План-конспект урока музыки в 5 классе. Тема: Колокола России

Цель урока: знакомить учащихся с историей колокольного искусства на Руси.   Задачи: ·         образовательная – расширять представление детей о назначении колоколов; ·         развивающая (творческая) – учить моделировать ритмическое сопровождение из предложенных ритмов; развивать ассоциативно-художественное восприяти; ·         воспитательная – пробуждать интерес к православной культуре, духовному наследию русского народа, изучать новые музыкальные понятия, учить различать основные виды колоко...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока музыки в 5 классе.

Тема: Колокола России.

Цель урока: знакомить учащихся с историей колокольного искусства на Руси.

Задачи:

  • образовательная - расширять представление детей о назначении колоколов;

  • развивающая (творческая) - учить моделировать ритмическое сопровождение из предложенных ритмов; развивать ассоциативно-художественное восприяти;

  • воспитательная - пробуждать интерес к православной культуре, духовному наследию русского народа, изучать новые музыкальные понятия, учить различать основные виды колокольного звона;

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: урок-презентация.

Новые музыкальные понятия: кампанелла, звонница, звонарь, колокольня, перезвон, благовест, трезвон.

Оборудование:

  • мультимедиа аппаратура;

  • ноутбук;

  • музыкальный пульт;

  • презентация урока.

Музыкальный материал:

  • звоны - благовест, трезвон, перезвон;

  • М.П. Мусоргский - «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»;

  • Е.Крылатов, Ю.Энтин - «Колокола»;

  • А.Морозов - «Малиновый звон».

Интернет-ресурсы:

  • belokrylaya.narod.ru;

  • zvon.ru.

Литература:

1. Мишин В.В. Колокола России. Краткая иллюстрированная история. - М., 1995.

2. Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. - М., 1985.

3.Музыка в школе №2 - 2010.

Предварительная работа:

Учащиеся распределены по группам (опережающие задания):

1.познакомить с историей Царь-колокола;

2. найти информацию о колоколе - инструменте симфонического оркестра;

3. сообщения о колокольном звоне.


Ход урока:

Со звонком учащиеся занимают свои места.

Вступительное слово учителя.

1 слайд (на фоне звучания колоколов - фото колоколов).

Учитель (читает стихотворение):

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон.

Где-то за дорогой

Замирает звон.

С.Есенин.

Учитель:

Как хорошо в этих стихах поэт С.Есенин передал ощущение тишины и покоя, состояние лёгкой печали!

Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению в русской культуре - колокольному звону.

Скажите, можно ли назвать колокола музыкальным инструментом?

Ответы учащихся.

Учитель:

Когда звонят колокола, то в их звоне можно услышать мелодию.

Как вы считаете, колокольный звон появился давно или совсем недавно?

Ответы учащихся.

Учитель:

Сегодня на уроке мы выясним, когда появился колокольный звон, где он звучал, какое место он занимал и занимает в жизни нашего соотечественника.

Тема нашего урока - «Колокола России».

2 слайд (тема урока).

3 слайд (изображение колоколов).

Учитель:

Колокола появились на Руси ещё в древние времена. По преданию, в IV веке один монах, живший в Италии, заболел и пошёл в лес за лечебными травами. Устав он прилёг на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать.

Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему.

Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив её из металла.

По-итальянски цветок - «кампана». От этого слова происходит название предмета, созданного монахом, - кампанелла, по-русски - колокольчик.

На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам - мастерам из Европы. Однако в конце XV века русские мастера сами овладели секретом изготовления кампанелл, да так быстро продвинулись в своём мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов.

4 слайд (текст-вопрос-ответы).

Учитель:

Как вы думаете, для чего первоначально служили колокола?

В связи с чем люди Древней Руси звонили в колокол?

  • Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам.

  • Звоном оповещали о какой - нибудь опасности: приближении неприятеля, пожаре (набатный колокол).

  • Звоном собирали народ на народное собрание-вече.

  • В трагические для Родины дни звоном созывали народ на защиту Отечества.

Учитель:

Как вы думаете, где размещают колокола?

Ответы учащихся.

Учитель:

Для колоколов строят специальные сооружения, их называют колокольни, или звонницы.

Почему колокольня - понятно, а почему звонница?

Ответы учащихся.

Учитель:

Потому что оттуда льётся звон.

Как называют человека, который звонит в колокол?

Ответы учащихся.

Учитель:

Звонарь.

Колокольни строили высокими, и поэтому звон колоколов был хорошо слышен на большом расстоянии. Самая известная колокольня в России находится на территории Московского Кремля, это колокольня Ивана Великого.

5 слайд (изображение колокольни Ивана Великого).

Учитель:

Строительство колокольни - очень трудное дело.

Звонницы - это деревянные щиты под навесом, куда прикреплялись наборы колоколов разного размера, каждый из которых звенел своим собственным голосом.

На колокольне Ивана Великого в 4-х ярусах находятся 37 колоколов!

Существует легенда, что когда Наполеон вступил в Москву, то решил он взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказанию под неё подложили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела вверх, а затем опустилась на прежнее место, целая и невредимая.

6 слайд (изображение именных колоколов).

Учитель:

А знаете ли вы, как изготавливают колокола? Из какого металла?

Ответы учащихся.

7 слайд (изображение - плавка колоколов)

Учитель:

В огромной яме сооружали кирпичный «болван» и глиняную форму. Рядом в печи плавили медь. Только за 10-15 минут до окончания отливки к меди добавляли олово. Некоторые мастера бросали в растопленную печь серебряные монеты. Несколько работников, раскачав рычаг, пробивали в плавильной печи отверстие, из которого вырывался раскалённый металл. Стекая по желобам, он заполнял форму. Если часть меди проливалась и её не хватало на всю форму, вся работа пропадала даром.

