана для ансамбля народных инструментов.

2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»

Реализации данной программы осуществляется с 4 по 8 классы (по образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет) и со 2 по 5 классы (по образовательным программам со сроком обучения 5-6 лет).

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Срок обучения - 8 (9) лет

Класс

с 2 по 8 классы

9 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

462

(в том числе из обязательной части - 330 часов, из вариативной части - 132 часа)

132

Количество часов на аудиторные занятия

231

(в том числе из обязательной части - 165 часов, из вариативной части - 66 часов)

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

231

(в том числе из обязательной части - 165 часов, из вариативной части - 66 часов)

66

Консультации (часов в неделю)

8

2

Срок обучения - 5 (6) лет

Класс

с 2 по 5 классы

6 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

264

132

Количество часов на аудиторные занятия

132

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

132

66

Консультации

6

2

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

5. Цель и задачи учебного предмета

Цель:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

Задачи:

  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

  • расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;

  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

  • формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.

Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом «Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства "Народные инструменты".

Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения инструменталистов - народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству скрипачей, пианистов и исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам академического или народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей.

Занятия в ансамбле - накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре.

6. Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:

  • возраста учащихся;

  • их индивидуальных способностей;

  • от состава ансамбля;

  • от количества участников ансамбля.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, объяснение);

- метод показа;

- частично - поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи).

Предложенные методы работы с ансамблем народных инструментов в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и зада учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.

8. Описание материально - технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»

Материально - техническая база музыкальной школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

В музыкальной школе имеется достаточное количество высококачественных инструментов баянов, аккордеонов и гитар, а также созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.

II. Содержание учебного предмета

Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах искусств - дуэты, трио.

Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов, (только из баянов, аккордеонов или гитар), так и из различных групп инструментов, куда могут входить и другие инструменты, например бас-балалайка.

Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться.

Варианты возможных составов ансамблей:

  1. Однородные составы:

Дуэты

  • Дуэт баянистов (аккордеонистов) - баян I, баян II;

  • Дуэт гитаристов - гитара I, гитара II;

Трио

  • Трио баянистов (аккордеонистов) - баян I , баян II , баян III;

  • Трио гитаристов - гитара I, гитара II, гитара III;

Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования.

При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению руководителя ансамбля.

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Срок обучения - 8 (9) лет

Аудиторные занятия: с 2 по 8 класс - 1 час в неделю, в 9 классе - 2 часа.

Самостоятельные занятия: с 2 по 9 класс - 1 час в неделю.

Срок обучения - 5 (6) лет

Аудиторные занятия: со 2 по 5 класс - 1 час в неделю, в 6 классе - 2 часа в неделю.

Самостоятельные занятия: с 2 по 6 класс - 1 час в неделю.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности музыкальной школы и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

  1. Требования по годам обучения

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

  • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.





Срок обучения - 8 (9) лет

Годовые требования (баян-аккордеон, гитара)

Четвёртый класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 3-4 пьесы (2-е из них на оценку):

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь - контрольный урок

1-2 пьесы по нотам (наизусть)

Апрель-май - академический концерт (зачёт)

2 пьесы наизусть (по нотам)

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта баянистов- аккордеонистов:

  • Гладков Г. «Я на солнышке лежу» из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песенку»

  • Иорданский М. «Голубые санки»

  • Калинников В. «Тень, тень»

  • Красев М. «Маленькая елочка»

  • Молдавский народный танец обработка В. Бортянкова

  • Мясков К. «Вальс»

  • Паулс Р. «Колыбельная»

  • П.н.п. «Висла»

  • П.н.п. «Кукушечка» обработка В. Бортянкова

  • П.н.т «Мазурка»

  • Р.н.п. «Ах вы сени» обработка В. Андреева

  • Р.н.п. «Белочка»

  • Р.н.п. «Как у наших у ворот»

  • Р.н.п. «Котик»

  • Р.н.п. «Маки, маки»

  • Р.н.п. «На улице дождь»

  • Р.н.п. «Перевоз Дуня держала» обработка Л. Гаврилов

  • Р.н.п. «Пойду ль, выйду ль я» обработка С. Павина

  • Р.н.п. «Там за речкой»

  • У.н.п. «Веселые гуси» Обр.В.Грачева

  • У.н.п. «Дивчина кохана»

  • У.н.п. «Солнце низенько» обработка И. Поклада

  • Шаинский В. «Песенка крокодила Гены» из мультфильма «Чебурашка»

  • Шаинский В. «Чему учат в школе».

