Рабочая программа Музыка 6 класс

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования Администрации МО г. Салехард


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»

«РАССМОТРЕНО»

протокол № 1 от 27.08.2015 г.

заседания ШМО

«СОГЛАСОВАНО»

протокол № 1 от 28.08.2015г.

заседания НМС

«УТВЕРЖДЕНО»

приказ № 484-о от 31.08.2015 г.

Руководитель ШМО__________ Строцева Н.Л.

Председатель НМС_Губогло З.И.

Директор школы___________ Сивицкая Е.А.

Зам.дир. по УВР __________ Малышева В.В.





Рабочая программа по музыке

Педагогический работник Конева И.В., учитель музыки

Класс: 6

Срок реализации: 1 год

Разработана на основе: Рабочая программа для общеобразовательных учреждений «Музыка» 5-9 классы. 3-е издание, стереотипное. / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак 2013, Москва «Дрофа»




Салехард,

2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 классов составлена на основе авторской программы В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак «Музыка», предназначенной для 5-9 классов общеобразовательных учреждений различного типа и федерального компонента государственного стандарта общего образования. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы - становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и в жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности того её важнейшего объединяющего момента, который связан с введением темы года. Кроме того, учитываются учебно-методические материалы и научные труды виднейших отечественных педагогов-музыкантов - Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, Н.Л. Гродзенской, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Г.П. Стуловой, Г.М. Цыпина, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского.

Одновременно с этим концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора музыкального материала, выстраивание литературного и изобразительного рядов во многом представляют предмет самостоятельной авторской разработки. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального воспитания, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности - литературой, изобразительной культурой, русским языком, природоведением.

Цель предмета «Музыка» - духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования направлены на реализацию программы и состоят в следующем:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. («Без музыки земля - пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

-развивать интеллектуальный потенциал;

-сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщённое понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве);

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействие между музыкой и другими видами искусства (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве);

- постепенное воспитание культуры мышления и речи.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, состоящая из общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них

  • метод междисциплинарных взаимодействий,

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки,

  • метод эмоциональной драматургии, метод интонационно-стилевого постижения музыки,

  • метод художественного контекста, метод создания «композиций», метод междисциплинарных взаимодействий,

  • метод проблемного обучения.





НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ



  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ

  2. Приказ Минобразования России от 5.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  3. Письмо Минобразования России от 20.02.2004г. №03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

  5. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010уч.г.».

  7. Музыка. Рабочая программа по музыке для общеобразовательных учреждений 1-4 классы /В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак - М: Дрофа, 2013г.

  8. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02)

  9. Приказ Департамента образования ЯНАО №236 от 17.03.2008г. «О реализации окружного (национально-регионального компонента) государственных образовательных стандартов в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа»

  10. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 г. N 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»



















ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема уроков музыки в 6 классе посвящена художественному воздействию музыки на человека. Содержание, музыкальный материал, анализ и разбор произведений - всё нацелено на общую задачу: раскрыть значение музыки как феномена, обладающего колоссальной силой воздействия на человека. Тематический диапазон учебника обусловлен, помимо содержательного замысла, официальными требованиями к предмету «Музыка», указанными в новых стандартах, утверждённых Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, включающими знание основных средств музыкальной выразительности: мелодия, гармония, полифония, фактура, тембры и динамика.

Каждое из этих средств выступает не просто как носитель определённой информации, а в качестве «главной темы» соответствующего раздела. В этих средствах обозначена собственная содержательная и жанровая сфера, объясняющая правомерность преобладания той или иной стороны музыкальной выразительности. Мир какой образности заключает в себе полифоническая музыка? Зачем нужны различные виды фактуры? Из каких источников проистекает тембровое богатство музыки и т.д. все эти вопросы нацелены на выявление смысла, природы музыкальной выразительности, на объяснение неисчерпаемого разнообразия музыкального искусства, способного без помощи слов, изображений, каких-либо вспомогательных комментариев (за редким исключением) создавать свой собственный эмоциональный мир, столь созвучный душе человека.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров - инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 6 классе, возрастает.

