Урок по музыке Что роднит музыку и литературу (5 класс)

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки №1 5 класс

по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой

Раздел: «Музыка и литература»

Тема: Что роднит музыку с литературой.

Цель: Рассмотреть предмет музыки как вид искусства и выявление многосторонних связей между музыкой и литературой

Планируемые результаты

Предметные:

Умение видеть жизненные явления как основу искусства;

Установить связи между музыкой и литературой;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Умение видеть взаимообогощение музыки и текста в музыкальных произведениях;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация).

Метапредметные:

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Развитие духовно-нравственных качеств , эмоциональной отзывчивости;.

Тип урока: вводный.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, музыкальный центр.

Методы: деятельностный подход

Виды деятельности учащихся:

  • Слушание музыки

  • Пение

  • Музыкально -пластическое интонирование

Музыкальный материал:

  • Н.Тананко «Здравствуй, школа!»

  • М.И.Глинка романс «Жаворонок»

Ход урока.

1.Организационный этап (вход под музыку «Здравствуй, школа»)

Музыкальное приветствие:

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте!

2. Актуализация знаний

«Все, что звучит в природе, и есть музыка» И.Гердер

- Как вы понимаете эти слова? (музыка рождается там, где живут звуки. Ее приносит и шум берез, и плеск ручейка, а порой она таится в тишине и безмолвии).

- А похожи ли звуки между собой? (нет, есть высокие и низкие, тихие и громкие, звонкие и глухие, так как каждый звук имеет свой источник: море гудит не так, как река. Благодаря этим звукам и рождаются интонации, которые в свою очередь рождают музыку).

- А что помогает музыке звучать? (музыкальные инструменты, голос)

- Музыка, выражая звуковое богатство мира, создает множество музыкальных инструментов: певучую скрипку, нежную свирель, пронзительную трубу, звонкую гармошку и величественный орган.

- Какой инструмент лучше передаст пение птицы? А вой ветра? Полет шмеля? Шум моря?

Вывод: музыка рождена самой жизнью

3.Проблематизация:

- А только ли музыка может передать красоту окружающего мира? (нет, картины, стихи, скульптуры, танцы…)

- Каким понятием мы можем объединить эти слова? (ИСКУССТВО)

- Что вы понимаете под этим словом? Подвести к понятию:

- Искусство-это художественная деятельность человека, через которую он выражает свои мысли, чувства, настроения.

Д.З. найти в разных источниках понятие ИСКУССТВА, кто не сможет- выучить данное.

- Видов искусства множество. Давайте запишем некоторые (составление схемы)

ЖИЗНЬ


ИСКУССТВО

литература музыка изобразит иск кино театр прикладное

- Каждый вид искусства имеет свои средства выразительности. Какие?

Литература- слово

Живопись- краски, карандаши, пастель

Танец- движения

Музыка- звуки

- Но какой самый мощный вид искусства (музыка). Почему? (воздействует на эмоции, чувства людей).

- Вспомните жизненные подтверждения этому (миф об Орфее, былина Садко, в годы ВОВ музыка поднимала на борьбу с врагами, в старину и в работе пели, и в радости, и в горе).

- А может ли музыка дружить с другими видами искусства? (музыка и литература - песня, опера; музыка и танец - балет)

Выводим тему: Что роднит музыку и литературу.

4.Проблематизация

-Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? (не было бы песен, романсов) подвести к пунктам.

  • Литература (поэзия) - основа вокальных произведений: песня, романс…

  • Литературную основу (программу) имеют многие инструментальные произведения: «Баба Яга» М.П.Мусоргский, Э.Григ «Пер Гюнт»

  • Литературные произведения ложатся в основу опер, балетов…

  • Во многих литературных произведениях говорится о музыке, и именно музыка является главным действующим лицом сказок, рассказов, повестей.

- Что роднит музыку и литературу между собой?

  • Нередко и литературные, и музыкальные произведения одинаково называются: сказка, поэма, баллада.

  • Интонационная схожесть

Читаем учебник стр. 6-8

- Давайте вспомним романс «Жаворонок» М.Глинки. Сначала выразительно читаем стихи, затем выводим рукой линию произносимого текста и сопоставляем ее с записью мелодии.

Вывод: общие контуры стиха и мелодии похожи, музыкальная речь близка выразительной речи человека, так как они имеют одну интонационную основу.

Пробуем спеть мелодию вокализом и затем со словами.

- Какое исполнение больше понравилось? Чем? (богаче, понятнее смысл, ярче передаются чувства)

ИСПОЛНЕНИЕ РОМАНСА «ЖАВОРОНОК»

- Какое настроение охватило вас при исполнении романса? (задумчивость, мечтательность). Настроение - элегическое, а романс лирический.

- Сравним настроение романса с картиной Левитана «Вечер. Золотой плес» стр. 8-9 учебника

- Можно ли их сравнить? Чем они схожи?

В течение уроков первого полугодия мы продолжим выявлять связи между музыкой и литературой.

- Для чего нам это нужно? (чтобы лучше понимать музыкальные произведения, их выразительные средства, жанровую основу)

5.Рефлексия

-Мы теперь можем ответить на вопрос: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

- Как мы находили ответ? (сравнивали музыкальные с литературными произведениями, разбирали романс на составляющие, исполняли романс, искали интонационную основу)

- Что было трудно?

- Что больше всего понравилось в деятельности на уроке?

6.Выставление оценок


© 2010-2022