Пьесы для дуэта гитаристов:

  • Бах И.С. «Маленькая ария»

  • «Белорусская полька» обработка Калинина В.

  • Кабалевский Д. «Наш край»

  • Кюффнер И. «Рондо»

  • Поль.н.т. «Мазурка» обработка О. Зубченко

  • Радольт Л. «Канон»

  • Р.н.п. «Травушка-муравушка»

  • Р.н.п. «Хуторок» обработка В. Калинина

Пьесы для трио баянистов-аккордеонистов:

  • Бах И.С. «Ария»

  • Б.н.п. «Там, каля млына»

  • Ванхаль Я. «Пьеса»

  • Гладков Г. «Колыбельная»

  • Р.н.п. «Во саду ли, в огороде» обр. Н. Корецкого

  • Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я» обр. С. Павина

  • Шаинский В. «Песенка про кузнечика»

Пятый класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 3-4 пьесы (2-е из них на оценку):

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь - контрольный урок

1-2 пьесы по нотам (наизусть)

Апрель-май - академический концерт (зачёт)

2 пьесы наизусть (по нотам)

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения

Пьесы для дуэта баянистов-аккордеонистов:

  • Б.н.т. «Янка».

  • Блантер М. «Песня о Щорсе»

  • Гедике А. «Сарабанда»

  • Жилинский А. «Латышская полька»

  • И.н.п. «Санта Лючия»

  • Лагидзе Р. «Песня о Тбилиси»

  • «Неаполитанский вальс»

  • У.н.п. «Дощик»

  • У.н.п. «Нич яка мисячна»

  • Роджерс Р. «Голубая луна» из кинофильма «День в цирке»

  • Р.н.п. «Во поле береза стояла»

  • Р.н.п. «Во саду ли, в огороде» обработка В. Андреева

  • Р.н.п. «Заиграй, моя волынка» обработка Д. Самойлова

  • Самойлов Д. «Гармонист»

  • Фин.н.п. «Роза в долине»

  • Чернышёв В. «Дремлют стрелки на часах»

  • Т. Хренников «Колыбельная» из к\ф «Гусарская баллада»

Пьесы для дуэта гитаристов:

  • Бах И.С. «Менуэт»

  • Вебер К. «Романс»

  • Гомес В. «Романс»

  • Карулли Ф. «Фугетта»

  • П.н.т. «Мазурка» обработка Зубченко О.

  • Сор Ф. «Старинный испанский танец»

  • Циполи Д. «Фугетта»

Пьесы для трио баянистов-аккордеонистов:

  • Бах «Ария» из 2-ой нотной тетради А.М. Бах, переложение Р. Гречухиной

  • «Вальс французской Венесуэлы» аранжировка Л. Холма

  • Кадриль «Шутка»

  • Лат.н.п. «Вей, ветерок» обработка А.Коробейникова

  • Р.н.п. «Вечерний звон»

  • Р.н.п. «Хуторок»

  • Ройтерштейн М. «Вечерком»

  • Савелов В. «Старая шарманка»

  • Шостакович Д. «Родина слышит»

  • Чайкин Н.- Лихачёв Ю. «Вальс»

Пьесы для трио гитар:

  • Гаупнер Г. «Бурре»

  • Кюффнер И. «Романс»

  • Р.н.п. «Ой да ты калинушка» обработка А.Холминова

  • Р.н.п. «Чей-то звон» обработка В. Калинина

Шестой класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4-5 пьес (четыре из них на оценку):

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь - контрольный урок

2 пьесы по нотам (наизусть)

Апрель-май - академический концерт (зачёт)

2-3 пьесы наизусть (по нотам)

Пьесы для дуэта баянистов-аккордеонистов:

  • Р.н.п. «Во саду ли, в огороде» обработка И. Поклада

  • Р.н.п. «Да во городе» обработка А. Суркова

  • Р.н.п. «Из-за острова на стрежень» обработка А.Черных

  • Р.н.п. «Как у наших у ворот» обработка В. Андреева

  • Р.н.п. «Перевоз Дуня держала» обработка Д. Самойлова

  • Р.н.п. «Там за речкой» обработка М. Лихачёва

  • Р.н.п. «Лебедушка» обработка Н. Дмитриевой

  • Р.н.п. «Хуторок» обработка И. Поклада

  • Русский танец обработка В. Жигалова

  • Савельев «Неприятность эту мы переживем» из мультфильма «Лето кота Леопольда»

  • Самойлов Д. «Гармонист»