Художественный и жизненный кругозор учащихся расширяется. Разные искусства воспринимаются шестиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

- литературой (сказки А.С. Пушкина, Х.К. Андерсена, стихотворения Н. Заболоцкого, С.Есенина, А. Блока, М. Волошина, Ф. Тютчева);

- изобразительным искусством (репродукции картин русских и зарубежных художников, памятники архитектуры);

- историей (изучение древнегреческой мифологии - К. Дебюсси «Сирены», К.В. Глюк «Орфей»);

- мировой художественной культурой (знакомство с главнейшими культурными эпохами - античность, средневековье, возрождение, классицизм, романтизм, музыка XX века);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста;

формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»; умение задавать вопросы на конкретизацию, на логику рассуждения).

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I - слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II - выполнение проблемно-творческих заданий

III - пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий.

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- творческая работа;

- музыкальная викторина;

- тест.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ПЛАНЕ


Согласно Базисному учебному плану образовательных учреждений общего образования Российской Федерации на изучение музыки в 6 классе основной школы выделяется 35 часов (1час в неделю, 35 учебных недель).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета заключаются:

- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

- в формировании основ художественного мышления;

- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ


В области личностных результатов:

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

- совершенствование художественного вкуса;

- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

- формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

- размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

- общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

- определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств - ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;

- умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности - исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА





Разделы



Примерное кол-во часов

год

«В чём сила музыки».

34 часа

1

«Волшебная сила музыки. Значение музык как феномена, обладающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающие и возвышающее влияние на формирование человеческой личности».

9 часов

2

«Как создается музыкальное произведение?» Ритм, темп, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр, динамика.

25 часов

Количество часов распределено из расчёта - 1 час в неделю в течение всего учебного года.

Срок реализации программы -1 год.



Тема года: «В чём сила музыки?»

«Тысяча миров» музыки (9 часов) - 1 раздел.

  1. Музыка души (1 час) Введение в тему года «В чем сила музыки». Почему музыка волнует и трогает? И почему именно с музыкой связывает человек свои представления о прекрасном? «Музыка души»…

Зрительный ряд: И.Левитан «Золотой плёс», Г.Сорока «Вид на плотину».

  1. Наш вечный спутник (1 час)

Наш вечный спутник. «Без музыки земля - пустой, неустроенный дом, в котором никто не живёт» Л. Тик. Созидательная сила музыки. Проблема добра и зла в музыке.

Зрительный ряд: А. Аппиани «Парнас».

  1. Искусство и фантазия (1 час)

Взаимосвязь искусства и фантазии. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Реальность и фантазия.

Зрительный ряд: И.Фаберже Модель Кремля

  1. Искусство - память человечества(1 час).

Искусство несёт в себе не механическую память, а душу времени. В искусстве нет примитивных эпох. Античность, средневековье, возрождение, классицизм, романтизм, современность.

Зрительный ряд: Рафаэль «Парнас. Аполлон и музы», Храм Афины Афеи на Эгине, Э. Гау. Павильонный зал. Государственный Эрмитаж, Ш.Э. Ле Корбюзье Капелла Нотр-Дам-дю-О. Роншан.

  1. Какой бывает музыка? (1час)

Музыка образует целый мир человеческой жизни. Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь. Музыка - огромная сила, способная передавать любые человеческие чувства.

Зрительный ряд: С. Красаускас гравюра из цикла «Вечно живые».

  1. Волшебная сила музыки (1 час).

Разрушительная сила музыки. Божественная музыка, таящая в себе гибель.

Зрительный ряд: вазопись «Орфей, играющий на лире».

  1. Музыка объединяет людей (2 часа).

Созидательная сила музыки. Проблема добра и зла. Идея человечества и человечности. «Тема радости» в симфонии № 9 Л. Бетховена. Контрольное тестирование, слуховой диктант.

