ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ МОДУЛЯ КОЛЛЕКТИВНОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»



Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ № 9»

М.И.Макаров _______________

Приказ № _____ от ___________



Программа дополнительного образования учебного предмета «Музыка»


модуль «Коллективное инструментальное музицирование»


Составитель: Артемова Надежда Игнатьевна




Мегион, 2016 г

Содержание программы:

I. Пояснительная записка.

II. Содержание учебного предмета

III. Описание места модуля

IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты

V. Планируемые результаты

VI. Тематическое планирование.

VII. Примерный учебный репертуар.

VIII. Список рекомендованной литературы.









I. Пояснительная записка

Коллективное инструментальное музицирование как вид музыкального исполнительства является наиболее эффективной формой художественно-эстетического развития личности ребенка, так как способствует раскрепощению детей, стимулирует их творческое общение, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, воли.

Данный вид деятельности самым естественным образом развивает музыкальные способности и исполнительские возможности детей, приобщая их к совместному музицированию, вызывая радость коллективного творчества.

Программа учебного предмета «Коллективное инструментальное музицирование» разработана с учетом:

- особого отношения к уникальности мира каждого ребенка, признания его самобытности; создания условий для раскрытия природных дарований, творческого потенциала, развития индивидуальных особенностей и музыкальных способностей ребенка;

- создания пространства для благоприятного развития и реализации личностных качеств учащегося в творческом коллективе, объединенном общими учебными и исполнительскими задачами;

- приоритета игровых форм подачи материала как наиболее органичных при введении детей в особый мир художественной деятельности;

- пробуждения у детей желания заниматься особым видом творческой деятельности;

- воспитания в ребенке способности воспринимать прекрасное;

- нахождения таких способов организации музыкально-творческой деятельности, при которых дети получали бы радость, как от процесса познания, так и от конечного результата в виде выступлений на концертах и участия в музыкальных спектаклях.

Природная любознательность побуждает ребенка к исследованию звука, пониманию зависимости качества звучания от способа извлечения, зависимости «содержания» звука от эмоционально-смысловых переживаний. Различные приемы игры на инструментах позволяют получить звук разного качества, а, следовательно - разного «содержания», но экспериментирование со звуком не должно выходить за рамки красивого звучания.

Формирование отношения ребенка к музыкальному звуку наиболее эффективно начинать с инструментов элементарного музицирования, где способ действия не вызывает затруднения, а овладение разнообразным инструментарием помогает воспитанию «красочного слуха» - ярких ассоциаций между тембром звука и цветом.

Инструменты «открываются» ребенку постепенно, и чем многограннее будет их исследование, тем ярче эмоционально-ассоциативное восприятие окраски звука. Ребенок совершает «путешествие» - проходит путь от словесного описания внешних признаков инструмента: формы, цвета, конструкции, материала, из которого он изготовлен, к его главной тайне - неповторимому «голосу». Он должен найти то единственное красивое звучание, которое живет внутри инструмента и рождается в результате правильно организованной пластики и отношения к инструменту со стороны ребенка.

В работу включаются ударные инструменты, не имеющие определенной высоты звучания. Они незаменимы в формировании метроритмического чувства детей. Инструменты с определенной высотой звучания, обладающие большими выразительными возможностями, помогут сформировать более сложные исполнительские навыки, направленные на раскрепощение и организацию моторно-двигательного аппарата, мышечную свободу. Игра на инструментах элементарного музицирования помогает развить и сформировать устойчивую метроритмическую способность, игра на блокфлейте (либо другом духовом инструменте региона) - осмысленно относиться к мелодическому рисунку, выразительному интонированию.

Коллективное инструментальное музицирование направлено на воспитание интереса и любви к музыке; развитие эмоциональности детей и способности воспринимать, переживать и понимать музыку; приобретение собственного опыта музыкальной деятельности через игру в оркестре.

Занятия проходят в интересных для детей формах: театрализациях, играх, творческих заданиях. Для занятий характерна смена видов деятельности.

Цель учебного предмета «Коллективное инструментальное музицирование» - художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенного опыта коллективной музыкально-исполнительской деятельности.

