Технологическая карта урока музыки по теме Музыка утра

Файл содержит сопроводительные материалы к уроку (музыку, художественные репродукции)Цель:учить понимать замысел композитора с помощью средств музыкальной выразительности. Задачи: Образовательные Формировать умение слушать исполнение классической музыки и представлять картины природыУчить умению видеть изобразительность музыки при помощи анализа средств музыкальной выразительностиРазвивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности, вызывающих с...
Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Технологическая карта урока музыки по теме Музыка утра







Технологическая карта урока по музыке

Романовой Оксаны



Технологическая карта урока музыки по теме Музыка утра



Екатеринбург 2015


Тема: «Музыка утра»

Цель: учить понимать замысел композитора с помощью средств музыкальной выразительности.

Задачи:

Образовательные

  1. Формировать умение слушать исполнение классической музыки и представлять картины природы

  2. Учить умению видеть изобразительность музыки при помощи анализа средств музыкальной выразительности

  3. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности, вызывающих соответствующие настроения, передающие характер образов

Развивающие

  1. Развивать чувство эстетического восприятия музыкальной классики

  2. Развивать образное мышление, воображение и речь учащихся

  3. Развивать умение улавливать основные средства музыкальной выразительности

  4. Развивать умение выражать свои эмоции.

Воспитательные

  1. Воспитывать культуру поведения на уроке музыки.

  2. Учить грамотному восприятию музыкального произведения.

  3. Формировать культуру слушателя

Музыкальный материал:

  • Чайковский "Зимнее утро"

  • Эдвард Григ «Утро».

  • Сергей Прокофьев « Утро»

  • (П.И. Чайковского «Утреннее размышление»)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Организаци-онный момент.

-Здравствуйте, ребята. Проверьте свое рабочее место: на парте должны лишь лежать мои раздаточные материалы, всё остальное уберите в портфель. А теперь встаньте красиво, чтоб поприветствовать друг друга.

-Доброе утро, ребята!

Придумано кем-то просто и мудро: При встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро! - солнцу и птицам. - Доброе утро! - улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым... Доброе утро длится до вечера.

Присаживайтесь, пожалуйста. Такое замечательное стихотворение написал В.Кривошеев, ребята, как вы думаете, что автор имел в виду, когда говорил «Доброе утро длится до вечера»? (Разве утро длится до вечера? Какое время суток его сменяет?) - А почему именно утро влияет на наше настроение?

-Ребята, расскажите, как приходит утро в ваш дом (как вы просыпаетесь и понимаете, что уже наступило утро)?

-как вы начинаете свое утро?

- А как начинают утро ваши домашние питомцы?

-Посмотрите, как по-разному для нас наступает утро!

Учащиеся проверяют готовность рабочего места, встаю красиво около парт.

-Доброе утро!



Учащиеся садятся за парты.

- Утро до вечера не длится, его сменяет день. Автор хотел сказать, что если утро начать с хорошим настроением (по-доброму), то и весь день будет добрым.

- потому что утро-начало нового дня, утром мы просыпаемся, и начинается новый день.

- Мама будит, раздвигает шторы - в комнате становится светло; играет будильник; в доме становится оживленно, все собираются на работу, в школу и т.д.

- Просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем, собираемся в школу и др.

- Кошка просыпается, начинает умываться; рыбки в аквариуме начинают оживленно плавать, радуются корму, попугай начинает кричать; пес еще спит и т.д.

2. Введение в тему урока (актуализация знаний).

Послушайте еще одно стихотворение.

Учитель читает стихотворение на фоне музыки П.И.Чайковского «Детский альбом» - Утреннее размышление

- Тихо, тихо сядем рядом -

Входит Музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены -

Вся земля видна вокруг:

Пляшут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки

Тают в дымке голубой…

Это Музыка торопит и ведет нас за собой.

- Сегодня Музыка приглашает нас отправиться в небольшое путешествие навстречу рождению нового дня - утру! Мы будем слушать с вами музыку утра, понаблюдаем что происходит с природой в это время и каждый из вас сегодня побывает художником - создаст в своем воображении свою картину утра в природе!

А в путь с нами отправятся лучики, которые лежат у каждого из вас на парте, можете их поближе посмотреть, потрогать. Как вы думаете, ребята, почему именно лучики будут нашими спутниками?

Верно, ребята. Для каждого утро - это пробуждение и начало нового дня, поэтому давайте встанем и потянемся. Сначала разведем руками, как будто, солнышко разливает на землю свои лучи, а затем, как будто, оно пытается обнять каждое дерево, каждую травинку и каждого из нас.