  1. Заключительный урок.

Контрольное тестирование, слуховой диктант.

Как создаётся музыкальное произведение (25 часов) - 2 раздел.


  1. Единство сторон музыкального произведения (1 час).

Традиции, авторский почерк. Средства музыкальной выразительности. Неповторимость «лика» великих музыкальных произведений.

  1. Ритм (6 часов)

Ритм - основа музыки. Ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе. Порядок, симметрия - коренные свойства ритма. Неповторимое своеобразие ритма вальса. О чём рассказывает музыкальный ритм. Диалог метра и ритма. «Мотив судьбы» и яркая выразительность ритма, играющего первостепенную роль. От адажио к престо. Зависимость музыкального темпа от содержания и характера произведений.

Зрительный ряд: С.Боттичелли «Весна».

  1. Мелодия (3 часа)

«Мелодия - душа музыки». Мелодия всецело принадлежит музыке. Именно с мелодии и начинается музыка как особое искусство. Воздействие мелодии. «Мелодией одной звучат печаль и радость». Мелодия «угадывает» нас самих.

Зрительный ряд: гравюра ХIХ века «Моцарт в своей венской квартире», В.Дж.Грант «Умирающий Моцарт сочиняет Реквием», В.Павлова «Чайковский на прогулке».

  1. Гармония (4 часа)

Что такое гармония в музыке. Благозвучие как порядок в царстве звуков, аккордов, ладов. Два начала гармонии. Эмоциональный мир музыкальной гармонии. Содержательное многообразие музыкальных событий. Красочность и многоликость музыкальной гармонии. Дисгармония.

Зрительный ряд: Рафаэль «Сикстинская мадонна».

  1. Полифония (2 часа)

Мир образов полифонической музыки. Какие законы отличают полифоническую музыку? Канон. Имитация. Философия фуги. Особенности фуги.

  1. Фактура (2 часа)

Какой бывает музыкальная фактура. Способ изложения музыки. Зависимость фактуры от музыкального содержания, от места исполнения, от тембрового состава. Пространство фактуры. Связь фактуры с выразительностью музыкального звучания.

  1. Тембры (2 часа)

Многоцветная палитра тембровых воплощений музыки. Соло и тутти. Состав симфонического оркестра. Изобразительность музыки.

Зрительный ряд: И. Билибин иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пущкина, М. Врубель «Город Леденец», «Царевна-Лебедь», «Тридцать три богатыря».

  1. Динамика (2 часа)

Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Эффект эха. Таблица основных динамических оттенков. Мир звуковой изобразительности.

Зрительный ряд: И. Левитан «Озеро», И. Айвазовский «Шторм», И. Левитан «Буря. Дождь», И. Айвазовский «Лунная ночь на берегу моря», М. Може «Птицы».

16. Чудесная тайна музыки (3 часа)

По законам красоты. В чем сила музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя. Музыка - общечеловеческий язык. «Есть внутренняя музыка души…» Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чём сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»; «В чём причина долговечности искусства?».

Зрительный ряд: В. Поленов «Призраки Эллады».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Раздел, модуль, тема

Количество часов

Форма урока, занятия

Элементы содержания (дидактические единицы)

Вид диагностики и контроля

ОУУН, (должны знать, уметь, применять)

Дата

Коррекция


Тема года: «В чем сила музыки».


«Тысяча миров» музыки (9 часов) - 1 раздел.


«Музыка души».

1 ч.

КУ

Слушание: Е.Дога Вальс из к\ф «Мой ласковый и нежный зверь»

Пение: « После бала»

Устный

опрос.

Хоровое пение

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере);

-осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.


    Наш вечный спутник.

    1 ч.

    КУ

    Слушание:

    И.Брамс Симфония №3

    III ч.

    Пение: « После бала»

    Устный

    опрос.

    Хоровое пение

    Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека;

    - выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека;

    -оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.


      Искусство и фантазия.

      1 ч.

