Рабочая программа по внеурочной деятельности Шумовой оркестр

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14» города Верхняя Тура

Утверждено Согласованно

на заседании МО зам. Директора по УВР

от «__» _________2015 _________ Щукина М.В

от «__» _________2015


Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Шумовой оркестр»

для 1- 4 классов



Составила: Витужникова О.Ю.

Учитель музыки и педагог

дополнительного образования

высшей категории


2015 год

СОДЕРЖАНИЕ:

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

1.1Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном процессе 3

1.2 Цель и задачи учебного предмета 4

1.3 Срок реализации учебного предмета 4

1.4 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета 5

  1. Сведения о затратах учебного времени 5

  2. Форма проведения аудиторных занятий 5

  3. Методы обучения 5

  4. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета 5

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7

2.1 Учебно-тематический план 7

2.2 Годовые требования 11

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 12

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК 13

4.1 Аттестация 13

4.2 Критерии оценки 14

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 15

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном процессе

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шумовой оркестр» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а так же на основе авторской программы Гузиной Т.Н. «Детский шумовой оркестр» МОУ ДОД «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское 2009г.

Программа базируется на основных нормативных документах:

• Письмо Минобрнауки РФ т 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» (вместе с "СанПиН 2.4.4.1251-03. 2.4.4. Гигиена детей и подростков. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования)

• Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шумовой оркестр» имеет художественно-эстетическую направленность, ориентирована на воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям музыкальной культуры, обучение игре на шумовых инструментах и более полное развитие у детей уже имеющихся музыкальных способностей.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. Занятия в шумовом оркестре развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.

Предлагаемая программа рассчитана для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы.


  1. Цель и задачи учебного предмета

Цели предмета:

1) выявление и развитие музыкальных способностей детей: звуковысотных навыков, метроритмических навыков, развитие музыкальной памяти и слуха.

2) знакомство с первоначальными навыками игры в ансамбле, приобщение детей к формам совместного музицирования, формирование начальных исполнительских навыков, воспитание творческих навыков (импровизация).

3) овладение элементарными теоретическими знаниями.

Задачи программы:

образовательные:

- обучать основам техники игры на шумовых инструментах,

- формировать необходимые умения и навыки игры на инструментах;

развивающие:

- способствовать развитию выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости;

- развивать память, умение концентрировать внимание;

- развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус;

воспитательные:

- воспитывать интерес, любовь и потребность к занятиям музыкой;

- воспитывать культуру общения в коллективе.

1.3 Срок реализации учебного предмета

При реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Шумовой оркестр» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий составляет: в 1 классе - 33 часа, 2-4 класс - 34 часа в год.


  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Шумовой оркестр» при 4 -летнем сроке обучения составляет 135 часов аудиторных занятий.


  1. Сведения о затратах учебного времени

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-год

4-год

Всего

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

8

Количество недель

16

17

17

17

17

17

17

17

135

Аудиторные занятия (час)

16

17

17

17

17

17

17

17

135

Количество часов

16

17

17

17

17

17

17

17

135


  1. Форма проведения аудиторных занятий

Основной формой работы по программе «Шумовой оркестр» является групповое занятие. Возможны мелкогрупповые занятия (от 2-х человек) занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.


  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

1.8 Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета


Основу школьного шумового оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты-игрушки, рассчитанные на начинающих исполнителей: всевозможные ударные инструменты - погремушки, ложки, треугольник, трещотки, кастаньеты, пандейры, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны, разного размера барабаны, бубны, тарелки (одинарные и парные) и так далее. Состав оркестра дополняется фортепиано (баяном, аккордеоном), на котором играет сам педагог или концертмейстер, а так же использование компьютера, СД проигрывателя для прослушивания и исполнения произведений в записи.

При организации школьного шумового оркестра важно следовать определённым правилам. Учащиеся должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на подставки или небольшие столики (но не на колени, чтобы дети не сгибались над ними). Треугольники подвешивают на специальные подставки с устойчивым основанием, а некоторые инструменты дети могут класть на колени до начала игры на них.

Детских музыкальных инструментов и инструментов-игрушек существует великое множество и ассортимент их постоянно пополняется новыми моделями и модификациями старых. Необходимо выбрать инструменты, отвечающие требованиям музыкального и эстетического воспитания детей.