Чтобы отливке колокола не повредили козни нечистой силы, перед литьём распускали самые невероятные слухи. Считалось: чем нелепее слух, тем звонче будет колокол.

8 слайд (изображение литейного завода).

Учитель:

А знаете ли вы, какой колокол самый большой?

Ответы учащихся.

Учитель:

Пусть о Царь-колоколе расскажет 1 исследовательская группа.

9 слайд (изображение, фото XIX века).

Сообщения учащихся.

10 слайд (изображение, фото наших дней).

Учитель:

К колоколам на Руси относились как к живым существам.

11 слайд (изображение - части колокола).

Учитель:

Колоколам давали имена и прозвища: Гавриил, Ревун, Широкий, Медведь, Сысой, Лебедь, Глухой.

Как вы думаете, с чем связаны имена колоколов?

Ответы учащихся.

Учитель:

С характером звука - у каждого колокола свой неповторимый голос, тембр.

От чего зависит тембр колокола?

Ответы учащихся.

Учитель:

От размера. Действительно, размер определяет высоту и силу звучания колокола. Большие колокола имеют густой и мощный звук, маленькие, изящные звенят нежно и звонко.

И звоны колоколов бывают разные. От чего они зависят?

Ответы учащихся.

Учитель:

От церковного события.

Различают, главным образом, два рода звонов: благовест и собственно звон.

Благовест - одиночные удары в большой колокол. Возвещает о начале богослужения. Благовест - это название звона, а не колокола. Колокол, в который производят благовест, называется благовестником.

12 слайд (изображение колокола, звучание благовеста).

Учитель:

Сейчас вы услышите собственно звон, а это - трезвон, перезвон, перебор.

Трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов.

13 слайд (изображение колоколов, звучание трезвона).

Перезвон - поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого колокола к малым.

14 слайд (изображение колоколов, звучание перезвона).

Учитель:

Перед воскресными службами, а так же в праздничные дни за благовестом следует трезвон в несколько колоколов. Перед освящением воды в престольные праздники звучит перезвон, начиная с большого и кончая самым маленьким колоколом.

Как вы думаете, могут ли композиторы использовать звучание колоколов при создании музыкальных произведений?

Ответы учащихся.

Учитель:

Для этого был придуман специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию - от звонкого, лёгкого до басовитого, гудящего. Этот музыкальный инструмент так и назвали: колокол. Он входит в состав симфонического оркестра.

15 слайд (изображение инструмента).

Учитель:

Об оркестровом колоколе нам расскажет представитель другой исследовательской группы.

Сообщение учащихся.

Учитель:

Колокольный звон имел очень большое значение для русской музыки.

Звоны можно услышать в операх М.П. Мусоргского «Борис Годунов», А.П. Бородина «Князь Игорь», в кантате С.С. Прокофьева «Александр Невский», в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Сегодня мы с вами послушаем «Великий колокольный звон» из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов».

16 слайд (портрет композитора, звучание фрагмента).

Учитель:

К колоколам в давние времена относились, как к людям, они тоже имели свою судьбу.

Послушаем сообщения 3 исследовательской группы.

Сообщение учащихся.

17 слайд (изображение - валдайские колокольчики).

Учитель:

Есть в колокольном звоне что-то раздольное, богатырское, созвучное душе русского человека. Он возвещал о рождении и смерти, о начале дня и его завершении, о всех значительных событиях в жизни человека.

В странах Западной Европы колокольный звон часто использовался для организации быта людей. Об этом говорят факты:

  • В Италии имелся так называемый «Хлебный колокол». С его ударом хозяйки ставили тесто.

  • Под «Колокол чистоты» в Германии начинали свой день дворники.

  • Во Франции колокол «Торговка рыбой» давал сигнал к открытию рыбных лавок.

  • «Процентный колокол» в Германии указывал на срок уплаты долгов.

  • «Колокол позора» извещал о банкротстве купцов.

  • «Колокол бедного грешника» созывал народ на казнь преступника.

Теперь, ответьте мне на вопрос: чем же были и стали колокола для нашего соотечественника?

Ответы учащихся.

Учитель: Колокола, как голос с неба.

Колокольный звон стал мерилом праведности и добра. Встречать колокольным звоном кого-либо считалось величайшей честью. Колокола - это символ России.

Исполнение песни «Колокола» Е. Крылатова, Ю.Энтина.

18 слайд (текст).

Учитель:

Чтение цитаты со слайда.

Учитель:

В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. По народным поверьям, влиянию ночного церковного колокола не могут противостоять нечистые силы, теряет силу всякое злое волшебство и гадание.

Учёные установили, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Звоном встречают и провожают прибывших в храм на венчание молодых, считается, что звон отгоняет от них нечистую силу и дарит долгую, счастливую жизнь.

Говорят: «Когда звонишь в колокол, душа становится светлее».

Сейчас специально устраивают концерты и праздники колокольной музыки, на которые приезжают любители этого прекрасного искусства.

Чаще всего такие праздники устраивают в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России»: Суздаль, Владимир, Ростов Великий и т.д.

Целый день в городе звучат колокола, и над родной землёй плывут волшебные колокольные переливы.

Мне хочется, чтобы и у нас в классе зазвучал красивый Малиновый звон.

19 слайд (изображение, звучание песни).

Итог урока.

© 2010-2022