Задачи учебного предмета:

1. Развитие интереса к музыкальной деятельности, способностей к коллективному музицированию.

2. Развитие воображения, мышления, воли - качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности.

3. Овладение средствами выразительности музыкального языка в доступной для учащихся игровой форме.

4. Развитие способностей учащегося, создание условий для свободного самовыражения в любом виде творческой деятельности.

4. Обучение игре на Орф-инструментарии, блокфлейте, инструментах малого ударного состава.

5. Формирование исполнительской свободы.

6. Развитие фантазии, ассоциативного, образного и логического мышления, творческих способностей и инициативы.

7. Получение базовых знаний по музыкальной грамоте, необходимых для осуществления элементарной художественно-творческой деятельности.

II. Содержание учебного предмета

2 класс

1. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость. Имитационные пластические упражнения. Пальчиковый театр.

Углубленное рассмотрение понятий: высота, длительность, тембр, громкость. Моделирующая пластика и имитирующие движения (попугай, олененок-постреленок, улитка, козочка, единорог и т.д.). Активизация памяти мышечных ощущений. Пальчиковый театр.

2. Метроритм. Простые размеры. Ритмоформулы. Ритмические партитуры.

Осознание сильных и слабых долей в пульсации. Исполнение ритмоформул в простых размерах. Подбор различных остинатных ритмов для сопровождения. Включение карточек с ритмами в различные виды музыкальной деятельности: звучащие жесты, ритмодекламацию, пение, игру на инструментах, импровизацию. Ритмические партитуры. Работа со схемами. Собственные инструменты, «инструменты тела». Инструменты малого ударного состава. Исполнение ритмической партитуры на инструментах. Ритмические сюиты (ряд ритмических заданий, объединенных единым сюжетом).

3. Блокфлейта: совершенствование мастерства, усложнение репертуара. (Вариативная часть - региональный компонент: возможен любой другой духовой инструмент региона).

Аппликатура. Совершенствование двигательных навыков. Работа над аппликатурой. Активизация мышечной памяти. Осмысленное и выразительное исполнение пьес. Интонирование. «Эмоциональный» звук. Работа со звукообразами.

4. Импровизация на различных инструментах

(Вариативная часть региональный компонент: возможен любой другой инструментарий региона).

Навык импровизации. Использование пройденных ритмоформул (импровизации на заданный ритм). Импровизационная техника (ритмы для дополнения, ритмические рондо, мелодии для дополнения, мелодическое рондо). Импровизации на заданную тему.

5.Орф-оркестр (инструментальный ансамбль):

пьесы для ансамблевой игры, работа над ансамблем. Усложнение репертуара. (Вариативная часть - региональный компонент: введение в репертуар произведений региона).

Пьесы с остинатным сопровождением для малого и большого состава; с образным и ритмическим контрастами. Совершенствование навыков ансамблевого музицирования. Исполнение Орф-оркестром произведений классической и современной детской музыки, специально подобранных и аранжированных для данной цели.

6. Сочинение элементарных пьес на заданную тему с использованием различных тембров и ритмов

Поиск средств музыкальной выразительности. Сочинение элементарных пьес на заданную тему. Включение инструментов малого ударного состава и Орф-инструментария.

7. Совместная деятельность с родителями. Музыкальные соревнования. Открытые уроки.

Совместная деятельность в дуэтах: «ребенок - родитель», «ребёнок - педагог», «педагог - родитель». Освоение взрослыми приемов игры на инструментах. Домашнее музицирование. Создание самодельных инструментов совместно с родителями. Озвучивание стихов и сказок с использованием шумовых инструментов в домашнем музицировании. Ребенок как педагог своих родителей. Участие родителей в концертах и открытых уроках.

8. Музыкально-театрализованные представления. Концерты

Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов. Репетиции на сцене. Преодоление сценического волнения. Понимание дирижерских жестов. Концерт из детских произведений. Создание спектакля с участием Орф-оркестра.