  • У.н.п. «Солнце низенько» обработка В. Андреева

  • Шаинский В.-Лихачёв С. «Песня про кузнечика»

  • Фин.н.т «Летка-енка»

  • Флис Б. «Колыбельная»

  • Хейд Г. «Чарльстон» обработка А. Доренского

  • Чайкин Н. «Карельская кадриль»

Пьесы для дуэта гитар:

  • Бах И.С. «Бурре»

  • Вебер В. «Романс»

  • Вейс С. «Старинный танец»

  • Карулли Ф. «Фугетта»

  • Радольт Л. «Канон»

  • Сальвадор «Испанский танец»

  • Таррега Ф. «Вальс»

  • Таррега Ф. «Мазурка»

Пьесы для трио баянистов-аккордеонистов:

  • «Ливенская полька» обработка В. Прокудина

  • Керн Дж. Джазовая баллада «Прошедшие дни»

  • Керн Дж. Джазовая баллада «Лаура»

  • Мотов В. «Баркарола»

  • Самойлов Д. «Песня над рекой»

Пьесы для трио гитар:

  • Ит.н.п. «Санта Лючия» обработка Калинина В.

  • Моцарт В. «Менуэт»

  • Р.н.п. «Скамеечка» обработка Калинина В.

  • Скарлатти Д. «Ария»

Седьмой класс (1час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4-5 пьес (четыре из них на оценку):

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь - контрольный урок

2 пьесы по нотам (наизусть)

Апрель-май - академический концерт (зачёт)

2-3 пьесы наизусть (по нотам)

Пьесы для дуэта баянистов-аккордеонистов:

  • Андреев В. Вальс «Грезы»

  • Балаев Г. «Повторяй за мной» переложение В. Ушенина

  • Биберган В. «Полька - Буфф»

  • Гершвин Д. «Летний день» колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс»

  • Джоплин С. «Рэгтаймы» (сборник)

  • Дмитриев В. «Музыкальная миниатюра»

  • «Латино - американские танцы» (сборник) Сост.: М.Ю. Лихачев

  • Листов К. «В землянке» обработка В. Бортянкова

  • Логидзе Р. «Песня о Тбилиси» обработка В. Андреева

  • Мотов В. «Русская полька»

  • Смеркалов Л. «Подмосковный хоровод»

  • Новиков А. «Смуглянка»

Пьесы для дуэта гитаристов:

  • Бах И.С. «Гавот»

  • Гендель Г. «Аллеманда»

  • Глюк К. «Гавот»

  • Линеман М. «Бейси блюз»

  • Лисенко Л. «Элегия»

  • Неедлы З. «Словацкая полька»

  • Р.н.п. «Утушка луговая» обработка Иванова-Крамского А.

Пьесы для трио баянистов-аккордеонистов:

  • Бах И.С. «Сарабанда» переложение Р. Гречухиной

  • Бортянков В. «Украинская полька»

  • Джойс А. вальс «Осенний сон»

  • Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я» обработка Д. Самойлова

  • Чайковский П. «Песня жаворонка»

  • Сен-Санс «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных»

Пьесы для трио гитаристов:

  • Гладков Г. «Песенка друзей»

  • Мек.н.п. «Красивое небо» обработка Калинина В.

  • Чурлепис М. Фугетта»

Восьмой класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 5-6 пьес (4-е из них на оценку):

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь - контрольный урок

2-3 пьесы по нотам (наизусть)

Апрель-май - академический концерт (зачёт)

2-3 пьесы наизусть (по нотам)

Пьесы для дуэта баянистов-аккорденистов:

  • Пьяццола А. «20 танго» (сборник)

  • Р.н.п. «Ах вы сени, мои сени» обработка Е. Дербенко

  • Р.н.п. «Во поле береза стояла» обработка В. Андреева

  • Р.н.п. «Выйду на улицу» обработка И. Поклада

  • Р.н.п. «Улица широкая» обработка В. Прокудина

  • Рыбалкин А. «Веселая прогулка»

  • Тихонов Б. «Шутка»

Пьесы для дуэта гитаристов:

  • Бах И.С. «Прелюдия»

  • Вилла Л. «Бразильский танец»

  • Люлли Ж. «Гавот»

  • Петренко М. «Вальс»

  • Русаков Е. «Тройка»

  • Р.н.п. «Тонкая рябина» обработка Ларичева Е.

  • Р.н.п. «Ой, полным-полна коробушка» обработка Ларичева Е.