      КУ

      Слушание:

      М.Глинка «Вальс-фантазия».

      Пение: « После бала»

      Устный

      опрос.

      Хоровое пение

      Осознавать интонационно-образные, жанровые основы музыки как вида искусства,

      - исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений.


        Искусство - память человечества.

        1 ч.

        КУ

        Слушание:

        М.Мусоргский «Старый замок»

        Пение: по согласованию с учащимися

        Устный

        опрос.

        Хоровое пение

        Осознавать значение искусства в жизни современного человека;

        - рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека в искусстве;

        - наблюдать за развитием одного образа в музыке, анализировать приёмы развития одного образа в музыкальном произведении.


          В чем сила музыки.

          1 ч.

          КУ

          Л.Бетховен Симфония №7

          ,II ч.; Р.Вагнер Антракт к III д. из оперы «Лоэнгрин»

          Пение: по согласованию с учащимися

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека;

          - выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека;

          - выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях;

          - сотрудничать в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов, учитывать мнение одноклассников.


          Волшебная сила музыки.

          1 ч.

          КУ

          К.Дебюсси «Сирены» из симфонического цикла «Ноктюрны»

          Пение: по согласованию с учащимися

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека;

          - оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды;

          - воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое - ложное, красивое - уродливое);

          - исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

          7,

          8.

          Музыка объединяет людей.

          2 ч.

          КУ

          Л.Бетховен Симфония №9

          Пение: по согласованию с учащимися

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Рассказывать о влиянии музыки на человека, выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека;

          - оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды;

          - приводить примеры преобразующего влияния музыки;

          - сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учётом критериев, представленных в учебнике).

          9.

          Заключитель

          ный урок.

          1 ч.

          КУ

          Слуховой диктант, пение разученных за четверть произведений

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Уметь применять знания на практике.


          10.

          Единство музыкального произведения

          1ч.

          КУ

          Р.Вагнер Антракт к III д. из оперы «Лоэнгрин»

          Пение: по согласованию с учащимися

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Понимать значение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения;

          - владеть отдельными специальными музыкальными терминами, отражающими знание средств музыкальной выразительности.

          11.

          «Вначале был ритм».

          1 ч.

          КУ

          И.Штраус «Сказки Венского леса»

          Пение: по согласованию с учащимися

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма) в создании музыкального произведения (с учётом критериев, представленных в учебнике);

          - рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства.

          12,13.

          О чем рассказывает музыкальный ритм.

          1 ч.

          КУ

          Ф.Шопен Мазурка си-бемоль мажор, Полонез ля мажор, М.Равель Болеро

          Пение: по согласованию с учащимися

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Осознавать интонационно-образные, жанровые основы музыки как вида искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике);

          - сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учётом критериев, представленных в учебнике);

          - творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, в музыкально-ритмическом движении.

          14.

          Диалог метра и ритма.

          1 ч.

          КУ

          Л.Бетховен Симфония №5, Хачатурян «Танец саблями» из балета «Гаянэ»

          Пение: по согласованию с учащимися

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Воспринимать разнообразные по смыслу ритмические интонации при прослушивании музыкальных произведений;

          - воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов;

          - узнавать по характерным признакам (ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого и современности;

          - понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении.

          15,16.

          От адажио к престо.

          2 ч.

          КУ

          И.С. Бах Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи».

          Дж. Россини

          «Неаполитанская тарантелла»

          Пение: по согласованию с учащимися

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки, воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов;

          - воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания;

          - наблюдать за развитием одного образа в музыке, анализировать приёмы развития одного образа в музыкальном произведении.

          17.

          «Мелодия -душа музыки».

          1 ч.

          КУ

          Ф.Шуберт, ст. Л. Рельштаба «Серенада»

          Пение: по согласованию с учащимися

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике);

          - воспринимать характерные черты творчества отдельных композиторов, узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку отдельных выдающихся композиторов.

          18.

          «Мелодией одной звучат печаль и радость».