Не все звучащие инструменты можно использовать в оркестре. Так, существуют различные инструменты-игрушки, имитирующие внешний вид традиционных инструментов, но, как правило, их настройка и подстройка невозможно и они звучат фальшиво.

Количество инструментов, необходимое для занятия, зависит от их цели и от величины группы. Желательно иметь полный набор инструментов для педагога (на них он демонстрирует приёмы игры) и хотя бы ещё один - два полных набора для детей.

Организуя оркестр, следует позаботиться заранее о подставках для детей и для нот.

Среди используемых в школьном шумовом оркестре так называемых ударных инструментов есть такие, источником звука в которых является мембрана (из кожи или пластика) - это мембранофоны (барабаны всех видов, бубны) и такие, источником звука которых служит сам материал, из которого они сделаны, - это идиофоны или самозвучащие инструменты - маракасы, треугольник, бубенцы, трещотки, кастаньеты, тарелки, металлофоны, ксилофоны и т. п.).

Для практического рассмотрения важно, что одни из них обладают определённой высотой звучания, а другие не обладают ею. Первые можно назвать «мелодическими» (металлофоны, ксилофоны, колокольчики), а вторые - шумовыми или «ритмическими» (все остальные из перечисленных). Этой условной классификации и будем придерживаться.

Шумовые («ритмические») ударные инструменты.

Это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.

В шумовом оркестре могут использоваться все традиционные ударно-шумовые инструменты.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


2.1 Учебно-тематический план


Первый класс


№ п/п

Тема занятия

Кол-во

Часов

УУД

Первое полугодие

Личностные УУД:

понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитор, исполнителя, слушателя.

Познавательные УУД:

усвоение элементов музыкального языка как средства создания музыкальных образов;

овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений;

осмысление знаковых (элементы нотной грамоты) и символических (различные типы интонаций) средств выразительности музыки;

Регулятивные УУД:

опора на имеющий жизненно-музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями;

планирование собственных действий в процессе исполнения музыки;

прогнозирование результата музыкальной деятельности (качество музицирования, коррекция недостатков исполнения);

оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения /переживания/ других слушателей.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке;

умение строить речевое высказывание в устной форме («эмоциональный словарь»);

освоение способов взаимодействия в коллективной, групповой, работе в паре при исполнении музыки;

осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективном музицировании.

1

Вводное занятие

1

2

Звуки музыкальные и шумовые

1

3

Звуки долгие и короткие

1

4-6

Равномерное движение звуков

3

7-9

Ровное чередование длительностей

3

10-11

Громко, тихо

2

12-13

Звуки низкие, высокие

2

14-15

Сильная и слабая доли

2

16

Закрепление пройденного

1

Второе полугодие

17

Повторение пройденного

1

18-20

Дирижер, концертмейстер, оркестр

3

21-24

Дирижерские жесты: «внимание», «снять», «вступить», «одновременно», синхронная игра

4

25-27

Движение под музыку

3

28-29

Характер музыки

2

30-32

Совместная игра

3

33

Концерт для родителей

1

Итого: 33

Второй класс


№ п/п

Тема занятия

Кол-во

Часов

УУД

Первое полугодие

Личностные УУД:

углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей;

познание разнообразных явлений окружающей действительности - отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям;

эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы;

понимание единства деятельности композитор, исполнителя, слушателя.

Познавательные УУД:

расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки;

овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений;

формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и музыкальным занятиям, позитивного эмоционального отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности;

осмысление знаково-символических элементов музыки;

рефлексия способов действия при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкального произведения.

Регулятивные УУД:

постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования;

планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций;

музицирование на основе разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов;

оценивание собственной музыкально-творческой деятельности.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности;

расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, поиске информации о музыке и музыкантах, употреблении музыкальных терминов;

воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на диалог с культурой других народов, стран.