  • Скарлатти Д. «Сонатина»

  • Сор Ф. «Танец»

  • Пьесы для трио баянистов-аккордеонистов:

  • Бах И.С. Органная хоральная прелюдия» переложение Р. Гречухиной

  • Бах И.С. «Бурре»

  • Р.н.т «Яблочко» обработка Бортяникова В.

  • Тухманов Д. «День Победы»

  • Жобим А. «Девушка из Панемы»

Пьесы для трио гитаристов:

  • Иванов-Крамской А. «Вальс»

  • Прокофьев С. «Гавот из классической симфонии»

  • Р.н.п. «Полосынька» обработка Ларичева Е.

Девятый класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 5-6 пьес (4-е из них на оценку):

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь - контрольный урок

2-3 пьесы по нотам (наизусть)

Апрель-май - академический концерт (зачёт)

2-3 пьесы наизусть (по нотам)

Пьесы для дуэта баянистов-аккордеонистов:

  • Дунаевский И. «Марш юннатов» из к\ф «Крылатая защита»

  • Лихачев Ю. «Воспоминание о старинном вальсе»

• У.н.п. «Ой, лопнул обруч» обработка В. Андреева

• «Чешская полька» обработка Самойлова Д.

Пьесы для дуэта гитаристов:

  • Бах И.С. «Инвенция»

  • Дуранте Ф. «Гальярда»

  • Лойвер А. «Ноктюрн №4»

  • Свиридов Г. «Вальс» к повести А.С. Пушкина «Метель»

Пьесы для трио баянистов-аккордеонистов:

  • Альбиони «Адажио»

  • Григ Э. «Утро» из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»

  • Хачатурян Мазурка из музыки к драме М. Лермонтова «маскарад»

  • Шостакович Д. Романс из музыки к к\ф «Овод»

Пьесы для трио гитаристов:

  • Масне Ж. «Элегия»

  • Р.н.п. «Ивушка» обработка Ларичева Е.

  • Яковлев М. «Признание»



Срок обучения - 5 (6) лет

Годовые требования (баян-аккордеон, гитара)

Второй класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 3-4 пьесы (две из них на оценку и одна ознакомлением):

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь - контрольный урок

1-2 пьесы по нотам (наизусть)

Апрель-май - академический концерт (зачёт)

2 пьесы наизусть (по нотам)

Пьесы для дуэта баянистов-аккордеонистов:

  • Бах И.С.«Волынка»

  • Белорусский народный танец «Янка» пер. Н. Корецкого

  • Вольфензон С. «Часики»

  • Гедике А. «Сарабанда»

  • Доренский А. «Весёлое настроение»

  • «Латышская полька» пер. В. Жилинского

  • Польская народная песня «Висла»

  • Русская народная песня «На улице дождь»

  • Русская народная песня «Белочка»

  • «Украинский казачок» пер. А. Салина

  • «Тирольский вальс» пер. Ю. Лихачёва

  • «Украинский хоровод» пер. Н. Корецкого

  • Шнитке А. «Наигрыш»

Пьесы для дуэта гитаристов:

  • Аргентинская н.п. «Плывет, плывет лодка»

  • Бах И.С. «Маленькая Ария»

  • Бел.н.п. «Перепелочка»

  • Калинников В. «Тень-тень»

  • Карулли Ф. «Пьеса» обработка Михаленко В.

  • Книппер О. «Полюшко-поле»

  • Кюффнер И. «Лендлер»

  • Кюффнер И. «Марш»

Пьесы для трио баянистов-аккордеонистов:

  • И. С. Бах «Песня» пер. Р. Гречухиной

  • Белорусская н.п. «Перепёлочка»

  • Бетховен Л. «Контрданс»

  • Гладков Г. «Колыбельная»

  • Паулс Р. «Колыбельная». Из кинофильма «Долгая дорога в дюнах»

  • Р.н.п. «Во саду ли, в огороде». Обр. Н. Корецкого.

  • Чешская н.п. «По ягоды». Обр. Н. Корецкого

  • Д. Штейбельт «Адажио»

Третий класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы: (две из них на оценку и одна ознакомлением):

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь - контрольный урок

1-2 пьесы по нотам (наизусть)

Апрель-май - академический концерт (зачёт)

2 пьесы наизусть (по нотам)

Пьесы для дуэта баянистов-аккордеонистов:

  • Аверкин «Милая мама»

  • Бах И.С «Хорал №14»

  • Баснер В. «С чего начинается Родина» пер. О. Шарова

  • Ит.н.п. «СантаЛючия»

  • Лихачёв М. «Менуэт»

  • Русская н.п. «Во поле береза стояла»

  • Флис Б. «Колыбельная»

  • Ханок Э. «Вы, шумите, березы»

  • Шахов Г. «Хоровод»

Пьесы для дуэта гитаристов:

  • Карулли Ф. «Пьеса»

  • Косенко В. «Мазурка»

  • Кригер И. «Сарабанда»

  • Кюффнер И. «Романс»

  • Кюффнер И. «Рондо»

  • Р.н.п. «Травушка-муравушка» обработка А. Гитмана

  • Р.н.п. «Хуторок» обработка Гитмана А.

