Статья Развитие музыкального слуха на занятиях хорового класса

Совершенствование вокальных качеств - это всегда и развитие слуха. Воспитание представлений о правильном певческом звучании является предметом первой заботы педагога. Исправлению недостатков служат определенные целенаправленные упражнения и репертуар, способный воздействовать на голос в нужном направлении. Другими словами, педагог стремится с помощью специально подобранного музыкального материала  улучшить координацию в работе голосового аппарата и добиться более совершенного звучания голоса.  Р...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие музыкального слуха на занятиях хорового класса

Совершенствование вокальных качеств это всегда и развитие слуха. Поэтому воспитание представлений о правильном певческом звучании является предметом первой заботы педагога, который, развивая слух учащегося, одновременно стремится улучшить работу голосового аппарата, добиваясь необходимых вокальных навыков. Исправлению недостатков служат определенные целенаправленные упражнения, репертуар, способный воздействовать на голос в нужном направлении. Другими словами, педагог стремится с помощью специально подобранного музыкального материала улучшить координацию в работе голосового аппарата, добиться более совершенного звучания голоса, более ловкого управления им.

Любой человек в состоянии определить, слышит он звук громкий или тихий. Но вот уловить и классифицировать различные свойства звука, такие как высота, сила, тембр, не говоря уже о качествах звуковых сочетаний, гармонических, мелодических, полифонических, способен только человек с развитым музыкальным слухом

Человек, обладающий абсолютным музыкальным слухом, способен без предварительной настройки определить высоту любого отдельно взятого звука. Относительный музыкальный слух позволяет определить лишь звуковысотные интервальные соотношения между звуками. Однако не надо отчаиваться, если вы неправильно сказали прозвучавшую ноту или интервал. Музыкальный слух, по счастью, развивается.

Слух - главный регулятор голоса и речи. Уже давно известно, что «…люди приобретают дар речи путем слушания речей, если с ребенком с рождения не разговаривать и если ничьих речей он не услышит, то вырастет он немым. И когда с течением времени послушает и поучиться, приобретает дар речи» [3]. Значит, если способность к речи воспитывается «путем слушания речей», то и в основе певческой способности лежит слушание и восприятие чужого пения и музыки. И, подобно тому, как ребенок, обучаясь речи, невольно начинает воспроизводить все фонетические особенности речи окружающих, так и певец при обучении пению невольно воспроизводит характер звучания певческих голосов, в окружении которых он воспитывается. Слуховое восприятие - это самый первый этап приобретения любого певческого навыка. И здесь наблюдается закономерность в том, что чем раньше усвоен человеком какой-либо рефлекс, тем он прочнее. Следовательно, переучить певца, обладающего дурной манерой пения труднее, чем научить правильно петь человека, не обладающего никакими певческими навыками.

Успех певца во многом зависит от его музыкальности или, как говорят, от музыкального слуха. Однако понятие «музыкальный слух» включает в себя не только способность к восприятию высоты звука; оно учитывает и особенности его проявления в различных областях музыкального искусства. Так, в зависимости от профессиональной деятельности музыканта различают «вокальный слух», «хоровой», «скрипичный». По отношению к разным формам музыкальной деятельности различают слух исполнителя, слушателя и композитора. По степени активности - пассивный слух (как способность узнавать музыкальные звуки, подмечать неточности в исполнении мелодии и т.д.) и активный (как способность точно воспроизводить голосом или на музыкальном инструменте услышанную мелодию, высоту отдельных нот). Наконец, существует мелодический, гармонический и динамический слух. Однако в любом случае слух развивается в тесной взаимосвязи с голосом, как естественным инструментом выражения музыкальных впечатлений.

Вокальный слух певца - это сложнейший комплекс самых разных ощущений (вибрационные, резонаторные, тембровые), которые позволяют улавливать особенности правильного певческого звучания, отличать их от неправильного, ясно представлять работу голосового аппарата. Вокальный слух развивается постепенно, по мере освоения вокальной техники. При этом субъективные ощущения осознаются певцом большей частью на уровне чисто эстетическом: приятно - неприятно, прекрасно - безобразно, благозвучно неблагозвучно и т.д. Чаще всего педагоги при выработке правильного формирования звука пользуются именно этими характеристиками во время занятий. Анализируя технику ученика, педагог, как правило, внутренне поет вместе с учеником и потому может подсказать нужный мышечный прием для исправления недостатков. Ученик же только тогда может воспринять особенности вокальной техники другого певца, когда он почувствует ее мышцами своего голосового аппарата.