3 класс

1. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость. Углубленное рассмотрение понятий высота, длительность, тембр, громкость. Соединение теоретических знаний и накопленных практических навыков. Упражнения и игры.

2. Метроритм. Понятия: такт, метр, размер. Пластическое и графическое моделирование метроритма.

Теоретические понятия: метр, такт, размер. Разновидности метра. Поиск имитационных жестов, движений в различных видах человеческой деятельности, воспроизводящих энергию метра «сильно-слабо» и «сильно-слабо-слабо». Понятие акцента, сильных и слабых долей. Такт как модель метрической структуры. Понятие размера как цифрового выражения метра. Графические способы фиксации разновидностей метра. Пластическое и графическое моделирование метроритма. Выразительные свойства метра.

3. Работа с новыми ритмическими моделями. Ритмический канон. Введение в тактовую систему ритмики, расширение арсенала ритмоформул. Введение в практический опыт синкопированных ритмов, четверти с точкой, шестнадцатых длительностей, пунктирного ритма. Использование слоговых обозначений, моделирующих знаков. Ритмодекламационный и вокальный способ воспроизведения новых ритмов. Ритмические диктанты. Исполнение ритмического канона: звучащие жесты, инструменты малого ударного состава. Ритмические сюиты (ряд ритмических заданий, объединенных единым сюжетом).

4. Блокфлейта: совершенствование мастерства, работа над техникой исполнения. Усложнение репертуара. (Вариативная часть - региональный компонент: возможен любой другой духовой инструмент региона).

Комплексные упражнения на формирование дыхания и атаки звука, работа над аппликатурой. Совершенствование практических навыков игры на инструменте. «Певческое» дыхание. Овладение спецификой выдувания звуков второй октавы.

5. Орф-оркестр (инструментальный ансамбль): совершенствование игры в ансамбле. Исполнение оркестровых партитур для малого и большого составов. Исполнение песен текущего репертуара с сопровождением Орф-инструментов. (Вариативная часть - региональный компонент: введение в репертуар произведений региона).

Развитие моторно-двигательного аппарата. Достижение ощущения свободы и комфортности, получение мышечного удовольствия от игры на ударных инструментах. Упражнения с палочками на деревянных кругах, металлических пластинах и других инструментах. Овладение различными приемами игры. Исполнение небольших оркестровых партитур для малого и большого составов. Совершенствование навыков ансамблевой игры. Достижение звуковысотного и ритмического унисона.

6. Исполнение элементарных канонов. Сочинение ритмических и инструментальных пьес с шумовым аккомпанементом в простых размерах.

Исполнение элементарных мелодико-ритмических канонов, ритмических упражнений и импровизаций. Пьесы с остинатным сопровождением для малого и большого состава; с образным и ритмическим контрастами и репризой. Сочинение речевых пьес и пьес для отдельных инструментов в сопровождении шумового аккомпанемента.

7. Совместная деятельность с родителями. Музыкальные соревнования. Совместная деятельность в дуэтах: «ребенок - родитель», «ребёнок - педагог», «педагог - родитель». Участие родителей в концертах и открытых уроках. Озвучивание стихов и сказок с использованием шумовых инструментов в домашнем музицировании. Ребенок как педагог своих родителей. Создание самодельных инструментов совместно с родителями.

8. Музыкально-театрализованные представления. Открытые уроки. Концерты.

Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов. Закрепление первоначальных навыков выступления на сцене. Разыгрывание сюжетных и танцевальных песен, речевых игр и пьес. Потребность в публичном самовыражении как в способе поделиться прекрасным, подарить радость своим выступлением. Создание спектакля с участием Орф-оркестра.

4 класс

1. Орф-оркестр (инструментальный ансамбль). Совершенствование ансамблевого исполнения. Умение играть в ансамблях разного состава, меняясь инструментами и партиями. Исполнение песен с аккомпанементом полного состава Орф-оркестра. Умение дирижировать исполнением песен.