Учащиеся слушаю стихотворение в исполнении учителя на фоне музыки П.И. Чайковского «Детский альбом»(Утреннее размышление).





- С нами в путь отправляются лучики, потому что именно солнышко помогает нам и природе просыпаться, с его приходом наступает утро.

-Учащиеся встают, выполняют упражнения.


3. Работа по теме урока (1).

- Ребята, кто из вас встречал рассвет в природе? Что происходило в это время вокруг вас?

-Итак, нам пора отправляться в путь! Первой на нашем пути нам встретится произведение Эдварда Грига «Утро». Сначала мы послушаем отрывок, а вы будете помогать музыке и будить всё вокруг лучиками солнца. Встаньте, возьмите в руки свои лучики и как начнет звучать музыка, постарайтесь услышать мелодию и с помощью движений рук начинайте освещать своими лучиками всё вокруг нас. Произведение звучит 1мин10с. - Спасибо, ребята, присаживайтесь. Расскажите, как вам хотелось двигаться.


-Молодцы, у вас получилось вместе с музыкой осветить наш класс своими лучиками. А сейчас мы послушаем это произведение еще раз. Кто напомнит нам, кто композитор этого произведения и как оно называется?

-Хорошо. Запомните произведение, его автора и название.

-Сядьте правильно, приготовьтесь слушать, постарайтесь при слушании увидеть картину, которую нарисовал автор, можно закрыть глаза.

- Итак, расскажите, какие картины вы себе представили?




-Молодцы. Какие замечательные картины у вас получились! Ребята, легко ли под эту музыку рисовались в вашем воображении картины утра?

-Почему? Как вам музыка помогала? Как она звучала? Какой характер у этой мелодии? Какое настроение было у автора, когда он сочинял свое произведение?

- Правильно. А скажите, кто исполнял эту музыку?

-Правильно, симфонический оркестр. Прислушайтесь к голосам музыкальных инструментов! У них удивительный мягкий тембр. Некоторые инструменты, такие как скрипки поют высоко, а вот например виолончель поет низко и красиво.

-Ребята, а всегда ли музыка была одинаковой или она изменялась? Как вы думаете, когда музыка менялась, что происходило?

-Правильно. А вспомните, как называется средство выразительности, которым мы можем описать это развитие?

-Мой лучик светит на доску, он приглашает вас на выставку картин, прочитайте их названия и авторов все вместе.

-Давайте рассмотрим картины и попробуем понять, какое утро на каждой из картин.

Это утро, которое увидел и нарисовал И.Айвазовский в картине «Туманное утро» (показ репродукции).

- Что изобразил художник? Какие цвета красок он использовал? Какой характер у его утра? Какие признаки утра вы видите в картине? Представьте, что вы стоите на берегу, какие звуки вы слышите?


- Познакомьтесь с еще двумя картинами, изображающими утро: И.Шишкин «Утро в сосновом лесу», Н.Рябушкин «Зимнее утро» (показ репродукций). В этих картинах художники тоже запечатлели утро.

-Рассмотрите все три произведения. Что в них общего? Какие между ними различия?

- Какие средства выразительности использовал И.Шишкин? Н.Рябушкин?

- Как вы думаете, какая картина созвучна мелодии Э.Грига?

- Поднимается солнышко, появляется росса на траве, начинают петь песни птицы, становится светло, (если лето - то распускаются бутоны цветов), всё, как будто, оживает и т.д.

Учащиеся слушают задание, готовятся к его выполнению.

-Учащиеся слушают музыку и выполняют движения.

Учащиеся садятся на свои места.

-Сначала хотелось двигаться очень медленно, плавно, покачиваясь, делая маленькие взмахи руками, а потом эти взмахи захотелось делать шире и больше; сначала лучик как будто освещал одну травинку, потом вторую, потом целое дерево и наконец солнышко разлило свой свет по всей земле.

- Э.Григ «Утро».

(один ученик, прикрепляет магнитами табличку «Э.Григ «Утро»» на боковую доску, а рядом портрет композитора)

Учащиеся слушают музыкальное произведение.

- Утро в лесу: солнышко пробирается под каждый кустик, старается задеть каждый листик, но некоторые прячутся от него и купаются в прохладной росе, начинают петь песни птицы, белка выглядывает из гнезда, даже ручей, кажется, просыпается и начинает журчать веселей.