Эту тесную взаимосвязь между представлением о звуке и работой голосового аппарата используют некоторые певцы для того, чтобы правильно распеться перед выступлением, не тратя при этом реальной мышечной энергии. Некоторым вокалистам достаточно внимательно слушать пение хорошего певца, и их голосовой аппарат приходит в распетое состояние. У музыкально одаренных людей связь между слухом и голосовым аппаратом обычно настолько прочна, что внутреннее слышание мелодии обязательно вызывает двигательную реакцию голосового аппарата. Именно поэтому певцы часто жалуются на утомленность собственных голосовых связок после слушания неправильного пения. Они не только слышат звучание, но и ощущают его чисто физически.

По мере тренировки слуха способность к различению плохого и хорошего звучания будет все время возрастать. Как говорил знаменитый итальянский педагог Този: «… изучайте ошибки других - это великая школа, которая мало стоит, но многому научает. Учиться можно ото всех, и часто самый плохой певец является лучшим учителем» [2, с.84].

При систематической тренировке слух можно развить весьма тонко. Например, ежедневное речевое общение приводит к исключительному по точности различению особенностей речи. Мы оказываемся способными понять смысл даже сильно искаженной речи, по выговору легко отличаем людей разных национальностей. Слух совершенствуется на общих законах развития ощущений - от обобщенного представления к большему выделению частностей. Ощущение и восприятие - два неразрывно связанных процесса. И ощущение, и восприятие есть чувственное отражение деятельности, при непосредственном воздействии предметов и явлений на рецепторы человека. Слуховые ощущения, связанные с восприятием речи занимают особое место в жизни человека. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумовые. В этих ощущениях слуховой анализатор выделяет основные качества звука: тембр, высоту, громкость.

Первое впечатление о звучании, например оркестра - целостное. Только по мере развития слуха человек начинает различать отдельные группы инструментов: струнных, духовых деревянных, медных духовых. Также происходит и в развитии хорового слуха, когда опытный дирижер слышит не только в целом партию, но и каждого певца в отдельности. При правильной тренировке все проявления музыкального слуха могут быть развиты в высокой степени, особенно при обучении с детства. Следует быть только внимательным к интонированию мелодии, правильности тембровой окраски. Проигрывание мелодии перед пропеванием способствует ее чистому интонированию. Такая систематическая работа постепенно приведет к чистому, правильному в тембральном отношении пению. Обычно нечистое интонирование связано с недостаточным представлением интонации внутренним слухом. Часто это связано не столько с неточностью высоты, сколько с неправильным образованием тембра (так называемая позиционная неточность).

Ощущения певцов в основном очень индивидуальны. Можно выделить характерные типы звучания: при одном звук ощущается у зубов, при другом - в области гайморовой полости, при третьем - в теменной части головы. Поэтому у некоторых певцов на первом плане могут оказаться либо мышечные ощущения, либо резонаторные. На занятиях необходимо обращать внимание на ощущения, которые возникают при различных характерах звучания.

Интонационный слух опирается также на деятельность тембрового слуха, так как восприятие высоты звука, оценка позиционной чистоты связаны с восприятием тембра голоса. Известно, что звук собственного голоса достигает наших ушей не только извне, но действует на слуховой орган и изнутри, распространяясь через твердые ткани нашего тела посредством так называемой костной проводимости. Интересные исследования костной проводимости ведутся американским ученым Г. Бекеши. В его работе показано, что действие звуковых волн на барабанную перепонку изнутри (из области среднего уха) отчасти нейтрализует действие звука снаружи и тем самым предохраняет от самооглушения при сильном крике. Этот защитный механизм имеет, по-видимому, большое значение для певцов, так как певческий голос у профессиональных певцов часто достигает огромной силы (120 децибел), и в связи с этим возникает опасность травмирования слуха собственным голосом. Трудность в том, что певец слышит свой тембр не так, как его слышат окружающие. В этом смысле певец существенно отличается от других исполнителей, например, от пианиста или виолончелиста, которые более или менее объективно могут оценивать характер звучания своего инструмента с позиций постороннего слушателя, в то время как певец лишен такой возможности.