2. Импровизация. Творческое проявление индивидуальности, информация о степени владения материалом, показатель уровня развития способностей. Импровизация ритма на фоне равномерной пульсации (звучащие жесты, шумовые инструменты, ксилофон). Импровизация цепочкой без пауз на фоне пульса. Исполнение диалогов на инструментах или голосом. Импровизация на ксилофонах и металлофонах пьесы в форме рондо (solo и tutti). Импровизации на заданную тему.

3. Исполнительское мастерство. Работа с репертуаром. Формирование дисциплины и культуры сценического поведения во время репетиционного процесса и концертного выступления. Концентрация внимания во время исполнения. Понимание языка жестов: вступление, снятие, штрих, темп. Выполнение требований дирижера. Усложнение репертуара. Раскрытие образно-эмоционального содержания пьес. Неформальное отношение к исполняемым произведениям. Понятие о кульминации. Работа над выразительным исполнением.

4. Открытые уроки. Концерты. Музыкально-театрализованные представления. Совершенствование исполнительского и музыкально-сценического опыта. Навыки ансамблевой игры на сцене. Степень ответственности каждого в совместной творческой деятельности. Музыкально-театральные представления, приуроченные к календарным и государственным праздникам.

Методы обучения

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов);

  • практический (работа на инструменте, упражнения);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).

Основными видами деятельности, лежащими в основе содержания предмета «Коллективное инструментальное музицирование», являются игра на Орф-инструментах; игра на блокфлейте (либо другом духовом инструменте региона); игра в ансамбле; ритмические упражнения, ритмоинтонирование, ритмодекламация; пластическое интонирование; творческие упражнения, импровизация, сочинение.

III. Описание места модуля

Занятия проводятся один два раза в неделю. Рекомендуемая продолжительность занятия - 30 минут. Форма проведения занятий групповая (до 25 человек), возможно деление учащихся на подгруппы (по 10 - 12 человек), а также мелкогрупповые занятия (от 2 до 10 человек).

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.

Личностные результаты освоения программы должны отражать:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур;

- формирование уважительного отношения к культуре других народов;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям.

В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.

Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.

У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе, на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.

Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности;

- использование знаково-символических средств представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

- умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально-творческой деятельности;

- готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения программы

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям в процессе слушания и освоения музыкальных произведений различных жанров и форм;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной хоровой и инструментальной деятельности;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (культурных и др.) в соответствии с содержанием программы

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, в процессе привлечения интегративных форм освоения программы

В результате реализации программы обучающиеся смогут освоить универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве в познавательной и практической деятельности.

Предметные результаты освоения программы должны отражать:

- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.

Предметные результаты по видам деятельности обучающихся

В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.

V. Планируемые результаты:

- развитие художественно-образного мышления;

- знание инструментов и правил их хранения;

- освоение основных способов и приемов игры на инструментах Орф-оркестра;

- овладение различными приемами игры на блокфлейте, формирование первоначальных исполнительских навыков;

- овладение навыками игры в ансамбле;

- приобретение навыков чтения с листа, импровизации на инструментах Орф-оркестра, блокфлейте;

- умение ориентироваться в записях простых партитур;

- владение музыкальными терминами и понятиями в рамках пройденного материала;

- знание простых музыкальных форм;

- формирование исполнительской культуры;

- умение применять полученные знания в практической музыкальной деятельности.

У ученика будут воспитаны следующие качества:

- интерес к творческому самовыражению на основе коллективного инструментального музицирования;

- навыки совместной деятельности, умение работать в коллективе;

- психологическое раскрепощение;

- умение концентрироваться и достигать поставленной цели в ограниченные сроки;

- способность к дальнейшему саморазвитию.

VI.Тематический план

2 класс

№ темы

Название темы

Четверть

1.

Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость. Имитационные пластические упражнения. Пальчиковый театр

1

2.

Метроритм. Простые размеры. Ритмоформулы. Ритмические партитуры

1

3.

Блокфлейта: совершенствование мастерства, усложнение репертуара. (Вариативная часть - региональный компонент: возможен любой другой духовой инструмент региона)

2

4.

Импровизация на различных инструментах (Вариативная часть - региональный компонент: возможен любой другой инструментарий региона)

2

5.