  • Стравинский И. «Аллегретто»

Пьесы для трио баянистов-аккордеонистов:

  • Бах И.С. «Сарабанда» а-moll пер. Р. Гречухиной

  • Бах И.С. «Органная хоральная прелюдия» G-dur пер. Р. Гречухиной

  • Дунаевский И. «Песня о капитане» - из к/ф «Дети Капитана Гранта» пер. А. Сударикова

  • Мокроусов В. «Одинокая гармонь» обр. Маркина

Пьесы для трио гитаристов:

  • Гаупнер Г. «Бурре»

  • Корелли А. Сарабанда»

  • Кюффнер И. «Полька»

  • Р.н.п. «Ты пойди, моя коровушка домой» обработка Иванова-Крамского А.

Четвертый класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4-5 пьес на оценку (возможно одна из них ознакомлением)

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь - контрольный урок

1-2 пьесы по нотам (наизусть)

Апрель-май - академический концерт (зачёт)

2-3 пьесы наизусть (по нотам)

Пьесы для дуэта баянистов-аккордеонистов:

  • Векслер Б. «Дорогой друг»

  • «Великолепные синкопы» обр. С. Джоплин

  • Лунсенс Я. «Серебряная мечта»

  • Украинская н.п. «Ехали казаки». Обр. А. Корчевого.

  • Романюха В. «Посиделки»

  • Рахманинов С. «Итальянская полька»

  • Скандинавская н.п. «Красная лента»

  • Таривердиев М. «Дороги» из к\ф «Семнадцать мгновений весны»

  • Финская н.п. «Веселый пастушок». Обр. Ю. Лихачева.

Пьесы для дуэта гитаристов:

  • Бах И.С. «Бурре»

  • Бах И.С. «Менуэт»

  • Вебер К. «Романс»

  • Вейс С. «Старинный французский танец»

  • Карулли Ф. «Фугетта»

  • Куперен Ф. «Пьеса для клавесина»

  • Радольт Л. «Канон»

  • Хачатурян А. «Андантино»

Пьесы для трио баянистов-аккордеонистов:

  • Бах И.С. «Органная хоральная прелюдия» перел. Р. Гречухиной

  • Моцарт В.А. «Менуэт» из серенады для струнного оркестра.

  • Новиков А. «Дороги»

  • Спадавеккиа А. «Добрый жук» обработка С. Лихачёва

  • Польский народный танец «Мазурка» обр. Б. Векслера

  • Ребиков В. «Вальс» из сказки «Ёлка»

  • Эшпай А. «Джазовая мелодия» перел. А. Коробейникова.

Пьесы для трио гитаристов:

  • Глинка М. «Ходит ветер у ворот»

  • Моцарт В. «Менуэт»

  • Скарлатти Д. «Ария»

Пятый класс (1 час в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 4-5 пьес на оценку (возможно 1-2 пьесы ознакомлением)

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь - контрольный урок

1-2 пьесы по нотам (наизусть)

Апрель-май - академический концерт (зачёт)

2-3 пьесы наизусть (по нотам)

Пьесы для дуэта баянистов-аккордеонистов:

  • Бах И.С. «Бурре» из Французской сюиты

  • Биберган В. «Полька - Буфф»

  • Вершурен А. «Вальс-мюзет» пер. В. Ходукина

  • Дербенко Е. «Кубинский танец»

  • Корчевой А. «Деревенские проходки»

  • Корчевой А. «Омский сувенир»

  • Корчевой А. «Русские узоры»

  • Р.н.п. «Вечор поздно из лесочка». Обр. В. Иванова.

  • Укр. н.п. «Ой ты, дивчина зарученая». Обр. Б.Киселева.

  • Хачатурян А. «Танец эфиопских мальчиков». Из балета «Спартак»
    Пьесы для дуэта гитаристов:

  • Бах И.С. «Бурре»

  • Бетховен Л. «Менуэт»

  • Гайдн Й. «Менуэт»

  • Гендель Г. «Ария»

  • У.н.п. «Дивчина кохана»

  • У.н.п. «Щедрик»

  • Сор. Ф. «Старинный испанский танец»

Пьесы для трио баянистов-аккордеонистов:

  • Аренский А. «Фуга» на тему «Журавель».