1

Вводное занятие

1

2

Звуки долгие и короткие

1

3

Равномерное движение звуков

1

4-5

Ровное чередование длительностей

2

6

Громко, тихо

1

7

Звуки низкие, высокие

1

8-10

Сильная и слабая доли

3

11

Дирижерские жесты: «внимание», «снять», «вступить», «одновременно», синхронная игра

1

12-13

Движение под музыку

2

14-15

Характер музыки

2

16

Итоговое занятие

1

Второе полугодие

17-18

Музыкальный размер

2

19-20

Двухдольный размер

2

21-25

Танцы и пьесы в двухдольном размере

5

26-30

Марш. Маршевая музыка

5

31-33

Закрепление изученного. Подготовка к концерту

3

34

Концерт для родителей

1

Итого: 34


Третий класс


№ п/п

Тема занятия

Кол-во

Часов

УУД

Первое полугодие

Личностные УУД:

углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей, в своей жизни;

усвоение жизненного содержания музыкальных образов на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего региона, России, мира, знаний о музыке и музыкантах;

усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества.

Познавательные УУД:

закрепление представлений о музыкальном языке произведений, средствах музыкальной выразительности, формы-композиции в различных жанрах народной и профессиональной музыки;

формирование на этой основе словаря музыкальных терминов и понятий;

совершенствование умений и навыков интонационно-образного жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений на основе понимания интонационной природы музыки и использования различных видов музыкально-практической деятельности;

Регулятивные УУД:

целеполагание в постановке учебных задач в опоре на имеющий жизненно-музыкальный опыт при изучении новых музыкальных сочинений при восприятии и разных формах музицирования;

Коммуникативные УУД:

совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;

поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения;

совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей родины, толерантности к культуре других стран и народов.

1

Вводное занятие

1

2

Двухдольный размер

1

3-7

Танцы и пьесы в двухдольном размере

5

8-12

Марш. Маршевая музыка

5

13

Трехдольный размер

1

14-15

Игра пьес и танцев в трехдольном размере

2

16

Итоговое занятие

1

Второе полугодие

17-21

Игра пьес и танцев в трехдольном размере

5

22-26

Танцы и пьесы в двухдольном размере

5

27-33

Закрепление изученного. Подготовка к концерту

7

34

Концерт для родителей

1

Итого 34 часа

Четвёртый класс


№ п/п

Тема занятия

Кол-во

Часов

УУД

Первое полугодие

Личностные УУД:

углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей, в своей жизни;

усвоение жизненного содержания музыкальных образов на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего региона, России, мира, знаний о музыке и музыкантах;

усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества.

Познавательные УУД:

закрепление представлений о музыкальном языке произведений, средствах музыкальной выразительности, формы-композиции в различных жанрах народной и профессиональной музыки;

формирование на этой основе словаря музыкальных терминов и понятий;

совершенствование умений и навыков интонационно-образного жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений на основе понимания интонационной природы музыки и использования различных видов музыкально-практической деятельности;

Регулятивные УУД:

целеполагание в постановке учебных задач в опоре на имеющий жизненно-музыкальный опыт при изучении новых музыкальных сочинений при восприятии и разных формах музицирования;

Коммуникативные УУД:

совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;

поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения;

совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей родины, толерантности к культуре других стран и народов.

1.

Вводное занятие

1

2-3

Повторение двухдольного и трехдольного размера

2

4

Буквенное обозначение звуков

1

5-9

Игра на металлофоне и ксилофоне по буквенным обозначениям

5

10-16

Игра пьес в ансамбле с разными ритмическими рисунками

7

Второе полугодие

17-19

Разбор программы для итогового прослушивания

20 - 31

Работа над итоговой программой

32 -33

Подготовка к концерту

34

Итоговое выступление


2.2 Годовые требования

Первый класс


Ребенок первого года обучения должен знать и понимать понятия:

• Звуки музыкальные и шумовые

• Звуки долгие и короткие

• Равномерное движение звуков

• Ровное чередование длительностей

• Громко, тихо

• Звуки низкие, высокие

• Сильная и слабая доли

• Дирижер, концертмейстер, оркестр

• Дирижерские жесты: «внимание», «снять», «вступить», «одновременно», синхронная игра

• Характер музыки

Второй класс

Ребенок второго года обучения должен знать и понимать понятия:

• Звуки долгие и короткие

• Равномерное движение звуков

• Ровное чередование длительностей

• Громко, тихо

• Звуки низкие, высокие

• Сильная и слабая доли

• Дирижерские жесты: «внимание», «снять», «вступить», «одновременно», синхронная игра

• Характер музыки

• Музыкальный размер

• Двухдольный размер

Третий класс

Ребенок третьего года обучения должен знать и понимать понятия:

• Двухдольный размер

• Танцы и пьесы в двухдольном размере

• Марш. Маршевая музыка

• Трехдольный размер

• Игра пьес и танцев в трехдольном размере

Четвертый класс

Ребенок четвертого года обучения должен знать и понимать понятия:

• Двухдольный размер

• Танцы и пьесы в двухдольном размере

• Марш. Маршевая музыка

• Трехдольный размер

• Игра пьес и танцев в трехдольном размере

Дирижерские жесты: «внимание», «снять», «вступить», «одновременно», синхронная игра

• Характер музыки

• Музыкальный размер

• Двухдольный размер

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Результатом освоения программы по внеурочной деятельности «Шумовой оркестр» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

• навык исполнения музыкальных произведений в ансамблевом исполнении;

• умение использовать выразительные средства для создания художественного образа;

• знания основ музыкальной грамоты;

• знание основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

• знание наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

• навык публичных выступлений;

• навык общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК


Критерии выступления:

Ребёнок обязательно исполняет песенку, выученную на уроке оркестра.

Оценивается:

- грамотное и точное исполнение ритмического рисунка;

- степень овладения инструментом, умение правильно держать палочку (металлофон, ксилофон), умение пользоваться инструментом;

- музыкальность исполнения;

- умение играть цельно - без ошибок и поправок.

4.1 Аттестация

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Шумовой оркестр» являются:

• Контрольные задания

• Контрольные уроки (1 раз в полгода)

• Публичные выступления

• Контрольные уроки с концертом для родителей

• Открытое занятие

Для детей данного курса обучения в конце каждого полугодия или учебного года - открытое занятие или контрольный урок с концертом для родителей .

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

• отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

• инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке;

• темпы продвижения.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним.

Итоговая аттестация

При прохождении итоговой аттестации ученик должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Шумовой оркестр» устанавливаются образовательной организацией самостоятельно. При проведении итоговой аттестации может применяться форма итогового концерта.

4.2 Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение ритмического текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

• формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

• наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

• овладение практическими умениями и навыками в ансамблевом исполнительстве;

• степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Желательно, чтобы дети, обучающиеся по данной программе, обладали определенными музыкальными способностями:

• музыкальный слух

• ритм

• память

Но эти показатели не являются главным критерием при обучении ребенка. Преобладающим фактором должны служить: интерес и желание заниматься музыкой. Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней.

Учащиеся осмысливают связь между явлениями и событиями, могут сделать простейшие обобщения. Они наблюдательны, способны определить:

• музыку веселую, радостную, спокойную

• звуки высокие, низкие, громкие, тихие

• в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная)

• на каком инструменте играют мелодию

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Необычные инструменты, созданные своими руками из баночек из-под йогурта, ведёрок из-под майонеза, отработавших своё фломастеров занимают важное место в составе детского шумового оркестра.

Способность понимать через собственные прикосновения, каким может быть звук - необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Нужно объяснить детям, что звук возможно извлекать такими приёмами, как потряхивание, постукивание пальцем, всеми или ладошкой, поскрёбывание. Научить получать удовольствие от сравнения звуков при различных способах звукоизвлечения. Общение детей с шумовыми инструментами развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

На уроке детей удобнее разместить полукругом так, чтобы они не мешали друг другу и на протяжении всего занятия все могли видеть педагога и доску, которая также понадобится.

Инструменты и приёмы игры на них

Основу детского шумового оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты-игрушки, рассчитанные на начинающих исполнителей: всевозможные ударные инструменты - погремушки, ложки, треугольник, трещотки, кастаньеты, пандейры, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны, разного размера барабаны, бубны, тарелки (одинарные и парные) и так далее. Состав оркестра дополняется фортепиано (баяном, аккордеоном), на котором играет сам педагог или концертмейстер, а так же возможно широко использовать аудио записи.