          1 ч.

          КУ

          В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарт «Лакримоза» из «Реквиема»

          Пение: по согласованию с учащимися

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике);

          - воспринимать и сравнивать различные по смыслу музыкальные интонации при прослушивании музыкальных произведений;

          - воспринимать и соотносить характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов.

          19.

          Мелодия «угадывает» нас самих.

          1 ч.

          КУ

          П.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»; «Апрель. Подснежник» из ф-го цикла «Времена года» Пение: по согласованию с учащимися

          Проверочная работа

          Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике);

          - воспринимать и сравнивать различные по смыслу музыкальные интонации;

          - воспринимать характерные черты творчества отдельных композиторов, узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку отдельных выдающихся композиторов.

          20.

          Что такое гармония в музыке.

          1 ч.

          КУ

          Слушание: И. Бах Прелюдия до мажор из I тома «ХТК»

          Пение: по согласованию с учащимися

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Понимать значение средств художественной выразительности (гармонии) в создании музыкального произведения (с учётом критериев, представленных в учебнике);

          - выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека;

          - оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды;

          - находить ассоциативные связи между образами музыки и изобразительного искусства;

          - интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.

          21.

          Два начала гармонии.

          1 ч.

          КУ

          В.Моцарт Симфония №40, Iч.

          Пение: по согласованию с учащимися

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Воспринимать гармонические особенности музыкального произведения;

          - анализировать приёмы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении;

          - сравнивать особенности музыкального языка (гармонии) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания.

          22.

          Эмоциональ-ный мир музыкальной гармонии.

          1 ч.

          КУ

          Ж.Бизе Увертюра к опере «Кармен»

          Пение: по согласованию с учащимися

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Воспринимать гармонические особенности музыкального произведения;

          - анализировать приёмы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении;

          -сравнивать особенности музыкального языка (гармонии) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания.

          23.

          Красочность музыкальной гармонии.

          1 ч.

          КУ

          Н.А. Римский-Корсаков «Шествие чуд морских» из оперы «Садко»

          Пение: по согласованию с учащимися

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Узнавать по характерным признакам (гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов;

          -устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств;

          -уметь наблюдать за развитием одного образа в музыке;

          -рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке.

          24.

          Мир образов полифонической музыки.

          1 ч.

          КУ

          И.С. Бах Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи».

          В.Моцарт «Да будет мир»

          Пение: по согласованию с учащимися

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Осознавать значение искусства в жизни современного человека;

          -анализировать аспекты воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве;

          -воспринимать характерные черты творчества отдельных композиторов, узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приёмам) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого.

          25.

          Философия фуги.

          1 ч.

          КУ

          И.Бах «Токката и фуга» ре минор

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов;

          -узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приёмам и формам) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого;

          - находить ассоциативные связи между образами музыки и изобразительного искусства;

          -творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

          26.

          Какой бывает музыкальная фактура

          1 ч.

          КУ

          Н.А. Римский-Корсаков «Первая песня Леля» из оперы «Снегурочка», С.Рахманинов, ст. Е.Бекетовой «Сирень»

          Пение: по согласованию с учащимися

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Исследовать разнообразие и специфику фактурных воплощений в музыкальных произведениях;

          -сравнивать музыкальные произведения с точки зрения их фактурного воплощения;

          -находить ассоциативные связи между образами музыки и изобразительного искусства.

          27.

          Пространство фактуры.

          1 ч.

          КУ

          С.Рахманинов «Весенние воды»; Ж.Бизе «Утро в горах» Антракт к III д. оперы «Кармен»

          Пение: по согласованию с учащимися

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Понимать значение средств художественной выразительности (фактуры) в создании музыкального произведения (с учётом критериев, представленных в учебнике);

          -рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке;

          -творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

          28.

          Тембры - музыкальные краски.

          1 ч.

