- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая тетрадь по музыке для детей 2 года обучения
Рабочая тетрадь по музыке для детей 2 года обучения
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ромашова Е.В. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
APPLICATION DEVELOPMENT
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ДАР»
Педагог: Ромашова
Елена Владимировна
2015 2016
ТЕТРАДЬ МУЗЫКАНТА
ИМЯ:
______________________
ФАМИЛИЯ:
______________________
ГРУППА:
_______________________
Студия детской эстрадной песни
«КАПЕЛЬКИ»
ВСПОМИНАЕМ! ПОВТОРЯЕМ!
Дорогой друг!
В прошлом учебном году ты познакомился с некоторыми музыкальными понятиями, терминами, узнал про ноты и их длительности. Давай вместе мы вспомним, выполнив упражнения.
Упражнение № 1 «Расположение нот на нотном стане»
Вспомни расположение нот на нотном стане и надпиши их над названиями нот.
РЕ СОЛЬ ФА СИ ДО ЛЯ МИ ДО СОЛЬ РЕ ФА МИ
Упражнение № 2 «Длительности нот и пауз»
Вспомни длительности нот и поставь стрелочку к тому счету, который ей соответствует.
1и
1и2и3и4и
1 или и
1и2и
Упражнение № 3 «Нотный диктант»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 1
Придумайте свою мелодию. Прохлопайте ее ритм, спойте ее по нотам.
СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ. БАСОВЫЙ КЛЮЧ. НОТЫ БВСОВОГО КЛЮЧА
Звуки, которые дети легко могут повторить голосом, пишутся в скрипичном ключе (эти звуки также можно сыграть на скрипке). Скрипичный ключ пишется так, чтобы каждый из кружочков мог обнять ноту соль первой, второй и малой октав.
-
Поэтому Скрипичный ключ называют еще КЛЮЧОМ СОЛЬ. Звуки, которые может спеть низкий мужской голос - бас, пишутся в ключе, который так и называется БАСОВЫЙ, или КЛЮЧ ФА
КЛЮЧ ФА - это перевернутый КЛЮЧ СОЛЬ. Общей для ключей фа и соль является нота ДО первой октавы.
ДО
ДО
ДО
Так возникло сольфеджио, ведь слово «СОЛЬФЕДЖИО» означает пение по нотам в ключах СОЛЬ и ФА.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 2
Напиши ноты басового ключа на нотном стане, подпиши их названия. ВЫУЧИ НОТЫ басового ключа.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 3
Выучи слова песни «Сольфеджио»:
1.Давным-давно в Италии
Жил-был монах Гвидо.
Всем нотам дал название
Он, кроме ноты ДО.
Затем придумали ключи
И, чтоб не забывали,
Скрипичный ключ назвали СОЛЬ,
Басовый ФА назвали.
Припев: Соль, соль, фа,
Соль, фа, соль,
Соль, фа, соль, фа,
Соль, соль, фа,
Соль, фа, соль!
Сольфеджио, сольфеджио -
Название научное,
Но петь, играть и сочинять -
Занятие нескучное.
2.Конечно, можно правила Записывать в тетрадь.
И бесконечно их учить и
И долго повторять.
Но лучше спеть их в песенке,
Так веселее будет,
И правила сольфеджио
Никто не позабудет.
Упражнение № 1 «Считаем длительности. Поем по нотам»
Упражнение № 2 «Поем по нотам»
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР
Когда мы с вами поем, читаем, играем на инструментах, мы выделяем некоторые слоги. Как бы их отмечаем. Это мы отмечаем сильные доли, а слабые звучат немного тише. Давайте мы с вами попробуем пропеть всем знакомую песенку «Маленькой елочке» и постараемся выделить СИЛЬНУЮ ДОЛЮ и СЛАБЫЕ.
мАленькой Ёлочке хОлодно зимОй,
Из лесу взЯли мы Ёлочку дОмой.
