Конспект урока по музыке для 3 класса Образ матери в музыке, поэзии, живописи

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Открытый урок по музыке

«Образ матери в музыке, поэзии, живописи»

3 класс


Составил учитель музыки МОУ СОШ № 18

Пасацкая Людмила Александровна

г. о. Подольск 2016 г

«Образ матери в музыке, поэзии, живописи».


Цель урока: сформировать представление об образе матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве
Задачи урока:
1) раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;
2) развивать внимание, память, умение сравнивать;
3) воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас после каникул. Сегодня я приготовила для вас музыку, и она будет не совсем обычная. Прежде чем мы начнем ее слушать, давайте вспомним, как правильно слушают музыку. Кто знает? (ответы детей) .

Сейчас мы с вами внимательно послушаем музыку, а потом ответим на вопросы:

- В каком характере написана эта музыка?

-Какими чувствами охвачены люди, исполняющие ее?

-В каком характере написана эта музыка?

-На что она похожа?

-Кто ее исполнет?(хор)

ЗВУЧИТ «Богородице Дево, радуйся».

После прослушивания дети отвечают на вопросы.

-Молодцы! Вы правы. Это действительно молитва. Называется она «Богородица, Дево, радуйся» и написал ее русский композитор С. В. Рахманинов.( слайд 2 - фото композитора). «Богородице Дево, радуйся» -это часть большого произведения, которое предназначено для церковной службы - «Всенощное бдение» - а звучит оно без сопровождения (a capella), что является отличительной особенностью песнопений в русской православной церкви.

А как бы вы исполнили эту молитву? Давайте попробуем спеть одну строчку( на слайде 3)


  • ИСПОЛНЕНИЕ МЕЛОДИИ.

Молодцы, ребята!

А наш сегодняшний урок называется «Древнейшая песнь материнства». Именно так художник Грабарь сказал о шедевре русской художественной культуры - иконе «Богоматерь Владимирская»

Посмотрите на нее ( слайд 4).


  • Что вы видите на иконе? Опишите.

  • Какие чувства вы испытываете, глядя на икону?

  • Какие лица? …(ответы детей)

На иконе - поясное изображение Девы Марии, держащей на правой руке младенца Христа, который обхватил своей левой ручкой шею матери, и нежно прильнул к ее щеке. Такой тип изображения получил название «Богоматерь Умиление».

« Не на троне - на Её руке,

Левой ручкой обнимая шею, -

Взор во взор, щекой припав к щеке…

Нет в мирах слепительнее чуда

Откровенья вечной красоты» (дети выражают своё впечатление)

Как вы думаете, это стихотворение Волошина передает впечатление об иконе?

  • Как же возникла икона?

Предполагают, что икона «Богоматерь Владимирская» была написана с натуры великим евангелистом Лукою и из Византии попала в Вышгород, что близ Киева, в начале XII в. Потом икону увез во Владимир князь Андрей Боголюбский, где она находилась в Успенском соборе, а затем была временно в 1395 г. перенесена в Москву. Во время нашествия войск татарского хана Темерлана, Железного Хромца, икона спасла город от гибели. В память о чудесном бескровном избавлении столицы от врагов был установлен 8 сентября праздник «Сретение (встреча) Владимирской иконы Божией Матери». Там где встречали Чудотворную икону, встал позже монастырь, а к Кремлю побежала улица Сретенка. Лишь в 1480 г. икона окончательно водворилась в Успенском соборе Московского Кремля, став небесной заступницей города и всего Русского государства. После октября 1917 г. хранится в Третьяковской галерее. Иконе Владимирской Богоматери в древнерусской литературе посвящено развернутое сказание о ее чудесах.

Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще получается не обычная картина, а икона.

Икона-это изображение святых.

В православных храмах в честь святых и праздников звучат особые песнопения.Кто -нибудь из вас ходил в храм, слышал, как там поют?(ответы) Вот одно из таких песнопений-тропарь

Давайте послушаем его.