          КУ

          Н.Римский-Корсаков Тема Шехеразады из симфонической сюиты «Шехеразада», «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане», Вокализ С.В. Рахманинова,

          И.С. Бах «Шутка» из сюиты №2.

          Пение: по согласованию с учащимися

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях;

          -определять тембры при прослушивании инструментальной музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике);

          -устанавливать внешние связи между звуками природы и звучаниями музыкальных тембров.

          29.

          Соло и тутти.

          1 ч.

          КУ

          Н.Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»

          Пение: по согласованию с учащимися

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях;

          - понимать значение средств художественной выразительности (тембров) в создании музыкального произведения (с учётом критериев, представленных в учебнике);

          -выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях.

          30.

          Громкость и тишина в музыке.

          1 ч.

          КУ

          Л.Бетховен Симфония №6 «Пасторальная» IVч. «Гроза. Буря.»

          Пение: по согласованию с учащимися

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Устанавливать внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями;

          -исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведениях;

          -рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии (с учётом критериев, представленных в учебнике).

          31.

          Тонкая палитра оттенков.

          1 ч.

          КУ

          Л.Дебюсси «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты»

          О.Мессиан «Пробуждение птиц»

          Пение: по согласованию с учащимися

          Устный

          опрос.

          Хоровое пение

          Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями;

          -исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведениях;

          -наблюдать за развитием одного или нескольких музыкальных образов (тем) в произведении.

          32,33

          По законам красоты.

          3 ч.

          КУ

          Сен-Санс «Лебедь» из ф-го цикла «Карнавал животных»; .Т.Альбинони «Адажио»

          Пение: по согласованию с учащимися

          Контрольная работа

          Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды; рассуждать о преобразующем влиянии музыки;

          - воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое - ложное, красивое - уродливое);

          - находить ассоциативные связи между образами музыки и произведениями других видов искусства;

          -понимать характерные особенности музыкального языка (с учётом критериев, представленных в учебнике);

          - воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания;

          -устанавливать внешние связи между звуками окружающего мира и звуками музыки;

          -творчески интерпретировать содержание изученного материала в слове, изобразительной деятельности.

          34.

          Заключительный урок.

          2 ч.

          КУ

          Повторение разученного за год репертуара

          Урок-концерт








          УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

          Основная учебная литература


          Рабочая программа по музыке для 6 класса ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

          - Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений [текст]: / В.В. Алеев, Т.И. Науменко.. - 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011г.

          - Музыка. 6 класс: рабочая тетрадь [текст]: В.В. Алеев, Т.И. Науменко.. - 9-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2011г.

          - Музыка. 6 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие [текст]: / В.В. Алеев, Т.И. Науменко. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006г.

          - Музыка. 6 класс. Фонохрестоматия [электронный ресурс] / В.В. Алеев - М.: Дрофа,

          - Музыка. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - 3-изд., перераб. - М.: Дрофа, 2013.

          Дополнительная литература для учащихся


          Авторы

          Название

          Год издания

          Издательство

          1.

          А.С. Кленов

          Там, где музыка живет

          1986

          «Педагогика», Москва

          2.

          В. Васина-Гроссман

          Книга о музыке и великих музыкантах

          1986

          «Детская литература», Москва

          3.

          А.С.Кленов

          «Я познаю мир»: Детская энциклопедия: Музыка

          1998

          «Издательство АСТ», Москва

          4.

          Е.Г. Горбачёва

          Популярная история музыки

          2002

          «Вече» Москва

          5.

          С.А. Мусский

          Самые знаменитые композиторы мира

          2003

          «Вече», Москва

          6.

          Б.Евсеев

          Русские композиторы

          2004

          «Белый город» Москва

          7.

          Л.А. Рапацкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

          Русская музыка в школе

          2007

          Москва «Владос»

          8.

          О.К. Разумовская

          Зарубежные композиторы

          2008

          Москва «АЙРИС-пресс

          9.

          К.А. Жабинский, автор-составитель

          Энциклопедический музыкальный словарь

          2009

          «Феникс»,

          Ростов

          10.