- Утро на поляне: распускаются бутоны цветов, радуясь солнечным лучам, над полянкой начинают летать бабочки, пчелы, они садятся на цветы, как будто здороваясь с ними, легкий теплый ветер начинает играть с травой.

- Утро на море: волны раскачиваются, встречая светлое, ласковое, теплое утро.

-и т.д.

-Да

- Музыка очень светлая, ясная, музыка радостная, она написана в мажоре (лад).

- Мелодия очень мягкая нежная протяжная.

-У автора было жизнерадостное настроение, пробуждающееся, светлое.

-Её играл целый оркестр.

-У нее было развитие.

-Она становилась громче, её как будто стало больше, она стала ярче.

- Солнышко поднималось всё выше и выше, всё просыпалось и, наконец, проснулось.

-Динамика.

-Читают названия картин и имена художников: И.Шишкин «Утро в сосновом лесу», Н.Рябушкин «Зимнее утро», И.Айвазовский «Туманное утро»

Рассматривают картину.

- Мама с детьми встречает на берегу корабль. Солнца еще не видно, может быть, туман скрывает его, но яркий свет проливается из-за горизонта на волны. Он отражается в воде и блестит. Вместе с кораблем приближается новый день. Светлые, мягкие тона, плавные цветовые переходы, нет ярких цветов, природа еще спокойна, пробуждение только начинается. Если представить, то слышится тихий, спокойный, ровный плеск волн.


-На всех трех картинах изображено утро, лучи солнца только пробираются на землю и частично начинают освещать всё вокруг, мягкие, теплые тона. Но изображено разное время года, разные сюжеты этих картин.

Художники используют разные цветовые оттенки. И.Шишкин передает утро с помощью проскальзывающих лучей солнца между деревьев. Н. Рябушкин- с помощью розового отлива на снегу.

- Высказывают свои мнения. Варианты могут быть разными.

4. Работа по теме урока (2).

- Ребята, прислушайтесь, … еще одно доброе утро рождается. Послушайте и мысленно представьте утро, которое здесь изображено.

Звучит музыка Сергея Прокофьева «Утро».

Учитель прикрепляет на доску портрет композитора и карточку с названием произведения.

- Какое утро вам представилось? Изменилось ли настроение этого утра? как вы это поняли?

-Правильно. Мы как будто и не видим самого солнца, а только видим его отблески в каплях росы, на траве. Вы согласны, ребята?

-Давайте подумаем, какими средствами музыкальной выразительности композитор создает свою картину утра?

-Правильно, а еще ее играют разные инструменты: флейта, скрипки, виолончель.

-Вы слышали, что скрипки в аккомпанементе играют отрывистые ноты? Такой метод игры называется щипковым. Именно он создает эффект капелек росы. Сейчас прослушайте это произведение еще раз. Когда вы услышите эти капельки, покажите мне, как они капают по вашей ладошке, а капельками пусть побудут наши лучики.

-Молодцы!

-Скажите мне, чем отличаются эти два музыкальных произведения?

-Есть ли среди наших картин та, которая подходит к этой музыке? Или вы нарисовали в мыслях свою картину?


Давайте сравним эти два произведения. Я включу начало первого и второго, чтоб вы вспомнили мелодию.

- Ребята, какими звуками, интонациями, оттенками выразили композиторы пробуждение природы?

1). Грубые они или нежные?

(Вы же постепенно открываете глаза после сна).

2). Тихие или громкие?

(Где громче - появляется солнце, а где тише что?).

3). Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия?

4). Грустные или радостные? (

5). Какими еще звуками можно выразить утро, пробуждение природы, восход солнца?

- Слушание отрывка «Утро» из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта».


-Это ранее солнце, его лучи только начинают просыпаться. Может быть, еще на видно солнца, оно только начинает всходить. Музыка очень нежная, светлая, протяжная и в то же время немного грустная.

-Да.

- Музыка светлая и радостная лад мажор, но композитор сумел вложить в нее немного грусти.

-Мелодия плавная и нежная.


(Вторичное прослушивание отрывка «Утро» из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта».)

-Утро Эдварда Грига полно солнца, яркого, жаркого, оно разливает везде свои свет.

-Утро Прокофьева прохладное, таинственное, мы видим отблески солнца и зарю, а самого солнца нет. В этом утре есть немного грусти и нежности.

- Эта музыка может подходить, например, к картине Шишкина «Утро в сосновом лесу», там солнце только начинает пробираться сквозь листву к траве, к земле...

