- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке (3 класс)
Рабочая программа по музыке (3 класс)
Раздел | Музыка |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мастерко Г.А. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. П. П. Грицая ст. Солдатской»
Прохладненского муниципального района
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО с заместителем директора по УР приказом №_______
протокол №____ от «____»____2015г. «____»_____________2015 г. от «____»__________2015 г.
Руководитель МО________ Ковалёва С.Н. ___________ Евсейченко М. С. Директор ОУ______ Герасименко Т. Л.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
ДЛЯ 3 «Б» КЛАССА (базовый уровень)
учителя начальных классов
Мастерко Галины Александровны
ст. Солдатская
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
-
Об учебной программе.
Рабочая программа по музыке для 3-го класса разработана и составлена основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Начальная школа (сост. Е.С.Савинов) - 2-е перераб. - М: Просвещение,2010г в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.
-
О количестве учебных часов.
В соответствии с Базисным учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Количество часов в I четверти - 9
Количество часов во II четверти - 7
Количество часов в III четверти - 10
Количество часов в IV четверти -8
-
Об используемом учебно-методическом комплекте.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
-
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 кл.нач.шк. - М.: Просвещение, 2015
-
Рабочая тетрадь для 3 класс, М.: Просвещение, 2015
-
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2015;
-
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».3 класс. (СD)
4.Цели и задачи, основные принципы.
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе - формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи уроков музыки в 3 классе:
-
развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений - фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;
-
обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;
-
накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;
-
выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
-
совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель);
-
развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения - унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера; выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
-
совершенствование умения передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
-
освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);
-
развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
-
развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:
-
Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-
Метод эмоциональной драматургии;
-
Метод создания «композиций»;
-
Метод игры;
-
Метод художественного контекста.
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), "разыгрывания" и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
5.Планируемый результат.
Знать/понимать:
-
Жанры музыки (песня, танец, марш);
-
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
-
Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;
-
Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
-
Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.
Уметь:
-
Выявлять жанровое начало музыки;
-
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
-
Определять средства музыкальной выразительности;
-
Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
-
Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
-
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
-
Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, села;
-
Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
-
Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения музыки являются:
-
Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
-
Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
-
Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
-
Устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально творческой деятельности;
-
Общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;
-
Элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
6.Система контроля оценивания:
Формы контроля ЗУН (ов);
-
наблюдение;
-
беседа;
-
фронтальный опрос;
-
опрос в парах;
-
практикум.
Тематическое планирование.
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Элемент содержания
Требования к уровню достижений
Тип урока
Дата проведения
Планируемая
Фактическая
I четверть (9 ч)
Россия-Родина моя. (5 ч)
1
1.1
Мелодия - душа музыки
1
Мелодия. Мелодическая линия. Песенность. Лирический образ симфонии. П. И. Чайковский. Симфония № 4
Знать: понятия: мелодия, мелодическая линия
Расширение и углубление знаний
04.09
2
1.2
Природа и музыка
1
Знакомство с жанром романса. Певец-солист. Мелодия и аккомпанемент. Отличительные черты романса и песни. Музыка и поэзия; звучащие картины
Знать: определение романса, его отличие от песни.
Уметь: приводить примеры романсов
Изложение новых знаний. Интегрированный
11.09
3
1.3
«Виват, Россия!»