          Р. Шерман, Ф. Селдон

          Классическая музыка

          2009

          «Астрель»

          Москва


          Интернет-ресурсы


          1. Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. - Режим доступа:

          ru.wikipedia.org/wiki

          2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. - Режим доступа:

          viki.rdf.ru/cat/musika/

          3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. - Режим

          доступа: school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

          4. Классическая музыка [электронный ресурс]. - Режим доступа: classic.chubrik.ru

          5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. - Режим доступа:

          music-dic.ru

          6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. - Режим доступа:

          academic.ru/cjntents.nsf/dic_music

          7. Погружение в классику [электронный ресурс]. - Режим доступа: intoclassics.net/news/1-0-1

          8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. - Режим доступа:

          music.edu.ru/

          9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс].

          Режим доступа: fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html

          Наглядно-печатные пособия

          1. Комплект портретов композиторов.

          2. Комплект наглядно-демонстрационных карт с изображением музыкальных инструментов.


          Технические средства обучения

          - компьютер;

          - интерактивная доска;

          - музыкальный центр.

          Учебно-практическое оборудование




          - музыкальный инструмент (электрическое пианино);

          - комплект детских музыкальных инструментов


          ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


          Контроль реализации программы

          Циклограмма тематического контроля



          сентябрь

          октябрь

          ноябрь

          декабрь

          январь

          февраль

          март

          апрель

          май


          Тестовая работа


          Проверочная работа


          Слуховой диктант


          Контрольная работа

          Урок-концерт



          Система оценивания планируемых результатов


          Важнейшей особенностью оценки по музыке является её ориентация на оценку достижения всей совокупности планируемых результатов.

          Достижение планируемых результатов свидетельствует:

          • о сформированности динамической системы ценностных ориентаций и эстетического видения окружающей действительности, эмоциональном, заинтересованном отношении к явлениям жизни и искусства, мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность в единстве её смыслового и операционно-технического компонентов;

          • о воспитании художественного вкуса и музыкального кругозора; о восприимчивости и способности к сопереживанию, о развитии музыкальной памяти и слуха, образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения;

          • об освоении музыкального искусства во всём многообразии его видов, жанров и стилей: музыкального фольклора, произведений музыкальной отечественной и зарубежной классики и современности; о понимании выразительных средств и особенностей музыкального языка.

          Специфика оценки определяется изучением музыки как живого искусства в его неразрывной связи с жизнью. В связи с этим оцениванию подлежат опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально-творческой практики с применением информационно-коммуникационных технологий, и соответствующие планируемым результатам знания и способы деятельности учащихся основной школы.

          Оценивание результатов по музыке каждого ученика носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок на каждом уроке на протяжении каждой четверти и всего учебного года. При этом учитывается степень активности учащегося не только в коллективно-творческой деятельности на уроке, но и в сфере внеклассной работы. Важным показателем успешности дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и достижения планируемых результатов является участие детей в различных формах

          культурно-досуговой деятельности класса и школы (музыкальные фестивали и конкурсы, театральные спектакли, ассамблеи искусств, концерты инструментальных, танцевальных и вокально-хоровых коллективов, проектная деятельность и др.).




          Учащийся научится:

          - определять средства музыкальной выразительности;

          - понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

          - применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.

          Учащийся получит возможность научиться:

          - принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

          - самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения;

          - высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.

          КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ



          Примерные вопросы тестирования.

          Примерные вопросы текущего тестирования

          Тест №1

          1. Её называют высшей реальностью, душой всего существующего: романтика; фантазия;

          лирика; соната.

          2. Кто из композиторов написал фортепианный цикл «Картинки с выставки»: М. Глинка; А.

          Бородин; М. Мусоргский; П. Чайковский.

          3. Какая богиня стала матерью всех девяти муз, покровительствующих искусствам: Лета;

          Эвридика; Мнемозина; Урания.