Ударные слоги в музыкальном исполнении называются сильной долей, а безударные - слабой. В нотах оно так выглядит:
Слыша музыку, нам всем приходит на ум счет. Только одну композицию мы считаем на «раз, два» или «раз, два, три, четыре», а другую - на «раз, два, три». Вот попробуйте сейчас просто повторять - «Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре». Возникает ассоциация с зарядкой и маршем, правда? А теперь проговорите - «Раз, два, три. Раз, два, три. Раз, два, три». Маршировать уже не хочется, не так ли? Даже без музыки есть ощущение вальса.
Так вот, вот это ощущение двухдольности или трехдольности и называют метром или метроритмом.
Двухдольным метрам соответствуют размеры 2\4, 4\4, 2\2. А трехдольным - 3\4, 3\8, 6\8.
Размер 2/4
Размер 2/4 показывает, что в такте счет будет 1и2и. Например:
1и 2 и …1и 2и 1и2и 1и2и 1и 2и 1 и 2 и
Упражнение № 3 «Продолжи мелодии. Раздели мелодию на такты»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 4
Придумай свою мелодию с размером 2/4. Просчитай ее и пропой.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 5
Пропой мелодию по нотам. Не забудь посчитать длительности.
Упражнение № 4 «Поем по нотам»
Упражнение № 5 «Закончи мелодию»
НОТА С ТОЧКОЙ
ТОЧКА, которая ставится после ноты, увеличивает её на половину музыкальной продолжительности. Например, если продолжительность основной ноты - две доли, то эта же нота с точкой будет длиться три доли. Нота любой длительности может быть удлинена точкой.
Упражнение № 6 «Музыкальные задачи»
Напиши ноты, которым соответствует данный счет.
1и2и + 1и =
1и + 1 =
1и + 1и =
1и2и + 1и2и =
1и2и3и + 1и =
1 + и =
1и + 1и2и =
1 + и + 2 + и =
Упражнение № 7 «Спой мелодию»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 6
Придумай мелодию с нотой с точкой. Не забудь просчитать.
Размер 3/4
Размер 3/4 показывает, что в такте счет будет 1и2и3и. Например:
Упражнение № 8 « Поем по нотам»
Упражнение № 9 «Продолжи мелодию по нотам»
Дальше ты…
Дальше ты….
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 7
Составь мелодию с размером ¾. Раздели на такты, просчитай длительности и спой.
Упражнение № 10 «Поем по нотам»
Размер 4/4
Размер 4/4 показывает, что в такте счет будет 1и2и3и4и
. Например:
Упражнение № 11 «Нотный диктант»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 8
Пропой мелодию.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 9
Закончи мелодию.
Упражнение № 12 «Поем по нотам»
ШЕСТНАДЦАТАЯ НОТА И ПАУЗА
Шестнадцатая нота. Ее длительность в два раза меньше, чем длительность восьмых нот.
Так как шестнадцатая нота обычно не одна, а несколько, их группируют.
На один счет - две шестнадцатые ноты или паузы.
1 и 2 и 3 и 4 и
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 10
Потренируйся в написании шестнадцатых нот и пауз.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 11
Придумай свои ритмический рисунок, в котором будут шестнадцатые ноты и паузы.
ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ. ДИЕЗ. БЕМОЛЬ. БЕКАР
На берегу озера Нотки, Скрипичный Ключ и музыкальный ЛАД МАЖОР тихо напевали веселую песенку, как вдруг увидели, что кто то плывет в лодке. Лодка приближалась к берегу и из нее вышли три непонятных знака. «Дорогие Нотки! К нам пожаловали гости ДИЕЗ, БЕМОЛЬ и БЕКАР. Это музыкальные знаки и они будут работать и жить с нами», - торжественно сказал Скрипичный Ключ. ДИЕЗ, БЕМОЛЬ и БЕКАР поклонились.
-
Упражнение № 13
Потренируйся в написании знаков ДИЕЗ, БЕМОЛЬ, БЕКАР. Напиши их перед разными нотками, как показано на картинке.
