• Преподавателю
  • Музыка
  • Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и педагога дополнительного образования

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и педагога дополнительного образования

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и педагога дополнительного образования

МОУ «Гимназия №23» г.о. Саранск Республики Мордовия

Митрюхиной Елены Александровны

«Музыка - мощнейшее средство формирования ребенка:

его сознания, характера, ценностных установок,

умственных способностей и нравственности».

А. Мухамбетова

В современных условиях социально-культурного развития общества особо актуальной для школы становится задача воспитания растущего человека как культурно-исторического субъекта, способного к творческому саморазвитию и самореализации. В течение нескольких лет я работаю по проблеме «Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через занятия вокалом»

infourok.ru/user/mitryuhina-elena-aleksandrovna/progress

numi.ru/docs/2015/09/24/1443113143.doc

«

Актуальность проблемы.

Процесс образования в школе направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе. Важно, чтобы выпускники школы вышли в большую жизнь самостоятельными, социально адаптированными, успешными, разносторонне развитыми гражданами с активной жизненной позицией, способными сделать ответственный выбор в своей жизни.

Музыка - это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.

Задачи, которые стоят перед каждым учителем музыки - введение детей в мир музыки, приобщение их к искусству и в связи с этим расширением их духовной сферы, воспитание чувств. Занятия музыкой формируют духовность личности, её нравственный стержень, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде, к тому, что возвышает человека. Богатство эмоциональной жизни - условие нравственного роста.

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».

Главная задача моего предмета музыки - раскрыть внутренний потенциал, самобытность личности, ее способность к самовыражению. Ребенок всегда творит, и каждый раз - «новое», никогда не повторяясь. Для меня всегда важно творческое единение с детьми.

Я стараюсь пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Уроки музыки должны дать те знания и навыки, которые помогут и по окончании школы музыкально развиваться, воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной жизни. Занятия вокалом - это и дыхательная гимнастика, и раскрытие в ребёнке скрытых потенциалов, эмоциональное сопереживание, и развитие индивидуальности.

Урок музыки - это, прежде всего, урок искусства, на котором учащиеся должны приобрести яркий и эмоциональный опыт общения как с мировым искусством, так и с культурой Мордовии, получить представление о разнообразии музыкального наследия мордвы, почувствовать себя частичкой народа, имеющего древние этнические традиции, сформировать в себе чувство гордости за свой народ. В процессе ознакомления с народным музыкальным творчеством сегодня ставится задача не только разучить и исполнить песню на мордовском языке, а создать условия для формирования высоких нравственных качеств личности ребёнка на полихудожественной основе взаимодействия разных видов искусств.

Следуя принципу последовательности, задачи обучения можно разделить на 3 группы с учётом возрастных особенностей учащихся, используя при этом все урочные и внеурочные виды деятельности:

- для младших школьников наиболее актуальной является задача воспитания интереса к музыке Мордовии (народной и композиторской), традициям и быту мордовского народа, приобретение творческого опыта, освоения доступного музыкального материала, закладывания основ развития чувства этностиля;

- для учащихся средних классов можно выделить задачу освоения комплекса знаний, умений и навыков на основе устойчивого интереса к культуре и искусству Мордовии, приобретение опыта творческой деятельности, воспитание гордости за свою «малую» родину и уважительного отношения к традициям и культуре других народов;

- учитывая реалии современного общества, старшие школьники должны уметь самостоятельно приобретать знания на полихудожественной основе, накапливать опыт личностно-значимой деятельности (исследовательской, творческой, проектной и т.д.), знать выдающихся представителей культуры и искусства Мордовии, понимать значение культурного наследия Мордовии в Российском и мировом пространстве.

В своей урочной и внеурочной деятельности, как теоретическую базу, использую программы и пособия, разработанные ведущими педагогами Мордовии:

  • Одинокова Т.И. Мордовская музыка в начальной школе.- Саранск: Мордов: кн. изд-во, 1994;

  • Ситникова Н. От песни до симфонии, или Давайте слушать музыку!: Сказки, сказы и рассказы, в которых Фагот Иванович повествует о Мордовской музыке и мордовских музыкантах. Для младшего и среднего школьного возраста; - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989;

  • Одинокова Т.И. Мордовский музыкальный фольклор в школе: Хрестоматия к программе по музыке (1-4). - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004;

  • Карпушина Л.П., Абудеева Н.Б. Изучение музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие /МО РМ, МРИО. - Саранск, 2008;

  • Бражник Л.В., Галкина И.А., Павлова - Копаева С.Н. Мордовская музыка на уроках сольфеджио: Учебное пособие / под ред. Н.И.Бояркина. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1999;

  • Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство - Мордов. кн. изд-во 1983

Систематические занятия вокалом развивают экономное дыхание, благотворно влияют не только на функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их.

Еще одно важное достоинство пения - оно помогает расслабиться, избавляет от стрессов, облегчает общение. Эти свойства пения особенно ценны для современных детей. Так что занятия вокалом, овладение приёмами классического и всеми формами народного певческого искусства - один из путей к здоровью и очень важная составляющая здорового образа жизни.

Концептуальность

(своеобразие и новизна опыта, обоснование

выдвигаемых принципов и примеров).


Музыкальное воспитание в школе наиболее эффективно осуществляется при сочетании классной и внеклассной работы. С одной стороны, урок - основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человечеством опыта в форме материальной и духовной культуры.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в том, что применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование разных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим перед школой.