  • Бах И.С. «Прелюдия и фуга» Фа мажор для органа

  • Белорусская н.п. «Перепёлочка». Обр. И. Шестерикова

  • Григ Э. «Поэтическая картинка»

  • Дербенко Е. «Ливенские переборы»

  • Р.н.п. «Тройка» обработка В. Романюхи

  • «Полкис» обр. В. Трофимова

Пьесы для трио гитаристов:

  • Б.н.п. «Перепелочка» обработка Иванова-Крамского А.

  • Караев К. «Танец девушек с гитарами» из балета «Тропою грома»

  • Чурленис М. «Фугетта»

Шестой класс (2 часа в неделю)

В течение года ученики должны сыграть 5 пьес (четыре из них на оценку и одна ознакомлением):

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь - контрольный урок

1-2 пьесы по нотам (наизусть)

Апрель-май - академический концерт (зачёт)

2-3 пьесы наизусть (по нотам)

:

Пьесы для дуэтов баянистов-аккордеонистов:

  • «Аргентинское танго» пер. Ю. Пешкова

  • Векслер «Русская кадриль»

  • Вершурен М. «Дымка» пер. В. Ходукина

  • Дога Е. «Парижский каскад» пер. В. Ушакова

  • Дербенко Е. « Старый мотив»

  • Кузнецов В., Ушаков В. «Парижские бульвары»

  • Пьяцола А. «Либер - танго»

  • Р.н.п «Зимушка, зима» обр. А. Шалаева

Пьесы для трио баянистов-аккордеонистов:

  • . Бах И.С. «Бурре» h-moll

  • Бах И.С. «Прелюдия и фуга» g-moll для органа

  • Бородин А. «Скерцо» из первого квартета

  • Дворжак А. «Славянский танец»

  • Рахманинов С. «Итальянская полька» перел. Л. Захаровой.

Пьесы для дуэта гитаристов:

  • Бах И.С. «Инвенция» C-Dur

  • Вилла-Лобос Э. «Бразильский танец»

  • Ларичев Е. «Вариации на тему р.н.п «Ой полным полна коробушка»

  • Люлли Ж. «Гавот»

  • Петренко М. «Вальс»

  • Пухоль Э. «Этюд»

  • Скарлатти Д. «Соната»

  • Сор Ф. «Испанский танец»

Пьесы для трио гитаристов:

  • Иванов-Крамской А. «Вальс»

  • Ларичев Е. «Вариации на тему р.н.п. «Ивушка»

  • Прокофьев С. «Гавот из классической симфонии»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:

- развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;

- реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;

- приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль, оркестр);

- развитие навыка чтения нот с листа;

- развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;

- знание репертуара для ансамбля;

- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального коллектива;

- повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля успеваемости являются:

  • текущий контроль успеваемости учащихся

  • промежуточная аттестация

  • итоговая аттестация

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

- качество выполнения предложенных заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

- темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.

Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.

Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Ансамбль». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания.

По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».

  1. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 4

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, как в обязательной, так и в вариативной части объем самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль» составляет 1 час в неделю.

Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.

Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие - средние, средние - старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.

Педагог должен обращать внимание правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.

При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка - залог успешных выступлений.

В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы



  1. Учебная литература

  2. Хрестоматия аккордеониста 1-3 классы ДМШ Москва "Кифара"

  3. Хрестоматия аккордеониста 3-5 классы ДМШ Москва "Кифара"

  4. Хрестоматия аккордеониста 5-7 классы ДМШ Москва "Кифара"

  5. Пьесы для ансамбля аккордеонов. Вып.1,2,3,4 Санкт-Петербург "Композитор", сост. Лихачёв С.

  6. "Ты и я" Переложения для дуэта баянов (аккордеонов). Учебное пособие для ДМШ. Вып. 1,2. Санкт-Петербург "Композитор"

  7. "Музыкальные миниатюры". Для дуэта баянистов. Средние классы ДМШ

  8. Класс ансамбля баянов (аккордеонов). Хрестоматия. 1-3 классы

  9. "Класс ансамбля баянов (аккордеонов). Хрестоматия. 1-3 классы ДМШ. Автор В. Шрамко. САнкт-Петербург "Композитор" 2008 г.