При организации детского шумового оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на подставки или небольшие столики (но не на колени, чтобы дети не сгибались над ними). Треугольники подвешивают на специальные подставки с устойчивым основанием, а некоторые инструменты дети могут класть на колени до начала игры на них.

При подборе музыкальных инструментов необходимо учитывать ряд общих положений.

Детских музыкальных инструментов и инструментов-игрушек существует великое множество и ассортимент их постоянно пополняется новыми моделями и модификациями старых. Необходимо выбрать инструменты, отвечающие требованиям музыкального и эстетического воспитания детей.

Не все звучащие инструменты можно использовать в оркестре. Так, существуют различные инструменты-игрушки, имитирующие внешний вид традиционных инструментов, но, как правило, их настройка и подстройка невозможно и они звучат фальшиво.

Количество инструментов, необходимое для занятия, зависит от их цели и от величины группы. Желательно иметь полный набор инструментов для педагога (на них он демонстрирует приёмы игры) и хотя бы ещё один - два полных набора для детей.

Организуя оркестр, следует позаботиться заранее о подставках для детей и для нот.

Среди используемых в детском оркестре так называемых ударных инструментов есть такие, источником звука в которых является мембрана (из кожи или пластика) - это мембранофоны (барабаны всех видов, бубны) и такие, источником звука которых служит сам материал, из которого они сделаны, - это идиофоны или самозвучащие инструменты - маракасы, треугольник, бубенцы, трещотки, кастаньеты, тарелки, металлофоны, ксилофоны и т. п.).

Для нашего практического рассмотрения важно, что одни из них обладают определённой высотой звучания, а другие не обладают ею. Первые можно назвать «мелодическими» (металлофоны, ксилофоны, колокольчики), а вторые - шумовыми или «ритмическими» (все остальные из перечисленных). Этой условной классификации и будем придерживаться.

Шумовые («ритмические») ударные инструменты

Это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.

В детском шумовом оркестре могут использоваться все традиционные ударно-шумовые инструменты.

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Т.Э. Тютюнникова « Уроки музыки. Система обучения К. Орфа». Издательство «Астрель», Москва, 2002г.

2. Е.Н. Поплянова «Игровые каноны на уроках музыки». Издательство «Владос», Москва, 2002г.

3. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина «Музыка и движение» (упражнения, игры и пляски для детей 5-6лет). Издательство «Просвещение», Москва, 1983г.

4.Г.И. Анисимова «Новые песенки для занятий в логопедическом детском саду.Издательство «Каро», Санкт-Петербург, 2008г.

5. Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поём». Издательство «Советский композитор», Ленинград, 1990г.

6. Э. П.Костина « Камертон »- программа музыкального образования дошкольного и раннего школьного возраста. Издательство «Просвещение», Москва, 2008г.

7. А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». Издательский центр «Академия», Москва, 2005 г. Стр.125-127, 131-132.

8. Е.И. Юдина «Мой первый учебник по музыке и творчеству». Издательство «Аквариум», Москва, 1997г.

9. Е.И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества». Издательство «Аквариум», Москва, 1999г.

10. Л.Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Издательство «Просвещение», Москва, 1986г.

11. Ю. Васильев, А. Широков «Рассказы о русских народных инструментах».

Издательство «Советский композитор», Москва,1976г. Стр.3-21.

12. «Методические рекомендации к урокам музыки». Издательство «Музыка», Москва, 1971г. Стр. 80-113.

13. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы. Третий класс». Издательство «Просвещение». Москва, 1988г.

14. Н. Ветлугина «Музыка в детском саду». Издательство «Музыка», Москва, 1980г. Стр.20,36-53, 67-79.

15. Л.А. Волкова «Песенник для малышей». Издательство «Музыка», Москва, 1986г.

16. Н.А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду». Издательство «Просвещение», Москва, 1982г. Стр.179-210.

17. А. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Теория и методика музыкального воспитания детей». Издательство «Просвещение», Москва, 2004г.

18.«Музыка в школе».№5, 2008г. Стр.58.

19.«Музыка в школе».№2, 2006г. Стр.55-58,63-64.

20. «Музыка в школе».№ 1, 2008г. Стр.39-40.

19


© 2010-2022