ЗВУЧИТ ТРОПАРЬ - Слайд № 5 (музыка на слайде открывается по щелчку)

  • Как он звучит?

  • Какие чувства вы испытаете?

  • Что необычного в исполнении и что напоминает?

Ответы (песенная основа, наличие распевов, которые роднят его с народными напевами).

А сейчас, попробуйте сравнить ТРОПАРЬ с молитвой «Богородице Дево, радуйся!»

  • Что вы можете сказать?

Ответы (отличает эти произведения красота, простота, спокойствие, одухотворенность)

Хорошо. А сейчас, выберите нужные слова, со слайда №6, которые очень подходят к произведениям нашего урока.

(мир, радость, величие, красота, простота, спокойствие, благородство, достоинство, тишина) - выбирают из этих слов.

Молодцы ребята!

На иконе и на многих картинах, изображена женщина с младенцем, без короны, без богатой одежды, а весь мир называет ЕЁ ЦАРИЦЕЙ НЕБЕСНОЙ.

  • Почему?

  • Музыка, воспевающая Богородицу, простая и величественная одновременно. А картины? А стихи? (ответы ребят)

А теперь, ребята, посмотрите на эту картину. Она называется «Петроградская мадонна» (слайд 7)

Что на ней изображено? Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на нее?

Какой музыкой можно было бы озвучить эту картину?

Ответы (тревога, мать сжимает руку ребёнка, будто хочет уберечь сына от невзгод.

«Петроградская мадонна» изображена на фоне городского пейзажа: улица, дома, люди, марширующие военные).

А сейчас, мне очень хочется спеть песню, про которую вам ничего не расскажу. Потому что после прослушивания вы сами мне расскажете, о чём песня, какое настроение и как назовёте её.

Исполняю песню «Мама- первое слово» .

После исполнения песни ребята отвечают на вопросы.

Давайте разучим эту красивую нежную песню о маме.

Разучивание и работа над песней. Слайд № 8

Мама - первое слово,

Главное слово в каждой судьбе.

Мама жизнь подарила,

Мир подарила мне и тебе.

Так бывает - ночью бессонною

Мама потихоньку всплакнет,

Как там дочка, как там сынок ее -

Лишь под утро мама уснет.

Припев:

Мама - первое слово,

Главное слово в каждой судьбе.

Мама землю и небо,

Жизнь подарила мне и тебе.

Так бывает - если случится вдруг

В доме вашем горе-беда,

Мама - самый лучший, надежный друг -

Будет с вами рядом всегда.

Припев:

Мама - первое слово,

Главное слово в каждой судьбе

Мама жизнь подарила,

Мир подарила мне и тебе.

Так бывает - станешь взрослее ты

И, как птица, ввысь улетишь,

Кем бы ни был, знай, что для мамы ты -

Как и прежде, милый малыш.

Припев:

Мама - первое слово,

Главное слово в каждой судьбе Ф

Мама жизнь подарила,

Мир подарила мне и тебе.



После разучивания:

  • Молодцы, ребята! давайте вспомним, какова тема нашего урока?

С какими произведениями искусства мы с вами познакомились?

  • Какое настроение они передали нам (покой, умиротворение, радость или тревога, волнение).

  • С помощью чего передали такое состояние художники? (плавные линии картин, сочные яркие краски)

  • С помощью чего передали такое состояние композиторы? (песенные мелодии, мажорный лад).

Вы сегодня - молодцы! (Слайд № 9)

  • Домашнее задание будет творческим: нарисуйте маму, или образ Божьей матери. Попробуйте сочинить стихи о маме. (Слайд № 10)

Спасибо за работу на уроке. До свидания!

Использованная литература:
1. Музыка: 1 - 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина. - М.: Просвещение, 2011
2. Музыка: учебник для учащихся 3 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,
Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2008
3. Музыкальная хрестоматия 3 класс и диск.


© 2010-2022