1
Знакомство с жанром канта. Эпоха Петра I. Песенность. Марше-вость. Интонации музыки и речи. Солдатская песня
Знать: определение канта, его историю, особенности
Сообщение и усвоение новых знаний
18.09
4
1.4
Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский»
1
Углубление знакомства с кантатой. Подвиг народа. Вступление. Трехчастная форма
Просьба- разучивание
Знать: определение кантаты; содержание кантаты «Александр Невский»; понятие трехчастная форма
Расширение и углубление знаний
25.09
5
1.5
Опера
М. И. Глинки
«Иван Сусанин»
1
Знакомство с содержанием и музыкой оперы. Хоровые сцены. Главный герой оперы, его музыкальные характеристики
Знать: понятие опера; содержание оперы «Иван Сусанин»
Сообщение и усвоение новых знаний
02.10
6
2.1
Образы природы в музыке
1
Музыка, связанная с душевным состоянием человека и отображающая образы природы
Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки
Расширение и углубление знаний
09.10
7
2.2
Портрет в музыке
1
Портрет в музыке. Выразительность и изобразительность музыки
Знать: понятия: выразительность и изобразительность музыки. Уметь: проводить интонационно-образный анализ произведения
Расширение и углубление знаний
16.10
8
2.3
Детские образы
1
Знакомство с пьесами вокального цикла М. П. Мусоргского «Детская». Сравнение с пьесами П. И. Чайковского из «Детского альбома» и С. С. Прокофьева из «Детской музыки»
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ прослушанных произведений;
определять песенность, танцевальность и маршевость в музыке
Расширение и углубление знаний
23.10
9
2.4
Детские образы
1
Расширение и углубление знаний
30.10
IIчетверть (7ч)
10
3.1
Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве
1
Образ Богородицы в церковной музыке, стихах поэтов, картинах художников. Молитва песнопение, картава, икона, поэзия
Моя Россия-разучивание
Знать: произведения, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери. Уметь: проводить интонационно-образный анализ
Интегрированный
13.11
11
3.2
Древнейшая песнь материнства
1
Образ Владимирской Богоматери в иконах, церковной музыке
Знать: произведения, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери. Уметь: проводить интонационно-образный анализ
Расширение и углубление знаний
20.11
12
3.3
«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»
1
Образ матери. Все самое дорогое, родное, святое связано с мамой
Расширение и углубление знаний
27.11
13
4.1
Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье
1
История праздника Вербное воскресенье. Образ праздника в музыке, песнях, изобразительном искусстве
Знать: историю праздника Вербное воскресенье. Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки
Сообщение и усвоение новых знаний
04.12
14
4.2
Святые земли Русской
1
Святые земли Русской: княгиня Ольга и князь Владимир. Их «житие» и дела на благо Родины
Знать: имена, жизнь и дела русских святых -княгини Ольги и князя
Владимира
Сообщение и усвоение новых знаний
11.12
15
4.3
«О России петь -что стремиться в храм...»
1
Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской
Знать: полные имена, жизнь и дела святых земли Русской. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки
Повторение и обобщение полученных знаний
18.12
16
4.4
«Настрою гусли на старинный
лад...»
1
Знакомство с жанром былины. Певец-сказитель. Гусли
Знать: определение былины, ее историю развития и содержательный аспект
Сообщение и усвоение новых знаний
25.12
III четверть (10ч)
В музыкальном театре (7 ч)
17
5.1
Певцы русской старины
1
Образы народных сказителей былин Садко в операх русских композиторов Былинный напев.
Знать: имена былинных
сказителей. Баяна. Уметь: проводить сравнительный анализ музыки Подражание гуслярам
Расширение и углубление знаний
15.01
18
5.2
Сказочные об-
разы в музыке
1
Образ Леля в опере
Н. А. Римского-Корса-кова «Снегурочка». Песня. Меццо-сопрано. Сопровождение
оркестра
Знать: понятие меццо-
сопрано. Уметь: проводить инто-
национно-образный анализ
Сообщение
и усвоение новых знаний
22.01
19
5.3
Народные.тра-
диции и обряды:
Масленица
1
Знакомство со сценами масленичного гулянья из оперы
«Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Сопоставление.
Знать: содержание на-
родного праздника Масленица.
Уметь: проводить образный и сравнительный анализ музыки.
Интегриро-
ванный.
Расширение
и углубление
знании
29.01
20
5.4
Опера Н. А. Рим
ского-Корсако-
ва «Руслан
и Людмила»
1
Сцены из оперы. Характеристики главных героев. Увертюра в опере «Руслан и Людмила»
Знать: понятия: ария,
баритон, сопрано, бас,
рондо, увертюра, опера.