          4. Кто из девяти муз является покровительницей музыки: Полигимния; Эвтерпа; Мельпомена;

          Терпсихора.

          5. Кто из композиторов написал ноктюрн «Сирены»: Р. Вагнер; Р. Шуман; К. Дебюсси; В.

          Моцарт.

          6. Впиши недостающие слова (эпохи): блистательная ___________________, озарённое

          духовностью ______________________, любознательное ____________________, гармоничный

          ___________________, мечтательный ______________________, музыка XX века

          7. Какие из предложенных произведений сейчас прозвучат:

          М. Глинка. "Вальс-фантазия"

          М. Мусоргский. "Старый замок"

          Л. Бетховен. Симфония №7 (II ч.)

          Р. Вагнер. Антракт к III действию, из оперы "Лоэнгрин"

          К. Дебюсси. "Сирены"

          Л. Бетховен. Симфония №9 (IV ч.)

          Тест №2

          1. Она всецело принадлежит музыке. Именно с неё и начинается музыка как особое искусство.

          __________________________________

          2. Кому из композиторов принадлежат слова: "Мелодия - душа музыки". _____________________

          3. Этот музыкальный жанр поётся ночью в честь возлюбленной. ____________________________

          4. Какого композитора А. Рубинштейн называл Гелиосом - богом солнца в музыке?

          ___________________________

          5. Об этом произведении композитор так писал в своём письме: "Передо мной моя погребальная

          песнь. Не могу оставить её незавершённой". ______________________________________

          6. Мелодия, которая начинается сразу с высшей своей точки. _______________________________

          7. Плавная, напевная мелодия. ______________________________________

          8. Какие из предложенных произведений сейчас прозвучат:

          Ф. Шуберт. "Серенада"

          В. Моцарт. "Маленькая ночная серенада"

          В. Моцарт. Реквием. "Lacrimosa"

          П. Чайковский. Па-де-де из балета "Щелкунчик"

          Примерные вопросы тестирования для итогового контроля

          1. Как называется музыка XX века: а) романтизм;

          б) классицизм;

          в) античность;

          г) современность.

          2. Чтобы понять музыкальное произведение, мы обращаемся к двум сторонам. К каким?

          а) «почерк» автора;

          б) тема произведения;

          в) жанр;

          г) традиция.

          3. Организация музыкальных звуков по их длительности - это:

          а) гармония;

          б) ритм;

          в) мелодия;

          г) такт.

          4. Её называют высшей реальностью, душой всего существующего:

          а) романтика;

          б) фантазия;

          в) лирика;

          г) соната.

          5. Кто из композиторов написал фортепианный цикл «Картинки с выставки»:

          а) М. Глинка;

          б) А. Бородин;

          в) М. Мусоргский;

          г) П. Чайковский.

          6. Что является коренными свойствами ритма?

          а) фактура;

          б) симметрия;

          в) порядок;

          г) темп.

          7. Кто из композиторов написал «Болеро»?

          а) Ф. Шопен;

          б) И. Штраус;

          в) М. Равель;

          г) А. Хачатурян.

          8. Единица чередования сильных и слабых долей в музыке называется:

          а) метр;

          б) ритм;

          в) темп;

          г) такт.

          9. Кто из композиторов написал «Танец с саблями»?

          а) Ф. Шопен;

          б) И. Штраус;

          в) М. Равель;

          г) А. Хачатурян.

          10. Об этом мотиве из симфонии №5 композитор сказал: «Так судьба стучится в дверь». Кто этот

          композитор? а) Л. Бетховен;

          б) И. Штраус;

          в) Ф. Шопен;

          г) А. Хачатурян.

          11. Танцы мазурка, полонез, болеро пишутся в размере:

          а) 2/4;

          б) 3/4;

          в) 4/4;

          г) 5/4.

          12. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?

          а) Л. Бетховен. Симфония №5;

          б) Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор;

          в) М. Мусоргский. «Старый замок»;

          г) И. Штраус. Вальс «Сказки венского леса».

          © 2010-2022