ДИЕЗ БЕМОЛЬ БЕКАР
Диез подошел к ноткам, поклонился и сказал: «Дорогие Нотки, я - ДИЕЗ! Знак, который может поднять каждую из вас. После того, как я вас подниму, вы будете звучать выше, тоньше. Давайте, попробуем поднять нотку Соль. Сначала она споет свой звук, а потом споет после того, как я ее подниму». «Соль», - пропела нотка. Диез взял осторожно нотку за талию и поднял. «Соль диез», - чуть выше пропела нотка Соль и засмеялась. «Вот видите, как это интересно!», - сказал Диез.
«А если я захочу вернуться обратно на свое место», - заволновалась Соль. «В этом случае поможет Бекар», - Скрипичный Ключ обратился к знаку. Бекар подошел к Диезу и осторожно вернул нотку Соль на место. «БЕКАР - это знак, который возвращает ноты на место. Отменяет действия Диеза и Бемоля.
«Но Бемоль еще не выступил», - удивилась ДО. БЕМОЛЬ подошел к ноткам и немного грустно сказал: «Я - БЕМОЛЬ. Знак, который опускает нотку. Помогает ей сесть на стульчик или на травку. И, к сожалению, нотка иногда начинает от этого грустить. Я немного печальный знак. Разрешите?» - обратился БЕМОЛЬ к нотке Ми. «Да, пожалуйста», - Ми вышла вперед и назвала свое имя. БЕМОЛЬ нежно опустил нотку Ми на травку и она сказала немного печально: «МИ БЕМОЛЬ». В это время подошел БЕКАР и поставил нотку на прежнее место. Нотка радостно пропела: «МИ».
Упражнение № 14 «Играем в полутон»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 12
Поиграй со знаками альтерации, повышая и понижая ноты. Пропой ноты, которые у тебя получились.
Упражнение № 15 «Песенка про знаки»
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЛАДЫ. МАЖОР и МИНОР
В мажорной стране всегда много тепла, солнца и радости. Минорная страна всегда покрыта тучками, в ней больше прохлады и покоя. А вот какой лад лучше - сказать трудно, ведь в жаркий день нам хочется прохлады, а в прохладный солнышка. В музыке Мажор и Минор часто соседствуют друг с другом, создавая тем самым красочные оттенки. Давайте вспомним песню В. Шаинского «Улыбка». Куплет этой песни написан в мажоре, а вот припев - в миноре и песенка стала от сочетания мажора и минора более интересной.
В мажоре и миноре законы и правила разные, но есть много общего: они четко разделены на тоны и полутоны. Вспомни, что такое полутон и напиши :______________________________________________
________________________________________________________________________________________
НОТЫ НА КЛАВИШАХ. ТОН и ПОЛУТОН
ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ
Посмотри на фортепианную клавиатуру: между нотами МИ и ФА, СИ и ДО нет черных клавиш. И сов сем не потому, что кто то забыл их туда вставить. Между этими нотами самое маленькое расстояние - ПОЛУТОН. Поэтому звуки МИ и ФА, СИ и ДО самые близкие по звучанию, запомнил? А еще можно повторить слова МИтроФАн СЕДОй, и тогда будешь помнить всегда о том, что между соседними нотами всегда расстояние - ОДИН ТОН, а между МИ и ФА, СИ и ДО - ПОЛУТОН.
В мажорной стране семь жителей, каждый из них живет на ступеньке - этаже. Домик из семи ступенек называется ГАММОЙ.
Внимательно посмотри на рисунок, и ты увидишь, что расстояние между третьей и четвертой, седьмой и первой ступенями - полутон. Иногда первую ступень называют восьмой. Но какая же она восьмая, если на ней живет нота ДО, а ноту До мы уже определили на первую ступень.
VII
А вот так это выглядит в нотах:
Мы познакомились с правилом МАЖОРА: порядок его устройства такой:
2 тона, полутон, 3 тона, полутон.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 13
Выучи песенку про «Тон и Полутон». Пропой мажорную гамму вверх и вниз.