Уметь: проводить ин-
тонационно-образный и сравнительный анализ
музыки
Знать::
- понятия: ария, сопрано,
тенор, тембр, опера;
- состав и тембры инст-
рументов симфониче-
ского оркестра.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ
Расширение
и углубление
знаний
05.02
21
5.5
Опера Н. А. Рим
ского-Корсакова «Руслан и Людмила»
1
Сцены из оперы. Характеристики главных героев. Увертюра в опере «Руслан и Людмила»
Расширение
и углубление
знаний
12.02
22
5.6
Опера К. Глюка
«Орфей и Эври-
дика»
1
Знакомство с содержанием и музыкой оперы К. Глюка «Ор-
фей и Эвридика»
Сообщение
и усвоение
новых знании
19.02
23
5.7
Опера Н. А. Рим-
ского-Корсакова «Снегурочка»
1
Сцены из оперы. Характеристики-образы
главных героев оперы
«Снегурочка»
Расширение
и углубление
знаний
26.02
В концертном зале (6 ч)
24
6.1
Опера Н. А. Рим-ского-Корсакова «Садко»
1
Знакомство с музыкой увертюры оперы. Зерно - интонация. Развитие музыки. Трехчастная форма
Знать: понятия: интонация, увертюра, трехчастная форма, опера. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки
Расширение и углубление знаний
04.03
25
6.2
Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица»
1
Вступление к балету. Темы-характеристики главных героев. Сцены из балета, интонационно-образное развитие
Знать: понятия: балет, интонация.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ развития музыки
Сообщение и усвоение новых знаний
11.03
26
6.3
В современных ритмах
1
Знакомство с жанром мюзикла. Мюзикл А. Рыбникова «Волк и семеро козлят». Особенности содержания, музыкального языка, исполнения
Знать: понятие мюзикл; содержание мюзикла. Уметь: выразительно исполнять фрагменты из мюзиклов
Сообщение и усвоение новых знаний
18.03
IVчетверть (8ч)
27
6.4
Музыкальное состязание
1
Знакомство с жанром инструментального концерта. Мастерство исполнителей и композиторов
Знать: понятия: концерт, композитор, исполнитель, слушатель, вариационное развитие. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки
Сообщение и усвоение новых знаний
25.03
28
6.5
Музыкальные инструменты -флейта и скрипка
1
Выразительные возможности флейты и скрипки, история их появления. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители
Знать: тембры флейты и скрипки.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки
Расширение и углубление знаний
08.04
29
6.6
Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»
1
Знакомство с сюитой Э. Грига «Пер Гюнт». Контрастные образы сюиты. Вариационное развитие. Песенность, танцевальность, маршевость
Знать: понятия: вариационное развитие, песенность, танцевальность, маршевость, сюита.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки
Сообщение и усвоение новых знаний
15.04
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 ч)
30
7.1
Симфония «Героическая» Бетховена
1
Знакомство с музыкой «Героической» симфонии Бетховена (фрагменты). Контрастные образы симфонии
Знать: понятия: симфония, дирижер, тема, вариации.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ
Сообщение и усвоение новых знаний
22.04
31
7.2
Мир Бетховена
1
Темпы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Трагедия жизни
Знать: понятия: выразительность и изобразительность музыки, мелодия, аккомпанемент, лад.
Уметь: проводить интонационно-образный
анализ прослушанной музыки
Сообщение и усвоение новых знаний
29.04
32
7.3
Джаз- музыка ХХ века
1
Джаз- музыка ХХ века Особенности ритма и мелодики Импровизация Известные джазовые музыканты- испольнители
Знать: понятия: импровизация, ритм. Особенности джазовой музыки. Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки
Сообщение и усвоение новых знаний
06.05
33
7.4
Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов
1
Сходство и различие музыкальных образов язвка Грига, Чайковского Прокофьева, Свиридова
Знать: понятия: кантата. Хор, симфоническая музыка. Особенности языка разных композиторов.
Повторение и обобщение полученных знаний
13.05
34
7.5
«Прославим радость на земле»
1
Музыка- источник вдохновения и радости. Нестареющая музыка великого Моцарта.
Знать: понятия: опера, симфония.
Уметь: находить в музыке радостные торжественные интонации, средства муз выразительности, звучанием интрументов
Повторение и обобщение полученных знаний
20.05
Итого: 34ч