Орф-оркестр (инструментальный ансамбль): пьесы для первой ансамблевой игры, работа над ансамблем. Усложнение репертуара. Исполнение песен текущего репертуара с сопровождением Орф-инструментов. (Вариативная часть - региональный компонент: введение в репертуар произведений региона)

3

6.

Сочинение элементарных пьес на заданную тему с использованием различных тембров и ритмов

3

7.

Совместная деятельность с родителями. Музыкальные соревнования. Открытые уроки

4

8.

Музыкально-театрализованные представления. Концерты

4

3 класс

№ темы

Название темы

Четверть

1.

Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость

1

2.

Метроритм. Понятия: такт, метр, размер. Пластическое и графическое моделирование метроритма

1

3.

Работа с новыми ритмическими моделями. Ритмический канон

1

4.

Блокфлейта: совершенствование мастерства, работа над аппликатурой. Усложнение репертуара. (Вариативная часть - региональный компонент: возможен любой другой духовой инструмент региона)

2

5.

Орф-оркестр (инструментальный ансамбль): совершенствование игры в ансамбле. Исполнение оркестровых партитур для малого и большого составов. Исполнение песен текущего репертуара с сопровождением Орф-инструментов. (Вариативная часть - региональный компонент: введение в репертуар произведений региона)

2

6.

Исполнение элементарных канонов. Сочинение речевых пьес с шумовым аккомпанементом в простых размерах

3

7.

Совместная деятельность с родителями. Музыкальные соревнования

3

8.

Музыкально-театрализованные представления. Открытые уроки. Концерты

4

4 класс

№ темы

Название темы

Четверть

1.

Орф-оркестр (инструментальный ансамбль)

1

2.

Импровизация

2

3.

Исполнительское мастерство. Работа с репертуаром

3

4.

Совместная деятельность с родителями. Музыкальные соревнования

3

5.

Музыкально-театрализованные представления. Открытые уроки. Концерты

4

VII. Репертуар обучения:

Русские народные песни:

Андрей-воробей.

Котик.

Барашеньки - крутороженьки.

Дин-дон.

Дождик.

Уж как шла лиса по травке.

Айдуду.

Горелки.

Сорока

Скороговорка.

Раз, два, три, четыре.

У кота - воркота.

Вечер.

Ходит зайка по саду

Василёк

Как под горкой, под горой

Во поле берёза стояла.

Лиса

Петушок

Произведения современных авторов

Гармошка. Муз. Е. Тиличеевой.

Барабанщик. Муз. Ю. Литовка.

Уж я колышки тешу. Муз. Е. Тиличеевой.

Ежики. Муз. А. Березняк.

Белка. Муз. А. Березняк.

Часы. Муз. Е Тиличеевой.

Лошадка. Муз. Е. Давыдовой.

Труба. Муз. Е. Тиличеевой.

Здравствуй, утенок (венгерская народная песня).

Как мне маме объяснить (французская народная песня).

Ай - я, жу-жу (латвийская народная песня).

Колыбельная (словацкая народная песня).

Произведения композиторов - классиков

Баркарола. Муз. Ж. Оффенбаха.

Там вдали, за рекой. Муз. А. Аренского.

VIII. Список методическо-научной литературы

1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред. Э. Б. Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М., Академия, 2001г.

6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

7. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

10. Дмитриева Л.Г. Н. М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

11. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

13. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

14. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

15. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

16. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

17. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

18. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

19. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

20. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

21. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

22. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

23. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

24. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

25. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.

26. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

27. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

28. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 - 2008г., №№1-6 - 2009 г., №№1-5 - 2010г.

29. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

30. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

31. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

32. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

33. Максимова Т.С. «Поурочные планы. Музыка 3 класс», Волгоград, Учитель, 2005г.

34. Улашенко Н.Б. «Поурочные планы. Музыка 3 класс», Волгоград, Корифей, 2006г.

35. Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 3 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2004г.

36. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

37. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

38. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

39. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.

40. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

41. Песенные сборники.

42. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.



© 2010-2022