Как же человек ощущает тембр? По мнению Л.Л. Бочкарева [1] -это происходит путем «неслышания» тонов определенной частоты, которые есть в любом звуке. Звуки, в которых много высоких обертонов, воспринимают слухом как более высокие, чем те, в которых преобладают низкие обертоны, даже в том случае, когда высота основного тона у них одинакова. Таким образом, тембровая характеристика звука тесно связана с высотной характеристикой. Тембровый слух хорошо развивается в профессиональной музыкальной деятельности. Большинство композиторов слышат музыку тембрами. «Я никогда не сочиняю отвлеченно, - отмечает П. И. Чайковский, - т.е. никогда музыкальная мысль не является во мне иначе, как в соответствующей ей внешней форме. Таким образом, я изобретаю самую музыкальную мысль в одно время с инструментовкой» [1, с. 96].

Трудность певца заключается в том, что он слышит тембр своего голоса иначе, чем окружающие. Это часто подтверждается при прослушивании собственных записей. Опытному певцу подобная практика позволяет контролировать себя не только по слуховым, но и по вибрационным, резонаторным, мышечным и другим ощущениям. Нередко можно слышать вопрос опытного певца с хорошим слухом, обращенный к концертмейстеру: «А я не понижаю сегодня?» - это происходит потому, что отсутствие точной ориентировки своего тембра не позволяет при помощи слуха корректировать точность интонации. Певец корректирует ее слухом, но по высоте основного тона. Это еще раз подчеркивает связь тембра и высоты звука. Здесь может помочь, как указывалось, отработанность мышечных движений, четкость работы двигательного анализатора. Нередко певцу кажется, что он поет громко и насыщенно, но для окружающих голос звучит слабо. Как говорят, певец «оглушает» себя. Впрочем, наблюдаются и обратные случаи, когда певцу кажется, что его почти неслышно, а голос обретает звучность и хорошо воспринимается залом. В связи с этими особенностями слуха педагог должен все время контролировать голос ученика.

Зачастую слуховые ощущения обманчивы, и не стабильны, так как зависят от акустической обстановки, от разных условий в которых приходится петь. Всем поющим известно, как трудно петь в комнате, где много мягких предметов и в гулком помещении. Помещения с оптимальной акустикой для вокалиста встречаются сравнительно редко. В связи с этим внутренние ощущения, возникающие во время пения, играют большую роль при контроле голоса. Безусловно, на первом месте стоит слух, контролирующий голосообразование. Но не менее важен и двигательный контроль - мышечное чувство голосового аппарата. Следовательно, певцы, у которых хорошо развит такой контроль, способны выработать точное звуковысотное интонирование. Если певца, не обладающего абсолютным слухом, спросить, какая нота звучит на фортепиано, то прежде чем ответить, он воспроизведет ее внутренним голосом, а потом уже даст ответ. Слушая певца, мы мысленно воспроизводим то, что он поет, и по принципу «представление рождает движение» - включаем в действие голосовой аппарат. Поэтому после слушания хорошего певца у нас возникает приятное ощущение, а после пения исполнителя с зажатым голосом мы чувствуем психологический дискомфорт.

Во время пения задействованы резонаторные полости головы и грудной клетки. Эти ощущения весьма ярки, хорошо ощутимы, входят в формирование «телесной вокальной схемы» певца. Для многих певцов резонаторные ощущения - главные среди внутренних ощущений.

Вокальный слух основан на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных видов чувствительности. Можно сделать вывод, что образование и восприятие вокальной речи прочно связаны не только со слухом, но и с другими органами чувств.

Развитие музыкального слуха на занятиях хорового класса - это главное звено в формировании вокально-хоровых навыков. Слух, как главный регулятор ощущений, описанных выше, развивается при работе над строем, ансамблем, хоровыми навыками и дикцией. В период распевания коллектива отрабатываются мышечные движения голосового аппарата, резонаторные ощущения студента-певца. При этом музыкальный слух находится в постоянном взаимодействии с задачами развития музыкальности учащегося (высокая эмоциональная отзывчивость на воспринимаемую музыку, сила и яркость возникающих образных представлений и переживаний).


Список литературы

  1. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 1997.

  2. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. - М., 2000.

  3. Морозов В. Вокальный слух и голос. - М-Л., 1965.

6

© 2010-2022