2. Нотная литература для переложений

1. Дуэты. Под редукцией Фортунатова К. М., 1967

2. Моцарт В. А. Дуэты для двух флейт. М.,1932

5. Песни и пьесы. Для мандолины и семиструнной гитары. Вып. 1. Составитель Мурзин В. М.,1962

6. Песни и пьесы. Для мандолины и гитары. Вып. 2. Составитель Гнутов В. М.,1963

7. Песни и пьесы. Для мандолины и гитары. Вып. 3. Составитель Мурзин В. М.,1964

10. Пьесы советских композиторов для скрипичного ансамбля и фортепиано. Переложение Лепилова Д. М., 1966

4. Методическая литература

  • Баян и баянисты. Сборники статей. Вып. 1-7. М., 1987.

  • Максимов Е. Ансамбли и оркестры баянистов. М., 1966.

  • Мирек А. Из истории аккордеона и баяна. М., 1967.

  • Платонов В. Чтение нот с листа. Пособие для баяниста. М., 1970.

  • Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. М., 2001.

  • Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа, транспонирование в классе баяна. М. 1987.

Список литературы (Санкт-Петербург)


  1. «Хрестоматия баяниста» - сост. А. Крылусов, 1-2 кл., изд. «Музыка» Москва 1984; 1997

  2. «Хрестоматия аккордеониста» - сост. В. Гусев, изд. «Музыка» Москва 1986; 1991

  3. «Хрестоматия аккордеониста» - сост. Ф. Бушуев, С.Панин, изд. «Музыка» Москва, 1982

  4. «Педагогический репертуар баяниста» - сост. И. Бойко, 1-2 кл., изд. «Феникс» Ростов-на-Дону, 2000

  5. «Хрестоматия аккордеониста» - сост. В. Мотов, Г. Шахов, 1-3 кл., изд.«Кефара» Москва, 2002

  6. «Хрестоматия баяниста» - сост. В. Грачёв, 3-4 кл., изд. «Музыка» Москва 1984

  7. «Хрестоматия аккордеониста» - сост. Ю. Акимов, А. Талакин, 3-4 кл., изд. «Музыка» Москва, 1970

  8. «Хрестоматия баяниста» - сост. В. Грачев, 5 кл., изд. «Музыка» Москва, 1997

  9. «Хрестоматия аккордеониста» - сост. В. Лушников, 5 кл., изд. «Музыка» Москва, 1990

  10. «Хрестоматия для баяна» - вып.1, младший класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург, 2002

  11. «Хрестоматия для баяна» - вып.2, 1-2 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург, 2004

  12. «Хрестоматия для баяна» - вып.3, 2-3 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2006

  13. «Хрестоматия для баяна» - вып.4, 3-4 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2007

  14. «Хрестоматия для баяна» - вып.5, 4-5 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2007

  15. «Хрестоматия для баяна» - вып.6, 6-7 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2009

  16. А. Иванов «Руководство игры на баяне»

  17. П. Лондонов «Школа игры на аккордеоне»

  18. В. Лушников «Школа игры на аккордеоне» - изд. «Советский композитор» Москва 1991

  19. А. Коробейников «Альбом для детей и юношества» - изд. «Композитор» С-Пб 2009

  20. А. Доренский «Эстрадно-джазовые сюиты», 1-3 кл., изд. «Феникс» Ростов на Дону 2008

  21. А. Доренский «Музыка для детей», 2-3 кл., изд.«Феникс» Ростов на Дону 1998

  22. А. Доренский «Эстрадно-джазовые сюиты», 3-5 кл., изд.«Феникс» Ростов на Дону 2008

  23. М. Двилянский «Самоучитель игры на аккордеоне» изд. «Сов. композитор», Москва, 1988

  24. А. Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне» изд. «Сов. композитор» Москва 1984

  25. «Хрестоматия аккордеониста» - 4-5 кл., сост., изд. «Музыка» Москва 1988

  26. «Хрестоматия аккордеониста» для муз. училищ вып.1, сост. М. Двилянский, изд. «Музыка» Москва 1970

  27. «Популярные обработки народных мелодий для баяна», изд. «Музыка» Москва 1989

  28. «Концертный репертуар аккордеониста» - сост. Ю. Дранга, изд. «Музыка» Москва 1990

  29. «Музыка советской эстрады» - вып.1,2, сост. М. Двилянский, изд. «Музыка» Москва 1983; 1984

  30. «Эстрадные произведения» - вып.4, изд. «Музыка» Москва 1970

  31. «Хорошее настроение» - сост. А. Дмитриева, Ю. Лихачев, изд. «Музыка» Ленинград 1990