-Я представил, как солнечный свет начинает разливаться по поляне, распускаются бутоны цветов, солнце касается верхушек цветов, а низкая травка скидывает с себя капельки росы, чтоб лучи солнца могли коснуться и ее.


-Нежными.

-Тихие и громкие. Где тише - роса на траве, природа еще спит.

-Плавные, медленные.

- Новый день - всегда радость, мы ждем только хорошего от нового дня, надеемся только на приятные впечатления.

- Мелодичные, ласковые, волшебные, чудесные, приветливые, спокойные, прозрачные, веселые, чарующие, величавые.

5.Физкультурная минутка.

-А сейчас встаньте, пожалуйста. Предлагаю вам отдохнуть, а поможет нам это сделать стихотворение А.Фета. Я буду его читать, а вы повторяйте за мной движение.

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…


(шагаем и машем рукой)

(показываем как солнце просыпается)

(имитируем движение лучей солнца)


(Покачивание туловищем и руками)

(Изображение птиц)

6. Работа по теме урока (3).

-А нас уже ждет последнее музыкальное произведение в нашем утреннем путешествии. Это пьеса из альбома П.И.Чайковского «Детский альбом», название пока я вам не скажу, его вы мне предложите сами, когда прослушаете, но для этого вам надо представить, что хотел сказать своей музыкой композитор или что нарисовать?

-Итак, какое настроение в этом произведении? Эта музыка изменчивая? Есть ли в ней контрасты? Появляется ли солнце в этом произведении? Давайте еще раз прослушаем, чтоб ответить на этот вопрос, а вы будете сигнализировать своими лучиками, если вдруг в музыке появятся лучи солнца.

-Какие картины вам представились, учитывая, что это произведение из детского альбома. Может быть к этой музыке подходит одна из нам уже известных картин?

-Я рада, что вы заметили неспокойствие в музыке, ее прерывистость нам об этом сигнализирует. Какие названия вы можете предложить?

-Ребята, композитор назвал свое произведение «Зимнее утро».

Как вы думаете, какие оттенки будут в картине к этой музыке?

-А в вашей жизни бывало серое утро? С чем это было связано?

-Ребята, а что надо делать, чтоб утро всегда было светлым и радостным?

Учащиеся садятся на места, готовятся слушать музыку.

Слушание Чайковский "Зимнее утро"

- Жалостливое, тревожное (минор) меняется и создает изменчивость.

- Предлагают картины (борьба тучи и солнца, ребенок, которого не пускают погулять). Наши картины не подходят, они светлые, легкие, а здесь музыка тяжелая, грозная моментами.

- «Туча и солнце», «За окном утро, а я дома», «Утренняя печаль» и т.д.

Учащиеся закрепляют табличку с названием на доске.

-Темные, серые, местами проскальзывать может желтый.

-Бывало, плохое настроение, не выспался, что-то случилось и т.д.

-Рано ложиться, чтоб выспаться, проснувшись, желать всем доброго утра, начинать день с улыбки и др.

7. Подведение итогов урока.

(Диалог на фоне музыки П.И. Чайковского «Детский альбом»(Утреннее размышление)).

Ребята, посмотрите, каким удивительным свойством обладает музыка - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, движение и пр.

Спасибо за искренние ответы, а нам пришла пора вернуться из нашего путешествия в класс. Отправиться и закончить наше путешествие помог фрагмент из «Детского альбома» Чайковского «Утреннее размышление». Напоследок я предлагаю вам поразмышлять.

- Для чего нас пригласила Музыка в утреннее путешествие?

- Какие произведения искусства нам помогли увидеть красоту утра?

- Почему мы не встретили двух одинаковых изображений утра?

- От чего это зависит?

Я вам предлагаю дома продолжить свои размышления и самим нарисовать картину утра.

-Мне очень хочется, чтоб сегодня в нашем классе и у каждого из вас было светлое, солнечное настроение, поэтому давайте прикрепим нашему солнышку ваши лучики, пусть оно светит нам добротой. Доброго вам дня! Спасибо за урок!




-Встретить рождение нового дня - утра, посмотреть каким разным может быть утро. Как его встречают люди, природа.

- картины художников, мелодии композиторов, стихотворения поэтов

- Сегодняшнее утро не похоже на вчерашнее, а завтрашнее утро не будет похожим ни на сегодняшнее, ни на послезавтрашнее.

-От погоды, времени года, места, твоего настроения.

-Записывают домашнее задание.

© 2010-2022