С другой стороны внеклассная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является всё же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности.

Внеклассная работа открывает перед школьником возможность углубленно заниматься тем, что их влечёт. Учитель же имеет возможность больше приобщить их к музыке, формировать самостоятельность и творческую активность.

Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных на уроках, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:

  • в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

  • в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;

  • в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;

  • в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;

  • в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в общеобразовательной школе.

К ним относятся:

1) образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

3) креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

5) рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;

6) профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;

7) интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;

8) функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

9) функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга - тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства.

По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Особенно это отраженно в работе с одарёнными детьми.

Стимулированию интереса к музыкальной деятельности способствует создание ситуации успеха. Это особенно необходимо, когда ребёнок проявляет старание, но испытывает затруднения. Поощряя детей, учитель создаёт ситуацию успеха, а переживание радости придаёт им силы, уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус. Успех, радость достижения цели многим учащимся помогает поверить в свои силы, утвердится в собственных глазах и мнении товарищей.

Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувства мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка.

Постепенно накапливая свои впечатления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

Проведение в Мордовии в последние годы больших мероприятий, поднимающих самосознание мордовского народа - «Шумбрат, Финно-Угрия!», 1000-летие вхождения Мордовии в состав Российского государства, способствует тому, что дети с интересом и любовью изучают культуру и язык родного края. Ведущие коллективы Мордовии - «Келу», «Росичи», «Умарина», «Торама» и др. являются частыми гостями школьных залов, многие мои ученики становятся участниками этих коллективов (Дотолев Алексей-солист «Разгуляя» в данный момент участник военного хора им. А.Алексанрова., Москвина Дарья, солистка фолк-группы «Морденс», Шабаев Максим, участник коллектива «Торама», Чепарёв Олег, участник группы «Гайги моро».

Наличие теоретической базы опыта.


Работая много лет в МОУ «Гимназия №23» г.о.Саранск, руковожу вокальной студией «Сюрприз». Вокальный коллектив исполнял произведения композиторов Мордовии -Анны Панишевой, А.Спиркиной , В. Радионова и т.д , обработки народных мордовских песен, из репертуара известных коллективов. Вокальный коллектив гимназии неоднократно становился победителем и призёром вокальных конкурсов.

Вокальный коллектив «Сюрприз» имеет звание - «Образцовый коллектив»

Педагогическая проблема «Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через занятия вокалом»

(infourok.ru/user/mitryuhina-elena-aleksandrovna/progress

numi.ru/docs/2015/09/24/1443113143.doc)

В работе над проблемой, мной была разработана программа для вокальной студии. Данная программа направлена на создание условий для развития личности ребёнка, настраивает на духовный, здоровый образ жизни, что становится важным аспектом профилактики асоциального поведения личности воспитанника.

Происходит формирование эстетической культуры и индивидуальных творческих способностей детей, на основе природных задатков и интересов учащихся.

Программа способствует укреплению психического и физического состояния ребёнка, укрепляет дыхательный аппарат (Огороднов Д.Е.), помогает детям в освоении иностранного языка, приобщает к культуре поведения и взаимоотношения, повышает статус ребёнка в школе и семье.

Содержание программы:

Программа имеет четырёхуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод "шаг за шагом").

В основном в своей работе я опираюсь на опыт известных педагогов

Огороднова Д.Е., учителя-исследователя В.В.Емельянова. Программа «Развитие голоса» может быть применена в любом общеобразовательном учреждении.

Оптимальность и эффективность средств.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках и во внеурочной деятельности, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ.

Поэтому стараюсь идти в ногу со временем и использовать все современные технологии, которые нам предлагает наше общество: это применение на уроках персонального компьютера, мультимедийного проектора, музыкально-акустической системы, музыкального центра и др.

На своих уроках музыки, а также внеклассных мероприятиях я применяю разнообразные технологии и музыкальные программы. Так, например, использование компьютерных презентаций позволяют экономить время на объяснение нового материала, на закрепление изученного, повышают эффективность воздействия учебного материала на обучающих. Способствуют повышению интереса к изучаемому предмету.

Для пения различных песен или сочинения я использую такие программы как VocalJam или KarMaker. Эти программы построены по одному принципу - проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни, всё это способствует огромному интересу у учащихся.

Огромную помощь на уроках музыки дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Детям интересно проследить историю развития той или иной группы, узнаете о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний я использую раздел Викторина, где можно проверить знания по различным музыкальным темам.

Для изучения композиторов-классиков я использую в своей работе программу «Энциклопедия классической музыки». В ней представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе.

Учащимся нравится самостоятельно получать знания, искать информацию в этой программе. Она проста и интересна в обращении.

Для младших школьников я использую программу «Музыкальный класс», где есть возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Учащиеся могут самостоятельно получать знания, закреплять их с помощью проверочных заданий, анализировать свои ошибки, играть в различные музыкальные игры.

Таким образом, применение и использование компьютера и компьютерных технологий на моих уроках и на дополнительных занятиях необходимы. Всё это делает урок более эмоциональным, привлекательным, ярким, что способствует формированию интереса учащихся к изучению предмета - музыка.

Музыка в современном мире - это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Многое закладывается именно в школьном возрасте. Поэтому формирование интереса к музыке, поиски действенной методики музыкальной работы в школе является весьма актуальными.





© 2010-2022