Строим мы, мажор, ребята,
Так, как будто строим дом.
Снизу вверх и ряд за рядом
По кирпичику кладем.
Два тона, полутон, А обратно напиши сам.
Три тона, полутон.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
ГАММА ДО МИНОР
«А сейчас МИНОР поможет нам построить МИНОРНЫЙ ЛАД от нотки ДО», - сказал Скрипичный Ключ. МИНОР попросил нотки построиться по порядку за ноткой До старшей. Нотки построились и к ним подошел знак БЕМОЛЬ и посадил на травку нотки МИ, ЛЯ, СИ и сказал: «Сейчас мы пропоем нотки, понижая звучание ноток МИ, ЛЯ и СИ и посмотри, что у нас получится».
Задание № 16 «Мажорная и минорная гаммы»
Задание № 17 «Спой мелодию»
Пропой мелодию по нотам и определи в каком ладу она написана: в мажоре или миноре?
ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение № 1 «Чики-чики» - джаз
Упражнение № 2 «Скромный Билли» - джаз
1.Чики-чики-чики-раз
Чики-чики-чики-два
Чики-чики-чики-три
Ты за мною повтори
Эти легкие слова -
Чики-чики три и два.
Улыбнись и повтори -
Чики-чики раз, два, три.
2. Чики-чики-чики - one
Чики-чики-чики - two
Чики-чики-чики - three
Ты за мною повтори.
Эти легкие слова -
Чики-чики three and two.
Улыбнись и повтори -
Чики, чики, one-two-three.
1.Встану на рассвете и пройдусь пешком
В кедах, сапогах, а может, босиком.
С радуги скачусь я,
Прыгну в вулкан,
А потом нырну в океан.
Я неприхотливый,
Я неторопливый,
Я вернусь счастливый домой.
2.Скажут мне подружки:
«Билли, ты крутой!»
И за мной вдогонку:
«Билли, эй, постой!»
И в зените славы
Скромный такой.
Я неприхотливый,
Я неторопливый,
Я вернусь счастливый домой.
Упражнение № 3 - скэт
Упражнение № 4
Упражнение № 5
Упражнение № 6
Вот скачу, скачу, скачу я.
Вот скачу, куда хочу я.
И всему, что я умею
Кого хочешь, научу:
Звонко ржать и кувыркаться,
И копытами лягаться,
И верхом, верхом кататься
Тоже, хочешь научу.
«Вокальный нос». Пропевание с увеличением динамики и растягиванием звука «Н» на слогах «НА», «НЕ», «НИ», «НО», «НУ».
«НННННН, как вкусно». Раскачиваем голос на звуке «Н».
АААА…тыгыдым, тыгыдым». Тянем звук «А», затем быстро проговариваем: «Тыгыдым, тыгыдым, тыгыдым». Пропевать это надо без напряжения. После этого, пропеваем эту мелодию только на звуке «А» или «Н».
Упражнение № 7
Упражнение № 8
Упражнение № 9
Упражнение № 10
«Громко-тихо». Набрать правильно воздух, не поднимая плечи, зафиксировать воздух верхним прессом к нижнему и на этой фиксации опорной говорим: «ГРОМКО-тихо, ГРОМКО - тихо, ГРОМКО - тихо». Затем на вдохе также 5 раз.
Разогреваем гортань. Активный вдох. Узкая гортань, выдох на звуке «Х» без звука. Затем так же без звука продолжаем «ХА», «ХЕ», «ХИ», «ХО», «ХУ».
«Й-ушка». Звук «Й» поднимаем снизу вверх, остальные звуки опускаем вниз.
Распеваем фальцет вверх. Возьмите наиболее сочную фальцетную ноту не слишком высоко, но и не на самом низу фальцета. На задержке дыхания тянем негромким спокойным голосом, медленно меняя гласные: А-А-О-О-У-У, при этом А меняется от более к менее открытой, плавно превращаясь в О, О в У.