  32. «Из репертуара Международного конкурса им. В.В. Андреева» вып.1 - сост. Л.Комарова, Е. Михайлова, изд. «Грифон» Санкт-Петербург 1994

  33. Б. Тихонов «Эстрадные произведения» - изд. «Музыка» Москва 1971

  34. В. Ходукин «Просчитай до трех» - изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2001

  35. «Веселый аккордеон» вып.5 - сост. В. Дмитриев, изд. «Музыка» Ленинград 1969

  36. «Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона» 3-4 кл. - сост. Ю.Акимов, А. Мирек, Гос. Музыкальное издательство Москва 1963

  37. «Вальс, танго, фокстрот» - сост. И. Савинцева, изд. «Музыка» Москва 1987

  38. «Танцевальная музыка» вып.1 - сост. В. Петренко, изд. «Музыка» Москва 1979

  39. «Баян» 1 кл. - сост. И. Алексеев, М. Корецкий, изд. «Музична Украина» Киев, 1983

  40. «Баян» 2 кл. - сост. И. Алексеев, М. Корецкий, изд. «Музична Украина» Киев, 1983

  41. «Баян» 3 кл. - сост. И. Алексеев, М. Корецкий, изд. «Музична Украина» Киев, 1983

  42. «Баян» 4 кл. - сост. И. Алексеев, М. Корецкий, изд. «Музична Украина» Киев, 1983

  43. «Баян» 5 кл. - сост. А. Денисова, изд. «Музична Украина» Киев, 1978

  44. «Сборник ансамблей» - сост. Р. Гречухина, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 1999

  45. «Пьесы для ансамблей аккордеонистов» - сост. Р. Бажилин, изд. «Издательство Владимира Катанского» Москва, 2000

  46. «Пьесы для ансамблей аккордеонистов» - сост. С. Лихачев вып. 1,2,3,4, изд. «Композитор» СПб, 1999

  47. «Полифонические пьесы И. С. Баха и его сыновей» - сост. Ю. Лихачев, изд. «Музыка» Ленинград 1988

  48. «Полифонические пьесы для баяна» вып.1,2 - сост.В. Агафонов, В. Алехин, изд. «Советский композитор» Москва, 1971

  49. И. С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги», редакция Н. Рукавишникова, изд. «Музыка» Москва, 1989

  50. «Произведения старинных композиторов» вып.1 - сост. В. Панькова, изд. «Музична Украина» Киев 1973

  51. «Хрестоматия для баяна и аккордеона» 1-3 кл. «Старинная музыка» - сост. Л. Скуматов, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2007

  52. «Бах - Гендель», сост. К. Бартока, изд. «Музыка» Будапешт, 1962

  53. А. Фоссен «Эстрадные композиции для аккордеона» вып.1, изд. «Композитор» СПб, 2001

  54. «Композиции для аккордеона» - сост. В. Ушакова вып. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 1998; 1999

  55. «Популярные эстрадные пьесы для баяна и аккордеона» вып. 1,2 - сост. О. Шаров, изд. «Музыка» Ленинград 1988; 1990

  56. «Аккордеон в музыкальной школе», Москва, 1981, «Советский композитор»

  57. «Баян в музыкальной школе - ансамбль», Москва, 1982, «Советский композитор»

  58. «Эстрадно - джазовые обработки для баяна//аккордеона», В. Трофимова, Санкт-Петербург, творческое объединение, 1998.

  59. «Произведения для ансамбля баянов», Минск, 1995

  60. «50 обработок песен и танцев для ансамбля баянистов», Б. Марана, Новосибирск, 1997

  61. «Музыкальные миниатюры», Санкт-Петербург, композитор, 2003

  62. Хрестомания для баяна, Москва, 1960

  63. «Ансамбли аккордеонистов», выпуски 1-6, составитель В. Розанов, Москва, 1969-1976

  64. «Пьесы для ансамблей аккордеонистов», выпуск 1, составитель О. Звонарёв. Москва 1961

  65. «Педагогический репертуар аккордеонистов», выпуск 6, составитель Ф. Бушуева, С. Павина, Москва, 1976

  66. Ю. Акимов, П. Гвоздев. «Прогрессивная школа игры на баяне», часть 1, 2. Москва 1971

  67. «Ансамбли баянов», Выпуск 2, 3. составитель В. Розанов. Москва, 1971-1972

  68. «Ансамбли баянов», Выпуск 4, 5. Составитель Л. Гаврилов. Москва, 1973-1974



36


© 2010-2022