Упражнения на развитие верхней форманты
-
Упражнение «Фонарики». Поступенное движение мелодии вверх «Фа-фа-фа-фа-фа-фа-фа-ФА-НА-рики». Натянуть звук «Н», выделить его, кончик языка прижать к твердому небу, а корень языка притянуть к мягкому небу.
-
Упражнение «Точка». Поднимаем небо и выдуваем воздух со звуком «Х-х-х» сначала сплошным потоком, затем, как бы ставим точки «Х.Х.Х». Звук «Х» очень аккуратный, диафрагма подтянута.
-
Упражнение «Хмык». Легко проговариваем слово «ХМ», поднимая небо, пресс фиксируем.
-
Упражнение «Хам, Хей, Хен». На звуке «Х», поднимем верхнее небе, гортань узкая. Из звука «Х» переходим на звонкие гласные.
-
Упражнение «Х-Я». На поднятом небе произносим звук «Х» и резко переходим на звук «Я», не переключая позицию.
-
Упражнение «Х-покашливание». Со звука «Х» переходим на легкое покашливание.
-
Упражнение «Приветствие». На придыхании говорим: «Хай, Хоу» при этом сначала подтягиваем диафрагму, а затем выталкиваем звук.
Упражнения на развитие нижней форманты
-
Упражнение «Нырок в зевок». Положение «деликатный зевок», издаем звук «О».
-
Упражнение «Покатаемся на горке». С верхнего звука на положении «Деликатный зевок» скатываемся вниз.
Тренинг для устранения горловых зажимов
-
Упражнение «Мама». Войдите в роль простудившегося человека, зовите маму со стоном, слитно проговаривая звуки: «Мам, а ,мам, мама, меду нам». Затем говорим более активно, но все равно на стоне: «Мам, а, мам, ам, ам,ам. Маму я молю упрямо, молока налей мне, мама. Ах, больной я, ай-ай-ай. Молока мне, мама, дай».
-
Упражнение «Зевок». Вокальный зевок с закрытым ртом, а затем со звуком «Ааааам».
-
Упражнение «Корова Му». Представьте себе, что вы корова, которая работает в солидной кампании «Милки вей», вы пасетесь на солнечной лужайке. Вас разморило солнышко, вам лень кричать громка, но очень хочется пообщаться с другими коровами. Вы заводите разговор: «Мммммуууу, ммммммм,мммммуууууу».
-
Упражнение «Баюкание». Вообразите, что у вас на руках маленький ребенок, вы устали, сами хотите спать, но малыш все никак не уснет. Укачивайте его, напевая несложный мотив сначала с закрытым ртом: «М-м-м, м-м-м…».
-
Упражнение «Стон». Читаем стих в спокойном размеренном темпе: «Спокойно напряжение снять, свободно мягко зазвучать и отыскать удобный тон, поможет упражнение стон». Вообразите, что у вас болит горло и вы стонете на звуках: «Амммм, омммм, умммм, эмммм, имммм, ымммм». Произносите гласные мягко, без толчков.
Упражнение № 25
Упражнение № 26
Упражнение № 27
Упражнение № 28
Ничего, что дождь прошел,
Все равно нам хорошо.
Если хочешь поиграть,
Приготовься сочинять.
Все в мире звуки хороши,
Ты к ним прислушаться спеши!
В музыке лишь три регистра
Есть: высокий, средний, низкий.
У цыпленка голос тонок,
Высоко поет цыпленок.
И тигренок не молчит -
Низким голосом рычит:
"Рррр".
А бычок мычит упрямо -
Просит молока у мамы,
Толстым голосом поет
Терпеливо маму ждет
Ухал. Охал. Ахал филин:
"У-ууух! У-ууух!"
Эхо слышалось в лесу:
"У-ууух! У-ууух!"
Звери в страхе разбежались.
"У-ууух! У-ууух!"
Песни Фили испугались.
"У-ууух! У-ууух!"